Interested Article - Флобер, Гюстав

Гюста́в Флобе́р ( фр. Gustave Flaubert ; 12 декабря 1821 , Руан 8 мая 1880 , ) — французский прозаик - реалист , считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века.

Много работал над стилем своих произведений, выдвинув теорию « точного слова » ( le mot juste ). Наиболее известен как автор романа « Мадам Бовари » (1856). Другие произведения Флобера — романы « Саламбо », « Воспитание чувств », « Бувар и Пекюше », философская драма « Искушение святого Антония ».

Биография

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в городе Руане в буржуазной семье. Его отец, Ахилле-Клеофас Флобер, был известным врачом, заведовавшим хирургическим отделением руанской больницы . По словам Ги де Мопассана , это был хирург «с большим талантом и большой известностью», по характеру «человек простой, прямой и резкий» . Мать, Анна Жюстин Каролин (урожденная Флёриот; 1793—1872) родом из нормандской семьи . Его бабка, Шарлотта Камбремер, была подругой детства Шарлотты Корде . Он был младшим ребёнком в семье. Кроме Гюстава в семье было двое детей: старшая сестра и брат. Двое других детей не выжили.

Детство писатель провёл безрадостно в тёмной квартире врача. Он начал писать в раннем возрасте, по некоторым источникам, уже в восемь лет .

С 1832 года учился в Королевском коллеже и лицее в Руане , где с приятелем (Эрнест Шевалье) организовал рукописный журнал «Искусство и прогресс» в 1834 году. В этом журнале появился его первый публичный текст.

В 1836 году он встретил жену французского издателя Мориса Шлезингера — Элизу Шлезингер, которая оказала глубокое влияние на писателя. Свою молчаливую, безответную страсть он пронёс через всю жизнь и отобразил её в романе « Воспитание чувств ».

Юность писателя связана с провинциальными городами Франции , которые он неоднократно описывал в своём творчестве. В 1840 году Флобер поступил на факультет права в Париже. Там он вёл богемную жизнь , встречался с многими известными людьми, много писал. В конце 1840 года он путешествовал по Пиренеям и Корсике . Бросил учёбу в 1843 году после провала на экзамене и первого эпилептического припадка. В 1844 году писатель поселился на берегу Сены , в Круассе недалеко от Руана. Образ жизни Флобера характеризовался замкнутостью, стремлением к самоизоляции. Время и силы он старался посвящать литературному творчеству .

В 1846 году умер его отец, а через некоторое время и сестра. Его отец оставил ему солидное наследство , на которое он мог безбедно жить.

Со своим давним другом Максимом Дюканом он путешествовал по Бретани в 1846 году . Флобер вернулся в Париж в 1848 году для участия в Революции . С 1848 по 1852 год осуществил путешествие на Восток. Он посетил Египет и Иерусалим , через Константинополь и Италию . Свои впечатления он записывал и использовал в произведениях.

С 1855 года в Париже Флобер посещает многих писателей, в том числе братьев Гонкур , Бодлера , а также встречается с Тургеневым . В июле 1869 его сильно потрясла смерть друга Луи Буйе .

Во время оккупации Франции Пруссией Флобер вместе с матерью и племянницей скрывался в Руане. Его мать умерла в 1872 году, и в это время у писателя уже начались проблемы с деньгами. Начинаются проблемы и со здоровьем. Он продает своё имущество, покидает квартиру в Париже. Он публикует одно за другим свои произведения.

Последние годы жизни писателя были омрачены финансовыми проблемами, проблемами со здоровьем и предательством друзей. Будучи преданным спинозистом, на Флобера значительно повлияли мысли Спинозы . Он был также пантеистом .

Умер Гюстав Флобер 8 мая 1880 года в результате инсульта . На похоронах присутствовало много писателей, среди которых Эмиль Золя , Альфонс Доде , Эдмон Гонкур и др.

