Interested Article - Езиды

Ези́ды ( курдск. Êzidî , ئێزیدی ) — этнорелигиозная группа курдов в Верхней Месопотамии , представители которой исповедуют езидизм , сочетающую в себе элементы многих религий ислама , христианства (несторианства) , зороастризма и иудаизма . Большинство езидов говорят на курманджи — северном диалекте курдского языка .

Так как общекурдской национальной государственности не создано, то и точных данных о курдах и, в частности, о езидах нет. По различным источникам, на планете насчитывается до 1 миллиона езидов. В Ираке во время правления Саддама Хусейна езидов пытались регистрировать как арабов , и всячески поощряли разделение езидов и шабаков от остальных курдов .

Исторически езиды испытывали притеснения со стороны мусульманского большинства, считающего их « неверными » .

Езидская вера гласит, что езидами не становятся, а только рождаются . Езиды являются монотеистами — последователями единобожия.

C 2014 года езиды подвергались геноциду в Ираке со стороны террористической организации « Исламское государство Ирака и Леванта » .

Происхождение

Езидский храм, Иракский Курдистан
Лалеш — святыня езидов (находится в Иракском Курдистане , Дахук )

Сами езиды называют себя « эзди» или, в некоторых районах , Дасинами , хотя последнее, строго говоря, является племенным именем. Некоторые западные ученые выводят это имя от халифа Омейядов Язида ибн Муавия (Язид I ). Однако езиды отвергают какую-либо связь между их самоназванием и арабским халифом .

Вождь езидов в Башике — фотография Альберта Кана (1910-е годы)

Идентичность

Езидов рассматривают и как особую этноконфессиональную группу среди курдов , и как отдельную этническую общность . Часть езидов считает себя курдами, часть — идентифицируют себя строго по религиозной принадлежности.

Самоидентификации езидов согласно одному из исследований, в котором были опрошены 1,063 езида:

Езидские культурные обычаи соблюдаются на курманджи , который также используется почти всеми устно, передавая религиозные традиции езидов. Езиды в двух деревнях Ирака говорят по- арабски как на своем родном языке , однако арабоязычные племена езидов исторически классифицировались как курдские . Хотя практически все езиды говорят на курдском языке , их точное происхождение является предметом споров среди ученых , даже среди самой общины , а также среди мусульманских курдов .

Эвлия Челеби описал солдат Абдал-хана Битлиса как «курдов-езидов», и в XIV веке семь самых выдающихся курдских племен были езидами, а езидизм был государственной религией курдского эмирата Бохтан .

В автономном регионе Курдистан в Ираке , езиды считаются этническими курдами и/или «исконными курдами » . Единственный езидский парламентарий в Ираке Виан Дахиль также заявила о своём несогласии с любым шагом, отделяющим езидов от курдов .

И наоборот, во время своих исследовательских поездок в 1895 году антрополог Эрнест Шантр посетил езидов в современной Турции и сообщил, что езиды называли свой язык « zyman e ezda» (язык езидов) и утверждали, что курды говорили на их языке, а не наоборот. Однако есть также доказательства того, что езиды в прошлом тоже идентифицировались как курды, например, в письме, направленном российскому императору, лидер езидов обычно пишет, что его народ курды-езиды. Он указывает свою национальность как курд, но уточняет, что он езид по вероисповеданию :

« Я счастлив от имени 3000 Семей курдов-езидов, которые 60 лет назад во главе с моим дедом Темуром Ага покинули Турцию и нашли убежище в России. Я хотел бы выразить свою благодарность и пожелать успехов Вам и Вашей семье. Мы очень хорошо живем на земле и под вашим правлением».

Кроме того, религиозные власти езидов, в том числе Баба Шейх, Мир и пешимам, часто подчёркивали курдскую этническую принадлежность езидов. Как следует из письма мэра Шехана в Мосул в 1966 году, после проведения расследований и личных встреч с религиозными лидерами езидов, Бабой Шейхом и Миром, они выяснили, что езиды считаются курдской этнической принадлежности и национальности :

При проведении расследования, и личные встречи с некоторыми руководителями езиды, живущие в районе нашей губернии, особенно Тахсин Саид, генеральный лидера нации и его князь, и Bāba-Шейх, религиозный глава езидов и при расширении на эту тему, основываясь на том, что они сказали, мы отмечаем, что происхождение сообщество в курдских районах Северного Ирака. Таким образом, национальность его членов считается курдской". — Выдержка из письма 1966 года.

Генетика

Генетически езиды не отличаются от остальных курдов .

Y-хромосомные гаплогруппы езидов: J2a* — 23 %, R1b — 22 %, L — 12 %, G2a — 11 %, E1b — 11 %, J1 — 9 %, R1a — 8 %, T — 7 % .

Религия езидов

Из-за гонений, закрытого характера религии, а также в связи с устным, в основном, характером передачи знаний и тому подобных причин религия езидов довольно плохо изучена исследователями.

