Interested Article - Беликов, Юрий Александрович

Ю́рий Алекса́ндрович Бе́ликов ( 15 июня 1958 , Чусовой , Пермская область ) — русский поэт и прозаик , эссеист , литературный критик , журналист . Лидер литературно-поэтических объединений «Времири», «Дети стронция», «Политбюро», «Монарх», «Дикороссы». Входит в Высший творческий совет Союза писателей XXI века; как член жюри Илья-Премии , известен своей поддержкой начинающих поэтов и писателей.

Биография

Юрий Беликов родился 15 июня 1958 в г. Чусовой Пермской области в семье служащих.

Первые его стихи были напечатаны в 1974 году в заводской многотиражке «Металлург».

1970-е: Пермский университет

В 1975 году окончил среднюю школу № 1, поступил на филологический факультет Пермского университета . Тогда же, будучи 17-летним юношей, впервые встретился в Москве с поэтом Андреем Вознесенским (позже отношения переросли в дружбу). Во время учёбы в университете был студенческим редактором факультетской стенгазеты «Горьковец», где публиковал прозу и стихи социальной направленности не только филологов, но и представителей других факультетов, а также людей, не имеющих отношения к госуниверситету .

Основал поэтическую, «вокальную» (по принципу ВИА ) группу «Времири», в которую, кроме Юрия Беликова (ударные), входили факультетские поэты Юрий Асланьян (соло-стихи), Александр Попов (бас-стихи) и Алексей Иванов-Ширинкин (ритм-стихи). Филологический факультет окончил в 1980 (в один год с Ю, Асланьяном).

1980-е: «Дети стронция» и «Политбюро»

Юрий Беликов времён « Молодой гвардии »

Работал в газетах «Чусовской рабочий» (1980—1981, 1983—1986), « Молодая гвардия » (1981, 1987, 1988—1992), Пермском обкоме ВЛКСМ в качестве заведующего сектором культурно-массовой работы (1981—1982), в агитпоезде ЦК ВЛКСМ «Ленинский комсомол» — главным методистом по работе с художественными коллективами Нечернозёмной зоны РСФСР (1982—1983), в заводской многотиражке «Металлург» (1987—1988).

В 1985 году стал членом Союза журналистов СССР .

В качестве корреспондента пермской газеты « Молодая гвардия » принимает участие в экспедиции уфолога Эмиля Бачурина в аномальную зону близ села Молёбка Кишертского района Пермской области .

«Политбюро». В центре — Юрий Беликов в алтайской мантии «Махатмы российских поэтов», 1989.

Во многом усилиями Беликова в « Молодой гвардии » было создано литературное приложение «Дети стронция» ( 1989 - 1992 ), в котором публиковались яркие представители не только пермского андеграунда ( Владислав Дрожащих , Юрий Асланьян , Нина Горланова , Владимир Сарапулов, Юрий Власенко, Марина Крашенинникова), но и екатеринбургского, барнаульского, московского.

Параллельно «Детям стронция» создал поэтическую группу «Политбюро», что расшифровывается как «Пермское объединение литературных бюрократов». В её состав вошли сам Беликов ("генсек), Владислав Дрожащих («министр по идеологии и сельскому хозяйству», Юрий Асланьян («министр внутренних дел») и Анатолий Субботин («кандидат в члены политбюро»).

В 1989-м году, в Бийске ( Алтай ), куда на Первый всесоюзный фестиваль поэтических искусств «Цветущий посох» приехали авторы отечественного литературного подполья, члены пермского «Политбюро» стали его лауреатами, а Юрий Беликов был удостоен Гран-при и титула «Махатма российских поэтов».

В 1986—1987, в дополнение к высшему филологическому, Ю. Беликов получил ещё одно образование, окончив отделение журналистики Высшей комсомольской школы (ВКШ) при ЦК ВЛКСМ.