Личная жизнь

С 1846 по 1854 год Флобер имел отношения с поэтессой Луизой Коле ; его письма к ней сохранились . Флобер никогда не был женат и никогда не имел детей. Причина отсутствия у него детей раскрывается в письме от 11 декабря 1852 года, которое он отправил в Куле. В нём он заявил, что он против рождения ребёнка, заявив, что он «никому не передаст обострение и позор существования». По словам его биографа Эмиля Фаге, его отношения с Луизой Коле были его единственными серьёзными романтическими отношениями .

Есть сведения, что у Флобера были любовные связи с матерью Ги де Мопассана — Лаурой Ле-Пуатвен — именно поэтому у них были дружеские отношения.

Творчество

В феврале 1843 года Флобер начал писать роман « Воспитание чувств », работу над которым он закончил 7 января 1845 года. Наряду с целым рядом других ранних произведений этот первый роман Флобера при его жизни остался неизданным. В дальнейшем писатель к нему не возвращался; из его переписки известно, что такое (не вполне выраженное) намерение у него было, однако оно не получило продолжения. Этот роман был впервые опубликован в 1910 году и позже неоднократно переиздавался, в том числе и отдельным изданием. По ранее распространённой и консервативной точке зрения он рассматривался всего лишь как первая редакция одноимённого зрелого романа Флобера, однако современные исследователи избегают называть его «версией» или «редакцией» романа 1869 года с тем же названием, признавая вполне самостоятельный характер первого произведения .

1-е издание романа « Госпожа Бовари » 1857. Титул

В 1849 году он завершил первую редакцию «Искушения святого Антония» — философской драмы, над которой впоследствии работал всю жизнь. В мировоззренческом отношении она проникнута идеями разочарования в возможностях познания, что проиллюстрировано столкновением разных религиозных направлений и соответствующих доктрин.

Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа « Госпожа Бовари » (1856), работа над которым началась осенью 1851 года. Свой роман писатель попытался сделать реалистическим и психологичным. Вскоре после неё Флобер и редактор журнала «Ревю де Пари» были привлечены к судебной ответственности за «оскорбление морали». Роман оказался одним из важнейших предвестников литературного натурализма , однако в нём отчётливо выражен скепсис автора по отношению не только к современному обществу, но и к человеку вообще. Как отмечал Б. А. Кузьмин ,

в самом творчестве Флобер как бы стыдится проявить своё сочувствие к людям, не стоящим этого сочувствия, и в то же время считает ниже своего достоинства показать свою ненависть к ним. Как равнодействующая этой потенциальной любви и вполне реальной ненависти к людям и возникает флоберовская поза бесстрастия .

Некоторые отмеченные литературоведами формальные особенности романа — очень длинная экспозиция, отсутствие традиционного положительного героя. Перенесение действия в провинцию (при её резко негативном изображении) ставит Флобера в ряд писателей, в творчестве которых антипровинциальная тема была одной из основных. Оправдательный приговор позволил выпустить роман отдельным изданием (1857).

. «Саламбо». 1907 г.

Подготовительный период работы над историческим романом « Саламбо » потребовал поездки на Восток и в Северную Африку. Роман, в котором повествуется о восстании наёмников в Карфагене в III веке до н. э., вышел из печати в 1862 году.

Саламбо. Альфонс Муха ( 1896 )

Через семь лет, в ноябре 1869 года, Флобер завершил работу над окончательным вариантом романа «Воспитание чувств». Этот роман был насыщен социальными проблемами. В частности, в нём описываются европейские события 1848 года. Также в роман вошли собственные события жизни автора, как например, первая влюблённость. Роман встретили холодно, и было напечатано только несколько сотен экземпляров.

