Interested Article - Шахдагские народы

Хиналугцы
Будухи
Крызы
Джекцы , 1865
Джекцы . Группа мужчин и мальчиков из селения Джек, 1880
Джекцы . Группа девочек и старуха из селения Джек, 1880

Шахдагские народы ( азерб. Şahdağ xalqları), шахдагцы ( азерб. şahdağlılar) — общее название нескольких народностей на северо-востоке Азербайджана , объединяемых общностью происхождения, истории и территории расселения. Относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы . Языки шахдагцев — крызский , будухский и хиналугский — относятся к нахско-дагестанской семье языков гипотетической северокавказской языковой макросемьи. Согласно МСЭ , эти народности вместе с другими были известны под общим названием « лезгины » .

Шахдагцы — жители и уроженцы высокогорных селений Алык ( азерб. Əlik), Будуг ( азерб. Buduq), Джек ( азерб. Cek), ( азерб. Haput), Крыз ( азерб. Qrız), ( азерб. Yerguc) и Хыналыг ( азерб. Xınalıq), расположенных в районе горы Шахдаг . Их считают потомками населения древней Кавказской Албании . К настоящему времени численность уроженцев шахдагской зоны и их потомков, компактно проживающих за её пределами, значительно превышает число жителей высокогорных селений. Переселение шахдагцев в равнинные районы Азербайджана, начавшееся ещё до Октябрьской революции, как отмечается исследователями, приводит к постепенной утрате ими этнического своеобразия, национальных традиций и языков, которым грозит исчезновение . Этому способствует отсутствие письменности и даже начального обучения на родных языках. Школьное обучение ведётся исключительно на азербайджанском языке.

Шахдагские народы

В большинстве современных источников указывается, что в состав «Шахдагской группы» входят три малых народа хиналугцы , будухцы и крызы . При этом в конце XIX — первой половине XX вв. в качестве самостоятельных народов со своими самостоятельными языками рассматривались собственно крызы (жители и уроженцы селения Крыз), алыкцы, джекцы (джеки) , гапутлинцы (хапутлинцы, хапуты) и ергюджцы — этнические группы, именуемые по названиям своих родовых селений и считающиеся в наши дни субэтносами крызского народа.

Вероисповедание — мусульмане-сунниты . Ислам в этот регион принесли в VIII в. арабские завоеватели. До сих пор, однако, среди шахдагцев сохраняются остатки прежних языческих верований и обрядов.

В средние века шахдагский регион входил в Шемахинское , а с конца XVIII в. — в Кубинское ханство , вместе с которым в начале XIX в. он вошёл в состав Российской империи. Первые письменные свидетельства о шахдагских народах были оставлены русским офицером немецкого происхождения И. Гербером , участником Персидского похода Петра I (1722—1723). Во второй половине XIX в. этнографические материалы, в том числе касающиеся и этих народов, были собраны и опубликованы Н. К. Зейдлицем .

Фотографии представителей шахдагских народов, помещённые в этой статье, были сделаны в 1880 году известным фотографом Д. И. Ермаковым .

Расселение шахдагцев по административно-территориальным единицам Бакинской губернии (1886 г.):

хиналугцы гапутлинцы джекцы крызцы будугцы все шахдагцы
Бакинская губерния 2 167
(0,3 %)
1 078
(0,2 %)
7 403
(1,0 %)
2 027
(0,3 %)
2 625
(0,4 %)
15 300
(2,1 %)
Гёкчайский уезд , в том числе - 1 078
(1,4 %)
- - - 1 078
(1,4 %)
Лагичский участок - 1 078
(3,0 %)
- - - 1 078
(3,0 %)
Кубинский уезд , в том числе 2 167
(1,2 %)
- 7 403
(4,3 %)
2 027
(1,2 %)
2 625
(1,5 %)
14 222
(8,2 %)
Кусарский участок - - 1
(0,1 %)
- - 1
(0,1 %)
Кубинский участок 2 167
(4,1 %)
- 4 646
(8,7 %)
- 2 625
(4,9 %)
9 438
(17,7 %)
Дивичинский участок - - 187
(0,5 %)
56
(0,1 %)
- 243
(0,6 %)
Мюшкюрский участок - - 2 565
(14,3 %)
1 971
(11,0 %)
- 4 536
(25,3 %)
временно проживающие в Кубинском уезде - - 4
(0,2 %)
- - 4
(0,2 %)