В 1988-м и 1990-м увидели свет две первые книги Юрия Беликова: «Пульс птицы» — в издательстве «Современник» и «Прости, Леонардо!» — в пермском книжном издательстве. В следующие 17 лет не было опубликовано ни одной книги, что стало психологической проекцией разочарования поэта в последствиях августовских событий , в которых он принимал непосредственное участие, будучи защитником Белого дома .

1990-е — начало 2000-х: «Монарх» и «Дикороссы»

Юрий Беликов времён « Юности » (нач. 1990-х)

В начале 1990-х его стихи публикуют журналы « Юность », « Знамя », « Огонёк ». В 1991-м принят в Союз российских писателей по устной рекомендации Андрея Вознесенского и трём письменным — критика Валентина Курбатова и поэтов Кирилла Ковальджи и Ольги Ермолаевой . В эти же годы Беликов на правах собкора по Уралу и Сибири входит в состав редколлегии журнала « Юность » (1992—1995), где создаёт рубрику «Русская провинция». Далее работал собкором газеты « Комсомольская правда » по Пермской области (1995—1998), « Трибуны » (с 1998), спецкором газеты « Труд ». В « Трибуне » и « Труде » ведёт основанную им рубрику: «Приют неизвестных поэтов». В дальнейшем работает обозревателем газеты « Звезда » .

В конце 1990-х создаёт новую — третью по счёту — литературную группу «Монарх», куда, кроме Беликова («Наследник») входят пермские поэты Валерий Абанькин («Окольничий»), Александр Кузьмин («Сокольничий»), Елена Медведева («Боярыня»), Дмитрий Банников («Стольник»), Анатолий Субботин («Спальник») и Василий Томилов ("Кравчий). Группа выступает на различных городских площадках, публикуется в столичной «Юности», пермском альманахе «Третья Пермь» и выпускает общий сборник «Монарх. Семь самозванцев» (Пермь, издательство «ПРИПИТ», 1999) с предисловием главного редактора журнала «Юность» Виктора Липатова.

Приостановив собственный выход к читателю, Юрий Беликов публикует других, будучи членом жюри молодёжной Илья-Премии (литературной премии памяти Ильи Тюрина ) и составителем выходящих в этой серии книг её первых лауреатов. Развивая эту инициативу, Беликов становится «вождём дикороссов» — «поэтов края бытия» . Произведения сорока авторов в географическом диапазоне от Норильска до Ставрополя вошли в составленную им книгу «Приют неизвестных поэтов (Дикороссы)» , в 2002-м году вышедшую в столичном издательстве «Грааль» . За этот проект Юрий Беликов был удостоен премии Союза журналистов России.

В 2002-м году Юрий Беликов был принят в члены Русского ПЕН-центра .

После 2005: «конец собственного бескнижья»

Два поэта: Андрей Вознесенский и Юрий Беликов. Кафе гостиницы «Рэдиссон-Славянская». На завтрак— первые экземпляры книги «Не такой. 2007 год.

Начиная с 2005 года, Юрий Беликов пробует себя в прозе: пишет повести „Изба-колесница“ и „Игрушки взрослого мужчины“. Первая — о встречах с 90-летней таёжной отшельницей на севере Пермского края и экспедиционном поиске (в котором Юрий сам принимал участие) „Колокола Дома Романовых“, затонувшего там же в 1913 году. Вторая — своеобразная коллекция беликовских муз. „Изба-колесница“ увидела свет в 1-2 номере 2007 года в литературно-художественном журнале „ День и ночь “. В 11-12 номере этого же издания опубликована вторая повесть. Повести были хорошо приняты критикой .

В 2005-м году в Великих Луках Беликов награждён Орденом-знаком Велимира „Крест поэта“ (награда, учрежденная в честь 120-летия со дня рождения Велимира Хлебникова ) за „утверждение идеалов великой русской литературы“ .

По выражению поэта, это стало концом „периода собственного бескнижья“.

