Interested Article - Диана де Пуатье

Диа́на де Пуатье́ ( фр. Diane de Poitiers ; 3 сентября 1499 или 9 января 1500 , Сен-Валье 25 апреля 1566 , Ане ) — возлюбленная, а также официальная фаворитка короля Генриха II Валуа , имевшая власть и влияние во Франции.

Биография

Происхождение, замужество

Диана была старшей дочерью Жана де Пуатье, сеньора де Сен-Валье (сына Аймара Пуатье и Жанны Орвень), и Жанны де Батарне. В 1505 году, когда Диане было пять или шесть лет, Жанна де Батарне умерла, и девочка оказалась на попечении Анны де Божё , дочери Людовика XI. В тринадцатилетнем возрасте её выдали замуж за Луи де Брезе, графа де Мольврье (мать которого была плодом незаконной любви Карла VII и Агнессы Сорель ). 23 июля 1531 года Луи де Брёзе скончался, оставив супругу вдовой в возрасте 31 года. Она воздвигла для супруга величественную усыпальницу в соборе Нотр-Дам в Руане и до конца своих дней носила траур по нему — её цвета всегда, даже в то время, когда она являлась фавориткой короля, ограничивались чёрным и белым. Несмотря на эту демонстрацию вечной скорби, по словам историка Ф. Эрланже , красота Дианы сослужила немалую службу её отцу, сеньору де Сен-Валье, который участвовал в 1522 в заговоре коннетабля де Бурбона , выступая на стороне мятежников. Когда трибунал приговорил его к смерти через отсечение головы, Диана, заливаясь слезами, бросилась к ногам короля Франциска I , умоляя его о помиловании для отца, и король, тронутый её красотой и горем, простил мятежника.

Встреча с Генрихом

Встреча Дианы и Генриха состоялась, когда ей было 26, а ему 7 лет: он вместе со старшим братом отправлялся в заложники вместо своего отца Франциска, и Диана поцеловала мальчика в лоб. С тех пор он стал её возлюбленным, и, вернувшись через 4 года из плена, воспылал к ней страстью. Генрих, который был младшим сыном короля, изначально не мог претендовать на корону, но вскоре после смерти малолетнего Франциска III он стал дофином , и Диана стала одной из двух главных женщин при дворе, наряду с фавориткой Франциска I герцогиней д’Этамп . Диана была на десять лет старше соперницы, но по преданиям, по-прежнему ослепляла своей красотой. Несмотря на то, что герцогиня д’Этамп и её сторонники шутили по поводу возраста прекрасной вдовы и наградили её прозвищем «Старый гриб», влияние Дианы возрастало с каждым днем. Став верным рыцарем Дианы, Генрих носил цвета владычицы своего сердца — чёрный и белый — и до самой смерти украшал свои перстни и одежды сдвоенным вензелем «DH» (первые буквы имён Диана и Генрих).

Подлинная королева

Портрет Дианы де Пуатье — «Вдова», художник Франсуа Клуэ
Ренессансные интерьеры замка Шенонсо

Когда после смерти Франциска I Генрих II стал королём, его супруга Екатерина Медичи номинально была объявлена королевой Франции, но все понимали, что настоящей королевой стала Диана; даже на церемонии коронации она занимала почётное публичное место, тогда как Екатерина находилась на удалённой трибуне. Приход к власти Генриха обернулся триумфом Дианы, вознесённой при новом дворе к заоблачным вершинам. Генрих осыпал её бесценными подарками: к самым завидным драгоценностям короны он присовокупил огромный бриллиант, изъятый у поверженной фаворитки умершего короля, герцогини д’Этамп. Диане также достались все замки и парижский особняк соперницы. Вскоре Диане было оказано ещё одно благодеяние — в соответствии с традицией при смене монарха должностные лица обязаны были однократно уплатить налог «за подтверждение полномочий», но на этот раз все средства поступили не в королевскую казну, а лично фаворитке короля. Также она должна была получать часть налога на колокольни. По мнению историка Ф. Эрланже, по этому поводу есть намёк в книге Рабле , а именно в истории Гаргантюа , который повесил на шею своей кобыле парижские колокола. Кроме всего вышеперечисленного, спустя три месяца после смерти отца Генрих подарил своей возлюбленной замок Шенонсо , а в 1548 году она получила титул герцогини де Валентинуа .