/Источник — от 28 марта 2012 на Wayback Machine /

Статистические данные о населении Хыналыгского уезда Кубинского ханство

Численность народов шахдагской группы, по данным Н.Зейдлица, извлечённым из посемейных списков 1886 г., составляла: будухцев — 3420, крызов — 7767, хиналугцев — 2315, или в целом более 12 % населения Кубинского уезда. Кроме Кубинского уезда шахдагцы также проживали в Нухинском и Шемахинском уездах. Перепись 1926 г. зафиксировала будухцев — 2 тыс., крызов — 2600, хиналугцев только 100. Переписью 1959 г. как отдельные народы они не были зарегистрированы. В ходе переписи 2009 года в Азербайджане было зафиксировано ок. 4400 крызов и 2200 хиналугцев.

Крызы (крызцы)

Самоназвание — хърыцӏаь .

Жители, уроженцы и потомки населения высокогорных селений Крыз ( азерб. Qrız), Алык ( азерб. Əlik), Джек ( азерб. Cek), ( азерб. Haput) и . Компактно проживают на территории Губинского , Исмаиллинского , Гусарского , Хачмазского , Зардобского , Габалинского районов , в городах Баку , Сумгаит , Губа , Исмаиллы . Исследователи сходятся во мнении, что древнейшим известным населённым пунктом крызов было селение Крыз, из которого в своё время отселились предки нынешних джекцев , алыкцев и хапутлинцев .

В 1860-е — 1880-е гг. увеличение горского населения, начавшийся распад больших патриархальных семей, а также начало интенсивного разведения марены , превратившейся в одну из основных статей местного экспорта, привели к миграции части горцев (прежде всего крызов и лезгин) на равнину, в Мюшкюрский магал — область на севере Кубинского уезда с неблагоприятным влажным жарким климатом, где значительные территории расчищались и обрабатывались под марену и чалтык . К 1880-м годам Мюшкюр уже представлял собой густонаселённую территорию. Там, где ранее были лишь зимние помещения для скота и землянки для пастухов, появились новые сёла и сады. Из 58 крызских отсёлков тридцать пять были созданы переселенцами из селения Крыз, двадцать три — из селения Джек. В книге Шахмурада Крызли «Крыз и крызский язык» приведён список селений Хачмасского района, где до настоящего времени проживают выходцы из горных крызских сёл: Гаджи газма, Гаджиахмед-оба, Ахмед-оба, Гаджи-Гурбан-оба, Манчар-оба, Шариф-оба, Узун-оба, Мечид-оба, Ятаг-оба, Тиканлы-оба, Наги-оба, Гаджи-Абдулрагим-оба, Сибир-оба, Палчыг-оба, Чинар-тала, Молла-оба, Агаширин-оба, Пиргулу-оба, Гаджимамед-оба, Агаверди-оба, Идрис-оба, Фарзали-оба, Наджаф-оба, Шумагир, Дигах-оба.

В тот же период свои отсёлки создавали и выходцы из селения (см. ниже). Общая численность крызского населения в горных и равнинных селениях Бакинской и Елизаветпольской губерний к концу XIX века составляла ок. 8,5 тыс.

Выходцы из селений Джек, Ергюдж и Алык в своё время тоже создали на равнине несколько отсёлков, население которых к настоящему времени практически ассимилировалось с местными жителями. Жители селения Ергюдж переселились на равнину и создали в Хачмасском районе одноимённое поселение.

