Interested Article - Довод (фильм)

«Довод» ( англ. Tenet — «Принцип» ) — научно-фантастический боевик с элементами триллера режиссёра и сценариста Кристофера Нолана . Фильм является совместным производством Великобритании и США . В главных ролях снялись Джон Дэвид Вашингтон , Роберт Паттинсон , Элизабет Дебики , Димпл Кападия , Майкл Кейн и Кеннет Брана . Героем фильма является секретный агент, который должен научиться управлять временем, чтобы обеспечить выживание человечества.

Съёмки начались в мае 2019 года и проходили в семи странах: Дании , Эстонии , Индии , Италии , Норвегии , Великобритании и США.

Из-за пандемии COVID-19 дата премьеры трижды откладывалась. Компания Warner Bros. Pictures выпустила фильм в международный прокат 26 августа 2020 года, в американский прокат — 3 сентября 2020 года. Это первый голливудский блокбастер , вышедший в кинотеатрах после ограничений в связи с пандемией. В мировом прокате «Довод» собрал 363,6 млн долларов, что позволило ему занять пятое место в списке самых кассовых фильмов 2020 года .

«Довод» получил в основном положительные отзывы критиков, которые высоко оценили актёрскую игру, операторскую работу, саундтрек, монтаж, костюмы и режиссуру, хотя некоторые критиковали запутанный сюжет, равнодушный тон повествования и монтаж звука. Лауреат премий BAFTA и « Оскар » за лучшие визуальные эффекты.

Сюжет

Террористы захватывают киевскую оперу . Внутрь театра, смешавшись с полицейским спецназом , вместе с русскими наёмниками проникают агенты ЦРУ , среди которых « Протагонист »; они уводят «пассажира» — раскрытого коллегу и забирают странного вида «посылку», не похожую на известные образцы оружия. Здесь главный герой впервые наблюдает инверсию времени , когда замаскированный незнакомец спас его необычной пулей. Заметив пропажу «пассажира» и «посылки», наёмники пытают Протагониста, но он проглатывает капсулу с «ядом» и «просыпается» в некой секретной организации, где узнают друг друга по жесту рук со словом «довод» и пытаются предотвратить надвигающуюся катастрофу. Судьба «посылки» остаётся неизвестной, а бывшие товарищи героя, со слов вербовщика, погибли.

Сотрудница исследовательского центра приводит примеры технологии будущего, которая инвертирует энтропию предметов, заставляя их двигаться назад во времени. Отследив происхождение хранящейся в центре пули, Протагонист прибывает в Мумбаи , где знакомится с Нилом, который помогает выйти на Прийю. Она сообщает, что инверсией владеет русский олигарх Андрей Сатор, с которым установило связь будущее , и выводит на британскую разведку. В Лондоне представитель разведки предлагает использовать жену олигарха Кэтрин: работая оценщицей, она признала подлинной фальшивую картину, купленную её мужем (впоследствии выясняется, что сам Сатор знает об этом факте и манипулирует им, чтобы контролировать Кэт). Протагонист намеревается похитить спорную вещь, на пару с Нилом проникнув в одно из хранилищ-«фрипортов» в аэропорту Осло . Вместо картины герои находят «турникет» инверсии и двух противников — инвертированный нападает на Протагониста, «обычный» попытался убежать от Нила. Сорвав с беглеца маскировку, Нил отпускает его, обеспокоившись судьбой второго. Протагонист остановил инвертированного, но тот в буквальном смысле слова выскользнул из его рук.

Прийя подсказывает новый способ подобраться к Сатору: его целью при захвате оперы был плутоний , попавший в руки украинской службе безопасности и отправленный в Таллин . Протагонист встречается с Андреем и вступает в сделку с ним, подвергаясь опасности в лице его «правой руки» Волкова. Нил руководит засадой на конвой, Протагонист крадёт плутоний, но героев атакует инвертированная машина , в которой Сатор угрожает смертью Кэт. Протагонист приходит ей на помощь и сам попадает в заложники, Нил вызывает подмогу. Во фрипорте Таллина инвертированный Сатор допрашивает главного героя и стреляет в Кэт, затем к допросу подключается «обычный» Сатор. В здание врываются вооруженные люди во главе с Айвзом и Нил, оба Сатора скрываются в турникете. Герои инвертируются с Кэт, чтобы помочь ей излечиться от ранения. Протагонист устремляется в погоню за Сатором и терпит неудачу, угодив в дорожно-транспортное происшествие .