Религия езидов опирается, в основном, на устную традицию. Имеются также две священные книги с изложением догматики, канонов, космогонии и обрядов: Кетебе Джилве («Книга откровения») и Масхафе раш («Чёрная книга», «чёрный свиток»). Помимо них, источниками вероучения являются религиозные гимны: «кавлы» (или «каулы», от араб. قول ‎ qawl «слово, речения») и « бейты » (от араб. بيت ‎ bayt «двустишие»), важнейшие из многих жанров молитвенной поэзии, наряду с доуа, джандиль, дрозга, мисхабат. Знатоки и певцы этих гимнов составляют низшее духовное сословие — каввалов. Язык езидских писаний — курманджи, отдельно встречаются строки и целые произведения на арабском. Первым, древнейшим кавлом считается так называемый «Qewlê Xwedê» ( Изречение Бога ):

Оригинал на курманджи Перевод на русский

Çûme mala merebî
Qewlê Xwedê û nebî
Her kes ber bi rîya xwe bî
(Qewlê koçeka, III)

В дом наставника пошел я,
Слово Бога и Пророков [преподал он мне]:
Каждый пусть идет своим путём
(досл. «в направление своего лица смотрит»)
(Гимн о прорицателях, III)

Анализ данного гимна подтверждает позднее происхождение езидизма : в нём присутствуют арабские слова mal «имущество, дом», qewl «изречение», nebî «пророк(и)», mereb «наставник, воспитатель», а также персидские her kes «каждый», rî «лицо, сторона (от رو)» и общеиранское Xwedê «Бог» .

Главной святыней езидов служит храм при мавзолее шейха Ади в Лалеше в 40 км к северу от Мосула (Ирак).

Основные культовые предметы — 7 бронзовых литых статуэток птицы на высокой подставке (сджада), хранящиеся в Лалеше, символизирующие 7 основных ангелов ( архангелов ). Периодически их с процессиями носят по езидским селениям представители специального сословия — «каввалы» (сборщики пожертвований), собирая при этом пожертвования.

Традиционная культура

Фольклор — молитвы, сказания, песни.

Музыкальные инструменты — духовые (блур, фик, майе ( дудук ), зурна ); в религиозных церемониях используется барабан ( даф ).

Мужчины отпускали бороду и длинные волосы, которые заплетали в косу. Женская одежда — рубаха (крас), белые шальвары (хэвалкрас), поясная одежда из 2 фартуков (дейра), передник (шалэк) безрукавка (элак), зимой — бархатная куртка (колк), шерстяной пояс (бане пште), конусообразный головной убор, обшитый монетами (кофи).

Езиды в национальной одежде
Рисунки (англ.) (из собрания Национального музея Грузии, 1920
Езиды с литографии М. О. Микешина «Типы Кавказа», 1876.
Почтовые открытки-фотографии, Франция, конец XIX в.
  • Встреча езидских вождей с халдейским священнослужителем в Месопотамии.
    Встреча езидских вождей
    с халдейским священнослужителем в Месопотамии.
  • Езиды области Мардин (ныне — Южная Турция)
    Езиды области Мардин
    (ныне — Южная Турция)

История

Самые ранние письменные упоминания о езидах относятся к XII веку. , в основном история передавалась шейхами и пирами в устной форме.

Предки езидов издавна проживали на территориях Северной Месопотамии . Во времена Османской империи, спасаясь от истребления в войнах за свободу, переселялись в соседние страны.

В русской литературе первые сведения о езидизме привёл А. С. Пушкин в «Заметке о секте езидов» на французском языке, помещённой в ранней редакции «Путешествия в Арзрум» (под Арзрумом Пушкин общался с езидским шейхом).

Езиды говорят, что они последнее тысячелетие сражались с оружием в руках за сохранение своей религии. На протяжении многих веков в районах проживания езидов проходило огромное количество сражений. Большая часть езидов проживала в недоступных завоевателям горах. На протяжении веков езиды оборонялись и защищали свою землю от завоевателей, сохранив религию предков и на сегодняшний день.

Географическое распространение и политическая власть езидов продолжали увеличиваться в XIII и XIV веках, в то время как их система верований продолжала развиваться вдали от исламских норм. К началу XV-го века окружающие мусульманские правители начали рассматривать их как отступников и соперников за политическую власть, и последовали столкновения . Примеров на протяжении столетий было несколько, можно перечислить самые кровавые из них:

В XIII веке из Мосула был похищен лидер езидов. Позже он был казнён, при этом его тело не было возвращено. В результате этого инцидента началась многолетняя война. В неравной схватке езидам пришлось покинуть свои города и храмы и бежать в горы. Их поселения были сожжены и уничтожены до основания, имущество было разграблено.

В 1414 году началась новая резня езидов соседями-мусульманами, в которой погибло множество езидов.

