Interested Article - Антинополь

Антино́поль , ранее был известен как Хир-ве (также Антиноополис , Антиноя , Антинополис ; др.-греч. Ἀντινόου πόλις ; копт. ⲁⲛⲧⲓⲛⲱⲟⲩ Антинов ; араб. الشيخ عبادة ‎, современный Шейх-Ибада или Шейх-Абада ) — древний город в XV верхнеегипетском номе, расположенный на восточном берегу Нила между Бени-Хасаном и Эль-Берше, напротив Гермополиса .

Один из главных культурных центров Римского Египта . Город был заложен императором Адрианом на месте более древнего египетского города Хир-ве , который был переименован в Антинополь 30 октября 130 года в память о фаворите Адриана Антиное , утонувшем при невыясненных обстоятельствах в Ниле .

Адрианова дорога на карте провинции Египет во времена императора Адриана.

История

Фрагмент ткани из гробницы Сабины, женщины IV-V веков в Антиноополе, на которой изображены Беллерофонт и Пегас , топчущие Химеру . ( Лувр )
Капитель позднеримской колонны из северного некрополя ( Национальный археологический музей Флоренции )

Новое царство

Во времена Нового царства на месте Антинополя уже существовал город известный как Хир-ве , где находился великий храм Рамсеса II , куда приходили жители таких известных городов как Хемену и Авну .

Римский период

Город Антинополь был основан в 130 году нашей эры во времена существования Римской империи императором Адрианом на месте египетского города Хир-ве как культовый центр обожествления своего любовника Антиноя, утонувшего в Ниле недалеко от города. Все предыдущие здания, включая некрополь, были снесены и заменены, за исключением храма Рамзеса II . У Адриана также были политические мотивы для создания нового города, который должен был стать первым эллинским городом в регионе Среднего Нила, таким образом служа бастионом греческой культуры на территории Египта. Чтобы побудить египтян интегрироваться в греческую культуру, он разрешил грекам и египтянам в городе вступать между собой в брак и позволил сохранить Беса в качестве главного божества города, который им был со времён существования Хир-ве, наряду с обожествлённым Антиноем :150 . Он поощрял греков из других регионов селиться в новом городе, используя для этого различные стимулы :199 . Город был спроектирован с прямыми улицами и кварталами, типичными для эллинских городов, и украшен колоннами и множеством статуй Антиноя, а также храмом, посвящённым ему :200-2 .

Антинополь был центром официального культа Антиноя. Город демонстрировал греко-римскую архитектуру эпохи Адриана, резко контрастирующую с египетским стилем . Адриан объявил, что весной 131 года в городе будут проведены игры в память об Антиное. Известные как Антинойи , они проводились ежегодно в течение нескольких столетий и считались самыми важными в Египте. Мероприятия включали спортивные соревнования, скачки на колесницах и конные бега, а также художественные и музыкальные фестивали с призами, включая гражданство, деньги, жетоны и бесплатное пожизненное содержание :149; 205 . Согласно греческой «Минее», именно в Антинополе Святой Юлиан принял мученическую смерть во время гонений Диоклетиана . Известно, что здесь также по приказу местного губернатора Ариана погибло множество других христиан.

Византийский период

Остатки былой славы, система городского управления и состав населения, вероятно, были причиной того, что даже при императоре Валенте (364—378 года) город был в основном языческим и противился всеобщей христианизации, хотя с первой половины III века здесь находилась резиденция епископа . Антинополь продолжал расти и в византийскую эпоху став уже христианским городом, но при этом в нём всё ещё практиковались колдовство и магия сохранившиеся с античности :199-200; 205-6 . Это был культурный центр, откуда был родном математик IV века Серен Антинойский . Город сохранял своё значение и в дальнейшем. Так, в одном из многочисленных найденных в этом месте папирусов , содержащем договор о разводе и датированном примерно 569 годом, город назван «самым прославленным» .

Период Средневековья

Город был заброшен примерно в X веке. Здесь продолжал располагаться массивный греко-римский храм вплоть до XIX века, когда он был разрушен арабами для строительства цементного завода . На протяжении веков камень из римского города вывозился для строительства домов и мечетей :206 . К XVIII веку руины Антинополя всё ещё были видны, о чём писали такие европейские путешественники, как миссионер-иезуит Клод Сикар в 1715 году и геодезист Эдме-Франсуа Жомар около 1800 года :198 . Однако в XIX веке Антинополь был почти полностью разрушен местным жителями и промышленниками, поскольку мел и известняк сжигались для получения порошка, в то время как камень использовался при строительстве близлежащей плотины и сахарного завода :207 .

