Interested Article - Аггей (пророк)

Пророк Аггей. Миниатюра Минология Василия II

Агге́й ( ивр. חַגַּי ‎, Хаггай — «праздничный») — один из последних пророков Ветхого Завета ; стал пророчествовать во 2-й год царствования Дария Гистаспа (520 до н. э.).

Три главных пророчества Аггея составляют 10-ю книгу 12-ти «малых» пророков . Речи его направлены к современным ему иудейскому царю Зоровавелю и , которых он упрекает в бездействии и поощряет к возобновлению работы по восстановлению Храма , постройка которого по наветам самаритян была приостановлена предшественником Дария.

Характеристика

В речах Аггея заметны следы упадка еврейского языка , начавшегося во время пребывания евреев в Вавилонском царстве . В беседе его со священниками (III, 12—13), которых он экзаменует в законоведении, заметны даже первые признаки того способа преподавания, который дошёл до расцвета впоследствии, в период составления Мишны . Аггей был современником пророка Захарии .

Сведений о жизни и деятельности пророка Аггея, единственного лица этого имени, известного из Библии , кроме сообщаемых книгою его имени и подтверждаемых свидетельством 1-й книги Ездры 5,1; 6,14 о выступлении пророка Аггея вместе с пророком Захариею с проповедью о возобновлении работ по постройке второго Храма, библейская письменность не сохранила. Иудейское предание называет ( Baba Batra 15а) пророка Аггея членом так называемой «Великой синагоги», к которой раввины причисляли не только пророков Захарию и Малахию , но и многих других сколько-нибудь выдающихся деятелей послепленной эпохи; как членам этой «Великой синагоги» пророкам Аггею, Захарии и Малахии, в Талмуде приписывается составление многих правил и постановлений ритуального свойства (Эрубин II, 1 Шкалим III, 1), но против достоверности этого свидетельства говорит уже то, что, по иудейскому же преданию, «Великая синагога» была учреждена только Ездрою , (458 год до н. э.), следовательно, спустя лишь 62 года по выступлении Аггея на пророческое служение (ок. 520 г.), а главное — крайняя сомнительность, даже более полная недостоверность самого существования «Великой синагоги».

В древней Церкви тоже не сохранилось и не сложилось устойчивого воззрения на личность пророка Аггея. По передаваемому Псевдо-Епифанием, Псевдо-Дорофеем и Псевдо-Исихием известно, Аггей ещё в ранней юности пришёл из Вавилона в Иудею, пророчествовал о возвращении народа из плена, видел отчасти восстановление Храма и первый воспел там « аллилуйя »; скончался в Иерусалиме и погребён там же вблизи от гробниц священников. Возможно, что в основе этих сведений лежит историческое зерно, тем более что содержащее все эти сведения сочинение « De vita el morte prophetarum », как признаётся теперь в науке, первоначально написано на еврейском языке. Как мал, однако, был общепринятым в древней Церкви выраженный здесь взгляд на время и обстоятельства пророческого служения Аггея, видно уже из того, что блаженный Августин ( ennaratio in psalm CXLVII ) полагал, что пророки Аггей и Захария начали своё пророческое служение ещё в Вавилоне, а ещё более из того, что, по свидетельству блаженного Иеронима и св. Кирилла Александрийского, Ориген с его последователями и некоторые другие, на основании Агг 1:13, считали Аггея не человеком, а ангелом, ниспосланным Богом для проповеди.

В толковании на Агг 1:13 блаженный Иероним писал: «Некоторые думают, что Иоанн Креститель , Малахия, имя которого значит „ ангел Господа“ и Аггей, книгу которого мы ныне имеем в своих руках, были ангелами, но по соизволению и повелению Божию приняли человеческие тела и обращались среди людей» (Блаженного Иеронима — в русском переводе — Одна книга толкований на пророка Аггея, к Павле и Евстохии. Твор. Часть XVI: с. 333). Это неудобоприемлемое мнение, вызвавшее опровержение со стороны блаженного Иеронима и св. Кирилла Александрийского , могло возникнуть, кроме буквального понимания термина « малеах Иегова » в Агг 1:13, ещё из отсутствия обычного у пророков указания имени отца пророка, а также из неизвестности в народе гробницы пророка.

