Interested Article - Джованьоли, Рафаэлло

Рафаэ́лло Джованьо́ли ( итал. Raffaello Giovagnoli ; 13 марта 1838 (1838-03-13) , Рим 15 июля 1915 , Рим ) — итальянский романист-историк.

Наибольшую известность приобрёл романом « Спартак » ( итал. Spartaco , 1874), который открывает собой большой цикл его исторических романов из истории Древнего Рима .

Биография

Мать Клодильда Стадерини скончалась при родах, когда Рафаэлло было 11 лет. Воспитанием мальчика занимался его отец Франческо — городской судья светской и реформистской культуры Монтеротондо . Франческо Джованьоли участвовал в Революции 1848—1849 годов в Папской области и, попав в плен, был приговорён к заключению папским трибуналом. Тем временем юный Рафаэлло с 10-летнего возраста изучал древнеримскую историю и перечитал труды историков античности и в 1850—1859 годах занялся изучением философии, итальянской и латинской литературы. Широкие познания позволили Рафаэлло попробовать себя в журналистике, но уже вскоре из-за патриотического порыва он отправился добровольцем с братьями Этторе, Марио и Фабио на войну. После смерти Фабио четверо братьев Джованьоли были названы Джузеппе Гарибальди .

Битва при Ментане завершила кампанию Римского Агро 3 ноября 1867 года

С 1862 года в течение пяти лет Рафаэлло Джованьоли преподавал литературу в Школе для унтер-офицеров. В 1866 году он принял участие в Третьей итальянской войне за независимость , уволился с братьями из армии и поступил под начало Гарибальди, участвуя в неудавшейся кампании Римского Агро за освобождение Рима .

Участвуя в военных кампаниях Джованьоли не оставлял занятие литературой, знакомился с произведениями зарубежных писателей — Шекспиром , Шиллером , Беранже — и публиковался в « Whistle» , « Spirit» , а позже в « Century». « Gazzetta di Firenze» публиковала по частям его первый роман «Эвелина», заслуживший популярность среди читателей. С таким же успехом были встречены его комедии « Un caro giovane » (1866) и « Вдова Потифара » (1867), а также «Дерзость и застенчивость» (1870). Выходивший по частям в 1873—1874 годах «Спартак» рассказывал о восстании рабов и подчеркивал жестокость порабощения. Джованьоли писал роман в кафе у театра Валле, где собиралась для общения группа интеллектуалов, включая , Пьетро Косса , с которыми литератор создал «Лигу правописания». Джованьоли также был автором исторических эссе, оказавшие большое влияние на революционные движения: « и дон Пирлоне. Историческая реконструкция Римской революции с 1846 по 1849 годы», «Пеллегрино Росси и Римская революция», «Итальянское Рисорджименто с 1815 по 1848 годы» .

С 1880 избирался депутатом парламента нескольких созывов.

Вернувшись к публицистике, он помог открыть газету « La Capitale », которой руководил несколько месяцев, пока она не отошла к « Il Diavolo rosa ». Эта газета носила схожую политическую окраску « La Capitale » и поддерживала чаяния Первого интернационала. Джованьоли также сотрудничал с « Universal Suffrage » и был редактором в римской «La Stampa» и « Don Pirloncino », шокировавшая своей острой сатирой правых и духовенство. В 1880-е годы он отвечал за литературную страничку в « Capitan Fracassa », затем отважился на политическую сатиру « Don Quixote della Mancha » и писал для « La Tribuna ». В 1890-е годы Джованьоли присоединился к партии « Parliament », возглавляемой Джованни Джолитти .

Рафаэлло Джованьоли был убежденным материалистом, антиклерикалом , защитником светского устройства общества, приверженцем левых . Он выражал свои идеи в публикациях, выступил с осуждением Альфонсо Ферреро Ламармора за его уступки церкви, порицал коррупцию проводимой политики Беттино Рикасоли . В 1870—1880-е годы занимал должность муниципального и провинциального советника, избранный в округах Рима и Тиволи , защищал интересы фермеров и жителей Лацио , пострадавших от землетрясения 1892 года. Со временем радикальные политические позиции Джованьоли размылись и сблизились с консерватизмом Франческо Криспи , кого Джованьоли сравнивал с Кавуром и ожидал благих преобразований.

Став в 1874 году профессором литературы в Риме, Джованьоли спустя четыре года преподавал в венецианском лицее Фоскарини (Liceo Foscarini), потом вновь вернулся в Рим. Здесь с 1903 года он преподавал историю Рисорджименто в университете и, выждав парламентский срок, закончил свою карьеру в должности декана факультета Магистериума.

Масоном с приблизительно 1875 года входил в римскую ложу « Tito Vezio». В 1877 году открыл ложу «Свет Балкан» в Белграде , относящуюся к Великому Востоку Италии, Главному масонскому собранию Рима.

Скончался 15 июля 1915 года в Риме.

Творчество

В своей поэтике Джованьоли следует романтической традиции. На него оказали сильное влияние Вальтер Скотт и Дюма-отец . Многим обязан Джованьоли и итальянским романистам, примыкающим к «Молодой Италии», — Массимо де Адзельо и Л. Капраника (1821—1891).