В 1877 году Флобер публикует в журналах повести « Простое сердце », « Иродиада » и « » , написанные в перерывах между работой над последним романом « Бувар и Пекюше », оставшимся неоконченным, хотя о его финале мы можем судить по сохранившимся авторским наброскам, достаточно подробным. Повести написаны Флобером за несколько лет до его смерти, после провала пьесы «Кандидат» и безуспешной попытки предложить театрам пьесу «Слабый пол». Это был сложный для писателя период, вызванный серьёзными материальными проблемами, а также тяжёлой болезнью ( эпилепсия ) и её последствиями.

С 1877 по 1880 год он занимался редакцией романа «Бувар и Пекюше». Это сатирическое произведение, которое опубликовали после смерти писателя в 1881 году.

Блестящий стилист, тщательно оттачивавший слог своих произведений, Флобер оказал огромное влияние на всю последующую литературу и привёл в неё ряд талантливых авторов, среди которых были Ги де Мопассан и Эдмон Абу .

Сочинения Флобера были хорошо известны в России, о них сочувственно писала русская критика. Его произведения переводил И. С. Тургенев , связанный с Флобером близкой дружбой, А. А. Блок , М. А. Волошин ; М. П. Мусоргский работал над созданием оперы по мотивам «Саламбо».

Пётр Ильич Чайковский в последние годы жизни увлёкся чтением работ французского писателя. По мнению кандидата искусствоведения Ольги Захаровой, его книги оказали значительное влияние на религиозные взгляды композитора . Чайковский разделял идеи Флобера об ошибочности догмата об искуплении и о принципиальной неразрешимости тех «роковых вопросов бытия», ответы на которые даёт любая традиционная религия и практически каждая философская система .

Главные произведения

Гюстав Флобер, современник Шарля Бодлера , занимает ведущую роль в литературе XIX века. Его обвиняли в аморальности и восхищались им, однако сегодня он признан одним из ведущих писателей. Известность ему принесли романы «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств». Его стиль соединяет в себе элементы и психологизма, и натурализма. Сам Флобер считал себя реалистом.

Госпожа Бовари

Работу над романом « Госпожа Бовари » Гюстав Флобер начал в 1851 году и работал пять лет. Роман опубликован в журнале Revue de Paris. По стилю роман схож с произведениями Бальзака . Сюжет рассказывает о молодом человеке по имени Шарль Бовари, который недавно закончил обучение в провинциальном лицее и получил должность врача в небольшом поселении. Он женится на молоденькой девушке, дочери богатого фермера. Но девушка мечтает о красивой жизни, она упрекает мужа в его неспособности обеспечить такую жизнь и заводит себе любовника.

Саламбо

Роман « Саламбо » был опубликован после романа «Госпожа Бовари». Работу над ним Флобер начал в 1857 году. Три месяца он провёл в Тунисе , изучая исторические источники. Когда роман появился в 1862 году, его приняли с большим энтузиазмом. Роман начинается с того, что наёмники празднуют победу в войне в садах своего генерала. Разозлившись на отсутствие генерала и вспоминая свои обиды, они громят его имущество. Саламбо, дочь генерала, приходит, чтобы угомонить солдат. Двое предводителей наёмников влюбляются в эту девушку. Освобождённый раб советует одному из них завоевать Карфаген , чтобы заполучить девушку.

Воспитание чувств

Работа над романом « Воспитание чувств » началась в сентябре 1864 и закончилась в 1869 году. Произведение насыщено сатирическими, историческими, социально-психологическими и автобиографическими мотивами. Роман рассказывает о молодом провинциале, который отправляется на учёбу в Париж во время революции 1848 года . Там он познает дружбу, искусство, политику и не может сделать выбор между монархией, республикой и империей. В его жизни появляется много женщин, но все они не сравнимы с Мари Арну, женой торговца, которая была его первой любовью. Современники упрекали Флобера в мизантропии, отказе от морального суждения, непонимании законов стиля и композиции.

