Interested Article - Воплощение

Христианство
Библия
Бог , Троица
История христианства
Христианское богословие
Христианское богослужение
Направления в христианстве
Критика христианства
Другое
Портал:Христианство
Спас из Звенигородского чина , рубеж XIV—XV веков

Воплоще́ние — один из центральных догматов веры в христианстве , акт непостижимого соединения вечного Бога с сотворённой Богом же человеческой природой.

В христианстве

Догмат

Согласно христианскому богословию, Бог изначально сотворил человека способным к личному соединению с Богом для вечной любви. И даже после грехопадения прародителей Адама и Евы , в каждом человеке оставалась заложенная Творцом жажда Бога . В Пресвятой Богородице был реализован замысел Бога о человеке, непостижимый даже для высших ангелов . Через архангела Гавриила Дева Мария дала согласие стать пречистой Матерью Бога. И тотчас Дух Святой сошёл на Неё, — Она бесстрастно (без мужчины) зачала и через естественные для людей 9 месяцев безболезненно родила Богомладенца Иисуса Христа .

По определению IV Вселенского Собора (451 г.), во Христе Бог-Сын (Второе Лицо Святой Троицы ) соединился с человеческой природой «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» , то есть во Христе признаются две природы (божественная и человеческая), но одна Личность ( Бог-Сын ). При этом ни природа Бога, ни природа человеческая не претерпели никакого изменения, но остались по-прежнему полноценными .

Именно Христос взял на Себя грехи всех людей, ради которых претерпел жесточайшие страдания , невинную смерть на Кресте и последовавшее за ней сошествие в ад , а затем воскрес Своей человеческой плотью , обожил Её и вознёс Её превыше Небес. И этой Божественной Плоти приобщаются христиане под видом освящённого хлеба и вина , чтобы и самим стать божественною плотью Христа для вечной жизни в Боге. Иначе говоря, Бог воплотился в человеке, чтобы люди могли воплощаться (раскрывать свои способности, реализовываться) в Боге .

Православное богословие считает уникальным и неповторимым воплощение Бога в человеческой природе. Во Христе всесовершенный Бог соединился с нашей обычной, полноценной (но обезличенной) человеческой природой (состоящей из человеческого духа, души и тела и имеющей человеческий разум , волю и чувства - желания ), но Личность во Христе только Божественная ( Бог-Слово ). Если бы во Христе была бы ещё и человеческая личность, то Он был бы одним из многих святых человеком (пусть даже самым святым), но уже не Богочеловеком . В таком случае, если бы благодать Божия сошла на человека Иисуса из Назарета только во время Его крещения в Иордане от Иоанна (а не во время Его непорочного зачатия), то Бог спас только одного бы Иисуса (всё остальное же человечество продолжало бы вечно мучиться в аду ). В таинстве Евхаристии христиане возвышенными своими человеческими личностями соединяются именно с божественной Личностью (со вторым Лицом Святой Троицы = Богом-Сыном), через воспринятую Ею, спасённую, восстановленную в первозданное состояние, преображённую и обоженную (но обезличенную) человеческую природу. Это необходимо для полнейшего соединения со Христом Богом: «Мы имеем ум Христов» ( 1Кор. ), «потому что мы члены тела Его ( Церкви ), от плоти Его и от костей Его» ( Еф. ) .

Воплощение Божие происходит на каждой Божественной Литургии (которая может совершаться в каждом православном храме каждый день, кроме некоторых великопостных ). Однако считается, что Христос только один раз сошёл на землю (воплотился), и христиане , вкушающие Святые Дары , вне времени и пространства участвуют вместе с Иисусом Христом и апостолами именно в той самой, первой Тайной Вечере в Сионской горнице . По смыслу, Святой Дух сходит на предложенные евхаристические хлеб и вино, не нарушая их физическую природу, но соединяясь с ними, как соединились во Христе Божественная и человеческая природы, так же, как и около 2000 лет назад Он же сошёл на Деву Марию, после чего Богородица нескверно зачала Иисуса Христа. Как во Христе две природы: нетварная — Божественная и сотворённая — человеческая, а личность только Божественная, так и в Святых Дарах две природы: нетварная — Божественная и сотворённая — хлеб и вино, посредством которых верующий соединяется уже с самой Божественной Личностью, отождествляющей Себя со Святыми Дарами: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» ( Ин. ) .

Христианство строго различает произошедшее единственное в истории воплощение Бога и случающиеся иногда вселения демонов в некоторых людей. В последнем случае личности нечистых духов не замещают собою личностей страждущих от них людей и могут быть изгнаны из одержимых ими людей. Даже в Гадаринском бесноватом, имевшем в себе целый легион демонов, дарованная Богом человеческая свобода не полностью была подавлена ими: «увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему» ( Мк. ).

Акт воплощения не следует отождествлять и с таким явлением, как олицетворение или персонификация .

По христианскому учению воплотиться может только Бог. Так, учение Оригена о предсуществовании человеческих душ, а также об их переселении и перевоплощении в другие тела, было отвергнуто Церковью на Пятом Вселенском Соборе .

Альтернативные мнения в христианстве

Идея воплощения в унитарианстве существенно отличается от веры в Троицу : для унитариан концепция воплощения, «и Слово стало плотию», ограничена в смысле «слова» в псалмах — «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» ( Пс. ). Следовательно, «воплощение Слова» — не воплощённое лицо Троицы , а воплощение разума Бога. Например, см.: Социниане и Христадельфиане .

Идея воплощения в других религиях и культуре

Учение о воплощении и перевоплощении ( реинкарнация ) со специфическими особенностями, встречается и в некоторых других религиях , например в индуизме , буддизме , языческой мифологии , каббалистике , магии и др.

Воплощением также называется реализация человеком какого-либо своего замысла (проекта, плана, идеи, сценария, мечты, желания или опасения, фантазии) и др. Тот, которому удалось осуществить свою задумку , справедливо и обоснованно называет её своим «детищем» (будто он его непосредственно родил) и даже частью и продолжением своей личности. Здесь прослеживается прямая аналогия с христианским воплощением Бога во Христе .

Источники

  1. . Дата обращения: 16 августа 2009. 4 января 2010 года.
  2. . Дата обращения: 16 августа 2009. 10 апреля 2009 года.
  3. . Дата обращения: 30 марта 2015. 29 марта 2015 года.
  4. (недоступная ссылка)
  5. . Дата обращения: 17 августа 2009. Архивировано из 4 мая 2009 года.
  6. . Дата обращения: 17 августа 2009. 5 ноября 2010 года.
  7. . Дата обращения: 20 августа 2009. 21 июня 2010 года.
  8. . Дата обращения: 20 августа 2009. 2 марта 2009 года.
  9. . Дата обращения: 20 августа 2009. 20 февраля 2009 года.
  10. Hayward, Alan Существовал ли Иисус до своего рождения? 1978

См. также

Литература

Источник —

Same as Воплощение