Главного героя вновь спасают, и перед ним постепенно раскрывается картина происходящего. «Плутонием» все называли последний элемент «алгоритма» — формулы по инвертированию энтропии мира, разработанной учёной будущего и выраженной в физической форме. Понимая все последствия своего изобретения, она разделила его на девять секций и спрятала их в прошлом, в разных уголках земного шара. Части формулы хранились по одной в каждой ядерной державе , но во времена крушения Советского Союза на родине Сатора, в засекреченном городе Стальск-12, случился некий инцидент , после которого Андрей был, будучи ещё подростком, нанят будущим разыскивать фрагменты алгоритма, за что периодически вознаграждался золотом. Со временем он собирает все компоненты и, двигаясь в прошлое после событий в Таллине, готовится передать алгоритм людям будущего, которые хотят развернуть время вспять для всей планеты, чтобы избежать катастрофического изменения климата (возможно, усугублённого солнечной активностью ). Сатор планирует замуровать устройство в шахтах родного города и покончить с собой, задействовав « переключатель мертвеца »: получив сигнал об остановке его сердца , потомки вскроют закладку и инвертируют весь мир, что попутно уничтожит всё живое в прошлом, освободив место для них и для будущих поколений. Нил, Протагонист и Кэт, пробыв несколько дней в инверсии, перемещаются в Осло , чтобы «развернуться» через местный турникет. Снова проникая во фрипорт, главный герой видит, что теми неизвестными, с которыми столкнулись в прошлом Протагонист и Нил, был один и тот же человек — сам Протагонист.

Ещё раньше Кэт доставляют на яхту олигарха, чтобы не дать ему осуществить задуманное. Тем временем в Стальске-12 идёт сражение с бойцами Сатора во встречных временных потоках: «спецгруппа» в составе Протагониста и Айвза и «красные» движутся в обычном времени, «синие» с Нилом действуют в обратном направлении. Нил «разворачивается», чтобы уберечь друзей от мины в туннеле, но взрыв отрезает спецгруппе путь назад. В конце подземелья, за решётчатой дверью, лежат труп «синего» солдата и капсула с алгоритмом. Герои ищут способы взломать замок, но перед ними возникает Волков, который оглушает Айвза, приступает к закладке капсулы и получает приказ убить Протагониста. Внезапно труп «воскресает», «ловит» пулю и, впустив спецгруппу, «закрывает» дверь и убегает в туннель. Кэт ждёт условный знак, попутно отвлекая мужа, и не дождавшись, убивает, не желая, чтоб он умирал, считая себя победителем. Но смерть Сатора не запускает « конец света » — спецгруппа отбивает алгоритм у Волкова, а «развернувшийся» Нил вытягивает героев из обрушающейся шахты на поверхность. В глаза Протагонисту бросается брелок у Нила, который был у трупа и у незнакомца в опере. Нил прощается с Протагонистом, отвечая, что именно тот нанял его в прошлые для Нила, но будущие для себя годы («годы назад для меня — через годы для тебя»), а вся операция по перехвату алгоритма — встречное движение во времени под руководством главного героя.

Прийя начинает «подчищать хвосты», нацелившись устранить в том числе посвящённую в тайны «Довода» Кэт. Протагонист мешает планам Прийи, дав понять ей, что «хвосты» — его забота, поскольку они оба (и многие другие персонажи, что прямо не проговаривается) работали на него. В конце фильма герой провожает взглядом спасённую Кэт и Макса, её сына от брака с Сатором.

В ролях

Производство

Разработка

SATOR — древнеримский палиндром , слова которого используются в сюжете фильма: фамилии Сатор и Арепо , оригинальное название фильма Tenet, Опера как одно из мест действия, компания Rotas

Сценарист и режиссёр Кристофер Нолан вынашивал главные идеи «Довода» на протяжении более двадцати лет . Он подчеркнул: «Я работал над последовательным улучшением сценария около шести или семи лет» . Название фильма является палиндромом — «Довод» (Tenet) одинаково читается слева направо и справа налево . Нолан сознательно старался абстрагироваться от любого влияния шпионского жанра и полагался только на свою собственную память .

