Черчилль, Арабелла
- 1 year ago
- 0
- 0
«Арабелла» ( нем. Arabella) — опера Рихарда Штрауса соч. 79 в трёх актах, лирическая комедия. Последняя совместная работа композитора и автора либретто Гуго фон Гофмансталя . Опера создавалась в 1929—1933 годах, первое представление состоялось 1 июля 1933 года в Дрезденской опере . «Арабелла» — одна из самых исполняемых опер Штрауса, хотя и уступает по популярности « Кавалеру розы » .
Партия | Голос |
Исполнитель на премьере
1 июля 1933, Дрезден (Дирижёр: К. Краус ) |
---|---|---|
Граф Вальднер | бас | |
Аделаида, его жена | меццо-сопрано | Камилла Каллаб |
их дочери: | ||
Арабелла | сопрано | Виорика Урсуляк |
Зденка | сопрано | |
Мандрыка, богатый джентльмен | баритон | |
Маттео, офицер | тенор | Мартин Кремер |
поклонники Арабеллы: | ||
Граф Элемер | тенор | Карл Альбрехт Штрайб |
Граф Доминик | баритон | Курт Бёме |
Граф Ламорал | бас | Арно Шелленберг |
Фиакермилли | сопрано | |
Гадалка, портье, слуги Мандрыки, врач, компаньонка, кучер, официанты, игроки в карты, жильцы гостиницы, гости на балу. |
Продолжительность музыки 2 часа 40 минут. .
Действие происходит в 1860 году в Вене .
Действие 1. Обнищавший граф Вальднер надеется выгодно выдать замуж старшую дочь Арабеллу и поправить свои финансовые дела. Граф отправляет портрет дочери письмом старому богачу Мандрыке, не зная, что тот умер, и поселяется с семьей в гостиничных апартаментах в Вене. За красавицей Арабеллой настойчиво ухаживает молодой офицер Маттео, в которого тайно влюблена её младшая сестра Зденка. Младшую дочь родители переодели в мальчика, чтобы не тратиться на выходы в свет юной девушки. Зденка пишет Маттео нежные письма, подписываясь именем сестры. Сама Арабелла вздыхает о случайно встреченном незнакомце. Незнакомец оказывается племянником богача Мандрыки, который пленился красотой дамы на портрете и приехал в Вену в надежде отыскать её.
Действие 2. Венские горожане и аристократы веселятся вместе на традиционном «Балу извозчиков». Здесь встречаются Арабелла и молодой Мандрыка. Увлечённые друг другом молодые люди будят ревность в Маттео и он угрожает покончить с собой. Обеспокоенная Зденка передаёт офицеру очередное письмо и ключ от комнаты в гостинице, где он сможет увидеться с Арабеллой наедине. Мандрыка и Вальднер, случайно услышавшие этот разговор, недоумевают.
Действие 3. В апартаментах царит неразбериха. Маттео удивлен, что Арабелла не обращает на него внимания, хотя совсем недавно встречалась с ним наедине. Между Маттео и Мандрыкой назревает ссора, которая может обернуться дуэлью. Всё разрешается появлением Зденки в женском платье, которая признается, что писала Маттео письма и встречалась с ним под видом Арабеллы. Маттео прощает понравившуюся ему девушку. Арабелла и Мандрыка признаются друг другу в любви.
Либретто оперы считают одной из лучших работ Гуго де Гофмансталя, благодаря изящному слогу и мастерской прорисовке характеров . Гофмансталь, постоянный соавтор Рихарда Штрауса, чьё здоровье было подорвано самоубийством сына, скоропостижно умер в процессе доработки текста. Требовались переделки либретто, на которые Штраус в отсутствие Гофмансталя не мог решиться, в результате в опере имеются длинноты. Работа композитора над музыкой шла с большим трудом. .
Премьера оперы в Дрездене 1 июля 1933 года прошла с большим успехом. В том же году оперу показали в Вене. В 1934 году «Арабелла» вышла на сцены Ковент-Гардена и Монте-Карло , в 1936 поставлена в Генуе . Опера регулярно исполняется во многих театрах мира. Американская премьера состоялась в 1955 году в Метрополитен-опера , в России «Арабеллу» впервые увидели в 1974 году в Свердловске .
Написанная в стиле, музыка оперы использует австрийский и южнославянский фольклор , богата лирическими сценами, знаменитыми венскими вальсами и лендлерами . По сюжету и форме в ней, как и в другой комедии Штрауса, «Кавалер розы», прослеживаются элементы венской оперетты . Музыкальная ткань почти не содержит диссонансов , большой (89 инструментов) оркестр используется преимущественно камерными группами .
Многие критики отмечают «вторичность» «Арабеллы» в сравнении с «Кавалером розы», называя более позднюю оперу репликой, которая хуже оригинала, более искусной, но и более тяжеловесной и затянутой .