1640—1641 годах езидские деревни около города Мосула были разграблены, и после этого османский губернатор Диарбакыра Мелек Ахмед-паша развязал войну с езидами, вторгшись с 70 000-й армией. Езиды понесли большие потери.

1647—1648 годы. Наследственный правитель Шейхана , Шейх Мирза, восстал против турок с целью захватить Мосул. В результате этого восстания турецкий правитель, Шамси-паша, лично напал на езидов во главе многочисленного вооружённого отряда. Вооружённые силы езидов потерпели поражение в этой битве, было захвачено много пленных, в том числе сам Шейх Мирза. Позже он был повешен правителем города Вана .

1715 год. Турецкий правитель Багдада , Хасан-паша , атаковал область Шенгал. Это неожиданное нападение заставило езидов перебраться в регион Кхатуния. Хасан-паша устроил крупномасштабную резню и передал управление этой областью арабу-бедуину, главе племени Таии. Позже именно это племя использовалось в военных действиях против езидов в этом регионе.

1733 год. У реки Заб было разрушено множество езидских деревень, были совершены массовые убийства по приказу турецкого правителя Ахмада Паши.

1752—1754 годы. Множество езидов из района Шенгал были атакованы турком Сулейманом Пашой. В течение двух лет продолжались его массовые карательные действия, которые стоили езидам огромных потерь.

1767—1768 годы. Османский правитель Мосула, Амин-паша, послал своего сына с сильной армией с целью разграбить область Шенгал. Он приказал езидам отдать ему 1000 овец. Когда было отдано лишь 80 овец, османы напали и убили большое количество езидов.

1770—1771 годы. Восстание езидского правителя Шейхана, Бедах Бега, против османского управления, было подавлено, результат: массовое истребление езидов.

1773—1774 годы. Османский правитель Мосула атаковал Шенгальскую область. Поселения езидов были разграблены и уничтожены.

1779 год. Османский правитель Мосула направил большое войско в Шенгал.

1785—1786 годы. Османский правитель Мосула, Абд эл-Баки, атаковал Шенгал, но был побеждён и потерял много воинов. В тот же самый период Шенгал снова был атакован арабскими войсками.

1786—1787 годы. Наследный правитель езидов (Мир) Шейхан, Чоло Бег, потерпел поражение в битве с Пашой Амадия.

1789—1790 годы. Арабы-бедуины из племени Таии взяли власть в области Шейхана и убили Чоло Бега. Впоследствии началась новая битва, в результате которой арабское войско понесло большие потери.

1790—1792 годы. Арабы-бедуины из племени Таии атаковали Шенгальскую область. Исмаил Паша захватил Кансар Бега в Шейхане и заключил его в тюрьму. Позже Хасан Бег, сын Чоло Бега, смог вернуть себе власть в области. Однако, правитель Амадии схватил его и повесил.

1792—1793 годы. Османский правитель Мосула, Мухаммад-паша, сжёг восемь езидских поселений в области Шенгал.

1793—1794 годы. Правитель Мосула снова напал на Шенгальскую область Минкар, чтобы покарать езидов, но потерпел поражение в битве.

1794—1795 годы. Османы под командованием Сулеймана-паши вторглись в Синкарскую область и опустошили её. Войска Сулеймана-паши разграбили эту местность, похитили 60 женщин и украли 600 голов домашнего скота.

1799—1800 годы. Абд эль-Азиз Бег из Багдада с помощью бедуинского племени Таии, руководимого Убаидом Хамдамом, уничтожили 25 езидских деревень в области Шейхан.

1802—1803 годы. Правитель Мосула, Али-паша, решил взять под свою власть Шенгальскую административную область. Его армия атаковала езидов с севера, а арабские бедуины напали с востока. В результате, несколько деревень были уничтожены, леса сожжены дотла. Потерпев поражение в этой войне, езиды были вынуждены подчиниться османской власти.

1809—1810 годы. Османский правитель Багдада, Сулейман Катил ( Убийца ), напал на Шенгальскую область. Он разграбил небольшие поселения Балада, Шенгала, Михиркана, а также несколько других деревень, уничтожая езидов.

После 1832 года езиды подверглись наибольшим жестокостям, намечалось полное их уничтожение. Несмотря на их героическое сопротивление, в 1832 году наследный курдский правитель Ботана, Бедир-хан Бег, захватил езидские поселения в области Шейхан, взял в плен Али Бега, лидера езидов, и после жестоких пыток убил его. Были разграблены и сожжены дотла районы в области Шейхана, которые в основном были заселены езидами. Курды совершили беспрецедентную резню своих собратьев езидов, маскируя банальный грабёж обвинениями в безбожности, позаимствовав этот приём у арабов. Чтобы избежать захвата в плен, жители бросались в воды реки Тигр . Те, кто не в состоянии был кинуться в воду, и те, кто не умер в воде, были пойманы и убиты.