В сюжетной канве фильма присутствуют слова «квадрата Сатора» — известного латинского палиндрома: SATOR (фамилия русского олигарха), AREPO (фамилия испанского художника — создателя фальшивой картины), TENET (оригинальное название секретной организации и фильма), OPERA (киевская опера в начале фильма), ROTAS (компания, связанная с Сатором).

Подбор актёров

В марте 2019 года стало известно об участии в фильме Джона Дэвида Вашингтона , Роберта Паттинсона и Элизабет Дебики . После начала съёмок был обнародован список основного актёрского состава, в который также вошли Димпл Кападия , Аарон Тейлор-Джонсон , Клеманс Поэзи , Майкл Кейн и Кеннет Брана .

Нолан выбрал Вашингтона за его актёрскую игру в фильме « Чёрный клановец » (2018) . Вашингтон, Паттинсон и Дебики рассказали, что им разрешали читать сценарий только в запертом помещении . При создании образа своего персонажа Паттинсон вдохновлялся манерой поведения писателя Кристофера Хитченса . Кинопробы Кападии для «Довода» снял режиссёр Хоми Ададжаниа во время работы над своим фильмом «Ангрези-медиум» (2020) . Кейн был задействован в съёмках всего один день и снимался только с Вашингтоном .

Съёмки

Съёмки с участием 250 сотрудников съёмочной группы начались в мае 2019 года и проходили в семи странах : Дании , Эстонии , Индии , Италии , Норвегии , Великобритании и США . Съёмки в Эстонии продолжались семь недель и обошлись в 15,6 млн евро (18,4 млн долларов) . Warner Bros. Pictures получила от правительства Эстонии субсидию в размере 5 млн евро на частичную оплату съёмочных расходов (в основном на зарплату местного персонала и оказанных услуг), так как в соответствии с местным законодательством иностранным продюсерам компенсируется до 30 % от подтверждённых затрат . В середине июня 2019 года рядом с заброшенным зданием таллинского Горхолла были отсняты сцены, в которых действие фильма разворачивается в Киеве , с участием «украинских» машин полиции и скорой помощи . В течение двух выходных дней, 29 и 30 июня, для проведения съёмок в Таллине было ограничено движение по Пярнускому шоссе , а также перекрыты выезды на него . В связи со съёмками была частично закрыта для движения транспорта в период с 10 по 14 и с 17 по 21 июля магистральная улица Лаагна в районе Ласнамяэ , что затронуло также большое число городских автобусных маршрутов, которые пришлось временно направить на параллельную улицу. Для остального транспорта в дни съёмок в «часы пик» по улице Лаагна открывали только одно направление: утром — в центр города, вечером — в Ласнамяэ. Это привело к автопробкам , вызвавшим большое недовольство горожан . Пересекающие улицу мосты были открыты, за исключением времени съёмок с воздуха на бреющем полёте (до пяти минут) .

Весной 2019 года тема возможного закрытия улицы Лаагна для киносъёмок бурно обсуждалась в обществе. Мэр Таллина Михаил Кылварт выразил мнение, что ни один фильм не стоит того, чтобы на месяц закрывать одну из важнейших транспортных артерий города . Его оппоненты в качестве плюсов данного плана говорили о доходах участников киносъёмок с эстонской стороны — о транспортных и строительных фирмах, которые создадут необходимую среду для съёмок; о студентах Балтийской школы кино, медиа и искусств ( Tallinna Ülikooli Balti filmi, meedia ja kunstide instituut ), которые будут задействованы в кинопроизводстве; о 1200 человек «массовки» ; о гостиницах и предприятиях питания, которые будут обслуживать членов съёмочной группы и т.д. . Выделение фонду поддержки фильмов “Film Estonia” при Эстонском институте кинематографии 5 миллионов евро на частичное покрытие расходов на съёмки фильма Нолана сопровождалось формулировкой, что они «окажут значительное положительное влияние на эстонскую экономику и киноиндустрию» .

