Interested Article - Заложные покойники

Крест с часовенкой у перекрёстка дорог.
( И. И. Левитан . Владимирка . 1892 г.)

Зало́жные поко́йники ( рус. нечистые покойники, мертвяки , нави, навь ; белор. наўцы, наўкі ; укр. мавки, нявки ; болг. навье, навлянци, навои, навяци ; в.- серб. навjе ; словен. navje, mavje ; польск. nawie ) — по славянским верованиям , умершие неестественной смертью люди, не получившие после смерти успокоения. Считалось, что они возвращаются в мир живых и продолжают своё существование на земле в качестве мифических существ .

Термин «заложные покойники» введён в научный оборот в начале XX века этнографом Дмитрием Зелениным , так как «нечистые» покойники не имели единого для всех славянских традиций названия .

Верили, что душа так называемого «заложного» покойника не может перейти в загробный мир и поэтому «блудит» по земле . По славянским поверьям, такие покойники могли стать нечистой силой .

Этимология

«Заложные» или «нечистые» покойники не имеют единого для всех славянских традиций названия . Термин заложный покойник был введён в научный оборот в начале XX века этнографом Дмитрием Зелениным , который заимствовал его из вятской диалектной лексики для обозначения «нечистого», «ходячего» покойника; в других русских диалектах данное выражение не зафиксировано . Возникновение слова «заложный» он связывал с самим способом захоронения; тело в гробу укладывали лицом вниз, яму закладывали (отсюда и название «заложные») камнями и ветками. К «заложным покойникам» обычно причисляли умерших насильственной смертью , самоубийц , умерших от пьянства , утопленников , некрещёных детей , колдунов и ведьм .

Особенности захоронения

В отличие от «обычных» покойников, так называемых «родителей», — «нечистых» не закапывали в землю и хоронили не на кладбище, а на перекрёстках дорог (ср. Удельница ), границах полей, в лесу, в болотах, в оврагах, то есть за пределами церковной ограды, так как считалось, что они «прокляты родителями и земля их не принимает» .

У восточных славян таких покойников было принято хоронить на обочинах дорог, особенно на перекрёстках , а также на меже . В Древней Руси существовал дохристианский обычай после сожжения собирать прах умерших в сосуд и оставлять «на столпе, на путехъ» .

Несмотря на противодействие таким обычаям со стороны церкви ( Серапион Владимирский осуждал языческий обычай вырывать из могил утопленников и удавленников в случае бедствий , а Иосиф Волоцкий установил практику отпевания «нечистых» покойников, основав монастырь, при котором их погребали ), данные поверья были настолько сильны, что в результате появляются отдельные кладбища ( скудельницы ) — « убогие дома », в просторечии называемые « божедомы » или « божедомки », представляющие собой простые участки, загороженные досками или кольями .

Народные поверья

В Симбирской губернии существовало поверье, что во время засухи «надо непременно найти опойца, которого не принимает земля, поэтому его надо вырыть из земли и кинуть в болото, чтобы пошёл дождь» . Аналогичные рассказы есть и о других местах, кроме тех, где засухи не бывает .

Помимо засухи, «заложные покойники» могли причинить и другой вред. Известна, например, легенда о Батурке, который по поверью был очень жадным, поэтому, чтобы утолить его алчность, проходящие мимо люди должны были сделать подношение, иначе он мог нагнать на них и их скот болезнь . Сохранилось много сказаний о том, как «нечистые» мертвецы пугали скот и людей .

В Белоруссии места насильственной смерти считались нечистыми, и проходящие мимо люди на такие места бросали камни, ветки деревьев, клок соломы или горсть земли («иначе умерший будет за ними долго гнаться» ). Кроме Белоруссии, обычай бросать что-либо на могилу заложного покойника зафиксирован также в Виленской , Псковской , Олонецкой , Саратовской , Волынской , Черниговской , Полтавской , Харьковской губерниях . В Харьковской губернии считали, что кидающий на могилу «заложного покойника» тем самым как бы участвует в погребении, оказывает покойнику погребальные почести .

Мифологические персонажи

  • Русалка . Дмитрий Зеленин ставил знак равенства между «заложными» покойниками и русалками . В то же время советский этнограф Сергей Токарев считал, что образ русалки в виде девушки, живущей в воде, или в поле, и в лесу, возникнув в XVIII веке, соединил в себе как водную стихию ( водяницы , берегини и др.), собственно «нечистых» мертвецов, так и верования о духах плодородия .
  • Упырь — «заложный» покойник, чаще всего умерший колдун .
  • Мавка — злой дух, близкий русалкам, карпато-украинским «лесным паннам» или горным женским духам. Считалось, что мавками становятся мертворождённые дети, умершие некрещёные младенцы , либо те, что умерли на Русальной неделе .
  • Колокольный ман (колокольный мужик, колокольный мертвец) — живой мертвец, по ночам сидящий на колокольне .
  • Игоша (ичетик, потерчата, страччук) — мелкий демон, душа некрёщеного или мертворождённого ребёнка .
  • Жердяй — высокий и худой дух, который по ночам ходит по улицам и заглядывает в окна .
  • Шуликуны — так в Вологодской губернии называли проклятых или погубленных матерями младенцев, которые превращаются в святочную нечисть и бегают по улицам с горячими углями на железной сковородке или железным калёным крюком в руках, которым они могут захватить людей .

См. также

Примечания

  1. ↑ , с. 118.
  2. (неопр.) . slounik.org. Дата обращения: 27 сентября 2019. 15 февраля 2019 года.
  3. .
  4. ↑ , с. 119.
  5. , с. 169.
  6. .
  7. ↑ , с. 197.
  8. , с. 50, 89, 90, 95, 256, 325.
  9. Полное собрание русских летописей , I, 6 ст.
  10. , с. 18.
  11. , с. 124.
  12. , с. 85.
  13. Святитель Серапион Владимирский . Слово о маловерии // Историческая христоматия, для изучения истории русской церковной проповеди, с общей характеристикой периодов ея, с биографическими сведениями о замечательнейших проповедниках русских (с XI—XVIII в. включительно) и с указанием отличительных черт проповедничества каждого из них. Сост. Свящ. М. А. Поторжинский, преподаватель Киевской духовной Семинарии. — Киев: Типография Г. Т. Корчак-Новицкаго, 1879. — С. 79—80.
  14. Басова М. В., Шевченко Э. В. Иосиф (Санин) // Православная энциклопедия . М.: ЦНЦ ПЭ, 2011. Т. XXV. С. 559—585.
  15. ↑ , с. 236.
  16. ↑ , с. 236–237.
  17. ↑ , с. 69.
  18. , с. 63–64.
  19. ↑ , с. 59–60.
  20. , с. 283.
  21. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русских поговорок. — М.: Олма Медиа Групп, 2013. — ISBN 978-5-373-05079-1 .
  22. Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — ISBN 978-5-91181-705-3 .
  23. , с. 517, 518.
  24. .
  25. / Толстой Н. И. // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 609. — ISBN 5-85270-032-0 .

Литература

Ссылки

Same as Заложные покойники