В 2007 году в московском издательстве „Вест-Консалтинг“ выходит третья книга Ю. Беликова „Не такой“, привлекшая внимание читателей и профессионального сообщества. Книга была отмечена литературной премией имени П. П. Бажова и удостоилась высокой оценки Андрея Вознесенского :

Талант Юрия Беликова — это талант шамана, заклинателя и пророка. Ударяя в бубен стиха, он вызывает звуками духов земли и неба, и слово его наливается сполохами северного сияния, исторгая из глубины своей дар предвидения. Он пишет стихи-предсказания, которые сбываются по прошествии времени. Однажды Юра пришёл ко мне на Котельническую набережную 17-летним мальчиком, и я запомнил его таким — юным бунтарём в красной рубашке. Сегодня с нами говорит „Не такой“ — ранний мудрец, много повидавший и переживший. Недаром когда-то на Алтае поэты нарекли его „Махатмой“ .

C 2009 года Юрий Беликов — собкор „ Литературной газеты “, на страницах которой продолжил рубрику „Дикороссы“.

В 2013-м году (в год 55-летия поэта) увидела свет его четвёртая книга стихотворений „Я скоро из облака выйду“, названная по строчке стихотворения, о котором говорит Евгений Евтушенко . Она отмечена двумя престижными наградами — премией имени Алексея Решетова в Перми и всероссийской общенациональной премией „За верность Слову и Отечеству“ имени Антона Дельвига , учреждённой редакцией „ Литературной газеты “. И „Не такой“, и „Я скоро из облака выйду“ были хорошо приняты критикой (см., напр. ).

Его стихи публикуются в отечественных антологиях „Самиздат века“, „Современная литература народов России“, „Лёд и пламень“, „Молитвы русских поэтов“, „Слово о матери“, „Жанры и строфы современной русской поэзии“, „Гениальные стихи“, „45: параллельная реальность“, в „Антологии русского лиризма. XX век“. В 2007 году Ю. Беликов стал членом редколлегии журналов „День и ночь“ и „ Дети Ра .

Стихи и эссе Юрия Беликова публикуют самые разные журналы: „Киевская Русь“ ( Украина ), „ Наш современник “, „Зарубежные записки“ ( Германия ), „ Иерусалимский журнал “ ( Израиль ), журнал „ПОэтов“ Константина Кедрова , „Академия поэзии“ Валентина Устинова и др.

Участник V-го и VI-го Международных конгрессов „Русская словесность в мировом культурном контексте“ (2014, 2015), а также IV-го (2015).

В 2015 году попал в список „Сто поэтов Русского Безрубежья“ по версии журнала „ День и ночь .

В настоящее время живёт в Перми .

Восприятие творчества

К творчеству Ю. Беликова в разное время обращались самые полярные критики — «от Владимира Бондаренко из „Дня литературы“ до Евгения Минина из „Литературного Иерусалима“, от новосибирского „ евразийца “ Владимира Яранцева до шведа „туркменского разлива“ Ак Вельсапара. Генрих Сапгир называл Юрия Беликова „лёгкой бабочкой“ и „поэтом весомым“. Георгий Гачев сравнивал „со взрывом и прорывом Духа через вязкость энтропии“. Ольга Ермолаева — с „голосом чистой, сильной и красивой провинции“» .

Живущий в Иерусалиме поэт и критик Евгений Минин так характеризует главный вектор беликовского творчества:

…тоска по народу времён Пугачёва и Стеньки Разина , который когда-то поднимался против олигархов тех далёких столетий, пуская красных петухов в их дворцах-теремах, по-теперешнему — коттеджах-виллах. Я бы сказал, это затекстовый мотив многих стихов Юрия. И не письмом ли из прошлого становится крышка от малахитовой шкатулки из «Монолога уральского камнереза»? И не оборачивается ли подобием малахитовой крышки сама книга Беликова, отсылаемая в даль потомкам? Это не просто стихи. Это — шифр микроживописи, который — опять-таки — кому как ПРОЧИТАЕТСЯ…