31 июля производство картины началось на Амальфитанском побережье Италии. Съёмки в Равелло , Амальфи и Майори продлились до середины августа и велись не только на суше, но и на море . В конце августа были отсняты сцены в в лондонском районе Хампстед , в сентябре — на крыше Оперного театра Осло и в районе Осло Тювхольмен ( Норвегия ) , а также на ветряной электростанции в Рёдбихавне, ( Дания ) . В течение пяти дней, с 16 по 20 сентября, проходили съёмки в Мумбаи , где Нолан побывал в феврале и апреле для поиска локаций . В итоге Нолан отобрал для съёмок больницу Breach Candy, кафе «Mondegar», дамбу Колабы , рынок Колабы, « Ворота Индии », Грант-Роуд, Королевский яхт-клуб Бомбея и отель « Тадж-Махал Палас » . Рядом с отелем были построены декорации ресторана под названием «Chaand» , но они так и не пригодились для работы . Вскоре после этого съёмочная группа переехала в Викторвилл , Калифорния , который был замаскирован под Осло , и работа велась с более чем девяноста статистами . Вместо использования миниатюр и графики CGI для сцены авиакатастрофы Нолан предпочёл задействовать реальный Boeing 747 , авария которого была снята на камеры . В октябре съёмки велись в пустыне рядом с Палм-Спрингс , где был построен заброшенный город, в котором были замечены сотни людей в военной камуфляжной форме . На съёмках оператор Хойте ван Хойтема использовал комбинацию камер 70-мм и IMAX .

Постпродакшн

Музыку к «Доводу» написал Людвиг Йоранссон , поскольку постоянно сотрудничающий с Ноланом композитор Ханс Циммер был занят работой над фильмом « Дюна » (2021) . Во время пандемии COVID-19 Йоранссон записывал музыкантов у них дома, а звукоинженер сводил записи воедино . Саундтрек «Довода» включает песню « », написанную Трэвисом Скоттом . Дженнифер Лейм заменила давнего монтажёра Нолана Ли Смита, который был занят на фильме « 1917 » .

Маркетинг

В августе 2019 года Warner Bros. демонстрировала 40-секундный тизер «Довода» во время предпоказов фильма « Форсаж: Хоббс и Шоу » . В октябре тизер показывался в Индии перед сеансами « Джокера » . Первый трейлер был опубликован в интернете в декабре 2019 года, в то время как пролог «Довода» транслировался в некоторых кинотеатрах IMAX перед фильмом « Звёздные войны: Скайуокер. Восход » . В мае 2020 года начался показ телевизионного ролика , который среди прочего демонстрировался в режиме Party Royale видеоигры Fortnite . Логотип фильма, стилизованный Ноланом как TENƎꓕ , был изменён для этого ролика из-за его сходства с производителем запчастей для велосипедов . Финальный трейлер, в котором была представлена песня Трэвиса Скотта «The Plan», вышел 22 августа . 26 августа в сети был опубликован эксклюзивный ролик о съёмках .

Релиз

Компания Warner Bros. Pictures изначально собиралась выпустить фильм в прокат 17 июля 2020 года в форматах IMAX , 35 мм и 70 мм , однако из-за пандемии COVID-19 премьера была отложена на 31 июля 2020 года , а затем перенесена на 12 августа 2020 года . 20 июля 2020 года стало известно, что «Довод» на неопределённое время убран из расписания . В итоге Warner Bros. Pictures решила начать международный прокат фильма с 26 августа 2020 года в семидесяти странах, включая Австралию, Канаду, Францию, Германию, Италию, Японию, Южную Корею и Великобританию . 22 и 23 августа в Австралии и Южной Корее прошли предварительные показы . 3 сентября фильм вышел в нескольких городах США с постепенным расширением проката в последующие недели . В этот же день состоялась премьера и в России . 4 сентября начался прокат в Китае . Цифровой релиз состоялся 15 декабря 2020.