1832—1833 годы. Наследный курдский правитель Равандуза , Мухамад, атаковал езидов в области Анкары . После совершённых массовых убийств в области верхнего Заба он покорил Анкару. Правитель Анкары, Исмаил-паша, вынужден был уйти высоко в горы Зикар.

1833—1834 годы. После завоевания части области Ботана Мир Мухамад атаковал и убил много езидов .

1838 год. Османский правитель Диярбакыра атаковал езидов из Шенгала. В этом же году Османский правитель Мосула, Таияр-паша, атаковал область с целью наказания езидов, отказавшихся платить налоги османам. Чтобы оценить ситуацию и выслушать местных жителей, неспособных платить такие большие налоги, Таияр Паша решил посетить эту местность. Его сопровождала огромная армия. Когда они достигли Микрана, он послал своих посредников, чтобы те объяснили его намерения. Посредники были убиты и из мести он опустошил эту местность. Однако езиды смогли бежать в пещеры и там напасть на османов из засады. Таияр-аша понёс огромные потери и был вынужден вернуться в Мосул. После этого езидов не трогали до 1890 года.

1890 год. Езиды восстали, не желая отсылать своих молодых мужчин в турецкую армию. Дважды напав на езидов и натолкнувшись на их сопротивление, турки перестали забирать в армию езидских мужчин. Но эта мирная эра длилась недолго.

1892 год. Паша Омар Вахби послал ультиматум в область Шейхана, требуя от езидов принятия ислама и уплаты налогов, угрожая в противном случае подвергнуть их преследованиям. Лидер езидов отказался принять требования. В ответ на это Омар Вахби-паша со своими союзниками вошёл в езидские поселения, уничтожая всё на своём пути. Он разграбил Лалеш и передал все езидские священные принадлежности в Мосул, обратил храм Шейха Ади в школу, и в таком унизительном статусе она профункционировала 12 лет. В ответ на эти преступления послы христианских государств выразили свой протест Османской империи. В 1893 году Паша Омар Вахби был отозван обратно в Стамбул .

Первая мировая война (1914—1918). Езиды пришли к выводу, что мировая война — благоприятная возможность восстать и освободиться от турецкого террора. Это было время, когда армяне подверглись геноциду со стороны властей Османской империи и часть из них перешли к самообороне. Езиды поддержали , видя союзников во вторгшихся русских солдатах.

В Первой мировой войне езиды на стороне Российской империи воевали с Османской империей , в то время как многие курды = сунниты Османской империи активно участвовали на стороне турок в геноциде армян , ассирийцев и езидов . Таким образом, езиды мигрировали в Российскую империю , а потом и в страны Европы .

В этой войне езиды сражались вместе с армянами, они были среди военачальников, которые сражались в рядах освободительного движения вместе с армянами. Одним из них являлся Джангир-ага . В столице Армении, Ереване , ему установлен памятник. Он со своей 700 (1500) сабельной конницей, состоявшей из езидов, вместе с армянскими войсками под командованием генерала Драстамата Канаяна и генерал-майора Мовсеса Силикяна , разбили турецкие отряды во время битвы при Баш-Апаране и Сардарапате , после которой Османская армия прекратила дальнейшее наступление на Армению.

Согласно езидскому устному преданию, в течение 12 столетий 72 раза периодически учинялась резня — геноцид со стороны соседних исламских народов с целью полного уничтожения езидской веры и культуры. Апогей исламского фанатизма пришёлся на 1915 год , когда Османская империя учинила геноцид по отношению к немусульманским народам (армянам, ассирийцам, езидам, грекам), жившим на её территории. Сколько езидов погибло в этой резне официально не известно, но приблизительные цифры говорят о нескольких сотнях тысяч человек. В этот период войны езиды Турции были вынуждены покинуть свои дома и искать убежище на восточных границах, они бежали в Российскую империю.

Первое появление езидов в Закавказье датируется XII веком. В XII веке ряд езидских семей переселились в Грузию.

Второе появление езидов в Грузии датируется 1770 годом, когда один из представителей езидских вождей Чобан-Ага с письмом обратился к грузинскому царю Ираклию II . Он просил взять под свою опеку езидов, дабы избежать исламского удара. Чобан-Ага обещал признать грузинского царя царём езидов и в письме клялся, что ополчение езидов по первому же требованию царя Ираклия Второго, будет участвовать в боях против турок. Как явствует из архивных материалов, царь Грузии ответил Чобан-Аге письмом, в котором отмечал, что из-за существующих в стране проблем пока не в состоянии оказать поддержку. Но вопреки всему, чуть позже небольшая часть езидов, около двух тысяч человек, всё же перешла в Закавказье, на тот момент в Карсскую область Восточной Армении , а на территории Армении езиды проживали с незапамятных времён.