Джованьоли, знаток римской истории , принадлежит к тому поколению итальянской либерально-демократической профессуры, которое начало свою деятельность в эпоху войн за объединение Италии . Это поколение было ещё проникнуто героическим пафосом Гарибальди — патриотизм не успел ещё застыть в обывательски-повседневных формах.

Вот почему с особенной любовью Джованьоли обработал историю восстания Спартака — восстания угнетённых Римской республикой народностей; конечный идеал Спартака у Джованьоли — освобождение своей родины, Фракии , из-под власти Рима , — мотив, который для Джованьоли не потерял ещё злободневности (техника конспирации в организации Спартака напоминает таковую же у итальянских карбонариев). Но, обрисовав чётко социальную сущность мятежа Спартака (восстание рабов), Джованьоли однако изображает утопистами тех, кто хочет низвергнуть собственнический строй; он ограничивается националистическим идеалом .

Переведённый на многие языки «Спартак» в Российской империи испытал жестокий гнёт цензуры; до 1905 года печатался в сильно сокращённых переделках как историко-приключенческий роман для юношества; после 1905 года издавался левыми издательствами в качестве произведения революционной литературы, наряду с « Оводом » и « », и лишь после 1917 года издан полностью.

Роман повествует о восстании рабов и гладиаторов в 1 веке до н. э., которое проецируется Джованьоли на современные события — освободительное движение, возглавляемое Гарибальди . Сам Гарибальди в письме к Джованьоли восторженно отзывается о «Спартаке» . В главном герое романа прослеживаются черты личности Гарибальди, а цели, высказанные Спартаком, были близки многим сторонникам гарибальдийского движения .

Для Джованьоли важно изображение как исторической личности, так и народного движения . Взгляд Джованьоли на народ как на движущую силу, влияющую на ход истории, приобщает роман к реалистическому направлению, которое ко времени написания «Спартака» набирает свою силу .

Ясная, несложная композиция, стремительное нарастание действия, драматизм и пафосно-эмоциональный тон повествования привлекают читателя-подростка . Кроме того, описания обстановки, батальных сцен не перегружают книгу излишними подробностями, а, напротив, оживляют исторические факты, дают юному читателю представления о быте и культуре Древнего Рима .

Менее известен в России и СССР долгие годы был другой масштабный исторический роман — «Мессалина» ( итал. Messalina , 1885), действие которого разворачивается в мрачные годы правления одиозного императора Калигулы (37-41 гг. н. э.). Лишь в 1993 году он был опубликован московским издательством «Мистерия» в переводе М. Ю. Массура, и затем неоднократно переиздавался.

Отличительными особенностями исторических романов Джованьоли являются антиклерикализм , романтический пафос борьбы против тирании, стремление к социальной справедливости .

Последние десять лет жизни Джованьоли ничего не писал .

Произведения

  • Русский перевод: Спартак, СПБ., 1881 (первонач. в журн. «Дело», 1880, № 8—10—12, 1881, № 1—8); перевод А. Каррик и С. Гулишамбаровой, изд. 2-е, Поповой, СПБ., 1904; изд. Гиз, М., 1921; лучший перевод в изд. «Пролетарий», Харьков, 1925. Имеются также сокращённые и обработанные переводы «Спартака»: сокращ. и обраб. А. И. Ромма, изд. «Красной нови», М., 1924; обработка и примечания Эдв. Шолок, предисловие В. Залежского, изд. «ЗИФ», М., 1928.
  • Реалистические романы:
    • Evelina, 1868;
    • Natalina. I drammi del lusso, 1878.
    • I racconti del maggiore Sigismondo, 1908.
  • Исторические романы:
    • Spartaco, 1874;
    • Opimia, 1875;
    • Plautilla, 1878;
    • Saturnino, 1879;
    • Faustina, 1881;
    • La guerra sociale. Aquilonia, 1884;
    • Messalina, 1885;
    • Benedetto IX, 1899;
    • Publio Clodio, 1905;
  • Поэзия:
    • Peccata juventutis meae, 1883;
  • Комедия «La moglie di Putifarre», 1876.
  • Историческая драма «Marocia» (из времен Византийской империи ), 1875.
  • Фриче В. М., Литература эпохи объединения Италии, М., 1916; Russo Luigi, I narratori italiani contemporanei 1860—1926, Roma, 1926 (нем. перев.: Italienische Erzähler 1860—1926, Heidelberg, 1927).

Память

Примечания

  1. (неопр.) Litra.RU . www.litra.ru. Дата обращения: 2 ноября 2019. 1 декабря 2019 года.
  2. ↑ Зарубежные детские писатели в России. Биобиблиографический словарь. — С. 155.
  3. А. Шабад. Литературная энциклопедия. — М. , 1929—1939. — Т. 1—11.
  4. (неопр.) . Дата обращения: 16 апреля 2010. 18 августа 2011 года.

Ссылки

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939 .

Same as Джованьоли, Рафаэлло