  • Руины храма Рамзеса
    Руины храма Рамзеса
  • Картуш из храма Рамзеса
    Картуш из храма Рамзеса
  • Колонны из храма Рамзеса
    Колонны из храма Рамзеса
  • Резьба и иероглифы из храма Рамзеса
    Резьба и иероглифы из храма Рамзеса
  • Вид на руины Антинополя с юго-востока в 2007 году
    Вид на руины Антинополя с юго-востока в 2007 году
  • Погребальный портрет мальчика, 190–230 гг. н.э.
    Погребальный портрет мальчика, 190–230 гг. н.э.
  • Погребальный портрет мужчины, 190–230 гг. н.э.
    Погребальный портрет мужчины, 190–230 гг. н.э.
  • Энкаустический погребальный портрет женщины
    Энкаустический погребальный портрет женщины
  • Погребальный портрет женщины. Вероятно, из Антинополя, около 250–300 гг. н.э. (коллекция Мениля)
    Погребальный портрет женщины. Вероятно, из Антинополя, около 250–300 гг. н.э. (коллекция Мениля)
  • Картина с изображением крылатой женской фигуры из позднеримского или ранневизантийского Антинополя. Раскопано Альбертом Гайе (Лувр)
    Картина с изображением крылатой женской фигуры из позднеримского или ранневизантийского Антинополя. Раскопано Альбертом Гайе ( Лувр )
  • Погребальный портрет мужчины. Раскопано Альбертом Гайе (Египетский музей и собрание папирусов)
    Погребальный портрет мужчины. Раскопано Альбертом Гайе ( Египетский музей и собрание папирусов )

Раскопки

В 1965—1966 годах итальянская экспедиция обнаружила здесь 13 гробниц додинастической эпохи. Однако в этом месте нет никаких памятников эпохи Древнего и Среднего царств. Самое древнее монументальное сооружение Антинои относится к эпохе Нового царства . Раскопки Гайе (Annales du Musee Guimet, XXX, 2) и Донадони (ASAE XXXIX) выявили гробницы додинастической эпохи , фрагменты пилонов двора и гипостильного зала храма Рамсеса II , посвящённого богам Хмуна и Гелиополя , строительным материалом для которого служила расположенная неподалёку часовня Эхнатона . По предположению (англ.) (, здесь располагался древний город Неферуси, главным божеством которого была Хатхор (Geogr. II, 152). Здесь также были найдены картуши Мернептаха и Рамсеса III . На территории Неферуси произошло сражение Камоса с гиксосами. Город был взят и его стены разрушены. Текст большой стелы Пи(Анхи) говорит о том, что во время войны последнего с Тефнахтом царь Нимрод вновь разрушил стены Неферуси. Можно предположить, что эта крепость защищала столицу нома Гермополь и священный комплекс Рамсеса.

Доныне сохранились на своём месте несколько колонн храма Рамсеса II: четыре на фасаде, пять с северной стороны и четыре с южной. В этом месте император Адриан основал в 130 году город в память об Антиное в качестве центра культа, посвящённого своему погибшему фавориту. Выстроенный в греко-романском стиле город был населён греками из Файюма . Первоначально город относился к (англ.) (, но при Диоклетиане в 286 году стал столицей нома Фиваида . На частично сохранившемся портике , расположенном в северо-восточной части города, видна надпись в честь императора Александра Севера .

Планировка города

Антинополь, основанный в среднем течении Нила, императором Адрианом, почитателем греческой культуры и искусства, задумывался как чисто греческий город в самом сердце Египта , для создания равновесия двум большим эллинистическим городам — Александрии в дельте и Птолемаиде в верхнем течении Нила .

Известно, что Антинополь как и Александрия были распланированы по так называемой гипподамовой системе , когда улицы и города проложены параллельно друг другу и пересекаются под прямыми углами. Прямоугольный в плане, с правильной сеткой улиц, равными кварталами, окружёнными кирпичной стеной. Главные хорошо мощённые улицы, обрамлённые, как было принято на римском Востоке, колоннами дорического ордера, проведены к городским воротам. Ширина этих улиц такая же, как и в Александрии, — 20 м. На перекрёстке установлены были четыре высокие колонны, образующие так называемый тетрапилон . В центральной части города находились общественные здания, храмы, гимнасии, термы и могила Антиноя .

Адриан хотел, чтобы город был устроен по типу классических греческих городов, то есть с городским советом — булэ , с административными лицами — архонтами . Римский характер выявляет и план города с кардо и декуманум, колоннадой, термами. Основание Антинополя, поставленного против старого египетского города Гермополя , лежащего на западном берегу реки, следует считать обдуманным актом романизации этого района Египта.

В заново отстроенном городе располагался театр и храмы, в частности, храмы Сераписа и Антиноя, почитавшегося наравне с Осирисом. К востоку от города находилась большая колоннада, остатки которой сохранились . Южная часть города отделялась триумфальной аркой. Здесь были также ипподром и цирк, которые почти полностью исчезли. Город был покинут примерно в X веке.

В 1672 году аббат (англ.) (во время путешествия в Египет был поражён размахом руин и принял этот город за Фивы. В начале XVIII века иезуит Клод Сикар , который первым установил точное местонахождение Фив, составил описание хорошо сохранившихся руин Антинои . Во время египетской кампании Наполеона руины были ещё хорошо видны, судя по составленным для «Описания Египта» планам и зарисовкам . В середине XIX в. их использовали для постройки сахарного завода в Роде.