Помимо всего этого езидов считают последователями Язида Муавии , араба по происхождению.
В годы правления халифа Язида второй сын Али , Хусейн , получил от жителей Куфе предложение с их помощью овладеть халифатом . В 680 году он выехал из Медины со всей своей семьёй и небольшим отрядом слуг. Тем временем наместник Язида подавил мятеж в Куфе и выставил патрули на всех дорогах, ведущих в город. Хусейн попал в западню в Кербеле , в 40 км от Куфы. Хусейн отказался сдаться, хотя был отрезан от источников воды. Будучи последним из оставшихся в живых внуков пророка Мухаммеда , он был уверен, что с ним не могут поступить слишком сурово. Через десять дней его лагерь был взят штурмом. Защитники сражались до последнего и Хусейн был убит вместе с другими. Его голову отправили в Дамаск , ко двору Язида.

Убийство Хусейна нанесло колоссальный ущерб династии Омейядов . Мало кого в мусульманской истории так проклинали за убийство, как Язида ибн Муавию. Хусейн был любимцем своего деда Мухаммеда, и ещё были живы люди, видевшие, как Мухаммед целовал голову, которая теперь покатилась к ногам Язида. Умерщвление Хусейна вызвало возмущение и сплотило противников Омейядов, а «мученичество в Кербеле» быстро обросло самыми скорбными подробностями. С тех пор имя Хусейна, даже в большей степени, чем имя Али, стало боевым кличем шиитов , приверженцев дома пророка. После гибели Хусейна это направление стало быстро развиваться. Будучи поначалу политическим движением, шиизм со временем стал значительно отличаться от суннитских норм в религиозных принципах и духовных основах.

С августа 2014 года езиды и христиане в Ираке подвергаются истреблению со стороны террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта»

Последние два десятилетия именно представители езидов контролируют организованную преступность в России. К общине езидов относился убитый в Москве 16 января 2013 год вор в законе Аслан Усоян (Дед Хасан). Также езидом является его преемник Захарий Калашов (Шакро Молодой), который в настоящее время находится в заключении.

Современное распространение езидов

Современные езиды

Ирак

Основная территория компактного проживания езидов — районы Айн-Сифни , Синджар и Дохук в губернаторстве Мосул . В районе Дохука находится и главная святыня езидов — Лалеш . Оценка числа езидов в Ираке составляет примерно 700 тысяч человек .

Турция

В Турции езидские деревни представлены на юго-востоке страны, в илах Мардин , Сиирт , Шанлыурфа и Диярбакыр .

Армения

Впервые езиды массово мигрировали в Российскую Армению в связи с Первой мировой войной, так как они поддерживали Россию. В годы независимости Первой Республики Армении , езиды принимали активное участие в защите страны против турецких завоевателей. Так езидский кавалеристский отряд Джангир-аги действовал в составе Армянской Армии. 16—18 мая 1918 года в Апаранском сражении , большую часть конницы армянских войск составляли езидские соединения Джангир-аги. Другим видным политическим и военным деятелем Армении был Усуб Бек Темурян, член парламента Армении (1918—1920 гг.) и участник Сардарапатской битвы .

После советизации, с 1920-х гг. в Армении для езидов создаётся письменность на основе русской графики, ведётся преподавание в начальных школах, издаётся газета «Данге Эздия» («Голос езидов»). С независимостью Армении , число газет, журналов и книг на курманджи резко возросло, а ряд радиостанций начали вещать программы на курманджи . С 2018 года, в парламенте Армении одно место закреплено за депутатом-езидом. В селении Акналич (провинция Армавир ) в 2012 году был построен езидский храм-Слтан Эзид (Sultan Êzdî) повторяет древний храм Лалыша НураНИ . В том же селе 29 сентября 2019 года, был открыт новый храм — Зиарат — Малаке Таус и Семь ангелов святой земли , который является крупнейшим в мире езидским храмом. Он построен усилиям великого мецената Мирзой Слоян. Рядом с храмами находится культурный центр и аллея со скульптурами общественных деятелей езидов и армян, в частности Усуб Бек Темуря, Джангир-ага, Комитас , Андраник Озанян

Грузия

С 1990-х годов численность езидов в Грузии сокращается, в основном из-за экономических трудностей. Из Грузии езиды направляются в соседнюю РФ, Западную Европу и Северную Америку. Согласно переписи, проведённой в 1989 году, в Грузии насчитывалось более 30 000 езидов; по данным переписи 2002 года их численность сократилось до 18—21 тысяч человек, а по последним данным (перепись 2014 года) — около 12 тысяч человек 16 июня 2015 года езиды отметили открытие храма и культурного центра «Quba Sultan Êzîdî» в Тбилиси.

Россия

Расселение езидов в ЦФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

В России общины езидов официально зарегистрированы в Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Самарской области, Сургуте, Туле, Ульяновской области, Владимирской области и Ярославле. С 1996 действует Ярославская областная общественная организация «Езиды». В 2014 году во Владимирской области была организована езидская областная некоммерческая организация «Месопотамия», руководитель — Мстоян Самвел Саидович.

