Interested Article - Мопассан, Ги де

Ги де Мопасса́н ( фр. Guy de Maupassant [ɡi də mopaˈsɑ̃] , полное имя — Анри́-Рене́-Альбе́р-Ги де Мопасса́н ( фр. Henry-René-Albert-Guy de Maupassant ); 5 августа 1850 — 6 июля 1893 ) — крупнейший французский новеллист , поэт , мастер рассказа с неожиданной концовкой (например, « Ожерелье », 1884). За девять лет опубликовал не менее двадцати сборников короткой прозы, во многом близкой натурализму .

Всеевропейская популярность Мопассана обозначила наметившийся в 1880-е годы закат века романа и возвращение моды на рассказы . Несмотря на это, из-под пера Мопассана вышло также шесть романов.

Биография

Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 года в старинной усадьбе около Дьепа . Его отец Гюстав де Мопассан принадлежал к лотарингскому дворянству, перебравшемуся в Нормандию . Мать Лаура Ле-Пуатвен с юности знала Флобера , ближайшим другом которого был её рано умерший брат . Мопассан с детства отличался прекрасным здоровьем, хотя его мать всю жизнь мучилась неврозами, а младший брат, по профессии врач , умер в лечебнице для душевнобольных.

Проучившись недолго в семинарии, Мопассан, после изгнания из неё, перешёл в руанский лицей, где и окончил курс обучения. Во время учёбы в лицее он зарекомендовал себя способным учеником, увлечённым поэзией и театральным искусством. В этот период времени Мопассан близко сходится с Луи Буйе — поэтом и смотрителем руанской библиотеки — и особенно с Флобером, который стал литературным наставником юноши. Окончив лицей в 1869 году и посоветовавшись с матерью и Флобером, он отправился в Париж, чтобы приступить к изучению права. Разразившаяся война нарушила все планы.

Пройдя Франко-прусскую войну простым рядовым, Мопассан пополнил своё образование чтением и особенно пристрастился к естествознанию и астрономии . Чтобы устранить тяготевшую над ним опасность наследственного недуга, он усиленно работал над своим физическим развитием.

Разорение, постигшее его семью, заставило Мопассана поступить чиновником в морское министерство , где он пробыл около десяти лет. Мопассан тяготел к литературе. Больше шести лет Мопассан, тесно сблизившийся с Флобером, сочинял, переписывал и рвал написанное; но в печати он решился выступить, только когда Гюстав Флобер признал его произведения достаточно зрелыми и стилистически целостными.

Мопассан заразился сифилисом , когда ему было около двадцати пяти, от одной из своих многочисленных подружек. Пишет сам Мопассан одному из своих приятелей: «У меня сифилис, наконец-то настоящий, а не жалкий насморк… нет-нет, самый настоящий сифилис, от которого умер Франциск I . Велика беда! Я горд, я больше всего презираю всяческих мещан. Аллилуйя, у меня сифилис, следовательно, я уже не боюсь подцепить его».

Первый рассказ Мопассана вышел в свет в 1880 году вместе с повестями Золя , Алексиса , , Энника и Гюисманса , в сборнике « ». Начинающий писатель поразил своей повестью « Пышка » литературные кружки, проявив тонкую иронию и большое искусство сжатой и вместе с тем насыщенной, яркой характеристики.

В том же году Мопассан выпустил сборник поэзии («Стихотворения», 1880), в котором особенно замечательны стихотворения «Le mur», «Au bord de l’eau», «Désirs» и «Vénus rustique». Помещённый там же драматургический опыт в стихах («Histoire du vieux temps») позволил Мопассану стать хроникером в газете ; чиновную службу писатель в это время оставил. Хотя Мопассан в начале своей литературной деятельности и прослыл последователем Золя, он далеко не был сторонником «натуралистической» школы, признавая её узкой и односторонней.

Ги де Мопассан присоединился к письму деятелей культуры, просивших парижские власти наложить запрет на строительство Эйфелевой башни . Известен анекдот , что Мопассан якобы прятался от «безобразного скелета» в ресторане наверху башни, поскольку это было единственное место в Париже, откуда её не видно .

Любимым хобби Мопассана была гребля по Сене

Произведения Мопассана имели большой успех; его заработок достигал 60 тыс. франков в год. Мопассан считал своим долгом финансово поддерживать мать и семью брата. Разнузданный образ жизни быстро подорвал здоровье писателя; он заболел неизлечимой в то время болезнью — сифилисом . С 1884 года писателя преследуют нервные припадки; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии он впадает в беспокойный идеализм , терзается потребностью найти ответ на то, что ускользает от чувств. Это настроение находит себе выражение в ряде новелл, в том числе и в знаменитой повести ( фр. Le Horla ).