Вид на руины Антинополя с юго-запада в 1809 году, из «Описания Египта»
  • Иллюстрации Антинополя из Описание Египта
  • Вид на руины с юго-запада и топографическая карта города
    Вид на руины с юго-запада и топографическая карта города
  • Топографическая карта города
    Топографическая карта города
  • Портик римского театра
    Портик римского театра
  • План, высота и сечение триумфальной арки
    План, высота и сечение триумфальной арки
  • Различные портики, баня и главная улица с колоннадами
    Различные портики, баня и главная улица с колоннадами
  • Колонна Александра Севера и ипподром
    Колонна Александра Севера и ипподром
  • План и высота портика римского театра
    План и высота портика римского театра
  • План стойки ворот Антинополя и портика храма в Архемунайне
    План стойки ворот Антинополя и портика храма в Архемунайне

Расцвет Антинополя

Расцвет города продолжался и после правления Адриана: во времена Диоклетиана город стал столицей всей Фиваиды. От Антинои осталось немногое. Тем ценнее находки римской эпохи, позволяющие проследить развитие искусства греко-римского времени в Верхнем Египте . Великолепная коллекция этих памятников файюмские портреты и прекрасные ткани, сохранившие традиции александрийского искусства, находятся сегодня в Лувре .

Раскопки некрополя Антинои продолжались до 1940 года. Здесь была обнаружена погребальная часовня Феодосия. В 1965—1968 годах раскопки города проводил Римский университет Ла Сапиенца . С 80-х годов Флорентийский Институт папирологии ведёт здесь раскопки в северном некрополе, Римский университет — в южном.

Примечания

  1. Digital Collections, The New York Public Library. (неопр.) . The New York Public Library, Astor, Lenox, and Tilden Foundations. Дата обращения: 19 января 2020. 6 июня 2023 года.
  2. , с. 280.
  3. ↑ Cockle, Walter Eric Harold (2005), Hornblower, Simon & Spawforth, Antony, eds., , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-860641-3 , doi : , < > . Проверено 19 января 2020.
  4. Lambert, Royston. Beloved and God: The Story of Hadrian and Antinous. — George Weidenfeld & Nicolson, 1984. :149
  5. от 27 января 2012 на Wayback Machine // История города Антинополь
  6. J. Gaudemet. (фр.) . Droit privé romain . Дата обращения: 15 ноября 2011. Архивировано из 3 сентября 2012 года.
  7. Louis Crompton, Homosexuality & Civilization , Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2003. p. 108.
  8. ↑ Orientalia 36, 2, 1967, p. 193.
  9. от 12 апреля 2013 на Wayback Machine // Египет Римской Империи
  10. L. Greener . The discovery of Egypt.
  11. Description de l’Egypte, IV, pl. 53—54

Литература

  • Краснова О. Б. . — Olma Media Group, 2002. — 351 с. — ISBN 5-94849-062-9 .
  • Ptol. iv. 5. § 61; Paus. viii. 9; Dion Cass. lxix. 11; Amm. Marc. xix. 12, xxii. 16; Aur. Vict. Caesar, 14; Spartian. Hadrian. 14; Chron. Pasch. p. 254, Paris edit; It. Anton. p. 167; Hierocl. p. 730; Ἀντινόεια , Steph. B. s. v. , also Adrianopolis , Steph. B. Ἁδριανούπολις)
  • - Catholic Encyclopedia article on the titular see
  • Corcoran, Simon (2007), Two tales, two cities: Antinoopolis and Nottingham, in Drinkwater, John & Salway, Benet, Wolf Liebeschuetz reflected: Essays presented by Colleagues, Friends, and Pupils BICS Supplement 91 , University of London, School of Advanced Study, Institute of Classical Studies, с. 193–209, ISBN 978-1-905670-04-8
  • "Antinoopolis." The Global Egyptian Museum. Retrieved 10/24/2012. < >.
  • Smith, William. (1854). "Antinoopolis." Retrieved 10/24/2012.
  • Waters, Sarah. (1995). "The Most Famous Fairy in History": Antinous and Homosexual Fantasy." Journal of the History of Sexuality, 194-230. JSTOR
  • O'Connell, Elisabeth R. (2014) 'Catalogue of British Museum objects from The Egypt Exploration Fund’s 1913/14 excavation at Antinoupolis (Antinoë),' in Antinoupolis II: Scavi e materiali III, ed. R. Pintaudi, 467–504 (Florence: Istituto papirologico “G. Vitelli,”)

Ссылки

  • (неопр.) . Археологический изборник. Дата обращения: 14 ноября 2011.
  • The Princeton Encyclopedia of Classical Sites Richard Stillwell, William L. MacDonald, Marian Holland McAllister, Stillwell, Richard, MacDonald, William L., McAlister, Marian Holland, Ed. (англ.) . The Princeton Encyclopedia of Classical Sites . Дата обращения: 15 ноября 2011.

Same as Антинополь