В ходе Всесоюзной переписи 1926 года было зафиксировано 2600 крызов . Согласно опубликованным результатам переписи 1959 года , в СССР было зарегистрировано 273 крыза , хотя в ряде источников указывается, что крызы не показывались отдельной строкой в переписях населения уже начиная с 1959 года . В середине 1960-х гг. языковед Ю. Д. Дешериев приводил две существенно различающиеся оценки численности крызов — 4-5 тыс. и более 7 тыс. . В конце 1990-х — начале 2000-х гг. численность крызов оценивалась в 6-8 тысяч . Согласно переписи населения Азербайджана 2009 года, было зафиксировано 4400 крызов .

Джекцы (джеки)

Самоназвание — джеклинцах или джеклы ( азерб. Ceklilər).

Жители или уроженцы горного селения Джек Кубинского района Азербайджана. В настоящее время здесь проживает около 300 жителей. В быту используют джекский диалект крызского языка . Большинство жителей также владеет азербайджанским языком .

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона , издававшемся в конце XIX — начале XX веков, джекцы упоминались наряду с хиналугцами , крызцами и будугцами как одна из народностей, населявших Кубинский уезд . Согласно приводившимся данным, джекцы были из этих четырёх народностей наиболее многочисленными, составляя 4,2 % от общей численности населения уезда, достигавшей 175 тыс. человек (см. также ниже раздел «Расселение шахдагцев на конец XIX века»). Немецкий этнограф Р. Эркерт в сопоставительном словнике кавказских языков 1895 г. привёл 535 «джекских» слов и около 60 фраз, а также дал краткую грамматическую характеристику языка .

Согласно результатам Всесоюзной переписи 1926 года , лишь 607 человек были записаны как джеки , при этом к джекам были отнесены и пять крызов и двенадцать хапутов (хапутлинцев) . В более поздних переписях упоминания о джеках (джекцах) отсутствуют.

Ещё в 1930-е гг. российский и советский филолог и кавказовед Н. Марр выделял джекский язык как самостоятельный, причисляя его к лезгинской группе восточной (дагестанской) ветви северо-кавказских языков .

В дальнейшем, однако, язык джекцев, наравне с языками жителей других горных селений Шахдага — хапутлинцев, алыкцев, ергюджцев, — стал рассматриваться как локальный диалект (говор) крызского языка , а сам джекский язык с 1950-х — 1960-х гг. всё чаще стал именоваться крызским (иногда встречается двойное название — крызский (джекский) язык ).

Ковры «Джек» , входящие в кубинскую группу Куба-Ширванского типа Азербайджанского ковра носят название деревни Джек .

  • Ковёр «Джек», XIX в.
    Ковёр «Джек», XIX в.
  • Ковёр «Джек», XIX в.
    Ковёр «Джек», XIX в.

Гапутлинцы (хапутлинцы, хапуты)

Самоназвание — герад ( азерб. haputlular, hapıtlar )

Жители, уроженцы и потомки населения высокогорного селения ( азерб. Haput) Кубинского района Азербайджана.

В 1860-е — 1880-е гг. увеличение горского населения и начавшийся распад больших патриархальных семей привели к миграции части горцев на равнину. В частности, это в значительной мере затронуло жителей селения Хапут. Хапутами (хапутлинцами) было создано до 57 отсёлков в южной части Кубинского уезда , в Геокчайском и Шемахинском уездах Бакинской губернии , Нухинском уезде Елизаветпольской губернии . В 1880-е годы в хапутлинских селениях Мюшкюрской равнины было переписано 1433 хапутов , в Геокчайском и Шемахинском уездах — 710 .

В настоящее время хапутлинцы проживают, в частности, в городе Исмаиллы и трёх сёлах Исмаиллинского района Азербайджана — Хапутлы ( азерб. Hapıtlı), Моллаисахлы ( азерб. Mollaisaqlı) и Гаджигатемлы ( азерб. Hacıhǝtǝmli), где они составляют большинство по отношению к азербайджанскому населению и по своей численности намного превышают число хапутлинцев, остающихся в Хапуте (примерно 70 семей, ок. 700 человек). Жители этих сёл, основанных выходцами из Хапута в начале XX века, как отмечается в исследовании 2001 года, фактически утратили связи со своей исторической родиной. Значительное число жителей Моллаисахлы и Гаджигатемлы продолжает пользоваться крызским языком (чаще всего называя его хапутским ), тогда как жители Хапутлы перешли на азербайджанский. Более удобное расположение сёл недалеко от районного центра и наличие транспортных коммуникаций способствует более тесному общению хапутлинцев с окружающим азербайджанским населением .