Придя к власти, Генрих II позволил возлюбленной осуществлять полный контроль над делами королевства. Как отмечает историк Ги Шоссинан Ногаре, никогда в истории монархии никакой фаворитке не удавалось достичь такого абсолютного и эффективного воздействия на особу короля, а тем более убедить иностранных государей в своем всемогуществе. В переписке с ней состояли послы многих государств и Папа римский, так как король не предпринимал ничего, не посоветовавшись с ней.

Кадровая политика

Никез де Кейзер . Диана де Пуатье, позирующая Франческо Приматиччо в присутствии Генриха II (сер. XIX в.)

Началом политической деятельности Дианы стало проведение новой кадровой политики. Не удовольствовавшись изгнанием герцогини д’Этамп,она подвергла чистке весь королевский совет, министерство и парламент (так, Пьер Лизе лишился должности премьер-министра, а Оливье — должности канцлера), а её сторонники стали получать высшие государственные должности. Как только Генрих стал королём, он вспомнил своих старых друзей и повелел вверить Монморанси высший государственный пост. Диана не возражала против этого, так как выбор этого человека наилучшим образом соответствовал её собственным интересам, и она поддерживала коннетабля — он не внушал ей опасений, но вскоре она решила, что Монморанси забрал слишком большую власть и недостаточно считается с её мнением, и потому попыталась создать для него конкурента. Лотарингский дом пользовался расположением короля и благоволил к ней. Она добилась назначения кардинала Шарля Лотарингского на пост главы личного королевского Совета, а чтобы узы признательности стали ещё крепче, выдала свою младшую дочь, Луизу де Брезе, за Клода Лотарингского, герцога Майенского . Для своего второго зятя, Робера де Ла Марка , она добилась должности маршала Франции. Одним из самых знатных её сторонников стал кардинал Жан дю Белле , декан Священной Коллегии кардиналов , не преминувший расхвалить фаворитку папе римскому Павлу III , который также отнёсся к ней приветливо, хвалил и рекомендовал нунцию пожелать ей счастья за «её набожность, благочестие и выдающиеся услуги, которые она оказала Святому Престолу при французском королевском дворе». Тем не менее, не все одинаково относились к абсолютной власти, которой обладала Диана при поддержке Лотарингского дома . Посол, представлявший в Париже интересы Козимо Медичи считал её влияние фактом прискорбным и гибельным и писал, что «...не следует выдавать чёрное за белое в отношении высокого положения и всемогущества этой женщины. Она ведёт себя таким образом, что нам остаётся лишь сожалеть о мадам д’Этамп».

Ещё одним человеком, недовольным могуществом Дианы, был Монморанси, чьё влияние уменьшалось пропорционально возрастанию доверия к Лотарингскому дому и ближайшему окружению. Чтобы избавиться от Дианы и её сторонников, а также вернуть себе доверие короля, он решил заменить фаворитку Джанет Флеминг, гувернанткой Марии Стюарт . Для пресечения связи, возникшей между королём и Джанет, Диане пришлось употребить всю свою волю и незаурядные, по мнению Брантома, актёрские способности. В результате Монморанси проиграл, а Диана вновь вернула утраченные позиции. Начиная с 1550 года, она управляла министерствами, ведала назначениями, смещениями и вообще всеми государственными делами, подобно премьер-министру. Она утвердила нового казначея л’Епарня, полностью ей преданного. Когда она сочла, что хранитель печати Франсуа Оливье выказывает недостаточное усердие и нерешительность, то поставила на его место Жана Бертрана, верного человека, на которого могла положиться.