Восстановить нарушенное душевное спокойствие Мопассана не помогают ни светские успехи, ни сотрудничество в Revue des Deux Mondes , ни успех на сцене Gymnase комедии «Musotte», ни получение академической премии за комедию «La Paix du ménage».

В декабре 1891 года нервные припадки довели его до покушения на самоубийство . В лечебнице для душевнобольных близ Пасси Мопассан сначала приходил в сознание, но затем припадки стали повторяться чаще.

Ги де Мопассан скончался 6 июля 1893 года от прогрессивного паралича мозга , не дожив всего месяца до своего 43-летия.

Плодородие и веселье, заключённые в нём, сопротивлялись болезни. Вначале он страдал головными болями и припадками ипохондрии. Потом призрак слепоты стал перед ним. Зрение его слабело. В нём развилась мания подозрительности, нелюдимости и сутяжничество. Он боролся яростно, метался на яхте по Средиземному морю, бежал в Тунис, в Марокко, в Центральную Африку — и писал непрестанно. Достигнув славы, он перерезал себе на сороковом году жизни горло, истёк кровью, но остался жив. Его заперли в сумасшедший дом. Он ползал там на четвереньках… Последняя надпись в его скорбном листе гласит: «Господин Мопассан превратился в животное». Он умер сорока двух лет. Мать пережила его.

Исаак Бабель , рассказ «Гюи де Мопассан»

Обзор творчества

Эстетические принципы

Мопассан чётко изложил свои взгляды на художественное слово в предисловии к роману «Пьер и Жан» в 1887/1888 годах.

Отвергая романтический роман и его деформированный, сверхчеловеческий, поэтический взгляд, Мопассан склоняется к объективному роману в поисках реализма, понимая все ограничения такого типа творчества. Для него реализм является личным мировоззрением, которое он (писатель) пытается донести до читателя, отражая в книге. Мы всегда изображаем самих себя , — говорит он, в то же время утверждая, что роман является художественным произведением, — кучку небольших фактов, которые и составляют общий смысл произведения . Мопассан также отвергает натурализм с его тяжёлой документальностью и стремлением «тотального реализма», присущего Эмилю Золя, но склоняется к безоценочному реализму, что отражается даже в таких трудных для восприятия сценах, как смерть Форестье в романе « Милый друг ».

Мопассан стремится отразить чистые факты и поступки взамен психологического исследования, поскольку психология должна быть скрыта в книге так же, как она спрятана в реальности за настоящими поступками. Эта чистота и строгость изображения также касается описаний, чётко отличая Мопассана от Бальзака . Склонность к краткости ярко прослеживается в творчестве писателя: он создаёт более 300 новелл и только шесть романов, построенных как цепочка новеллистических ситуаций (анекдотов).

Окружающий мир, прекрасное и отвратительное в нём писатель воспринимал очень остро, он был наделён особой эмоциональной уязвимостью, той глубиной восприятия, которая, к сожалению, ускорила его трагическую смерть, и о которой он писал, что «благодаря ей слабейшее чувство превращается в эмоцию и, в зависимости от температуры ветра, от запаха земли и от яркости дневного освещения вы чувствуете страдания, печаль или радость … Но если нервная система невосприимчива к боли, к экстазу, то она передаёт нам только будничные волнения и вульгарное довольство».

Главные темы произведений

Нормандская усадьба (конец XVI века), которую снимали родители Мопассана во время его рождения

Темы творчества Мопассана связаны с повседневной жизнью в его эпоху и личной жизнью автора, смешиваясь и создавая неповторимую палитру:

