Interested Article - Шкловский, Виктор Борисович

Ви́ктор Бори́сович Шкло́вский ( 12 [24] января 1893 , Санкт-Петербург , Российская империя 5 декабря 1984 , Москва , СССР ) — русский советский писатель, литературовед , критик и киновед , сценарист. Одна из ключевых фигур русского формализма .

Биография

Семья

В. Б. Шкловский родился 12 (24) января 1893 года в Санкт-Петербурге в семье преподавателя математики, впоследствии профессора Высших артиллерийских курсов Бориса Владимировича Шкловского, крещеного еврея , и его жены Варвары Карловны, урождённой Бундель, русско - немецкого происхождения .

  • Родной брат отца Исаак Владимирович Шкловский (1864—1935) был публицистом, критиком и этнографом, который публиковался под псевдонимом Дионео .
  • Старший брат Виктора Шкловского — (12.03.1889 — 24.11.1937) — стал филологом, преподавателем французского языка в Санкт-Петербургской духовной академии , в 1919—1922 годах входил в Совет православных братств Петрограда, неоднократно арестовывался, был расстрелян в 1937 году .
  • Другой брат, Николай Борисович (1890—1918), был расстрелян в 1918 году как правый эсер .
  • Сестра Евгения Борисовна (1891—1919) умерла в Петрограде .

Ранние годы

Юность Виктор Шкловский провёл в Петербурге. В 1910 году провалился на экзаменах экстерном при Николаевском кадетском корпусе , в 1913 году с серебряной медалью окончил частную гимназию Н. П. Шеповальникова. Ещё гимназистом стал печататься в журнале «Весна». Учился в Петербургском университете на историко-филологическом факультете, посещал лекции таких известных учёных, как академики Крачковский и Бодуэн де Куртенэ . Зачитывался книгами Василия Розанова , повлиявшими на формирование его собственного стиля.

После начала Первой мировой войны осенью 1914 года ушёл добровольцем в армию. Сменил несколько военных специальностей и в 1915 году вернулся в Петроград, где служил в школе броневых офицеров-инструкторов. В этот период с группой единомышленников ( Л. П. Якубинский , Е. Д. Поливанов , О. М. Брик и др.) он готовил первый и второй выпуски «Сборников по теории поэтического языка» (1916, 1917), куда вошли и ставшие впоследствии хрестоматийными работы самого Шкловского «О поэзии и заумном языке» и «Искусство как приём». В 1916 году Шкловский стал одним из зачинателей «Общества изучения теории поэтического языка» ( ОПОЯЗ ), объединившего теоретиков формальной школы в литературоведении; ввёл термин « остранение ».

Принял активное участие в Февральской революции , был избран членом комитета петроградского Запасного броневого дивизиона, в качестве его представителя участвовал в работе Петроградского совета . Как помощник комиссара Временного правительства был направлен на Юго-Западный фронт , где 3 июля 1917 лично возглавил атаку одного из полков, был ранен в живот навылет и получил Георгиевский крест 4-й степени из рук Л. Г. Корнилова . После выздоровления в качестве помощника комиссара Временного правительства был направлен в Отдельный Кавказский кавалерийский корпус в Персию , где организовывал эвакуацию российских войск и вернулся с ними в Петроград в начале января 1918 года.

В Петрограде Шкловский работал в Художественно-исторической комиссии Зимнего дворца и активно участвовал в антибольшевистском заговоре эсеров . Когда заговор был раскрыт, Шкловский был вынужден покинуть Петроград и уехал в Саратов , некоторое время скрывался в психиатрической больнице, одновременно работая над созданием теории прозы. Затем он уехал в Киев , где служил в 4-м автопанцирном дивизионе и участвовал в неудачной попытке свержения гетмана Скоропадского .