Бувар и Пекюше

Замысел романа « Бувар и Пекюше » появился в 1872 году. Автор намеревался «разнести человечество в пух и прах», показав всю глупость современников. В романе рассказывается о том, как жарким летним днём двое мужчин, Бувар и Пекюше, случайно встречаются и знакомятся. Позднее выясняется, что у них одинаковая профессия (копировальщик) и даже совместные интересы. Если бы они могли, то жили бы за городом. Получив наследство, они покупают ферму и занимаются сельским хозяйством. Позднее выясняется их неспособность к этой работе. Они пробуют себя в области медицины, химии, геологии, политики, но с одним и тем же результатом. Разочаровавшись в науке, они возвращаются к своей профессии копировальщиков. Из-за смерти в 1880 году автор не смог завершить роман.

Сочинения

Экранизации

  • Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж. Жан Ренуар ), Франция, 1933 г.
  • Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж. Винсенте Миннелли ), 1949 г.
  • Саламбо (Salammbô), (реж. Серджио Греко), Франция-Италия, 1960 г.
  • Воспитание чувств (реж. Марсель Кравенн), Франция, 1973 г.
  • Спаси и сохрани (реж. Александр Сокуров ), СССР, 1989 г. (по мотивам романа «Мадам Бовари»)
  • Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж. Клод Шаброль), Франция, 1991 г.
  • Госпожа Майя (Maya Memsaab), (реж. Кетан Мехта), 1992 г., (по мотивам романа «Мадам Бовари»)
  • Госпожа Бовари (Madame Bovary), (реж. Тим Фивелл), 2000 г.
  • Ночь за ночью / Все ночи (Toutes les nuits), (реж. Юджин Грин), (по мотивам), 2001 г.
  • Простая душа (Un coeur simple), (реж. Марион Лэйн), 2008 г.
  • (Madame Bovary), (реж. Софи Бартез), 2014 г.
Гюстав Флобер. Избранные сочинения. М. : ОГИЗ, 1947.

Музыка

Издания

  • Собрание сочинений. Т. 1-4. СПб., изд. Пантелеева, 1896—1898
  • Полное собрание сочинений. Т. 1-4, 8. — СПб., Шиповник, 1913—1915.
  • Собр. сочинений Т.1-8 — М., ГИХЛ-Гослитиздат, 1933—1938;
  • Собр. сочинений в 5 т. — М., Правда, 1956;
  • Собрание сочинений в 4-х томах. — М., Правда, 1971
  • Собрание сочинений в 3-х томах. — М., 1983—1984
  • О литературе, искусстве, писательском труде. Письма. Статьи.: в 2 т. — М., 1984 .
  • Флобер, Гюстав. Легенда о Святом Юлиане Милостивом = La Ledende de Saint-Julien l’Hospitalier / Гюстав Флобер. — М.: Изд-во Прогресс-Плеяда, 2007. — 232 с.