По переписи населения 2010 года в России проживает 40 586 езидов.

Субъект федерации Численность в 2010 году, тыс.
Краснодарский край 5,0
Нижегородская область 3,8
Ставропольский край 3,3
Ярославская область 3,3
Новосибирская область 2,5
Тамбовская область 1,8
Ростовская область 1,8
Москва 1,6
Волгоградская область 1,5
Саратовская область 1,4
Свердловская область 1,3
Липецкая область 1,1
Тульская область 1,1
  1. Показаны субъекты с численностью езидов более 1 тыс.
  2. Значения округлены до десятых.

Примечания

  1. Д. Р. Полатов, М. Ю. Рощин. (неопр.) . Большая российская энциклопедия . Дата обращения: 4 июля 2019. 29 марта 2019 года.
  2. , «There are probably some 200,000–300,000 Yazidis worldwide»..
  3. (неопр.) . Adherents.com. Дата обращения: 31 марта 2008. Архивировано из 7 января 2019 года. Cites estimates between 100,000 and 700,000.
  4. , // Сайт BBC News (news.bbc.co.uk) (15 августа 2007). 14 мая 2020 года. Дата обращения: 31 марта 2008.
  5. (неопр.) . Дата обращения: 8 июня 2014. 13 июня 2019 года.
  6. , taz. 9 мая 2015 года. Дата обращения: 10 сентября 2014.
  7. , Deutschlandradio Kultur. 7 января 2019 года. Дата обращения: 17 августа 2014.
  8. Megalommatis, Muhammad Shamsaddin . (February 28, 2010). 6 марта 2010 года. Дата обращения: 20 августа 2010.
  9. (неопр.) (PDF). Дата обращения: 18 августа 2014. 6 июня 2019 года.
  10. (неопр.) . KurdWatch 4. kurdwatch.org. Дата обращения: 1 апреля 2014. Архивировано из 7 апреля 2014 года.
  11. Andrea Glioti . (18 October 2013). 19 февраля 2014 года. Дата обращения: 1 апреля 2014.
  12. (неопр.) . Дата обращения: 5 января 2023. 30 декабря 2022 года.
  13. . (англ.) . Национальная статистическая служба Грузии . Дата обращения: 28 апреля 2016. 8 августа 2016 года.
  14. ↑ .
  15. М. Б. Руденко. БСЭ . Езиды.
  16. Kreyenbroek, Philip G. God and Sheikh Adi are Perfect: Sacred Poems and Religious Narratives from the Yezidi Tradition / Philip G. Kreyenbroek, Khalīl Jindī Rashow. — 2005. — P. 118. — ISBN 3-447-05300-3 .
  17. (курдск.) . 9 января 2022 года. Дата обращения: 9 января 2022.
  18. Omarkhali, Khanna. The Yezidi religious textual tradition, from oral to written : categories, transmission, scripturalisation, and canonisation of the Yezidi oral religious texts : with samples of oral and written religious texts and with audio and video samples on CD-ROM. — 2017. — ISBN 978-3-447-10856-0 .
  19. Pirbari, Dimitri. / Dimitri Pirbari, Stanislav Grigoriev. (неопр.) . Дата обращения: 9 января 2022. Архивировано 9 января 2022 года.
  20. Nelida Fuccaro. The Other Kurds: Yazidis in Colonial Iraq. — London & New York : I. B. Tauris, 1999. — P. 9. — ISBN 1860641709 .
  21. Евстигнеев Ю. А. Россия: коренные народы и зарубежные диаспоры: краткий этно-исторический справочник. — СПб.: Астерион, 2008. — С. 205.
  22. , с. 74.
  23. Езиды // Народы мира: историко-этнографический справочник / Гл. ред. Ю. В. Бромлей . — М.: Советская энциклопедия, 1988. — С. 162.
  24. , с. 74.
  25. (англ.) . www.britannica.com . Дата обращения: 18 августа 2022. 29 апреля 2015 года.
  26. , с. 73.
  27. (неопр.) Би-би-си (8 августа 2014). Дата обращения: 22 июля 2015. 15 июля 2015 года.
  28. . 4 марта 2016 года. Дата обращения: 24 февраля 2016.
  29. (рус.) . kurdist.ru (10 августа 2009). Дата обращения: 26 июня 2022. 4 декабря 2021 года.
  30. Коллектив авторов. Курды. Легенда Востока / В.В. Наумкин, И.Ф. Попова. — Россия: Газпром нефть, Издательская группа «Арбор», 2018. — С. 22—23. — 450 с.
  31. Д. Р. Полатов, М. Ю. Рощин. (рус.) . bigenc.ru . Дата обращения: 24 июня 2019. 29 марта 2019 года.
  32. (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 8 июня 2014. 29 апреля 2015 года.
  33. (англ.) . Al-Monitor. Дата обращения: 8 июня 2014. Архивировано из 19 февраля 2014 года.
  34. И. М. Дьяков, Х. Р. Усоян. . — МАЭ РАН, 2004. — С. 119, 122. — 151 с. — ISBN 588431101X . — ISBN 9785884311015 .
  35. Ирина Лагунина. . Ирина Лагунина: Мы продолжаем цикл «Этническая карта России». Сегодня – о езидах. В беседе участвуют сотрудник Института Этнологии и антропологии РАН, профессор Сергей Арутюнов и востоковед Нодар Мосаки. Беседу ведёт – Игорь Яковенко (рус.) . Радио Свобода (17 июля 2012) . Дата обращения: 9 августа 2019. 7 августа 2019 года.
  36. (неопр.) . Газета.Ru (22 октября 2014). Дата обращения: 4 ноября 2014. 4 ноября 2014 года.
  37. (неопр.) . Iranicaonline.org. Дата обращения: 18 августа 2014. 2 ноября 2019 года.
  38. Ceyhan Suvari, Çakır (неопр.) 32. Дата обращения: 26 июня 2022. 25 февраля 2021 года.
  39. Пучков П. И. 3.1. Этноконфессиональные группы в России // Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. — М.: Культурная революция, 2007. — С. 67.
  40. О. И. Жигалина; О. В. Русанова (устное творчество). (неопр.) . Большая российская энциклопедия . Дата обращения: 4 июля 2019. 24 июня 2019 года.