Прокат

«Довод» собрал в мировом прокате 363,656 млн долларов, в том числе 58,456 млн долларов в домашнем регионе и 305,2 млн долларов в остальных . «Довод», производственный бюджет которого составляет 200 млн долларов , является самым дорогим оригинальным фильмом Нолана . Издание «IndieWire» предположило, что с учётом маркетинговых расходов окончательный бюджет может достигать 300—350 млн долларов , хотя аналитики предсказывали более низкие, чем обычно, затраты на рекламу во время прямых спортивных трансляций . По подсчётам « Observer », фильм должен заработать в прокате 450—500 миллионов долларов, чтобы выйти на самоокупаемость . Сообщается, что Нолан получит двадцать процентов от общей суммы кассовых сборов .

Согласно прогнозам экспертов, в течение первых пяти дней в международном прокате «Довод» должен был заработать 25-30 млн долларов . Однако фильм стартовал лучше ожиданий: сборы за первый уик-энд составили 53 млн $ в 41 стране (в том числе 7,1 млн $ в Великобритании, 6,7 млн $ во Франции, 5,1 млн $ в Южной Корее и 4,2 млн $ в Германии) . Во второй уик-энд «Довод» собрал в мировом прокате 58,1 млн $ (в том числе 30 млн $ в Китае с первых показов), 13,1 млн $ в Великобритании, 10,7 млн $ во Франции, 8,7 млн $ в Германии и 8,2 млн $ в Южной Корее .

Отзывы и оценки

На сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes «Довод» получил рейтинг одобрения 70 % на основе 356 обзоров со средней оценкой 6,9/10. Консенсус критиков сайта гласит: «Визуально ослепительная головоломка, которую предстоит разгадать любителям кино, „Довод“ отвечает всем требованиям зрелищного представления, которого ожидает аудитория от фильма Кристофера Нолана» . На Metacritic фильм заработал средневзвешенную оценку 69 из 100, основанную на 50 рецензиях, что указывает на «в целом благоприятные отзывы» .

По итогам года многие издания включили «Довод» в число лучших фильмов 2020-го, в частности IndieWire , Esquire , Empire , Thrillist , Vulture , Marie Claire , ScreenRant , Looper , Forbes , GQ , а « Мир фантастики » даже назвал лучшим фильмом года . При этом журнал Rolling Stone , наоборот, отдельно упомянул, что не включает фильм в топ-50 картин года и не считает его «спасителем проката» .

Награды и номинации

Премия Категория Номинант Результат
« Оскар » Лучшая работа художника-постановщика Нейтан Кроули, Кэти Лукас Номинация
Лучшие визуальные эффекты Эндрю Джексон, Дэвид Ли, Эндрю Локли, Скотт Фишер Победа
« Золотой глобус » Лучшая музыка к фильму Людвиг Йоранссон Номинация
BAFTA Лучшие визуальные эффекты Эндрю Джексон, Эндрю Локли, Скотт Фишер Победа
« Выбор критиков » Лучшая музыка к фильму Людвиг Йоранссон Номинация
Лучшая операторская работа Хойте ван Хойтема Номинация
Лучший монтаж Дженнифер Лейм Номинация
Лучшая работа художника-постановщика Нейтан Кроули, Кэти Лукас Номинация
Лучшие визуальные эффекты Победа
« Спутник » Лучший фильм — драма Номинация
Лучшая музыка к фильму Людвиг Йоранссон Номинация
Лучшая операторская работа Хойте ван Хойтема Номинация
Лучший звук Уилли Д. Бертон, Ричард Кинг, Кевин О’Коннелл , Гари Риззо Номинация
Лучшие визуальные эффекты Эндрю Джексон, Скотт Фишер Победа
« Сатурн » Лучший научно-фантастический фильм Номинация
Лучший режиссёр Кристофер Нолан Номинация
Лучшая мужская роль Джон Дэвид Вашингтон Победа
Лучшая мужская роль второго плана Роберт Паттинсон Номинация
Лучший сценарий Кристофер Нолан Номинация
Лучшая музыка к фильму Людвиг Йоранссон Номинация
Лучший монтаж Дженнифер Лейм Номинация
Лучшая работа художника-постановщика Нейтан Кроули Номинация
Лучшие визуальные эффекты Эндрю Джексон, Эндрю Локли, Скотт Фишер, Майк Чемберс Номинация