  • Нормандия , родной регион писателя, занимает значительное место в его творчестве: пейзажи — море или города, как Руан в «Жизни» (Une vie) или Гавр в «Пьер и Жан» или жители региона — селяне («В полях», 1884), мелкие помещики и служащие («Жизнь») или буржуа («Пьер и Жан»). Но Нормандия — не единственный регион, изображённый Мопассаном. В романе « Милый друг » изображены различные слои парижского общества, в частности, высший свет и крупные дельцы; в той же среде происходит действие романов «Сильна как смерть» и « Монт-Ориоль ». В большинстве же новелл («Наследие», « Ожерелье », «Выезд за город», «Два друга» и др.) изображены будни среднего класса (мелкой буржуазии ). А. Франс писал в 1887 году по этому поводу в статье «Ги де Мопассан и французские рассказчики»: «И, несмотря на нормандский привкус, невзирая на то, что все его произведения пропитаны запахом спелых хлебов, типы у него разнообразнее, а выдумка богаче, чем у любого другого рассказчика нашего времени» .
  • Франко-прусская война и немецкая оккупация. Мопассан часто возвращается к событиям, свидетелем которых стал десятью годами раньше, например в таких произведениях, как: «Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Два друга», «Старый Милон», «Безумная».
  • Тема женщины, особенно — жертвы насилия: Жанна в «Жизни», «Маленькая Рок», «Мисс Гариет», значительное место в этой теме отводится проституции: «Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Дом Телье»… Тема семьи и детей также близка Мопассану, часто сочетаясь с темой отцовства: «Пьер и Жан», «Буатель», «В полях», «Ребёнок», «По-родственному»…
  • Городским пейзажам, где нет места счастливой любви, Мопассан часто противопоставляет мир воды. Любитель гребного спорта, он наслаждается описаниями моря (как в романах «Жизнь», «Пьер и Жан»), рек («На воде», «Мушка», «Выезд на природу») и даже болот («Любовь»).
  • Собственный пессимизм писателя: в своем философском отчаянии Мопассан идёт дальше, чем Флобер . Ученик Артура Шопенгауэра , он раз за разом демонстрирует шаткость всего, что заполняет жизнь смыслом. Мопассан-мизантроп презирает Провидение, считает, что Бог не ведает, что творит, а религия является просто мошенничеством. Иногда ему кажется, что человек всего лишь животное едва выше других, а прогресс — просто призрак. Даже дружба кажется ему подчас отвратительным обманом, поскольку люди не воспринимают проблемы других и обречены на одиночество.
  • По мере усугубления нервной болезни Мопассан всё больше занимают темы одинокого безумия, депрессии и паранойи : « », «Шевелюра», «Госпожа Эрме», что начинаются показательными словами Меня привлекают сумасшедшие ; а также темы смерти и разрухи («Жизнь», «Милый друг», «Малышка Рок», «Сильна как смерть»). В советское время считалось, что Мопассан эволюционировал от натурализма (упоения физиологическим началом) к декадентству (эстетизации всего болезненного, уродливого, отталкивающего) .

Оценка творчества в России

Мопассан называл среди своих учителей Тургенева , который узнал о Мопассане от Флобера и ставил его как повествователя непосредственно вслед за Львом Толстым .

Не менее сочувственно к творчеству Мопассана относился и сам Толстой, который с большими вольностями перевёл его рассказ «В порту». По словам Толстого, «едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все благо, весь смысл жизни — в женщине, в любви… и едва ли был когда-нибудь писатель, который до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо жизни» (см. ).

Чехов неустанно восхищался мастерством Мопассана-новеллиста и часто упоминал его в своих произведениях. Напрямую подражал ему Бабель , особенно в юности. Один из наиболее известных его рассказов так и называется — « » (1932).

Мнения

О войне

Придерживался антивоенных взглядов; полемизируя с Мольтке , резко негативно отзывался о войне :

Соединиться в стада четырехсот тысяч человек, без отдыха ходить день и ночь, ни о чем не думать, ничего не изучать, ничему не научаться, ничего не читать, не быть полезным никому, загнивать в нечистоте, спать в грязи, жить как скоты, в постоянном одурении, грабить города, сжигать деревни, разорять народы, потом, встретив такое же другое скопище человеческого мяса, бросаться на него, проливать озера крови, покрывать поля разорванным мясом и кучами трупов устилать землю, быть искалеченными, быть размозженными без пользы для кого бы то ни было и наконец издохнуть где-нибудь на чужом поле, тогда как ваши родители, ваша жена и дети дома умирают с голода, — это называется спасать людей от отвратительного материализма

Произведения

Мопассан был одним из самых плодовитых французских писателей 1880-х гг. В отдельные годы он публиковал более шести десятков новых рассказов. При жизни писателя увидели свет следующие книги:

