Interested Article - Заза (субэтнос курдов)

Зáза ( сев.-заз. Kırmanc ; простор. : Şarê Ma « Наши люди »), также Кы́рды ( сев.-заз. Kırd) и Дымли́ ( ю.-заз. Dımili) — этноязыковая группа курдов в Турецком Курдистане на верховьях Тигра и Евфрата , в районе Дерсима между Эрзинджаном севере и рекой Мурат юге .

Большинство заза говорят на зазаки , принадлежащем к западно иранской группе курдской подгруппы заза-горани , также часто владеют турецким и/или севернокурдским .

История

Первое упоминание слов «заза» и «дымыли» находится в трудах курдских авторов, писавших на персидском языке . В частности, в труде Шараф-хана Битлиси «История курдов» упоминание названия курдов заза встречается только один раз. В главе о правителях Бабана Шараф-хан пишет:

«Бабанский эмир Пир Будах совершил поход на племя заза, которое населяло район, граничащий с владениями бабанских эмиров»

Исходя из этого, В.Ф. Минорский в своей статье «Курды», напечатанной в « Энциклопедии ислама » на английском языке , утверждает, что нынешние заза района Дерсима — выходцы из Южного Курдистана — района между городами Сулеймания и Эрбиль . Более подробные сведения Шараф-хан сообщает о племени думбули. Он приводит две версии происхождения думбули, считая последнюю наиболее правдоподобной:

  • По одной версии, племя думбули происходит из Сирии или из Джезире . Шах Тахмасп переселил его в округ Сакманабад области Хой в Азербайджане ;
  • По другой версии, ашираты думбули появились из эмирата Бохтан , и остальные курды называют их думбули-бохти;

Словом, каковы бы ни были эти предположения, они говорят о том, что думбули являются выходцами из южных районов Курдистана . По сведениям Шараф-хана, приведенным в главе об эмиратах думбули, в XVI в. племя думбули обитало в части вилайета Хиккяри , в районах Хоя, Вана , Ардагана, Котур-дараси, Чалдорана , Сулеман-сарая и Абагана. Из статьи А. Папазяна, посвященной описанию и изложению содержания трех уникальных персоязычных рукописей по истории курдов-думбули, мы узнаем, что одна из перечисленных рукописей принадлежит перу курдского историка Абдуль Раззака, представителя племени думбули. Она называется «История Думбули». Труд начинается с описания истории племени думбули с конца XVII в. и кончается первой половиной XIX в. (1850 г.). Акоп Папазян сообщает, что в этой рукописи описывается история крупных курдских племен мусульман-суннитов (курмандж) и мусульман-шиитов (думбули). Остальные две рукописи принадлежат перу Рустам-хана, сына Ахмед-хана думбули. Они названы «Религия племен» и «Взгляд на религию». Первая рукопись посвящена изучению исторического прошлого курдов думбули, вторая — исследованию древнеиранских верований и их пережитков у курдов-езидов . «Абдуль-Раззак и Рустам-хан рассматривают думбули как одно из крупных племен курдов, которые отличаются от остальных курдов тем, что примкнули к шиитскому толку ». Исходя из этого, А. Папазян утверждает, что «думбули являются одним из крупных племенных союзов курдов-курмандж». Таким образом, словами «заза» и «думбули» авторы истории курдского народа — Шараф-хан, Абдуль-Раззак и Рустам-хан обозначали название двух самостоятельных курдских племен, которые отличаются, по их мнению, от курдов-курманджей тем, что исповедуют шиитскую религию и говорят на особом курдском наречии . В литературе мы встречаемся со следующими объяснениями названия слова «заза». В своем путешествии по Курдистану К.И. Рич пишет, что «наименование заза воспринимается, как «заика», который говорит с полным ртом или неразборчиво». То же самое несколько в иной форме повторяют В.Ф. Минорский и Д.Н. Маккензи .

В научном отчете от 2005 года сделан вывод о том, что заза имеет тот же генетический образец, что и другие курдские подгруппы.

Этнонимы и расселение

Расселение носителей языка зазаки в Турции . Голубой цвет — Дерсим (северные заза), красный — Бингёль (центральные заза), тёмно-синий — Сиверек (южные заза)
Бабушка курдянка-заза

Этноним, под которым эти люди известны соседям — заза (zāzā) — означает «заика» или «немой», что вызвано обилием сибилянтов и аффрикат в диалекте зазаки . У самих носителей общего самоназвания нет. Южные и центральные заза называют себя в основном дымли/дымыли ( ю.-заз. Dımli/Dımıli). Северные заза называют себя кырмандж и кырд ( сев.-заз. Kırmanc, kırd), то есть общим этнонимом всех северных и центральных курдов ( курд. Kurmanc).