Выполняя просьбу знакомой, уговорившей его доставить крупную сумму денег в Петроград, добрался почти до самой Москвы, но был узнан агентом ЧК и, спасаясь от ареста, на ходу выпрыгнул из поезда. После этого, добравшись до столицы, он встретился с М. Горьким , который ходатайствовал за него перед Я. М. Свердловым . По некоторым источникам, Свердлов выдал Шкловскому документ на бланке ВЦИК с требованием прекратить его дело. В конце 1918 года Шкловский решил больше не участвовать в политической деятельности и в начале 1919 вернулся в Петроград, где преподавал теорию литературы в Студии художественного перевода при петроградском издательстве « Всемирная литература ».

Весной 1920 года Шкловский стрелялся на дуэли, покинул Петроград и отправился на поиски жены, которая выехала на Украину, спасаясь от голода. В рядах Красной армии Шкловский принял участие в боях при Александровске , Херсоне и Каховке .

Эмиграция

После возвращения в Петроград Шкловский был избран 9 октября 1920 г. профессором Российского института истории искусств и поселился на проспекте 25-го Октября в доме 15 , в « Доме искусств ». .

В 1921 и начале 1922 года он активно печатался в журналах «Петербург», «Дом искусств», «Книжный угол», отдельными оттисками издал ряд статей по литературоведению, опубликовал мемуарную книгу «Революция и фронт», участвовал в собраниях группы « Серапионовы братья », состоял членом правления Петроградского отделения Всероссийского союза писателей .

В 1922 году начались аресты эсеров, и Шкловский 4 марта 1922, спасаясь от ареста, бежал в Финляндию . Его жена Василиса, арестованная в качестве заложницы, находилась некоторое время в заключении. В письме Максиму Горькому от 18 сентября 1922 года Шкловский пишет: «Освободили её за виру в 200 рублей золотом . Вира оказалась „дикой“, так как внесли её литераторы купно. Главным образом Серапионы» .

С апреля 1922 до июня 1923 года Шкловский жил в Берлине (адрес: Kaiserallee, 207, ныне Bundesallee), где организовал журнал « Беседа ». В 1923 году издал мемуарную книгу «Сентиментальное путешествие», название которой позаимствовано у его любимого писателя Лоренса Стерна . В Берлине Шкловский был безответно влюблён в Эльзу Триоле , сестру Лили Брик (и будущую жену Луи Арагона ). Изобразил Берлин « золотых двадцатых » в книге «Zoo, или Письма не о любви», которая основана на частично выдуманной, частично реальной переписке с Эльзой. Максим Горький, прочитавший её письма в «Zoo», посоветовал Эльзе стать писательницей, и она прислушалась к его совету. С конца 1922 года Шкловский начал просить о возвращении в СССР :

Горька, как пыль карбида, берлинская тоска. <…> Я поднимаю руку и сдаюсь. Впустите в Россию меня и весь мой нехитрый багаж: шесть рубашек (три у меня, три в стирке), жёлтые сапоги, по ошибке начищенные чёрной ваксой, и синие старые брюки, на которых я тщетно пытался нагладить складку .

Переезд в Москву

В сентябре 1923 года Шкловский приехал в Москву. В первые месяцы жил в подмосковной усадьбе Покровское-Стрешнево , что отразилось в его книге «Третья фабрика», которую впоследствии он называл текстом для себя непонятным: «Я хотел в ней капитулироваться перед временем, причём капитулироваться, переведя свои войска на другую сторону. Признать современность» . В 1928 году опубликовал сборник статей «Гамбургский счёт», благодаря которому выражение « по гамбургскому счёту » вошло в русский язык .

В Москве Шкловский сблизился с футуристами Алексеем Кручёных и Маяковским (с которым был особенно хорошо знаком и которого посещал на квартирах в Гендриковом переулке, 15/13, и Лубянском проезде, 3/6). Принимал участие в создании сценариев к немым фильмам (« Третья Мещанская », « Дом на Трубной » и др.). Со свойственным ему темпераментом активно участвовал в литературных дискуссиях 1920-х годов, проходивших во Дворце искусств ( Поварская улица , 52) и Большой аудитории Политехнического музея ( Новая площадь , 3). Один из лидеров группы « ЛЕФ ». Его идейные и эстетические позиции подвергались нападкам со стороны идеологов РАПП .