На страницах журнала «Урал» омская поэтесса и критик Вероника Шелленберг даёт такую характеристику творчеству поэта:

Из чего же «лепится» интонация Беликова? Здесь и лёгкая ирония, просто вальсирование словом (но отнюдь не заигрывание!), и органичное соединение разных языковых пластов — от высоких, «скрижальных», до площадных. И всё это пульсирует, живёт, движется, дышит настолько, что в одно и то же стихотворение нельзя войти дважды — где-то сверкнёт неожиданный ракурс образа, как в кусочке перламутра на свету. Мальчишеское озорство, как в «Танце с тётками», и ошеломляющая пронзительность «За оградой» (памяти Виктора Астафьева)… Но в том и примечательность интонации Юрия Беликова, что сквозь иронию — о глубинном, а о глубинном — не без житейской мелочи. В мире его книги живут реальные люди, — там их дыхание, кашель и смех, топот сапог. Люди со всеми их высокими и сиюминутными порывами, ударами весла и топора. Там текут реки и голоса, летят птицы и шляпа Басё, там «дан проклятый дар, как дырка в атмосфере», там Пермь, Каир, Флоренция, Москва соседствуют с медвежьими углами…

«Удушающая дружба»: Евгений Евтушенко и Юрий Беликов в пермском драмтеатре. Вторая половина 1990-х.

Евгений Евтушенко , включивший стихи Беликова в антологию «Поэт в России — больше, чем поэт (Десять веков русской поэзии)», пишет в « Новых известиях »:

Редкий поэт входил в поэзию с такой, я бы сказал, корневой определённостью, как Юрий Беликов, будучи истовым почвенником и в то же время авангардистом, выросшим на впитанном с детства фольклоре… А как чудодейственно Беликов сохранил в памяти некогда мальчишеских, но до сих пор не устающих ног неповторимое ощущение щекочущих их пескарей, особенно когда заходишь с быстрины в неожиданно ласковую заводь… Но чувство родного края в отличие от многих почвенников не замыкается у Беликова на одной России, а могуче и естественно сливается с чувством такой же родственной связи с бескрайними просторами Земли и неба, с космосом, общим для всего человечества. .

Московский поэт и критик Александр Карпенко в «Литературных известиях» отмечает:

У поэзии Беликова — очень низкий антирейтинг. — Что это значит? Только то, что его стиль не чужд представителем разных направлений. О нём могли бы положительно написать и Бродский, и Кедров, и Проханов… А вы знаете, что делает выдумщика Беликова большим русским поэтом? Умение не только фантазировать, но и брать без фальцета очень высокие ноты… когда поэт, композиционными и стилистическими талантами которого мы восхищаемся, умеет ещё и «вышибить» слезу из доверчивого читателя, это уже, вне всякого сомнения, великий русский поэт.

Поэт-шестидесятник и критик Пётр Вегин в предисловии к публикации ранних стихов Ю. Беликова в журнале « Дон » отмечает:

Пётр Вегин и Юрий Беликов. В кулуарах VIII-го Всесоюзного совещания молодых писателей, 1984.

Есть поэты, которые набирают обороты постепенно и только с годами дают сильный свет. Юрий Беликов относится к другой, менее распространённой категории поэтов, в нём от природы сильный свет, от рождения. Порою он ярче, чем нужно, и светит даже в яркие дни. Но ведь его не выключишь — свет молодости, свет искусства. Ещё должно пройти время, появится опыт, чтобы свет его высвечивал только необходимое, самое главное. Помочь этому может не только время, но и публикации, которых Беликов давно заслуживает. Каждое печатное выступление поэта — это уточнение координат, возможность правильней использовать свою светоносность.

