По словам матери Юрия, его биологический отец, Кирилл Александрович Нагибин, погиб в 1920 году. Он был дворянином, и его расстреляли как участника белогвардейского восстания в
Курской губернии
(по словам самого писателя, был расстрелян на реке
Красивая Меча
в 1920 году «за сочувствие мужикам»
). Родившегося в
Москве
3 апреля
1920 года
сына мать Ксения Алексеевна Каневская воспитывала вместе с Марком Яковлевичем Левенталем, которому, как писал Юрий Нагибин, «я обязан намного больше, чем случайно зачавшему меня „другу русских мужиков“»
. Будущий писатель получил отчество Маркович и никто не узнал о его дворянском происхождении. Это позволило ему с отличием окончить школу и беспрепятственно поступить на сценарный факультет
ВГИКа
. Марка Левенталя в 1937 году сослали в
Кохму
Ивановской области
, где он и умер в 1952 году.
О Ксении Алексеевне, матери Нагибина рассказывает в своих воспоминаниях «Четыре друга на фоне столетия», записанных писателем и журналистом
Игорем Оболенским
, близкий друг Юрия Марковича — Вера Прохорова:
Я хорошо знала его мать. Ксения Алексеевна красавица была невероятная — тонкие черты лица, золотые волосы. Она была жёстким человеком, довольно острым на язык. Юрку обожала. Хотя когда я спросила её, хотела ли она ребёнка, Ксения Алексеевна ответила: «Вы с ума сошли, Вера, я со всех шкафов прыгала, чтобы случился выкидыш. Но сын всё равно родился. Лишь когда мне его принесли покормить, я почувствовала к нему нежность».
В 1928 году мать Нагибина вышла замуж за писателя Якова Рыкачёва
, который поощрял первые литературные опыты Юрия.
В 1930-х годах семья проживала в «Доме Печатника», ранее также известном как доходный дом Константинова, по адресу Армянский пер., д. 9/ Архангельский пер., д. 1/ Сверчков пер., д.1 (дом выходил сразу на три переулка), в районе
Чистых Прудов
в Москве. Юра учился в школе № 311 в Лобковском переулке (позднее — улица Макаренко). Воспоминаниям о своём довоенном детстве, друзьях и однокашниках, среди которых был целый ряд ставших позднее известными людей, в том числе Герой Советского Союза
Евгения Руднева
, Юрий Нагибин посвятил целый ряд произведений, таких как «Чистые пруды», «Школьный альбом», «Мой первый друг, мой друг бесценный». Особой строкой в творчестве и воспоминаниях писателя проходит образ его погибшего на войне лучшего друга Павлика, с которым он жил в одном доме и учился в одном классе. Имя друга получил и герой его фактически автобиографической повести с одноимённым названием «Павлик».
В начале войны институт
эвакуировали
в
Алма-Ату
, а Нагибин был призван в армию и осенью 1941 года отправлен на
Волховский фронт
в отдел политуправления. С января 1942 года — инструктор 7-го отдела Политуправления Волховского фронта, с июля 1942 года — старший инструктор 7-го отделения политотдела 60-й армии
Воронежского фронта
. В его фронтовые обязанности входили разбор вражеских документов, выпуск пропагандистских листовок, ведение радиопередач. После тяжёлой
контузии
в бою работал до конца войны специальным корреспондентом газеты «
Труд
». В 1943 году вышел первый сборник рассказов.
Работал в малой форме (рассказы, изредка повести), писал киносценарии, по которым снято более 40 фильмов.
В 1960-х годах читал лекции слушателям
Высших сценарных курсов
, входил в состав Художественного совета ВКСР
.
В начале 1963 года перенёс первый
инфаркт
после проблем со сценарием фильма «
Председатель
»
.
Член редколлегии журналов «
Знамя
» (1955—1965), «
Наш современник
» (1966—1981). Член правления СП РСФСР с 1975 года, правления СП СССР с 1981 года. Заслуженный работник культуры ПНР.
Третья жена — , племянница
П. И. Старковского
. В это время в жизни Нагибина появилась артистка эстрады , которую он называл своей женой.
Четвёртая жена (с 1960 по 1968 год) —
Белла Ахмадулина
, с которой, по свидетельствам самого писателя в его опубликованном «Дневнике» и мемуарах
Василия Аксёнова
«Таинственная страсть», Нагибин расстался из-за смелых сексуальных экспериментов поэтессы
.