  41. Allison, Christine (20 February 2004), , Encyclopædia Iranica , < > . Проверено 20 августа 2010. . (неопр.) . Дата обращения: 24 августа 2012. Архивировано 2 ноября 2019 года.
  42. Maisel, Sebastian. : [ англ. ] . — Lexington Books, 2016-12-24. — ISBN 978-0-7391-7775-4 . (неопр.) . Дата обращения: 9 января 2022. Архивировано 9 января 2022 года.
  43. Edmonds, C. J. : [ англ. ] . — Psychology Press, 2002-03-21. — ISBN 978-0-947593-28-5 . (неопр.) . Дата обращения: 9 января 2022. Архивировано 9 января 2022 года.
  44. Bozarslan, Hamit. : [ англ. ] / Hamit Bozarslan, Cengiz Gunes, Veli Yadirgi. — Cambridge University Press, 2021-04-22. — ISBN 978-1-108-58301-5 . (неопр.) . Дата обращения: 9 января 2022. Архивировано 9 января 2022 года.
  45. Joseph, John. : [ англ. ] . — Brill, 2000-01-01. — ISBN 978-90-04-32005-5 . (неопр.) . Дата обращения: 9 января 2022. Архивировано 28 марта 2022 года.
  46. Khachatrian, Alexander (2003-01-01). . Iran and the Caucasus [ англ. ]. 7 (1): 37—58. DOI : . ISSN . из оригинала 2021-02-22 . Дата обращения 2022-01-09 . Используется устаревший параметр |deadlink= ( справка )
  47. Yıldız, Erdal. [ англ. ]. из оригинала 2022-01-11 . Дата обращения 2022-01-09 . Используется устаревший параметр |deadlink= ( справка )
  48. Guest. : [ англ. ] . — Routledge, 12 November 2012. — ISBN 9781136157363 . (неопр.) . Дата обращения: 9 января 2022. Архивировано 9 января 2022 года.
  49. (неопр.) 11, 76. Дата обращения: 9 января 2022. 14 октября 2020 года.
  50. Ali, Majid Hassan (15 February 2019). “The identity controversy of religious minorities in Iraq: the crystallization of the Yazidi identity after 2003”. British Journal of Middle Eastern Studies . 47 (5): 15. DOI : . S2CID .
  51. Spät, Eszter (2018). “Yezidi Identity Politics and Political Ambitions in the Wake of the ISIS Attack”. Journal of Balkan and Near Eastern Studies . 20 (5): 425. DOI : . S2CID .
  52. (рус.) (13 октября 2017). Дата обращения: 25 февраля 2021. 11 июня 2021 года.
  53. Մուրադյան, Մանուկ Նորիկի. : [ арм. ] . — Հայաստան, 2012. (неопр.) . Дата обращения: 9 января 2022. Архивировано 9 января 2022 года.
  54. Ali, Majid Hassan (2019). (doctoralthesis thesis). Otto-Friedrich-Universität Bamberg, Fakultät Geistes- und Kulturwissenschaften. DOI : . из оригинала 2022-01-09 . Дата обращения 2022-01-09 . Используется устаревший параметр |deadlink= ( справка )
  55. Salloum, Saad. . (неопр.) . Дата обращения: 9 января 2022. Архивировано 9 января 2022 года.
  56. (рус.) . Дата обращения: 13 февраля 2022. 28 марта 2022 года.
  57. Dogan S. et al. , 2017
  58. (неопр.) . Дата обращения: 10 января 2016. Архивировано из 24 сентября 2015 года.
  59. (неопр.) Дата обращения: 10 января 2016. Архивировано из 2 марта 2016 года.
  60. ↑ .
  61. Кобищанов Т. Ю. // Православная энциклопедия . — М. , 2012. — Т. XXVIII : « Исторический музей Йэкуно Амлак ». — С. 685−688. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-025-7 .
  62. (неопр.) . Дата обращения: 22 апреля 2015. 5 марта 2016 года.
  63. Пушкин А. С. // Собрание сочинений. — М. : Государственное издательство художественной литературы , 1960. — Т. 5. — С. 564—584.
  64. (англ.) . www.britannica.com . Дата обращения: 6 сентября 2022. 29 апреля 2015 года.
  65. Шкловский В. Б. Сентиментальное путешествие — М. : Издательство « Азбука », 2008. — (Азбука-классика (pocket-book)) — ISBN 978-5-395-00083-5 . — от 23 сентября 2015 на Wayback Machine ; от 23 сентября 2015 на Wayback Machine ; от 23 сентября 2015 на Wayback Machine .
  66. (неопр.) Дата обращения: 30 октября 2012. 9 июня 2012 года.
  67. (неопр.) Дата обращения: 21 августа 2014. Архивировано из 3 сентября 2014 года.
  68. ИТАР-ТАСС © от 3 сентября 2014 на Wayback Machine // Сайт «Новости@Mail.ru» (news.mail.ru) 15 августа 2014.
  69. (неопр.) . Дата обращения: 22 апреля 2015. 21 мая 2015 года.
  70. от 20 августа 2014 на Wayback Machine // © Euronews (ru.euronews.com), 18.08.2014.
  71. Владимир Шарапов. (неопр.) . Дата обращения: 16 декабря 2018. 16 декабря 2018 года.
  72. Амоев Керим . от 1 февраля 2014 на Wayback Machine // «Новый Взгляд», февраль 2012. — № 2(7). — С. 4.
  73. Ерицян Серго, Ирина Слоян. Посланник вечности: Мирза Слоян. — Ереван: Эдит Принт, 2020. — 51 с.
  74. Ерицян Серго, Слоян Ирина. Посланник вечности Мирза Слоян. — Ереван: Эдит Принт, 2020. — С. 48.
  75. (неопр.) Дата обращения: 3 февраля 2018. 29 апреля 2019 года.
  76. (неопр.) . Дата обращения: 3 февраля 2018. Архивировано из 4 февраля 2018 года.
  77. Artur Rodziewicz. (чеш.) . Kulturní studia / Cultural Studies (1 мая 2022). Дата обращения: 9 мая 2022. 9 мая 2022 года.
  78. (неопр.) . // Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 (www.gks.ru) . Дата обращения: 2 октября 2014. 25 марта 2016 года.