Примечания

  1. ↑ (нидерл.)
  2. ↑ Gustave Flaubert // (англ.) — 2000.
  3. ↑ Флобер Гюстав // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. ↑ — 1808.
  5. «Gustave Flaubert’s Life», Madame Bovary , Alma Classics edition, page 309, publ 2010, ISBN 978-1-84749-322-4
  6. Мопассан, Ги де. Гюстав Флобер (II) // Полное собрание сочинений в 12 томах. — М. : Правда, 1958. — Т. 11. — С. 199.
  7. Венгерова З. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  8. Gustave Flaubert, The Letters of Gustave Flaubert 1830—1857 (Cambridge: Harvard University Press, 1980) ISBN 0-674-52636-8
  9. (неопр.) . Дата обращения: 6 июня 2020. 6 ноября 2018 года.
  10. Эта статья (раздел) содержит текст, взятый (переведённый) из статьи «Flaubert, Gustave» (ред. — Chisholm, Hugh) Vol. 10 (11th ed.) из одиннадцатого издания «Британской энциклопедии» , перешедшего в общественное достояние .
  11. Иващенко А. Ф. Флобер // История Французской литературы. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1956. — Т. 2. 1789—1870. — С. 620—668.
  12. Derrida, Jacques (1984), 'Une idée de Flaubert: La lettre de Platon,'. In: Psyché: Inventions de l’autre (Paris: Galilée, 1987), p. 305—325
  13. Gyergai, Albert (1971), 'Flaubert et Spinoza,'. Les Amis de Flaubert 39: 11-22
  14. Brown, Andrew (1996). '«Un Assez Vague Spinozisme»: Flaubert and Spinoza,'. The Modern Language Review 91(4): 848—865
  15. Brombert, Victor H.: The Novels of Flaubert: A Study of Themes and Techniques . (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1966), pp. 201-2
  16. : The Object of Literature . Translated from the French by David Macey. (New York: Cambridge University Press, 1995)
  17. Unwin, Timothy (1981), 'Flaubert and Pantheism,'. French Studies 35(4): 394—406. doi :
  18. Flaubert, Gustave. The desert and the dancing girls. — , 2005. — P. 10–12. — ISBN 0-14-102223-X .
  19. Флобер Г. Первое «Воспитание чувств» / пер. с фр. И. Васюченко, Г. Зингера; предисл. и примеч. С. Зенкина. — М. : Текст, 2005. — 381 с.
  20. Модина Г. И. Ранняя проза Гюстава Флобера: становление творческой индивидуальности писателя: диссертация … доктора Филологических наук: 10.01.2003 / Модина Г. И.; [Место защиты: ФГБОУ ВО Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова], 2017. — с. 288. — 473 с.
  21. Модина Г. И. Портрет Художника. Ранняя проза Гюстава Флобера : монография. — М. : ФЛИНТА: Наука, 2016. — 408 с. — ISBN 978-5-9765-2571-9 . — ISBN 978-5-020-38980-9 .
  22. Кузьмин Б. А. Эстетическая теория и творческая практика Флобера // Борис Кузьмин. О Голдсмите, о Байроне, о Блоке… — М.: Художественная литература, 1977. — С. 197.
  23. Полухина Ю. В. Три повести Флобера: хронологическая структура, фигуры пространства и использование в произведениях образа «Слова» // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. Вып. 2. — 2006. — С. 124—134 . — ISSN .
  24. Захарова О. И. Религиозные взгляды Чайковского // П. И. Чайковский: Забытое и новое / Сост. П. Е. Вайдман и Г. И. Белонович : Альманах. — М. : Государственный Дом-музей П. И. Чайковского в Клину, 2003. — № 2 . — С. 165—166 .

Литература

  • Аносова Н. А.
  • Быков Д. Л. // Дилетант. — 2021. — № 1 .
  • Объективный роман Г. Флобера «Госпожа Бовари» // Зарубежная литература XIX в. Практикум для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля. М., 2002 . — С. 304—319.
  • Иващенко А. Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции. — М., 1955 ;
  • Мопассан, Ги де. Полное собрание сочинений в 12 т. — Том 11. — М. : Правда, 1958. — 447 с.
  • Моруа А. Литературные портреты. — М., 1970 . — С. 175—190;
  • Пузиков А. И. Идейные и художественные взгляды Флобера // Пузиков А. И. Пять портретов. — М., 1972 . — С. 68-124;
  • Реизов Б. Г. Творчество Флобера. — М., 1955 ;
  • Храповицкая Г. Н. Гюстав Флобер // История зарубежной литературы XIX века. — Ч. 2. — М., 1991 . — С. 215—223.

Ссылки

  • Биография, библиография, тексты произведений, письма, галерея, форум
  • — романы на русском и французском ; Моруа, Набоков о «Госпоже Бовари»
  • (фр.)
  • — вариант 1856 года, перевод М. Петровского, Переписка 1830—1880

Same as Флобер, Гюстав