См. также

Примечания

  1. Rubin, Rebecca. (англ.) . Variety (30 августа 2020). Дата обращения: 9 сентября 2020. 30 августа 2020 года.
  2. ↑ (англ.) . Box Office Mojo . Дата обращения: 8 ноября 2020. 3 сентября 2020 года.
  3. (англ.) . Box Office Mojo . Дата обращения: 4 июля 2021. 22 февраля 2020 года.
  4. Maytum, Matt (June 2020). “Time to Spy”. Total Film (299): 30—35.
  5. Collis, Clark. (англ.) . Entertainment Weekly (22 мая 2020). Дата обращения: 11 июля 2020. 18 июня 2020 года.
  6. Shone, Tom. (англ.) . The New Yorker (28 мая 2020). Дата обращения: 12 июля 2020. 29 мая 2020 года.
  7. Maytum, Matt; Shepherd, Jack. (англ.) . GamesRadar+ (27 мая 2020). Дата обращения: 12 июля 2020. 27 мая 2020 года.
  8. Alissa Wilkinson. (англ.) . Vox (4 сентября 2020). Дата обращения: 18 февраля 2021. 29 августа 2021 года.
  9. (англ.) . the Guardian (21 августа 2020). Дата обращения: 18 февраля 2021. 14 января 2021 года.
  10. Kroll, Justin. (англ.) . Variety (19 марта 2019). Дата обращения: 12 июля 2020. 19 марта 2019 года.
  11. Kroll,. (англ.) . Variety (20 марта 2019). Дата обращения: 12 июля 2020. 7 июня 2019 года.
  12. Hipes, Patrick. (англ.) . Deadline Hollywood (22 мая 2019). Дата обращения: 12 июля 2020. 7 июня 2019 года.
  13. Storey, Kate. (англ.) . Esquire (28 мая 2020). Дата обращения: 12 июля 2020. 28 мая 2020 года.
  14. Sharf, Zack. (англ.) . IndieWire (4 апреля 2019). Дата обращения: 12 июля 2020. 5 апреля 2019 года.
  15. Baron, Zach. (англ.) . GQ (12 мая 2020). Дата обращения: 12 июля 2020. 12 мая 2020 года.
  16. Masand, Rajeev. (англ.) . Open (21 февраля 2020). Дата обращения: 12 июля 2020. 22 февраля 2020 года.
  17. Sharf, Zack. (англ.) . IndieWire (11 марта 2020). Дата обращения: 12 июля 2020. 17 марта 2020 года.
  18. Bankhurst, Adam. (англ.) . IGN (22 мая 2019). Дата обращения: 12 июля 2020. 7 июня 2019 года.
  19. Marc, Christopher. (англ.) . HN Entertainment (19 июня 2019). Дата обращения: 12 июля 2020. 19 июня 2019 года.
  20. Сергей Михайлов. (рус.) (20 июня 2019). Дата обращения: 7 марта 2021. 5 августа 2020 года.
  21. Леонтьев, Олег. (рус.) . Sputniknews.com (11 июня 2019). Дата обращения: 13 июля 2020. 19 июля 2020 года.
  22. Коппель, Карин. (рус.) . rus.err.ee (7 июня 2019). Дата обращения: 13 июля 2020. 22 сентября 2020 года.
  23. (неопр.) . Postimees (11 июня 2019). Дата обращения: 13 июля 2020. 18 апреля 2021 года.
  24. (рус.) . ru.delfi.ee (19 июня 2019). Дата обращения: 13 июля 2020. 4 августа 2020 года.
  25. (рус.) . rus.err.ee (19 июня 2019). Дата обращения: 13 июля 2020. 11 августа 2020 года.
  26. (эст.) . Õhtuleht (10 июля 2019). Дата обращения: 19 февраля 2021. 18 апреля 2021 года.
  27. (эст.) . Kroonika 25. Delfi (26 декабря 2020). Дата обращения: 19 февраля 2021. 19 января 2021 года.
  28. (эст.) (недоступная ссылка —) . Tallinn (31 мая 2019).
  29. Anna Põld. (эст.) . Postimees (6 июня 2019). Дата обращения: 19 февраля 2021. 18 апреля 2021 года.
  30. (неопр.) . Delfi (17 июня 2019).
  31. Bovino, Giovanni. (итал.) . ilvescovado.it (31 июля 2019). Дата обращения: 21 июля 2020. 21 июля 2020 года.