Литература

на русском языке
на других языках
  • Allison, Christine. The Yezidi Oral Tradition in Iraqi Kurdistan. — L. : Psychology Press, 2001. — ISBN 0-7007-1397-2 .
  • Allison, Christine. (неопр.) . // Encyclopædia Iranica (Энциклопедия «Ираника»)(www.iranicaonline.org) (англ.) (20 февраля 2004). Дата обращения: 20 августа 2010.
  • Frank R. Sheikh ‘Adi, der große Heilige der Jezidis. B., 1911
  • Philip G. Kreyenbroek. Yezidism -- Its Background, Observances, and Textual Tradition : [ англ. ] // Texts and Studies in Religion. — Lewiston, Queenston and Lampeter, NY : , 1995. — Vol. 62. — ISBN 978-0-773-49004-8 . — OCLC .
  • Omerxalî X. Êzdiyatî: Civak, Sembol, Rîtûel (Езидизм: Общество, Символ, Ритуал). Istanbul, 2007.
  • Ph.G. Kreyenbroek in collaboration with Z. Kartal, Kh. Omarkhali, and Kh.J. Rashow. Yezidism in Europe: Different Generations Speak about their Religion. Wiesbaden, 2009.
  • Omerxalî X. bi hevkariya Xankî K. Analîza Qewlên Êzdiyan. Li ser Mesela Qewlê Omer Xala û Hesin Çinêrî [Анализ езидских религиозных гимнов. На примере религиозного гимна Омар Хала и Хасен Ченери]. Avesta, Istanbul, 2009.
  • Rodziewicz A., The Nation of the Sur: The Yezidi Identity Between Modern and Ancient Myth, Rediscovering Kurdistan’s Cultures and Identities The Call of the Cricket Editors: Bochenska, Joanna (Ed.), New York 2018, pp. 259—326.

Ссылки

Same as Езиды