Приблизительная численность гапутлинцев в Азербайджане составляет 10 000 – 15 000 человек. .

Алыкцы

Жители или уроженцы горного селения Алык Кубинского района Азербайджана. В настоящее время в селении имеется ок. 50 домов и проживает ок. 300 жителей. Говорят на алыкском диалекте крызского языка, большинство также владеет азербайджанским языком .

В 2004 году французский кавказовед ( фр. Giles Authier) защитил в Университете Париж VII докторскую диссертацию по описанию крызского языка. В 2009 году в Париже была опубликована его грамматика алыкского диалекта крызского языка (на французском языке) .

Ергюджцы

Уроженцы горного селения Кубинского района Азербайджана. В быту использовали крызско-ергюджский диалект крызского языка. К настоящему времени селение полностью покинуто жителями, которые перебрались в соседние селения и в равнинные районы республики .

Будухи

В районах Мюшкюр, Шабран и др. будухскими переселенцами были заложены новые поселения — Велиоба, Гаджиоба, Шерифоба, Азизоба, Гарадаглыоба, Гаджиханоба, Гырхлароба, Рамазангышлагы, Сухтекелегышлагы, Чиловгышлагы, Гаджиалибей, Агьязы-Будуг, Дигях-Будуг, Далигая, Пирусту, Агалыг, Ялавандж и др. Все эти отсёлки Будуха, находящиеся в окружении азербайджанских селений, со временем утратили прежний этнический облик. Согласно проведённым в 1991 году подсчётам, помимо территории Будухского сельсовета, будухи жили в сёлах Багбанлы, Агьязы-Будуг, Гаджилибей, Владимировка, Зердаби, Барлы, Нариманабад, Петропавловка, Сухтекеле, Тимирязев, Далыгая и др. Помимо этого, в Баку, Сумгаите, Кубе, Хачмасе живут по несколько сот будухов. Небольшая группа будухов живёт в Дагестане, главным образом в селе Гаракуре Ахтинского района.

Хиналугцы

Живут в высокогорном селении Хыналыг и частично в селениях Владимировка , Алексеевка, Наримановка, Хаджигаиб Кубинского района Азербайджана, куда они переселились после Великой Отечественной войны. Общая численность — ок. 3 тыс. человек.

Говорят на хиналугском языке который в отличие от других шахдагских языков не входит в лезгинскую группу а является отдельной ветвью нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Распространены также азербайджанский язык .

Согласно результатам Всесоюзной переписи 1926 года , в Азербайджане было зафиксировано 105 хиналугов . По переписи населения Азербайджана 2009 года в стране проживало 2,200 хиналугцев

  • Село Будуг - историческая родина будухцев
    Село Будуг - историческая родина будухцев
  • Село Джек - историческая родина джекцев
    Село Джек - историческая родина джекцев
  • Село Крыз - историческая родина крызов
    Село Крыз - историческая родина крызов
  • Село Хыналыг - историческая родина хиналугцев
    Село Хыналыг - историческая родина хиналугцев
  • Село Алык - историческая родина алыкцев
    Село Алык - историческая родина алыкцев
  • Село Хапут - историческая родина хапутлинцев
    Село - историческая родина хапутлинцев
Дорога Алык-Джек

Языковая ситуация

Языки шахдагских народов относятся к нахско-дагестанской (восточно-кавказской) языковой семье. Крызский и будухский языки близки между собой и принадлежат к лезгинской языковой ветви . Что касается хиналугского , то он занимает особое место и в настоящее время рассматривается как отдельная ветвь нахско-дагестанских языков .