В сталинское время и позднее

В 1930 году Шкловский отказался от идей формализма и выступил с покаянной статьёй «Памятник научной ошибке» . С 1930-х годов, вынужденный перейти к принципам более широкого социально-исторического исследования, выступал как критик современной литературы. С московскими впечатлениями связаны книги Шкловского «О Маяковском», «Встречи», мемуары «Жили-были» и другие, дающие яркую картину жизни московской творческой интеллигенции 1920-х годов.

Осенью 1932 года Шкловский отправился в поездку на строительство Беломоро-Балтийского канала . Главной целью поездки был не сбор материала, а встреча с репрессированным братом и, по возможности, облегчение его участи . На вопрос сопровождавшего его чекиста, как он себя здесь чувствует, Шкловский ответил: «Как живая лиса в меховом магазине» . Шкловскому принадлежит самый большой объём текста в коллективной книге 1934 года , воспевавшей строительство канала.

Интерес к отечественной и, в частности, к московской истории отразился в повестях Шкловского «Матвей Комаров, житель города Москвы» (1929), « Минин и Пожарский » (1939) и др.

Сын Шкловского погиб на фронте Великой Отечественной войны 8 марта 1945 года , а брат был расстрелян в 1937 году .

В разгар травли Пастернака (осень 1958 года) Шкловский находился на отдыхе в Крыму . Он по собственному почину явился в редакцию « Курортной газеты » и опубликовал статью о том, что « отрыв от писательского коллектива, от советского народа привёл Пастернака в лагерь оголтелой империалистической реакции, на подачки которой он польстился » .

В 1960-е годы Шкловский разрабатывал теорию кинематографа, много писал о Сергее Эйзенштейне и Льве Толстом . В 1962 году в составе писательской делегации посетил Италию. К тому времени на Западе возник интерес к работам Шкловского 1920-х годов. В 1970-е годы сотрудничал с телевидением, выступал рассказчиком в многосерийных передачах «Жили-были» (1972) и «Слово о Льве Толстом» (1978).

Могила Шкловского

Умер в Москве на 92-м году жизни, похоронен там же на Кунцевском кладбище .

Влияние

Идеи формальной школы в литературоведении, основу которой заложил Шкловский, произвели революцию в науке. Ещё в 1923 году Лев Троцкий отмечал, что «усилиями Шкловского — заслуга не маленькая! — теория искусства, а отчасти и само искусство из состояния алхимии переведены наконец на положение химии» .

К важнейшим научным открытиям Шкловского относят введённое им понятие остранения (неожиданного свежего взгляда на уже ставшее привычным) как на основу художественного эффекта в разных видах искусства. В области теории художественной прозы он первым настаивал на различении фабулы и сюжета , то есть собственно рассказываемой истории и конструкции этого рассказа .

Переосмысливая наследие Стерна и Розанова, Шкловский разработал своеобразный, часто пародировавшийся современниками стиль. Его отличительные черты — «короткие отрывистые фразы, связанные неявными ассоциациями; парадоксальные афоризмы, фрагментарность и экспрессивность, ирония и полемический пафос» .

Личная жизнь

Награды

Прототип литературных персонажей

В 1926 году Вениамин Каверин отмечал, что эксцентричный Шкловский «сам лезет в роман», а Борис Эйхенбаум заявлял, что Шкловский «существует скорее как литературный персонаж, как герой какого-то ненаписанного романа» . И действительно, Шкловский послужил прототипом для героев ряда художественных произведений: книги Ольги Форш « » (под именем «Жуканец»), романа В. А. Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» («Некрылов»), книги В. Н. Иванова «У» («Андрейшин»). По предположению исследователей, он также был прототипом Сербинова из романа « Чевенгур » А. П. Платонова и Льговского из романа-поэмы «Орфография» Дмитрия Быкова . Сам Быков констатирует, что Шкловский:

«остался в истории эксцентричным старичком-скандалистом, чья эксцентриада так же умиляет, как умилял его малый рост, бугристая лысина и трость: гениальность его выродилась в чудачество, таким и запомнился» .