Эти основания совершенно недостаточны, тем более что в настоящее время имя отца пророка быть может уже известно. При раскопках на площади Харам эс Шериф , прежде занятой иерусалимским Храмом, была найдена древнееврейская печать с вырезанной на ней буквами надписью «Аггея, сына Шевании». В виду находящегося только у пророка Аггея, упоминания о печати-перстне, носимой мужчинами не без основания, видят в этой печати именно печать пророка Аггея, и предполагают, что он мог утерять её именно вблизи Храма, около которого он должен был находиться часто, так как с великим интересом следил за правильностью работ по постройке Храма ).

При такой скудости и сомнительности сохраненных традицией сведений о личности, жизни и деятельности пророка Аггея, историческое зерно можно усматривать в сообщениях Епифания, Дорофея, Исихия, в основе которых лежит, по-видимому, древнее, первоначальное еврейское предание. В духе этого предания и некоторые новые исследователи (напр. Рейсс) допускают, что пророк Аггей принадлежал к священному Левиину колену и в юном возрасте возвратился из Вавилона. С последним не согласуется и имеет малую вероятность противоположное мнение других учёных (Евальда Корнилля и др.), опирающееся на толкование Агг 2:3, будто пророк Аггей принадлежал к числу тех старцев, которые видели ещё Храм Соломонов (ср. 1 Езд III:12), и, таким образом, при начале постройки Храма имел, по меньшей мере, 80 лет. Сказание Епифания Дорофея, в его существенных чертах воспроизводят и наши Пролог и Четьи-Минеи под 16 декабря, когда празднуется Православною церковью память св. пророка Аггея.

В Четьи-Минее св. Димитрия Ростовского под 16 декабря читаем о пророке Аггее следующее: «Сей бяше от племене Левиина, рожден в Вавилоне, в плене, ещё млад сый прииде от Вавилона в Иерусалим, и пророчеством со святым пророком Захариею тридесят шесть лет. Предвариша же воплощение Христово за четыреста и седмьдесят лет, и явленно о развращении Аггей святый пророчествова. И виде отчасти издание церковное, Зоровавелем обновляемое по возвращении от вавилонского плена . Умре же и погребен бысть близ гробов иерейских преславно понеже и той бе от рода священнического. Бяше же плешив и стар окружну имея броду и образом честен, и в добродетелех свидетельствован. Любим же бысть всеми и чтим, яко прославен и великий пророк: а имя его толкуется праздник или празднуяй». Здесь мало достоверны хронологические даты как продолжительности служения пророка, по Библии деятельность его продолжалась всего несколько месяцев, так и времени жизни пророка по определённому свидетельству Библии же, пророческая проповедь Аггея относится ко 2-му году царствования Дария , то есть около 520 до Р. X. ; тоже можно сказать и относительно указаний о внешнем виде пророка. Что же касается, опущенного здесь, упоминания Епифания Дорофея о том, что пророк Аггей первый воспел «аллилуйя» при восстановлении Храма, то это обстоятельство по всей вероятности, стоит в связи с находящимися в древних переводах книги Псалмов надписаниями некоторых псалмов именами пророков Аггея и Захарии: псалмов 87, 145, 147, 148 по Септуагинте и слав., причём три последние псалма в греческом тексте надписываются Allhlouia Aggaiou kai Zacariou ; равным образом имена этих пророков стоят по тексту Вульгаты в псалмах 11, 145, 146 и в Пешито — в псалмах 125—126. Но все эти надписания, в которых обычно и постоянно соединяются два современных друг другу пророка, говорят, очевидно, не об авторстве этих пророков в отношении перечисленных псалмов, а лишь о времени наибольшего, именно литургического их употребления, именно в период деятельности обоих пророков, названных в надписании.

Примечания

  1. (Проф. А. А. Олесницкий , Ветхозаветный храм. с. 855

Литература

Same as Аггей (пророк)