Interested Article - Приматиччо, Франческо

Франче́ско Примати́ччо ( итал. Francesco Primaticcio , по прозвищу Болонец, итал. il Bologna ; 30 апреля 1504 , Болонья 1570 , Париж ) — итальянский живописец , скульптор- декоратор и архитектор эпохи французского Ренессанса и маньеризма школы Фонтенбло .

Биография и творчество

Франческо Приматиччо учился в Мантуе у Джулио Романо , ученика и последователя Рафаэля . Также был учеником Франкуччи да Имола . Между 1526 и 1530 годами вместе с Джулио Романо работал по оформлению Палаццо дель Те в Мантуе. Находился под сильным влиянием ранних работ Пармиджанино , чья мягкая и утончённая элегантность особенно заметна в прекрасных рисунках Приматиччо.

В 1532 году Приматиччо прибыл ко двору французского короля Франциска I , заменив Джулио Романо, сотрудничал с Франческо Каччанемичи и Россо Фьорентино . После смерти последнего в 1540 году сменил его в должности руководителя всех декоративных работ. Вместе с Антонио да Тренто в 1533 году возглавил команду, занимавшуюся украшением покоев короля и королевы в замке Фонтенбло, который на долгое время стал основным местом его деятельности. Вместе с помощниками он украшал интерьеры замка фресками, статуями и лепниной, среди которых выделяются украшенный камин (1535), «Золотая дверь», Павильон Помоны, «Галерея Улисса», галерея Генриха II и Капелла Гиза. В последующие годы, к сожалению, значительная часть этих работ была переделана или искажена .

В 1540 году Приматиччо по распоряжению короля отправился в Рим по, чтобы доставить во Францию гипсовые слепки из коллекции античных статуй в Кортиле-дель-Бельведер в Ватикане . Он вернулся во Францию в сопровождении выдающегося итальянского архитектора Джакомо Бароцио да Виньола .

Франческо Приматиччо работал на четырёх французских королей: Франциска I, Генриха II, Франциска II и Карла IX Валуа . Он выполнял фрески, эскизы рельефов и росписей падуг и десюдепортов , образцы декоративной резьбы, мебели, ювелирных изделий. Приматиччо сыграл ведущую роль в развитии так называемой «первой школы Фонтенбло», в основу которой была положена эстетика итальянского маньеризма и тем самым оказал значительное влияние на формирование вкусов следующего поколения французских мастеров. Многие его эскизы сохранились в орнаментальных гравюрах, выполняемых его помощниками .

Приматиччо также работал архитектором. Через два дня после смерти Генриха II в 1559 году Екатерина Медичи поблагодарила Филибера Делорма , которому покровительствовала Диана де Пуатье , и доверила основные работы Приматиччо, который 12 июля 1559 года был назначен «управляющим королевскими постройками» (surintendent des Batiments du roi). Среди его работ — незавершенная капелла Валуа в аббатстве Сен-Дени (разрушена 1719 году) .

Среди живописных произведений Франческо Приматиччо: «Похищение Елены» (1530—1539, Музей Боуз, Англия), «Улисс и Пенелопа» (Нью-Йорк, собрание Вильденштейна), относящийся ко второй из двух поездок художника в Италию (1563). В 2002 году его автопортрет, хранящийся в галерее Уффици , был отреставрирован Даниэле Росси, и при удалении записей на обороте была обнаружена рукописная надпись, которая гласит: «Monsign.r Franc.co Primaticcio, dito il Bologna in / Francia pitore et, questo, è il sua ritrato de sua / mano quand’era di questa età».

Галерея

  • Бальный зал Галереи Генриха II. Дворец Фонтенбло
    Бальный зал Галереи Генриха II. Дворец Фонтенбло
  • Аполлон и музы на Парнасе. Фреска в бальном зале замка Фонтенбло
    Аполлон и музы на Парнасе. Фреска в бальном зале замка Фонтенбло
  • Александр, укрощающий Буцефала. Фреска. Замок Фонтенбло
    Александр , укрощающий Буцефала . Фреска. Замок Фонтенбло
  • Юпитер и Каллисто. 1537–1540. Гравюра П. Милана по рисунку Ф. Приматиччо
    Юпитер и Каллисто. 1537–1540. Гравюра П. Милана по рисунку Ф. Приматиччо
  • Улисс и Пенелопа. 1563. Холст, масло. Собрание Вильденштейна, Нью-Йорк
    Улисс и Пенелопа. 1563. Холст, масло. Собрание Вильденштейна, Нью-Йорк
  • Похищение Елены. Между 1530 и 1539 гг. Холст, масло. Музей Боуз. Дарем, Англия
    Похищение Елены. Между 1530 и 1539 гг. Холст, масло. Музей Боуз. Дарем, Англия
  • Троянцы тянут в город деревянного коня. 1545. Офорт
    Троянцы тянут в город деревянного коня. 1545. Офорт
  • Святое семейство со Святой Елизаветой и Иоанном Крестителем. 1541—1543. Сланец, масло. Эрмитаж, Санкт-Петербург
    Святое семейство со Святой Елизаветой и Иоанном Крестителем. 1541—1543. Сланец, масло. Эрмитаж , Санкт-Петербург

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Primatìccio, Francésco, detto il Bológna IND от 7 апреля 2022 на Wayback Machine
  3. Occhipinti С. Primaticcio e l’arte di gettare le statue di bronzo. Il mito della 'seconda Roma' nella Francia del XVI secolo. — Roma, 2010
  4. Dossier de presse de l’exposition L’Italie à la cour de France — Primatice, maître de Fontainebleau, 1504 −1570. — Paris: Мusée du Louvre, 25 septembre 2004 — 3 janvier 2005 (les descriptions et compléments en sont repris quasi intégralement)
  5. Власов В. Г. Приматиччьо, Франческо // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 188
  6. Francesco Primaticcio. Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 85 (2016) от 30 марта 2022 на Wayback Machine

Ссылки

  • с фресок Приматиччо в галерее Улисса дворца Фонтенбло, разрушенной в 1738

Литература

  • Primaticcio: un bolognese alla corte di Francia. Milano: 5 continents, 2005
  • Frommel S., Bardati F. Francesco Primaticcio architetto. Milano: Electa, 2005

Same as Приматиччо, Франческо