Дипломат

Влияние фаворитки не ограничивалось одной только внутренней политикой, но распространялось на всё, в том числе и на международные отношения. Невольно оказавшись втянутой в войну, угрожавшую её землям, зависимым от Лотарингского дома, после поражения под Сен-Кантеном она сблизилась с Монморанси и партией мира. Под влиянием Павла IV и Монморанси Диана посоветовала Генриху подписать Като-Камбрезийский мир (3 апреля 1559 года), благополучно завершивший итальянские походы , длившиеся шестьдесят лет. Этот мир упрочил границы на севере и на востоке и закрепил за Францией Кале и три епископства. Что касается Екатерины Медичи, она при жизни своего мужа не вмешивалась в государственные дела, предоставляя Диане решать все вопросы и сохраняя видимость дружеских отношений с ней. Лишь однажды, по утверждению Брантома, произошёл случай, продемонстрировавший неприязнь, которую королева испытывала к сопернице: увидя Екатерину с книгой в руках, фаворитка с улыбкой спросила её, что она читает, на что та ответила: «Я читаю историю Франции и нахожу неоспоримые свидетельства того, что в этой стране блудницы всегда управляли делами королей».

Власть Дианы де Пуатье над Генрихом II проявлялась также в том, что она открыто спекулировала религиозной ортодоксией короля, внушая ему ненависть к протестантам и побуждая преследовать их, — с целью обогатиться за счёт ограбления репрессируемых.

После смерти короля

«Правление» Дианы де Пуатье закончилось в 1559 году , когда Генрих II был убит на турнире графом де Монтгомери . Король ещё был жив, когда королева Екатерина Медичи, проявив слабость, приказала Диане покинуть Париж, отдав прежде все драгоценности, подаренные ей Генрихом. Это была древняя традиция: со смертью короля все его приближённые (включая мать, жену, детей) возвращали драгоценности, принадлежавшие королевской казне. Диана де Пуатье дала весьма достойный ответ: «… пока у меня есть повелитель, я хочу, чтобы мои враги знали: даже когда короля не будет, я никого не побоюсь». Диана вернула ларец с драгоценностями только на следующий день после смерти Генриха II.

Диана де Пуатье удалилась в свой замок Ане , где жила, по утверждению хрониста Пьера де Брантома , видевшего её незадолго до её смерти, оставаясь до самой смерти обладательницей удивительной красоты, которая «...не встречает такого бесчувственного сердца, чтобы оно оставалось равнодушным» и умерла на шестьдесят седьмом году жизни.

Дети

Отзывы и оценки

Отношение современников к Диане было весьма различным. В частности, Брантом говорил о ней, как об особе, «преисполненной доброты и милосердия, известной своим благочестием и набожностью, вследствие чего народ Франции должен... молить Бога о том, чтобы ни одна последующая фаворитка ни в чём ей не уступала». В других отзывах её нередко именуют кровопийцей народа, обвиняя в жадности и корысти, и объявляют виновницей всех бед, обрушившихся на Францию в период правления Генриха II, в частности, нарушения французско-испанского перемирия и преследований протестантов. Считается, что цикл из шести гравюр с единорогом Жана Дюве вдохновлены отношениями Генриха II и Дианы де Пуатье.

Диана также стала героиней исторического романа А. Дюма « Две Дианы ».

Две Дианы

В романе Александра Дюма « Две Дианы » показана Франция эпохи Возрождения, XVI столетия. Роман рассказывает об одной из трагических историй Франции XVI века — начале религиозной войны между католиками и протестантами. Как и во многих других произведениях Дюма, в этой книге среди вымышленных героев романа действуют и реальные исторические личности — короли Генрих II, Франциск II и Карл IX, а также Анн Монморанси , Франциск де Гиз , Гаспар де Колиньи , Габриэль де Монтгомери , Екатерина Медичи , Диана де Кастро , Мария Стюарт и Диана де Пуатье.

Предки

В кино

Примечания

  1. ↑ // — СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1893. — Т. Xа. — С. 739.
  2. ↑ (итал.)
  3. ↑ — С. 189.

Литература

  • Богомолов А. Фаворитки французских королей. — М., 2005.
  • Бретон Г. История любви и история Франции. — М., 1993.
  • Клулас И. Диана де Пуатье = Diane de Poitiers : [пер. с фр. ] / пер. В. И. Григорьев, М. В. Малькова. — М. : Молодая гвардия , 2004. — 352 с. — ( Жизнь замечательных людей ; вып. 899). — 5000 экз. — ISBN 5-235-02710-8 .
  • Принцесса Кентская. Змея и Луна. — М., 2007.
  • Эрланже Ф. Диана де Пуатье. — М., 2007.

Same as Диана де Пуатье