Заза расселены в основном в восточных и юго-восточных провинциях Турции. Наиболее своеобразные северные заза населяют прежде всего область Дерсим ( сев.-заз. Dersim «врата серебра») — нынешнюю турецкую провинцию Тунджели . Центральные заза проживают в провинции Бингёль ( ю.-заз. Çolig). Южные — прежде всего район города Сиверек ( ю.-заз. Sêwrege, арм. Սևավերակ букв. «чёрные руины») в провинции Шанлыурфа . Заза также проживают в смежных названным провинциям, в том числе в районе города Диярбакыр .

После подавления восстания курдов в Дерсиме в 1938 году, многие из них были насильно переселены в турецкие города: Айдын , Биледжик , Бурдур , Бурса , Балыкесир , Денизли , Зонгулдак , Кыркларели , Кютахья , Мугла , Спарта , Текирдаг , Чанаккале , Эдирне и Эскишехир .

Существует также значительная диаспора в Европе (около 300 000 чел.), прежде всего в Австрии , Бельгии , Германии , Голландии и Швейцарии .

Общая численность носителей зазаки неизвестна, поскольку не учитывается переписями. Приблизительные оценки колеблются от 2 млн. до 4 млн чел.

Оценочная численность заза в Северном Курдистане
Провинция 1878, чел. % 1912, чел. % 1965, чел. % 2021, чел. %
Диярбакыр _________ ________ _________ ________ 57,693 12,1 1,149,408 47
Элязыг _________ ________ _________ ________ 30,921 9,6 420,450 60
Бингёль _________ ________ _________ ________ 30,878 20,5 297,745 90
Шанлыурфа _________ ________ _________ ________ 14,554 3,2 203,580 10
Туджели _________ ________ _________ ________ 2,370 1,5 83,008 80
Адыяман _________ ________ _________ ________ 6,705 2,5 36,735 5
Эрзиджан _________ ________ _________ ________ 298 0,1 27,768 10
Батман + Сиирт _________ ________ _________ ________ 484 0,2 21,900 2
Битлис 22,300 7.4 47,000 12,3 2,082 1,4 20,551 5
Эрзурум 15,000 3 30,000 4,8 2,185 0,3 18,065 2
Карс + Ардахан + Ыгдыр _________ ________ _________ ________ 992 0.2 13,769 2
Муш _________ ________ _________ ________ 507 0,3 9,598 2
Всего 37,300 100 77,000 100 149,669 100 2,308,353 100

Культура

Язык

Большинство заза являются билингвами и знают турецкий язык , многие также разговаривают на курдском языке .

Самым близким идиомом к зазаки является другой диалект, на котором говорят курды — горани . После по родственности идут остальные курдские диалекты и каспийские языки .

Зазаки долгое время был бесписьменным . Впервые он стал эпизодически появляться в переписке в середине XIX в. (с использованием арабского алфавита ). Использование латинского шрифта получило распространение в конце XX в. в основном среди эмигрантов, а также в пока малочисленных изданиях в Турции .

Помимо этого, по мнению филолога Людвига Пауля, зазаки ближе всего к древнему иранскому языку азари .

Носители языка зазаки обычно считают себя частью курдской общности и многими исследователями и также в курдской литературе они рассматриваются одними из диалектов языка курдов, так как носители исторически считают себя частью курдской общности . По мнению русского востоковеда В. Ф. Минорского зазаки является одним из наречий курдского языка . Той же позиции придерживается другой русский востоковед — И. А. Смирнова, считающая, что зазаки является одним из двух крупнейших диалектов курдского языка . Однако это предположение неоднозначно воспринимается некоторыми востоковедами .

Религия

Большая часть заза ныне придерживаются шафиитского мазхаба суннитского ислама , меньшинство — алевизм .

Социальная структура и традиционные занятия

Заза, как и остальные курды , имеют развитую родоплеменную структуру, основными племенами являются:

  • абасан
  • агачан
  • алан
  • бамасур
  • дуик
  • давреш-гулабан
  • давреш-джамалан
  • хай-даран
  • курейшан
  • мамики
  • юсуфан

Основными занятиями курдов-заза являлись оседлое земледелие, хотя отгонное горное скотоводство также является важной отраслью традиционной экономики. Дерсим также славился своими садами.

