Пустое гнездо
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дворянское гнездо» — опера в четырёх актах и пяти картинах русского композитора Владимира Ребикова по одноимённому роману Ивана Тургенева . Завершена в 1916 году, клавир оперы опубликован в 1917 году в издательстве Юргенсона . Сам композитор определил жанр своего произведения как «музыкально-психографическая драма». Впервые поставлена 22 января 1995 года в Камерном музыкальном театре в Москве .
|
|
Характерной особенностью текста оперы стало строгое следование литературному первоисточнику: основу либретто составили диалоги, дословно перенесённые из романа Тургенева. Исключением являются присутствующие в либретто оперы три стихотворения Василия Жуковского : «Не прекрасна ли фиалка…» ( романс Лизы), «Когда я был любим» (романс Паншина) и «Блажен, кто без тебя тобой одним пылает» (романс Варвары Павловны), которые воссоздают атмосферу усадебного быта 1840-х годов .
В «Дворянском гнезде» Ребиков делает акцент на взаимоотношениях Лизы и Лаврецкого, внутренней жизни и переживаниях героев. Опере присуща камерность и малособытийность. По сравнению с романом Тургенева место действия в драме Ребикова практически не меняется . Своеобразие оперы проявляется в отсутствии увертюры и законченных ариозных построений .
Обозначив жанр своего произведения как «музыкально-психографическая драма», Ребиков указывал на его главную особенность: музыка в нём «является только средством вызывать в слушателях чувства и настроения» и может не иметь самостоятельного значения. Цель драмы виделась композитору в том, чтобы заставить слушателя «поверить в жизненную правду всего того, что он слышит и видит» . Для достижения этой цели Ребиков предъявлял повышенные требования к музыкантам. Так, в авторском предисловии к опере издания 1917 года он отмечал: «Если музыканты будут только „играть ноты“, то захвата, передачи чувств не воспоследует, и слушатель ничего не почувствует, останется холодным наблюдателем. А надо так играть, чтоб слушатель сам в душе своей перечувствовал все чувства, все настроения, которые по ходу драмы следуют. Только при этом условии, при игре с чувством, с настроением можно добиться того, что слушатели будут сочувствовать лицам драмы, поверят в истинность того, что перед ними происходит» .
Отдельные ремарки Ребиков посвятил исполнителям партий. Композитор особо подчёркивал, что все роли этой драмы, кроме романсов Паншина, Лизы и Лаврецкой, нужно исполнять «тоновым говором», а не пением. При этом романсы Лизы и Паншина, которые не учились петь, необходимо исполнять по-любительски, а романс Лаврецкой — артистически («видно, что брала уроки в Париже у хорошего профессора пения») .
Несмотря на интерес со стороны Владимира Немировича-Данченко , опера Ребикова вплоть до середины 1990-х годов не ставилась на театральной сцене. Лишь по прошествии десятилетий Мстислав Ростропович предложил поставить «Дворянское гнездо» Борису Покровскому . Премьера оперы на сцене Московского государственного академического Камерного музыкального театра состоялась 22 января 1995 года. В 2009 году оперный спектакль возобновлён в новой редакции. В 2018 году Мариинский театр в Санкт-Петербурге представил оперу Ребикова в концертном исполнении .