Шкловский, к которому М. А. Булгаков питал неприязнь на почве любовного соперничества , выведен им под фамилией Шполянский в романе « Белая гвардия » как человек с демоническими бакенбардами, командовавший автомобильной ротой в Киеве и саботировавший её деятельность перед приходом С. В. Петлюры , — поступок, реально совершённый Шкловским, хотя и в другое время.

Библиография

  • Собрание сочинений в 3-х тт. М., 1973—1974
  • Избранное, в 2-х тт. М., 1983
  • , 1914. Теоретическая работа
  • «Встречи» , 1944
  • «Второй май после октября» . Историческая проза
  • «В Ясной Поляне» . Историческая проза
  • «Гамбургский счёт» , 1928.
  • «Гамбургский счёт: Статьи, воспоминания, эссе (1914—1933)» , М., 1990
  • «Дневник» , М., «Советский писатель», 1939. Сборник статей
  • «Достоевский» , 1971. Статья
  • «Житие архиерейского служки» , Л., «Изд. писателей», 1931. Историческая проза
  • «За и против. Заметки о Достоевском» , 1957
  • «Заметки о прозе Пушкина» , М., 1937
  • «Заметки о прозе русских классиков» , 1953, 2-е изд. 1955
  • «За 60 лет. Работы о кино» , 1985
  • «За сорок лет. Статьи о кино» , 1965
  • «Иприт» , 1925. Фантастический роман (в соавторстве с Вс. Ивановым )
  • , 1917. Статья
  • «Исторические повести и рассказы» , 1958. Сборник
  • , М.—Л., «ГИХЛ», 1931
  • «Капитан Федотов» , Л., «Советский писатель», 1936
  • «Константин Эдуардович Циолковский»
  • «Конец похода» , М., «Огонёк», 1925
  • «Краткая, но достоверная повесть о дворянине Болотове» , Л., «Изд. писателей», 1930
  • «Лев Толстой» , М., «Молодая гвардия», 1963.
  • «Литература и кинематограф» , 1923. Сборник
  • «Марко Поло разведчик» , М., «Молодая гвардия», 1931
  • «Матвей Комаров, житель города Москвы» , 1929. Повесть
  • «Минин и Пожарский» , 1940. Историческая проза.
  • , М.—Л., 1927
  • «О мастерах старинных» , М., «Советский писатель», 1953. Историческая проза
  • «О Маяковском» , 1940. Мемуары
  • «О поэзии и заумном языке» , 1916. Статья
  • «О солнце, цветах и любви»
  • «О теории прозы» , М., 1925, 2-е изд. 1929. Теоретическая работа.
  • «Повести о прозе. Размышления и разборы» , 1966. В сборник вошли переработанные сочинения:
    • «Художественная проза. Размышления и разборы» , 1959
    • «Заметки о прозе русских классиков» , 1953
    • «За и против. Заметки о Достоевском» , 1957
    • «Заметки о прозе Пушкина» , 1937
  • «Повесть о художнике Федотове» , 1936, ( «Федотов» в серии ЖЗЛ , 1965).
  • «Подёнщина» , Л., «Изд. писателей», 1930
  • «Поиски оптимизма» , М., «Федерация», 1931
  • «Портрет» . Историческая проза
  • «Пять человек знакомых» , Баку, «Заккнига», 1927
  • «Развёртывание сюжета» , 1921. Теоретическая работа.
  • , Петроград, 1921. Мемуары.
  • «Розанов» , 1921. Статья
  • «Свинцовый жребий» , 1914. Поэтический сборник
  • «Сентиментальное путешествие», М., Берлин: «Геликон», 1923. Переизд. Л., «Атеней», 1924.
  • «Созрело лето»
  • «Сюжет как явление стиля» , Петроград, «ОПОЯЗ», 1921
  • , 1970. Теоретическая работа
  • «Техника писательского ремесла» , М.—Л., «Молодая гвардия», 1927. Теоретическая работа
  • «Третья Фабрика» , М. «Артель писателей „Круг“», 1926. Автобиографическая проза.
  • «„Тристрам Шенди“ Стерна и теория романа“» , Петроград, „ОПОЯЗ“, 1921. Теоретическая работа
  • «Удачи и поражения Максима Горького» , [Тифлис], «Заккнига», 1926
  • «Ход коня» , Москва—Берлин, «Геликон», 1923. Сборник статей
  • , 1923
  • «Эйзенштейн» , М., «Искусство», 1973
  • , 1981
  • «Zoo. Письма не о любви или Третья Элоиза» , Берлин, «Геликон», 1923 (Л., 1924, 1929)