Примечания

  1. Ludwig Paul, от 9 апреля 2008 на Wayback Machine
  2. ↑ , p. 1.
  3. — статья из Encyclopædia Iranica . Garnik S. Asatrian
  4. , p. 35.
  5. , p. 1.
  6. , p. 39.
  7. .
  8. (14 марта 2012). 2 августа 2020 года. Дата обращения: 1 июня 2021.
  9. (неопр.) . Iranatlas.com. Дата обращения: 30 мая 2019. 29 декабря 2019 года.
  10. I. M. Nick. Forensic linguistics asylum-seekers, refugees and immigrants. — Vernon Press, 2019. — P. 60. — ISBN 9781622731305 .
  11. Frye, Richard Nelson. : [ англ. ] . — C.H.Beck, 1984. — P. . — ISBN 9783406093975 .
  12. Minahan, James. ] : [ англ. ] . — ABC-CLIO, 2002-05-30. — ISBN 9780313076961 . (неопр.) . Дата обращения: 25 октября 2021. Архивировано 25 октября 2021 года.
  13. Hamelink, Wendelmoet. : [ англ. ] . — BRILL, 2016-04-21. — ISBN 9789004314825 . (неопр.) . Дата обращения: 25 октября 2021. Архивировано 25 октября 2021 года.
  14. Arakelova, Victoria (1999). “The Zaza People as a New Ethno-Political Factor in the Region”. Iran & the Caucasus . 3/4 : 397—408. DOI : . JSTOR .
  15. Kehl-Bodrogi. / Kehl-Bodrogi, Otter-Beaujean, Barbara Kellner-Heikele. — Leiden : Brill, 1997. — P. . — ISBN 9789004108615 .
  16. К.К. Курдоев. [ Краткий историко-этнографический очерк о курдах заза] / З.А. Юсупова. — С. 5. — 23 с. 9 сентября 2021 года.
  17. от 28 декабря 2011 на Wayback Machine
  18. Duus (EDT) Extra, D. (Durk) Gorter, Guus Extra, The Other Languages of Europe: Demographic, Sociolinguistic and Educational Perspectives , Multilingual Matters (2001). ISBN 1-85359-509-8 . p. 415. Cites two estimates of Zaza-speakers in Turkey, 4,000,000 and 6,000,000, respectively.
  19. (неопр.) . Дата обращения: 28 июня 2022. 21 октября 2016 года.
  20. Paul, Ludwig. The Position of Zazaki Among West Iranian languages. 1998.
  21. ↑ Ivan Nasidze et al. 2005. «MtDNA and Y-chromosome Variation in Kurdish Groups», Annals of Human Genetics 69:401-412. от 29 октября 2017 на Wayback Machine
  22. Kaya, Mehmet. The Zaza Kurds of Turkey: A Middle Eastern Minority in a Globalised Society. ISBN 1-84511-875-8
  23. В. Ф. Минорский. Курды. Петроград, 1915
  24. И. А Смирнова, Керим Эйюби. Историко-диалектологическая грамматика курдского языка. — М:Наука, 1999. — стр. 5
  25. A. Rielstope . Some questions on Kurdish. — London:Smith & Br., 2003.

Литература

  • В. Ф. Минорский . «Курды». Петроград , 1915.
  • Malmîsanij, Mehemed (1996), , Deng, с. 1–43 , < > . Проверено 7 июня 2020.
  • Kehl-Bodrogi, Krisztina (October 1999), , The Muslim World Т. 89 (3–4): 439–454 , DOI 10.1111/j.1478-1913.1999.tb02757.x
  • Arakelova, Victoria (1999), , Iran & the Caucasus Т. 3/4: 397–408 , DOI 10.1163/157338499X00335
  • Kehl-Bodrogi; Otter-Beaujean & Kellner-Heikele (1997), Syncretistic religious communities in the Near East : collected papers of the international symposium "Alevism in Turkey and comparable syncretistic religious communities in the Near East in the past and present", Berlin, 14-17 April 1995 , Leiden: , ISBN 9789004108615
  • Mosaki, Nodar (14 March 2012), , < > . Проверено 7 июня 2020.
  • Postgate (2007), , Cambridge : , ISBN 978-0-903472-21-0 , < > . Проверено 20 мая 2019.
  • Taylor, J. G. (1865), , Journal of the Royal Geographical Society of London Т. 35: 21–58 , DOI 10.2307/3698077
  • van Bruinessen, Martin (1989), The Ethnic Identity of the Kurds in Turkey , с. 613–621
  • Özoğlu, Hakan (2004), Kurdish notables and the Ottoman state : evolving identities, competing loyalties, and shifting boundaries , Albany: State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-5993-5
  • Kaya, Mehmed S. (2009), The Zaza Kurds of Turkey : a Middle Eastern minority in a globalised society , London: Tauris Academic Studies, ISBN 9781845118754

Same as Заза (субэтнос курдов)