Он ярок и щедр — на слова, на краски. Повороты в его стихах круты, как и в жизни. Это хорошо, это свидетельствует о сопричастности к миру. Стихами Беликова движут Любовь и жажда Справедливости — в масштабе Человечества, никак не меньше. Так и должно быть с настоящим поэтом, потому что Человечество — это его родная семья, она его воспитала, научила лучшему, что имеет, открыла в нём самом свет. И только на этом основании Человечество вправе ждать от поэта, что он высветит нечто новое, необходимое всем для того, чтобы яснее разглядеть новый крутой поворот жизни.

Награды и звания

Примечания

  1. Беликов Ю. Время мотыльков // Звезда . 16 октября 2015. С. 1. (неопр.) . Дата обращения: 13 ноября 2015. 16 ноября 2015 года.
  2. от 6 ноября 2015 на Wayback Machine .
  3. от 16 ноября 2015 на Wayback Machine // Livejournal. Вл. Монахов, Братск-рай.
  4. от 26 апреля 2015 на Wayback Machine // Континент. 2003. № 115.
  5. от 22 ноября 2015 на Wayback Machine // Дети Ра. № 7-8 (33-34). 2007.
  6. от 22 ноября 2015 на Wayback Machine // Опубликовано в журнале: „Дети Ра“ 2008, № 7(45).
  7. от 16 ноября 2015 на Wayback Machine // Новый компаньон. 20 декабря 2005 г.
  8. См. напр.: (недоступная ссылка) // НеСекретно. 31.12.2013.
  9. от 22 ноября 2015 на Wayback Machine // Сайт Ирины Горюновой.
  10. от 22 ноября 2015 на Wayback Machine // Зинзивер. № 10(54), 2013. Литературно-художественный журнал Союза писателей XXI века и Союза писателей Санкт-Петербурга.
  11. (неопр.) . Дата обращения: 16 января 2010. 22 августа 2009 года.
  12. ↑ от 27 января 2016 на Wayback Machine // ОРЛИТА. Объединение Русских ЛИТераторов Америки.
  13. от 16 ноября 2015 на Wayback Machine // 45-я параллель. № 9 (9) от 19 августа 2006 г.
  14. Минин Е. от 17 ноября 2015 на Wayback Machine // Литературная Россия , № 10, 7 марта 2008.
  15. Шелленберг В. от 17 ноября 2015 на Wayback Machine // Урал . № 12, 2007 год.
  16. Евтушенко Е. от 7 ноября 2015 на Wayback Machine // Новые известия . 12 мая 2012 г.
  17. Карпенко А. от 17 ноября 2015 на Wayback Machine // Литературные известия. № 06 (110). 2014.
  18. от 22 декабря 2015 на Wayback Machine // Дон . № 10-12, 2015. Опубликовано: «Читальный зал» — национальный проект сбережения русской литературы.

Источники и ссылки

Публикации

  1. // Читальный зал.
  2. Владимире Пламеневском .
  3. // Русская виртуальная библиотека. 23 ноября 2008 г.
  4. .
  5. // ПГНИУ.
  6. // Зинзивер. № 10(54), 2013. Литературно-художественный журнал Союза писателей XXI века и Союза писателей Санкт-Петербурга.
  7. Евтушенко Е. // Новые известия . 12 мая 2012 г.
  8. // Livejournal. Вл. Монахов, Братск-рай.
  9. Сохраним воспоминания вместе // . С. 4.
  10. // 45-я параллель. № 9 (9) от 19 августа 2006 г.
  11. // Буквица. Журнал поэзии.
  12. // Союз писателей XXI века.
  13. // Журнальный зал.
  14. // Литературно-музыкальная студия Александра Васина-Макарова.
  15. // Новая литературная карта России.
  16. // Дон . № 10-12, 2015. Опубликовано: «Читальный зал» — национальный проект сбережения русской литературы.

Видео

  • // Программа «Библиотека Евгения Степанова» телекомпании «Диалог».
  • // Документальный фильм , 2015.

Same as Беликов, Юрий Александрович