Мопассан на карикатуре 1884 года
  • 1880 — « Пышка », повесть (в составе альманаха «Меданские вечера»)
  • 1880 — «Стихотворения» ( Le vers )
  • 1881 — « » ( La Maison Tellier ), рассказы
  • 1882 — « » ( Mademoiselle Fifi ), рассказы
  • 1883 — «Дядюшка Милон» ( Le père Milon ), рассказы
  • 1883 — « Жизнь », роман
  • 1883 — «Рассказы вальдшнепа» ( Contes de la bécasse ), рассказы
  • 1884 — « Лунный свет » ( Claire de lune ), рассказы
  • 1884 — « Мисс Гарриет » ( Miss Harriet ), рассказы
  • 1884 — «Мисти» ( Misti , 1884), рассказы
  • 1884 — « Сёстры Рондоли » ( Les sœurs Rondoli ), рассказы
  • 1884 — «Под солнцем» ( Au soleil ), путевые очерки
  • 1885 — « Милый друг », роман
  • 1885 — « Иветта » ( Yvette ), рассказы
  • 1885 — « Сказки дня и ночи » ( Contes du jour et de la nuit ), рассказы, включая знаменитое « Ожерелье »
  • 1885 — «Туан» ( Toine ), рассказы
  • 1886 — «Маленькая Рок» ( La petite Rocque ), рассказы
  • 1886 — «Господин Паран» ( Monsieur Parent ), рассказы
  • 1887 — « Монт-Ориоль », роман
  • 1887 — « » ( Le Horlà ), рассказы
  • 1888 — « » ( Pierre et Jean ), роман
  • 1888 — «Избранник госпожи Гюссон» ( Le rosier de Mme Husson ), рассказы
  • 1888 — «На воде» ( Sur l’eau ), путевые очерки
  • 1889 — « » ( Fort comme la mort ), роман
  • 1889 — «С левой руки» ( La main gauche ), рассказы
  • 1890 — «Наше сердце» ( Notre cœur ), роман
  • 1890 — «Бродячая жизнь» ( La vie errante ), путевые очерки
  • 1890 — «Бесполезная красота» ( L’inutile beauté ), рассказы

Посмертно были изданы отрывки из незаконченных романов «Анжелюс» и «Огонь желания», а также повести «Чужеземная душа».

Библиография

Собрания сочинений

  • Мопассанъ, Гюи де. . — М. , 1893.
  • Мопассанъ, Гюи де. . — СПб. : Изд. Пантелеева, Вестник Иностранной Литературы, 1895—1896.
  • Мопассанъ, Гюи де. . — СПб. : Изд. Иогансона, 1900.
  • Мопассанъ, Гюи де. . — СПб. : Изд. Пантелеева, 1901.
  • Мопассанъ, Гюи де. . — СПб. : Изд. Иогансона. Южно-Русское К-во, 1907.
  • Гюи де Мопассанъ. . — СПб. : Просвещение, 1908—1911. :
  • Мопассанъ, Гюи де. ]. — СПб. : т. 1—14: изд. Пантеонъ (1908-1910), остальные: изд. Шиповник, 1908—1916. :
  • Ги де Мопассан . Полное собрание сочинений в 13 т. — М., 1951
  • Ги де Мопассан. Избранные произведения в двух томах. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1954.
  • Ги де Мопассан. Полное собрание сочинений в 12 томах. — М. : «Правда», 1958. (библиотека «Огонёк»)
  • Ги де Мопассан. Собрание сочинений в 7 томах. — М. : «Правда», 1977. (библиотека «Огонёк»), 375 000 экз.
  • Ги де Мопассан . Сочинения в 5 т. — М.: «Наука», 1993, 250 000 экз.
  • Ги де Мопассан . Собрание сочинений в десяти томах. — Чимкент: МП «Аурика», 1994. Тираж 105000 экз. ISBN 5-86020-166-4
  • Ги де Мопассан. Полное собрание сочинений. — М. : «Терра», 1996. — ISBN 5-300-00488-x .
  • Ги де Мопассан. Полное собрание сочинений. — М. : «НГК групп», 2006. — ISBN 5-91120-005-8 .


Экранизации произведений

Примечания

Комментарии

  1. Прусский генерал К. фон Мольтке писал: «Война свята, [это] один из священных законов мира. Она поддерживает в людях все великие и благородные чувства: честь, бескорыстие, добродетель, храбрость; одним словом, спасает людей от отвратительного материализма.»

Источники

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. Guy de Maupassant // (англ.) — 2010.
  3. . Дата обращения: 19 апреля 2019. 18 августа 2019 года.
  4. Авессаломова Г. С., Пульхритудова Е. М. Натурализм // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978. Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 129—135.
  5. Michel Raimond. La crise du roman : Des lendemains du Naturalisme aux années vingt . Paris, Corti, 1967.
  6. Roland Barthes . La Tour Eiffel . Paris: Delpire Editeur, 1964.
  7. . Дата обращения: 23 августа 2010. 26 июня 2012 года.
  8. Журнал «30 дней», 1932, No 6, июнь.
  9. Франс А. Ги де Мопассан и французские рассказчики // Собр. соч. в 8 т. Т. 8. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1960.
  10. См., напр.: Ю. А. Кремлев. Клод Дебюсси. М., Музыка, 1965. С. 187.
  11. , с. 17.
  12. .

Литература

  • Лев Толстой. Не могу молчать: Статьи о войне, насилии, любви, безверии и непротивлении злу. / с предисловием П. В. Басинского . — М. : Альпина Паблишер , 2022. — 332 с. — ISBN 978-5-9614-8099-3 .


Источник —

Same as Мопассан, Ги де