  32. Bovino, Giovanni. (итал.) . ilvescovado.it (13 августа 2019). Дата обращения: 21 июля 2020. 21 июля 2020 года.
  33. (англ.) . Camden New Journal (28 августа 2019). Дата обращения: 22 июля 2020. 22 июля 2020 года.
  34. Tronsli Drabløs, Øystein; Alnes, Espen; Tunheim, Helga. (норв.) . NRK (5 сентября 2019). Дата обращения: 22 июля 2020. 17 сентября 2019 года.
  35. Møller Nielsen, Jonathan. (дат.) . TV 2 (Denmark) (10 сентября 2019). Дата обращения: 22 июля 2020. 21 сентября 2019 года.
  36. Vyavahare, Renuka. (англ.) . The Times of India (22 сентября 2019). Дата обращения: 31 июля 2020. 22 сентября 2019 года.
  37. Lohana, Avinash. (англ.) . Mumbai Mirror (30 мая 2019). Дата обращения: 31 июля 2020. 8 июня 2019 года.
  38. (англ.) . Hindustan Times (28 августа 2019). Дата обращения: 31 июля 2020. 3 сентября 2019 года.
  39. Bandekar, Prathamesh; Tahseen, Ismat. (англ.) . The Times of India (16 сентября 2019). Дата обращения: 31 июля 2020. 16 сентября 2019 года.
  40. (англ.) . Hindustan Times (18 сентября 2019). Дата обращения: 31 июля 2020. 18 сентября 2019 года.
  41. (англ.) . The Week (18 сентября 2019). Дата обращения: 31 июля 2020. 18 сентября 2019 года.
  42. Maytum, Matt; Shepherd, Jack. (англ.) . GamesRadar+ (26 мая 2020). Дата обращения: 3 августа 2020. 26 мая 2020 года.
  43. (англ.) . Business Wire (22 мая 2019). Дата обращения: 4 августа 2020. 26 мая 2019 года.
  44. Stolworthy, Jacob. (англ.) . The Independent (23 мая 2019). Дата обращения: 5 августа 2020. 8 июня 2019 года.
  45. Barfield, Charles. (неопр.) . The Playlist (16 июля 2019). Дата обращения: 5 августа 2020. 17 июля 2019 года.
  46. Langford, Jackson. (англ.) . NME (19 августа 2020). Дата обращения: 13 сентября 2020. 19 августа 2020 года.
  47. Kit, Borys. (англ.) . The Hollywood Reporter (5 апреля 2019). Дата обращения: 5 августа 2020. 7 июня 2019 года.
  48. Stedmanm Alex. (англ.) . Variety (1 августа 2019). Дата обращения: 12 июля 2020. 1 августа 2019 года.
  49. (англ.) . The Times of India (1 октября 2019). Дата обращения: 12 июля 2020. 1 октября 2019 года.
  50. Alexander, Julia. (англ.) . The Verge (19 декабря 2019). Дата обращения: 11 июля 2020. 20 декабря 2019 года.
  51. Langmann, Brady. (англ.) . Esquire (21 мая 2020). Дата обращения: 13 сентября 2020. 21 мая 2020 года.
  52. Fortnite [FortniteGame]. [твит] (англ.) . Твиттер (21 мая 2020) . Дата обращения: 13 сентября 2020.
  53. Anderton, Ethan. (англ.) . /Film (24 мая 2020). Дата обращения: 13 сентября 2020. 25 мая 2020 года.
  54. Jones, Marcus. (англ.) . Entertainment Weekly (22 августа 2020). Дата обращения: 13 сентября 2020. 22 августа 2020 года.
  55. Warner Bros. Pictures . (англ.) . YouTube (26 августа 2020). Дата обращения: 13 сентября 2020. 30 августа 2020 года.
  56. Sharf, Zack. (неопр.) . IndieWire (19 декабря 2019). Дата обращения: 11 июля 2020. 20 декабря 2019 года.
  57. D'Alessandro, Anthony. (англ.) . Deadline Hollywood (12 июня 2020). Дата обращения: 11 июля 2020. 12 июня 2020 года.
