Interested Article - Провинившиеся народы

Памятник славянским народам — жертвам сталинского террора
Политические репрессии в СССР
Депортации народов

« Провинившиеся народы » (также « наказанные народы » ) — официальная формулировка сталинского периода , применявшаяся по отношению к депортированным народам и народам подлежащим депортации. В отношении «провинившихся» народов без какого-либо суда и попыток его имитации (см. « Московские процессы ») карательными органами по указанию Сталина разворачивались « национальные операции » и насильственные переселения, в разное время называвшиеся различными эвфемизмами, которые по мнению некоторых современных историков и правоведов были призваны скрыть их преступную сущность, в предвоенный период — «добровольным переселением», во время войны и в послевоенный период — «депортациями возмездия». В годы войны употреблялась формулировка «особо провинившиеся народы». Из представителей «провинившихся» народов комплектовались трудармии . С правовой точки зрения определение того или иного народа «провинившимся» само по себе преступно, оно отражает преступный характер сталинского режима, полагает правовед С. С. Алексеев .

Предпосылки и история употребления

Интерьер вагона-теплушки для депортации неугодных народов
« Я знал, что мой народ в лесах Сибири нашёл друзей и вновь душой окреп », — строки на мемориале жертвам сталинских репрессий
Депортированные на новом месте

Впервые формулировка «провинившиеся» применительно к выселяемой этнокультурной общности была употреблена Сталиным в 1920 году, — комментируя решение о депортации терских казаков он заявил: « пришлось выселить провинившиеся станицы ». Сталин всерьёз мнил себя «Вождём трудящихся всего мира» и «Отцом народов» (12 апреля 1936 года в передовице « Правды », написанной, как обычно, под его собственную диктовку, Сталин впервые был назван отцом народов СССР , очевидно подражая Петру I , в 1712 году провозглашённому « Отцом Отечества » ) и сама формулировка подразумевала, что «вину» перед ним, как «Отцом народов», несут не отдельные лица, как это принято в мировой юриспруденции повсеместно (принцип индивидуализации ответственности и наказания), и даже не группы лиц, а целые народы вне зависимости от возраста, пола и статуса, — включая женщин, детей, стариков, и местных же коммунистов и комсомольцев, — «провинившиеся» перед Сталиным , который «дозволял» им искупить свою «вину» (« доказать свою преданность родине » и « искупить свою вину » — были формулировками официально употребляемыми применительно к переселенцам ), переселяя в глухие места вглубь Советского Союза, в азиатскую часть СССР , главным образом — советскую Среднюю Азию (историк А. Б. Зубов называет это « вавилонским смешением культур и народов» ). «Искупление вины» было столь же недосягаемым, как и возможность возвращения на родину, поскольку практических механизмов для этого не предусматривалось, как и осязаемых критериев «искупления», напротив, создавались препятствия как для нормального обустройства на новом месте, так и для каких-либо попыток самовольно выбраться из ссылки (предварительно направленные в среднеазиатские советские республики сталинские эмиссары разъясняли местному населению, что к ним отправляют не простых «врагов народа», а потому и отношение к ним должно быть особое, как результат отношение к представителям «провинившихся» народов на новых местах нередко было недоброжелательным, по воспоминаниям местных старожилов, хоронили в те годы высланных и особенно их детей очень часто ), а хозяйство выселяемых вместе с их жилищами отдавались чужакам, — поскольку все эти карательные мероприятия осуществлялись во внесудебном и внезаконном порядке, по личному распоряжению Сталина (ни единого опубликованного, то есть несекретного нормативно-правового акта, который регламентировал бы правовые особенности депортаций и правовой статус депортируемых издано не было), обжаловать последствия депортации в законном порядке так же не представлялось возможным. Своеобразным легитимизирующим фактором, скрепившим сложившееся положение вещей, выступила Великая Отечественная война , которая в интерпретации советской пропаганды сакрализовала и предвоенные, и послевоенные репрессии, в свете которой даже массовые депортации «провинившихся» народов рассматривались как заслуженное наказание, а сами репрессированные народы, по выражению Л. В. Малиновского, «выпали из истории». Разумеется, всё это в корне противоречило фундаментальным принципам марксизма-ленинизма , верным последователем которого провозглашал себя Сталин, что в дальнейшем и было использовано его преемниками для критики и отмены его курса по национальному вопросу . Впоследствии, сталинские меры, направленные против народов СССР, были признаны поздней советской властью, ООН , ПАСЕ , ЕП и другими органами международного сообщества геноцидом и преступлениями против человечности , однако современными ревизионистами и неосталинистами сталинские репрессии оцениваются как акты гуманизма по отношению к депортированным народам, проводившиеся Сталиным для их же блага и т. п., а сами пострадавшие народы выставляются действительно провинившимися (крупнейшим выразителем этой точки зрения являлся философ А. А. Зиновьев , сам участвовавший в годы войны в таких операциях по переселению на Дальнем Востоке и утверждавший, что среди депортируемых корейцев « японских шпионов было как собак нерезанных », — он и С. Г. Кара-Мурза полагали, что Сталин спас «предателей» от «всенародной расправы» в послевоенное время, последний в частности заявил, что депортацией 1944 года Сталин «совершил благодеяние чеченскому народу» ).