В XVIII веке, И.Гербер о шахдагских народностях писал, что у них язык лезгинский .

Ещё В. Ф. Миллер писал:

К разряду народцев, ближайшее лингвистическое родство которых с другими восточно-горскими народами неизвестно, относятся ещё: капучинцы в среднем Дагестане; крызцы , джекцы , будугцы и хиналугцы (названные так по названиям аулов). Джекцы , крызцы и будугцы (в Бакинской губ.), по показаниям туземцев, говорят наречиями кюринского <то есть лезгинского > языка; хиналугцы же, по отзывам кюринцев, говорят особым, непонятным для них наречием.

Для большинства шахдагцев (особенно проживающих за пределами шахдагской зоны) характерно двуязычие, при этом использование родных языков ограничивается в основном бытовой сферой . Ещё в XVIII веке И. Гербер отмечал двуязычие среди шахдагских народов: «Каждый из них разумеет татарский язык (то есть азербайджанский)…, а особенно те, которые живут в Будухе и Алике…» . Отмечались случаи, когда азербайджанский язык становился единственным языком для жителей некоторых шахдагских селений. Так, по данным 1886 г., в хапутских селениях Байрам-Кѐвхали, Саркер-Али, Майлясы, Ханалых «домашним» языком был назван азербайджанский .

В 2007 году была создана письменность для хиналугского языка на основе латинской графики.

Этнические общности, входящие в шахдагскую группу, являются в какой-то мере изолятами. В своё время языки этих народов длительное время находились под влиянием лезгинского. Из-за обилия лезгинизмов в хиналугском языке его причисляли долгое время к лезгинским языкам, пока не были выявлены большие расхождения в базисной лексике. В языках шахдагских народов также много поздних лексических и фонетических заимствований из азербайджанского языка, который в настоящее время активно функционирует в среде хиналугского, крызского и будугского народов. Кроме того, в быту, хозяйстве, как и в соционормативной культуре этих этнических общностей, наблюдается значительное влияние азербайджанской культурной традиции.

Быт и культура

Селения шахдагских народов относятся к числу наиболее труднодоступных на Кавказе, находятся в высокогорной полосе, в альпийской зоне. Эти места славятся прекрасными горными пастбищами и сенокосами, и животноводство всегда было и сейчас остаётся основным их занятием. Разводят в основном овец лезгинской породы, а также коров и лошадей; применяется отгонно-пастбищное скотоводство.

Земледелие имеет подсобное значение (пшеница и ячмень), на склонах гор устраивают террасы. Садоводство, огородничество развиты незначительно. Из домашних промыслов известны вязание шерстяных носков, изготовление ковров и паласов, в прошлом ткали грубошёрстную ткань.

Традиционные селения — скученные, террасообразные, отличались плотностью застройки, имелась одна главная улица и узкие проходы между домами. Сохранялось деление на кварталы по признаку кровного родства.

Жилища строились из сырцового кирпича и камня, с плоской земляной крышей, двухэтажные.

Мужская одежда будухцев, хыналыгцев, крызов почти не отличается от одежды их соседей — азербайджанцев. Женская одежда сохранила некоторую специфику (суконные штаны, бязевая рубаха, короткий архалыг из чёрной хлопчатобумажной материи, фартук, чутка — закрывающий волосы головной убор, шаль); праздничная одежда включала шёлковую юбку, бархатный архалыг и множество украшений.

В пище шахдагских народов преобладают молочные продукты, крупяные и мучные блюда; мясные блюда относятся в основном к праздничным ( кебаб , и др.)

Народы шахдагской группы исповедуют ислам суннитского толка, сохраняются и пережитки доисламских верований. Долгое время у них преобладали эндогамные браки , заключавшиеся внутри своего села и обычно в своей родственной группе. Особой красотой отличается свадебная обрядность. Значительная часть фольклорных произведений этих народов существует на азербайджанском языке .