  58. McClintock, Pamela. (англ.) . The Hollywood Reporter (12 июня 2020). Дата обращения: 11 июля 2020. 12 июня 2020 года.
  59. Rubin, Rebecca. (англ.) . Variety (25 июня 2020). Дата обращения: 11 июля 2020. 26 июня 2020 года.
  60. D'Alessandro, Anthony. (англ.) . Deadline Hollywood (20 июля 2020). Дата обращения: 20 июля 2020. 20 июля 2020 года.
  61. Rubin, Rebecca. (англ.) . Variety (27 июля 2020). Дата обращения: 27 июля 2020. 27 июля 2020 года.
  62. (англ.) . Flicks.com.au (12 августа 2020). Дата обращения: 13 сентября 2020. 20 августа 2020 года.
  63. Tartaglione, Nancy. (англ.) . Deadline Hollywood (24 августа 2020). Дата обращения: 13 сентября 2020. 24 августа 2020 года.
  64. Чачелов, Артур. (неопр.) . Бюллетень кинопрокатчика (12 августа 2020). Дата обращения: 12 августа 2020. 13 августа 2020 года.
  65. Tartaglione, Nancy. (англ.) . Deadline Hollywood (6 августа 2020). Дата обращения: 16 сентября 2020. 6 августа 2020 года.
  66. Sharf, Zack. (англ.) . IndieWire (10 января 2020). Дата обращения: 14 июля 2020. 11 мая 2020 года.
  67. Brueggemann, Tom. (англ.) . IndieWire (27 мая 2020). Дата обращения: 14 июля 2020. 29 мая 2020 года.
  68. Keegan, Rebecca; McClintock, Pamela. (англ.) . The Hollywood Reporter (8 июля 2020). Дата обращения: 14 июля 2020. 8 июля 2020 года.
  69. Katz, Brandon. (англ.) . Observer (24 апреля 2020). Дата обращения: 14 июля 2020. 24 апреля 2020 года.
  70. D'Alessandro, Anthony. (англ.) . Deadline Hollywood (16 мая 2020). Дата обращения: 14 июля 2020. 17 мая 2020 года.
  71. Tartaglione, Nancy. (англ.) . Deadline Hollywood (25 августа 2020). Дата обращения: 2020-09013. 25 августа 2020 года.
  72. Tartaglione, Nancy. (англ.) . Deadline Hollywood (30 августа 2020). Дата обращения: 14 сентября 2020. 27 августа 2020 года.
  73. D'Alessandro, Anthony. (англ.) . Deadline Hollywood (6 сентября 2020). Дата обращения: 14 сентября 2020. 6 сентября 2020 года.
  74. Tartaglione, Nancy. (англ.) . Deadline Hollywood (6 сентября 2020). Дата обращения: 16 сентября 2020. 6 сентября 2020 года.
  75. (неопр.) . Rotten Tomatoes . Дата обращения: 28 сентября 2020. 26 августа 2020 года.
  76. (неопр.) . Metacritic . Дата обращения: 28 сентября 2020. 30 августа 2020 года.
  77. (неопр.) . Дата обращения: 14 октября 2021. 29 октября 2021 года.
  78. (неопр.) . Дата обращения: 14 октября 2021. 14 октября 2021 года.
  79. (неопр.) . Дата обращения: 14 октября 2021. 16 октября 2021 года.
  80. (неопр.) . Дата обращения: 14 октября 2021. 25 октября 2021 года.
  81. (неопр.) . Дата обращения: 14 октября 2021. 14 октября 2021 года.
  82. (неопр.) . Дата обращения: 14 октября 2021. 29 октября 2021 года.
  83. (неопр.) . Дата обращения: 14 октября 2021. 19 октября 2021 года.
  84. (неопр.) . Дата обращения: 14 октября 2021. 29 октября 2021 года.
  85. (неопр.) . Дата обращения: 14 октября 2021. 28 октября 2021 года.
  86. (неопр.) . Дата обращения: 14 октября 2021. 28 октября 2021 года.
  87. (неопр.) . Дата обращения: 14 октября 2021. 29 октября 2021 года.
  88. (неопр.) . Дата обращения: 14 октября 2021. 29 октября 2021 года.

Same as Довод (фильм)