Реабилитация

Решение Крымского облсовета о проведении референдума среди депортированных народов, проживающих на территории других советских республик

Сразу после смерти Сталина начался подспудный процесс возвращения «провинившихся» на свои исторические места проживания, с приходом Никиты Хрущёва к власти принявший массовый, полуофициальный характер. Придя к власти, Хрущёв тут же подверг практику массовых переселений, как и вообще всю сталинскую политику по национальному вопросу, острой критике за нарушение ленинских норм и принципов демократии в национальной политике . Однако ввиду того, что все решения Хрущёва в национальной политике по отмене сталинских «преобразований» носили большей частью закрытый характер и не выходили за пределы партийных съездов, а публикация текстов его обличительных выступлений полностью в советской печати состоялась только в 1989 году, в разгар « перестройки » (в том же году депортация целого ряда народов была признана Верховным Советом СССР незаконной и преступной), а сам начатый им процесс реабилитации репрессированных народов был приторможен после его отстранения от власти в 1964 году, вопрос о возвращении репрессированных народов на родные земли остался открытым вплоть до краха советской системы и местами является актуальным до сих пор уже на постсоветском пространстве .

См. также

Примечания

  1. Полян П. М. от 23 апреля 2021 на Wayback Machine . // Мир России . — 1999. — Т. 8. — № 4. — С. 106.
  2. Некрич А. М. Наказанные народы. // Родина . — 1990. — № 6. — С. 32.
  3. На официальном уровне термин был употреблён 11 февраля 1943 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) в ходе рассмотрения вопроса о новых депортациях. См.: Наумова Е. Н. Роль войск НКВД в депортации народов Северного Кавказа (на материалах Чечено-Ингушской АССР). // Проблемы отечественной истории . — 2005. — Вып. 1 (9). — С. 212—213. ; Сидоренко В. П. «Для выселения чеченцев и ингушей направить части НКВД». Документы о проведении спецоперации по депортации народов ЧИ АССР. 1943—1944 гг. // Исторический архив . — 2000. — № 3. — С. 67.
  4. Бешанов В. В. от 23 апреля 2021 на Wayback Machine . — Мн.: Харвест, 2004. — С. 337.
  5. Чернова Т. Н. от 20 февраля 2020 на Wayback Machine . // Наказанный народ : Материалы конференции «Репрессии против российских немцев в Советском Союзе в контексте советской национальной политики». — М.: Звенья, 1999. — С. 261—278.
  6. Герман А. А. от 23 апреля 2021 на Wayback Machine . // Немцы Сибири: история и культура : материалы V Международной научно-практической конференции. / Под ред. Т. Б. Смирновой, Н. А. Томилова. — Омск: Наука, 2006. — С. 37.
  7. Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. — М.: Статут, 1999. — С. 513.
  8. Соловьева Н. Г. К вопросу о политике репрессий: истоки и современность. // Репрессированные народы — история и современность : материалы республиканской научной конференции. — Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет, 2003. — С. 97.
  9. Громов Е. С. от 22 апреля 2021 на Wayback Machine . — М.: Эксмо, 2003. — С. 468.
  10. Костырченко Г. В. от 22 апреля 2021 на Wayback Machine . // Родина . — 2003. — № 2. — С. 8—13.
  11. Гойченко Д. Д. Сквозь раскулачивание и голодомор. Свидетельство очевидца. — М.: Русский путь, 2006. — С. 337.
  12. Шаститко П. М. Обреченные догмы: большевизм и национальный вопрос. — М.: Восточная литература, 2002. — С. 231—232.
  13. Толстой Н. Д. Жертвы Ялты. — М.: Русский путь, 1996. — С. 137.
  14. Бердинских В. А. Спецпоселенцы: политическая ссылка народов Советской России. — М.: Новое Литературное Обозрение, 2005. — С. 23, 203.
  15. Зубов А. Б. История России. XX век: 1894—1939. — М.: АСТ, 2009. — С. 979.
  16. Подольская И. от 23 апреля 2021 на Wayback Machine . // Дош : журнал. — 2014. — № 1 (45).
  17. Бибарсова Н. В. от 23 апреля 2021 на Wayback Machine . // Великая Отечественная война: уроки и проблемы : научно-практическая конференция, тезисы докладов. — Пермь: Пермский государственный университет, 1995. — С. 38.
  18. Кузнецов И. Н. от 23 апреля 2021 на Wayback Machine (электронный ресурс). // Белорусская интернет-библиотека — Белорусское историческое общество : официальный сайт.
  19. от 22 апреля 2021 на Wayback Machine . / Под ред. Л. Кюнхардта и А. О. Чубарьяна . — М.: Институт всеобщей истории РАН, 2000. — С. 126.
  20. Малиновский Л. В. История советских немцев в историографии ФРГ. // Вопросы истории . — 1991. — № 2. — С. 240.
  21. Сусуев З. А. от 22 апреля 2021 на Wayback Machine . — М.: Litres, 2018. — (без постраничной нумерации).
  22. от 23 апреля 2021 на Wayback Machine . Око Планеты . 27 января 2013.
  23. Кара-Мурза С. Г. от 22 апреля 2021 на Wayback Machine // Коммунизм, еврокоммунизм, советский строй. — М.: ИТРК, 2000. — С. 131.
  24. Доклад Н. С. Хрущева о культе личности Сталина на XX съезде КПСС — документы. — М.: РОССПЭН, 2002. — С. 94.

Литература

  • Сталинские депортации 1928—1953. / Сост.: Н. Л. Поболь, П. М. Полян. — М.: МДФ, Материк, 2005. — 904 с.
Источник —

Same as Провинившиеся народы