Кинематографические сценарии

Многие из них написаны в соавторстве.

Немое кино

Мультфильмы

Звуковое кино

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. В. Б. Шкловский «Сентиментальное путешествие»: Борис Владимирович Шкловский происходил из Умани из семьи лесника, вырос в Елисаветграде . Его мать (бабушка Виктора Шкловского) опубликовала книгу мемуаров на идише , заканчивающуюся периодом Гражданской войны .
  3. В. Б. Шкловский «Сентиментальное путешествие»: Карл Бундель был садовником Смольного института и сыном венденского пастора; его жена Анна Севастьяновна Каменоградская была дочерью диакона из Царского Села.
  4. . martyrs.pstbi.ru. Дата обращения: 23 ноября 2019. 2 июня 2021 года.
  5. . Дата обращения: 1 сентября 2010. Архивировано из 14 июня 2011 года.
  6. До этого жил по адресу: Сапёрный пер., д. 2, кв. № 33.
  7. Справочник «Весь Петроград» на 1922 г., с.615-616.
  8. В. Б. Шкловский. Письма М. Горькому (1917—1923 гг.). Примечания и подготовка текста А. Ю. Галушкина. — «De Visu», 1993, № 1.
  9. Из книги «Zoo, или Письма не о любви».
  10. Выражение основано на рассказе о недоговорных матчах в Гамбурге , когда борцы решали, кто из них сильнее, для себя, а не для публики, и всё это происходило тайно. Считается, что это выдумка Шкловского и таких матчей никогда не существовало.
  11. Несмотря на самокритичное название и цитаты из Маркса, современными литературоведами статья не воспринимается как исключительно покаянная. Так, А. Галушкин считает, что формальным признанием главенства марксистского метода Шкловский лишь хотел оградить себя и своих коллег-формалистов от нападок в печати ( от 14 августа 2019 на Wayback Machine // Новое литературное обозрение . 2000. № 44)
  12. Бенедикт Сарнов. Если бы Пушкин жил в наше время… М.: Аграф, 1998. С. 124.
  13. Мариэтта Чудакова. Литература советского прошлого. Языки русской культуры, 2001. С. 463.
  14. Константин Паустовский : «У нас в Лаврушинском печально — 8 марта погиб в Восточной Пруссии сын Шкловского Никита (Котя)». См.: Фрезинский Б. Я. Судьбы Серапионов: Портреты и сюжеты. — М. : Академический проект, 2003. — С. 170.
  15. . Дата обращения: 15 мая 2020. 27 мая 2020 года.
  16. См.: В. С. Березин. Виктор Шкловский. М.: Молодая гвардия, 2014.
  17. . www.limonow.de . Дата обращения: 4 марта 2021. Архивировано из 14 апреля 2021 года.
  18. «Курортная газета», 31 октября 1958 г. № 213.
  19. Троцкий Л. Литература и революция. — М. : Красная новь, 1923. — С. 119.
  20. И. А. Пильщиков . Наследие русской формальной школы и современная филология // Антропология культуры. — Вып. № 5. — С. 320.
  21. . tvkultura.ru. Дата обращения: 23 ноября 2019. 3 сентября 2019 года.
  22. Д. Быков . Виктор Шкловский. // «Дилетант», июль 2019 года.
  23. . Дата обращения: 1 мая 2023. 21 февраля 2023 года.
  24. Дата обращения: 5 февраля 2012. 21 ноября 2011 года.
  25. Дата обращения: 23 ноября 2019. 15 января 2012 года.
  26. Михаил Назаренко. . ВПЦ «Київський Університет» (2004).
  27. . Дата обращения: 29 мая 2012. 5 октября 2013 года.