Примечания

Комментарии

  1. В XVIII веке, область расселения шахдагских народоностей назывался Гулахан.

Источники

  1. (неопр.) Дата обращения: 1 ноября 2011. Архивировано из 1 апреля 2012 года.
  2. (неопр.) Дата обращения: 1 ноября 2011. Архивировано из 1 апреля 2012 года.
  3. (неопр.) . Дата обращения: 2 июля 2021. 3 января 2022 года.
  4. (неопр.) . Дата обращения: 15 ноября 2011. Архивировано из 9 мая 2021 года.
  5. (неопр.) Дата обращения: 2 ноября 2011. 23 сентября 2011 года.
  6. (неопр.) Дата обращения: 1 ноября 2011. Архивировано из 9 декабря 2012 года.
  7. Языки Российской Федерации и соседних государств: Том 2
  8. Гарданова В. А. , глав. ред. Народы Шахдагской группы: будухцы, крызы и хиналугцы. Народы Кавказа, том 2, стр. 199—204. М.: Издательство АН СССР, 1962
  9. М.-С. М. Гусаев Этнические дагестанцы в ближнем зарубежье
  10. Ихилов М. М. Народности лезгинской группы
  11. (неопр.) . Дата обращения: 7 марта 2022. 2 октября 2014 года.
  12. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. Дагестанские языки // Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература (рус.) . — 1929—1939.
  13. ↑ от 9 апреля 2016 на Wayback Machine Azərbaycan ərazisində azərbaycanlılardan başqa azsaylı xalqlardan talışlar, tatlar, kürdlər, aysorlar, ləzgilər, saxurlar, avarlar, laklar, udilər, ingiloylar, haputlar, buduqlar, qırızlar, ceklər , xınalıqlılar və azlıq təşkil edən millətlərin nümayəndələri də yaşayırlar.
  14. « Tərxan Paşazadə . „Azərbaycanın milli etnik nümayəndələri — ceklilər“ , „Azərbaycan Müəllimlər İnstitutunun Xəbərləri“ , № 1, Bakı, „Müəllim“ — 2009, səh.35-43.»
  15. Əlhəddin Cekli Tərxan Paşazadə , «Biz CAN deyirik! Yəni Ceklilər Azərbaycan Naminə!» , «Kamal» jurnalı, № 3 (7), iyun 2010, səhifə 44-48.
  16. (неопр.) . Дата обращения: 1 ноября 2011. Архивировано из 27 июля 2012 года.
  17. (неопр.) . Дата обращения: 3 октября 2011. 9 сентября 2014 года.
  18. (неопр.) . Дата обращения: 1 ноября 2011. Архивировано из 27 августа 2011 года.
  19. (неопр.) . Дата обращения: 3 октября 2011. 17 сентября 2014 года.
  20. (неопр.) . Дата обращения: 3 октября 2011. 6 сентября 2014 года.
  21. (неопр.) . Дата обращения: 16 декабря 2011. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  22. (неопр.) . Дата обращения: 16 декабря 2011. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  23. (недоступная ссылка)
  24. Дешериев Ю. Д. Жизнь во мгле и борьбе: о трагедии репрессированных народов: Том 1. М.: Палея, 1995
  25. (неопр.) . « Демоскоп ». Дата обращения: 3 декабря 2011. Архивировано из 4 января 2012 года.
  26. (неопр.) . Дата обращения: 18 ноября 2011. 10 октября 2011 года.
  27. Дешериев Ю. Д. Закономерности развития и взаимодействия языков в советском обществе. М.: Наука, 1966
  28. Дешериев Ю. Д., Протченко И. Ф. Развитие языков народов СССР в советскую эпоху. М.: «Просвещение», 1968
  29. (неопр.) . Дата обращения: 12 ноября 2011. 13 октября 2012 года.
  30. (неопр.) . Дата обращения: 3 декабря 2011. 30 ноября 2012 года.
  31. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  32. Erckert R. «Die Sprachen des Kaukasischen Stammes». — Wien-1895 — s. 296—298
  33. (неопр.) . « Демоскоп ». Дата обращения: 15 ноября 2011. Архивировано из 3 января 2012 года.
  34. (неопр.) Дата обращения: 15 ноября 2011. Архивировано из 28 октября 2012 года.
  35. от 28 октября 2012 на Wayback Machine (рус.) II. Северо-кавказские языки. А. Восточная ветвь — Дагестанская: а) лезгинские языки; 1) кюринский, 2) табассаранский, 3) агульский, 4) арчинский, 5) рутульский или мыхадский, 6) цахурский, 7) хиналугский, 8) джекский , 9) хапутский, 10) будухский, 11) крызский, 12) удинский;
  36. Языки народов СССР: в 5 томах. Иберийско-кавказские языки. — М. : Наука , 1967. — Т. 4. — С. 545—559, 627—641.
  37. Виктория Николаевна Ларцева. Языки Российской Федерации и соседних государств: К-Р. — Наука , 1997. — Т. 2. — С. 155. Крызский язык распадается на четыре диалекта: крызско-ергюджский диалект представлен в 29 сёлах, хапутлинский — в восьми, джекский — в шести, алыкский — в одном.
  38. (неопр.) . Дата обращения: 7 марта 2022. 19 ноября 2015 года.
  39. Исаев М. И. «Сто тридцать равноправных: о языках народов СССР». М. «Наука», 1970
  40. (неопр.) . Дата обращения: 7 марта 2022. 29 июня 2016 года.
  41. (неопр.) . Дата обращения: 11 декабря 2011. Архивировано из 12 октября 2011 года.
  42. (неопр.) . Дата обращения: 15 января 2018. 15 января 2018 года.
  43. Authier G. Grammaire kryz (Langue caucasique d’Azerbaïdjan, dialecte d’Alik). Paris: Peeters, 2009. 431 p. ISBN 978-90-429-2315-7
  44. Алексеев М. Е. Хиналугский язык // Языки мира: Кавказские языки. — М. : Academia, 2001. — С. 460 . — ISBN 5-87444-079-8 .
  45. от 22 марта 2012 на Wayback Machine в проекте LangueDOC (филологический ф-т МГУ)
  46. Коряков Ю. Б. Атлас кавказских языков. М.: Институт языкознания РАН, 2006.
  47. (неопр.) . Дата обращения: 27 ноября 2017. 20 ноября 2017 года.
  48. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  49. Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. . — Изд-во Академии наук СССР, 1962. — Т. Том 79, часть 1. — С. 33.
  50. Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Кавказский этнографический сборник. — Наука, 1969. — Т. 4. — С. 47.