Пятая жена (с 1968 по 1994 год) — , ленинградская переводчица
.
«Завтра в шестой раз сочетаюсь законным браком. Не отболел, не отвалился струп, а я снова лезу на рожон. Поистине каждый спасается, как может. Впервые я делаю это по собственному желанию, без всякого давления извне, с охотой, даже радостью и без всякой надежды на успех». Юрий Нагибин, «Дневник», 1969 год
У Нагибина не было детей. Его жена Алла заявила в интервью: «Во всяком случае, я могла иметь от него детей. Но это случилось после
вторжения советских войск в Чехословакию
. И он мне сказал: „В этой стране я не хочу иметь детей“. Он очень серьёзно относился к продолжению рода. В этой стране он не видел будущего для детей»
.
Творчество
Нагибин переживал о том, что ему приходится писать не то, что он думает на самом деле. Он оправдывался: «Я мог зарабатывать только пером. И на мне было ещё три человека. Берут — хорошо, дают деньги. Я приезжаю домой — там радовались».
Нагибин выдумывал статьи и выдавал их за реальную жизнь: «Один раз продержался на том, что писал месяц для газеты о Сталинском избирательном округе. (Это было в 1950 году). А там у меня какие-то цыгане табором приходят голосовать за Сталина с песнями-плясками, а их не пускают. Они кричат, что хотят отдать свои голоса за любимого вождя… Грузинский лётчик-инвалид, сбитый в бою, приползает на обрубках… Редактор спрашивает: „Скажите, что-нибудь из этого всё-таки было?“. Я говорю: „Как вы считаете, могло быть?“. Он: „Но мы же могли сесть!“. Но не только не сели, а ещё и премиальные получили!»
Нагибин делил литературу на халтуру и искусство. Халтуру в своём «Дневнике» сравнивал с водкой
: «
Халтура заменила для меня водку. Она почти столь же успешно хотя и с большим вредом позволяет отделаться от себя. Если бы родные это поняли, они должны были бы повести такую же самоотверженную борьбу с моим пребыванием за письменным столом, как прежде с моим пребыванием за бутылкой. Ведь и то, и другое — разрушение личности. Только халтура — более убийственное
»
.
Халтурой Нагибин называл литературную подёнщину советских писателей, сочинение газетных статей, — сначала посвящённых вождю, а позже восхваляющих
социалистический строй
, — и сценариев к советским кинофильмам. В то же время он осознавал другую сторону своей деятельности: «
стоит подумать, что бездарно, холодно, дрянно исписанные листки могут превратиться в чудесный кусок кожи на каучуке, так красиво облегающий ногу, или в кусок отличнейшей шерсти, в котором невольно начинаешь себя уважать, или в какую-нибудь другую вещь из мягкой, тёплой, матовой, блестящей, хрусткой, нежной или грубой материи, тогда перестают быть противными измаранные чернилами листки, хочется марать много, много
».
Нагибин, по оценке
Андрона Кончаловского
, был талантливейшим писателем, журналистом и сценаристом
, но ему дорого пришлось заплатить за тёплое место под солнцем в советской системе. Единственной отдушиной для Нагибина стал его «Дневник», который впоследствии оказался самым лучшим и самым откровенным произведением писателя
.
Нагибин очень ответственно относился к писательскому творчеству, он до конца продумывал свои рассказы и фиксировал их в планах, прежде чем написать. Затем они претерпевали лишь стилистическую правку. Он пишет эпизоды, не судьбы, выявляя существенное в незначительном и повседневном. Благодаря этому, а также любви писателя к среднерусским лесам и болотам
Мещерского края
его проза обнаруживает родство с прозой
К. Паустовского
. Но тот воспринимал природу как любитель пеших прогулок, а Нагибин — как охотник (напр., «Когда утки в поре», 1963). По содержанию рассказы Нагибина очень разнообразны, хотя преобладают у него темы войны, природы, любви; он показывал людей всех слоёв общества, занятий и возрастных групп, часто и детей. Объединяет все его произведения то, что центральное место в них занимают человеческие отношения, вера в доброе в человеке, удачные психологические мотивировки и безупречность писателя в вопросах совести, чести, долга. Основной темой своего творчества Нагибин назвал однажды «пробуждение человека», а значит, узнавание заново своего окружения, более осознанное, положительное отношение к другому, а через это — к самому себе.