Литература

  • Андроников И. Л. Шкловский. В кн.: (недоступная ссылка) , — М.: 1975.
  • Гриц Т. С. Творчество Виктора Шкловского. (О «третьей фабрике»). — Баку: Тиа. «Омзака», 1927. — 38 с.
  • Гуковский Г. Шкловский как историк литературы // Звезда. — 1930. — No 1.
  • Добин Е. С. Виктор Шкловский — аналитик сюжета. В кн.: Сюжет и действительность. — Л.: 1976.
  • Каверин В. А. «Я поднимаю руку и сдаюсь». В кн. : Эпилог. — М.: 1997
  • Калинин И. Виктор Шкловский: Прием // Формальный метод: Антология русского модернизма / сост. С. Ушакин. — Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. — Т. 1. — С. 63—312. — 956 с. — ISBN 978-5-7525-2995-5 .
  • Левин Е. Виктор Шкловский — теоретик кино // Искусство кино . — 1970. — № 7.
  • Панченко О. Виктор Шкловский: текст — миф — реальность. — Szczecin, 1997.
  • Русские советские писатели-прозаики: Биобиблиографический указатель. — Т. 6. — Ч. 1. — М. , 1969.
  • Сарнов Б. Глазами художника // Новый мир . — 1964. — № 7.
  • Эйхенбаум Б. О Викторе Шкловском, в кн.: Мой временник. — Л. : 1929.
  • Rad Borislavov, Revolution is Evolution: Evolution as a Trope in Šklovskijʼs Literary History // Russian Literature, 69,2-4 (15 February-15 May 2011), 209—238.
  • Урбан Т. Русские писатели в Берлине в 20-е годы XX века. — СПб. , 2014. — С. 233—242.
  • Сальман М. Г. Из студенческих лет Б. М. Эйхенбаума, Ю. Н. Тынянова и В. Б. Шкловского (По материалам Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга) // Russian Literature. 2014. Vol. LXXVI. №. 4. С. 447 – 509.
  • Сальман М. Г. Молодой Шкловский (По архивным материалам) // Wiener Slavistisches Jahrbuch. 2017. Vol. 5. Р. 148 – 167.
  • Сальман М. Г. Бер Шкловский и пятеро его детей // Скрещения судеб: Literarische und kulturelle Beziehungen zwischen Russland und dem Westen : A Festschrift for Fedor B. Poljakov / [a cura di] L. Fleishman, S.M. Newekla, M. Wachtel. Berlin et al.: Peter Lang, 2019. Р. 221 – 264. (Stanford Slavic Studies, Vol. 49).

Ссылки

Первая беседа с В. Б. Шкловским, записанная В. Д. Дувакиным. Оригинал аудио, полная расшифровка текста и другие беседы с В. Б. Шкловским

Телепередачи о Шкловском

  • на Пятом канале (Санкт-Петербург)
  • (режиссёр Владимир Непевный)
Источник —

Same as Шкловский, Виктор Борисович