Ссылки

  • Платонов Ю. Народы мира в зеркале геополитики
  • от 30 октября 2018 на Wayback Machine
  • (недоступная ссылка)
  • от 6 октября 2010 на Wayback Machine
  • от 13 апреля 2012 на Wayback Machine

Библиография

  • «Xınalıqlılar» məqaləsi , Azərbaycan Sovet Ensiklopediyası, X cild, Bakı, 1987, səh. 89.
  • Алиев К. К вопросу о племенах Кавказской Албании. — Исследования по истории и культуре народов Востока. М. — Л.., 1960, 18 с.
  • Легкобытов В. Кубинская провинция. — ОРВЗК, ч. IV, СПб, 1836.
  • Шнитников Ф. Описание Кубинской провинции 1832 г. — История, география и этнография Дагестана. М., 1958.
  • Шахбазов И. Г. Материальная культура народов шахдагской группы в XIX — начале XX в. (автореф., кандидатская диссертация), Баку, 1981.
  • Народы Кавказа, Т. II, М, 1962.
  • Qəmərşah Cavadov. Azərbaycanın azsaylı xalqları və milli azlıqları (Tarix və müasirlik). Bakı «Elm» nəşriyyatı — 2000, s.167-209.
  • С. И. Брук. Население мира. Этнодемографический справочник. Москва. «Наука», 1986, с. 167.

Same as Шахдагские народы