—
Вольфганг Казак
Библиография
Избранные произведения в 2-х томах. —
М.
: Художественная литература, 1973
Собрание сочинений в 4-х томах. —
М.
: Художественная литература, 1980—1981
Сочинения. В 11-ти т. —
М.
: Мосгорпечать, 1989—1993
Избранное. —
М.
: Терра, 1994
Юрий Нагибин, Сергей Рыков.
: интервью // Избранное : электр. изд.. — 2019. — 28 ноября.
Произведения
Человек с фронта. —
М.
: Советский писатель, 1943
Большое сердце. —
М.
: Советский писатель, 1944
Гвардейцы на Днепре. —
М.
: Молодая гвардия, 1944
Две силы. —
М.
: Молодая гвардия, 1944
Ценою жизни. —
М.
, 1944
Дважды рождённый. —
М.
, 1945
Слава Николая Чистова. —
М.
, 1945
Зерно жизни. Сб. рассказов. —
М.
: Московский рабочий, 1948
Государственное дело. —
М.
, 1950
Господствующая высота. —
М.
: Советский писатель, 1951
Партийное поручение. —
М.
: Воениздат, 1951
Всегда в строю. —
М.
: Воениздат, 1953
Рассказы. —
М.
: Молодая гвардия, 1953
Трубка. —
М.
: Правда, 1953
Рассказы о войне. —
М.
: Воениздат, 1954
Зимний дуб. Рассказы. —
М.
: Молодая гвардия, 1955
Яков Семёнович Рыкачёв (Шихман) (1893—1976) — прозаик, критик, активный член
РАППа
. В 1937 году был арестован. До 1940 года боролся с развитием приключенческой и научно-фантастической тематики в советской прозе («Наши Майн Риды и Жюль Верны» (
Молодая гвардия
, 1929, № 5, с. 87—91), после войны изменил свои взгляды и сам стал автором нескольких подобных произведений («Коллекция геолога Картье» (1963), «Дело Гельмута Шрамма» (1966), «Возвышение и падение Андрея Полозова» и др.) (от 24 марта 2018 на
Wayback Machine
)
от 9 июля 2021 на
Wayback Machine
// Высшие курсы сценаристов и режиссёров
от 11 июня 2020 на
Wayback Machine
// Высшие курсы сценаристов и режиссёров
↑
Наталья Дардыкина.
(неопр.)
. «
Московский комсомолец
». — № 1133 (7 апреля 2001).
Дата обращения: 15 августа 2018.
27 июня 2018 года.
(рус.)
.
newokruga.ru
. Новые Округа (3 апреля 2020).
Дата обращения: 25 июня 2023.
25 июня 2023 года.
↑ .
, с. 49.
, с. 138—141.
Анжелика Пахомова.
(неопр.)
. Собеседник.ру (14 июня 2012).
Дата обращения: 14 февраля 2013.
15 февраля 2013 года.
Юрий Нагибин.
(неопр.)
.
Дата обращения: 23 февраля 2013.
21 декабря 2014 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 23 февраля 2013.
Архивировано из 15 июля 2012 года.
Олег Павлов.
(неопр.)
.
Дата обращения: 23 февраля 2013.
17 января 2013 года.
= Lexikon der russischen Literatur ab 1917 /
В. Казак
; [пер. с нем.]. —
М.
: РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. —
ISBN 5-8334-0019-8
. — С. 271.
Солженицын А.
(неопр.)
.
Журнальный зал
. Опубликовано в журнале: «
Новый Мир
» №4, 2003.
Дата обращения: 3 октября 2020.
29 октября 2020 года.
Литература
Вера Прохорова.
Четыре друга на фоне столетия: Рихтер, Пастернак, Булгаков, Нагибин и их жёны : мемуары в письмах и воспоминаниях / Литературная запись и оригинальный текст
Игоря Оболенского
. —
М.
: Астрель, 2012. — 316 с. —
ISBN 978-5-271-40033-9
.
Юрий Нагибин.
Дневник / Общ. ред. Ю. Кувалдина. — 2-е изд., доп. и сверен. —
М.
: Книжный сад, 1996. — 698 с. —
ISBN 5-85676-043-3
.