Interested Article - Второй одесский авангард

Второй одесский авангард (Одесская школа неофициального искусства; Одесская «вторая волна») — общность художников-нонконформистов, сложившаяся в Одессе второй половины XX века.

История явления

У истоков «второго одесского авангарда», по мнению искусствоведов, стоял Олег Соколов . Точкой же отсчёта «одесского нонконформизма» стал 1967 год , когда молодые художники Валентин Хрущ и Станислав Сычёв организовали « Заборную выставку » своих работ «Сычик+Хрущик» на заборе одесского Оперного театра . Эта выставка продолжалась всего три часа . Так началось движение советского неофициального искусства .

Художники, воплощавшие «чуждую» культуру нашли выход к зрителю через «квартирные выставки» . Пик активности квартирных выставок пришелся на середину 1970-х . Примечательно, что это были не закрытые показы: двери квартир были открыты для всех желающих, и эти выставки собирали множество зрителей .

Ядром движения одесского нонконформизма стали: Александр Ануфриев , Валерий Басанец, Виктор Маринюк , Владимир Стрельников , Станислав Сычёв , Валентин Хрущ , Людмила Ястреб. К этой основной группе, название которой дала Людмила Ястреб, — «нонконформисты», впоследствии присоединились Е. Рахманин, О. Волошинов, В. Цюпко. От московского неофициального искусства, «одесский нонконформизм» отличался отсутствием политизации, уходом в «чистое искусство», поиском эстетических форм самовыражения .

Самиздатовское издание 1980-го года «Одесские художники» даёт перечень художников одесского авангарда: Валентин Хрущ , Евгений Рахманин, Николай Морозов, Владимир Цюпко, Игорь Божко, Александр Стовбур , Валерий Басанец, Михаил Ковальский, , Владимир Наумец, Николай Степанов, Александр Дмитриев, Надежда Гайдук, Виталий Сазонов , Виктор Рисович, Михаил Черешня, Евгений Годенко, Руслан Макоев, Анатолий Шопин, Олег Соколов , Юрий Егоров , Александр Ануфриев , Владимир Стрельников , Виктор Маринюк , Людмила Ястреб .

Большинство участников группы в 1980-х годах эмигрировало, умерло или перебралось в Москву . На смену пришло новое поколение художников: Александр Ройтбурд , Василий Рябченко , Сергей Лыков, Елена Некрасова . Эта группа малоизвестных в «официальной» среде Союза художников и не связанная со средой неофициальной — «нонконформистской», провела в конце 1980-х две крупные резонансные выставки «После модернизма 1» и «После модернизма 2» в пространстве государственного учреждения — Одесского художественного музея . Тематика, сюжеты работ, их масштабные форматы положили начало нового направления в изобразительном искусстве Одессы . В промежутке между двумя вышеупомянутыми выставками состоялась выставка «Новые фигурации» в Одесском литературном музее , к участию в которой были привлечены молодые художники Киева . Это стало началом интеграции «одесской группы» в контекст актуального на тот период общеукраинского арт движения .

Ссылки

  • от 28 января 2013 на Wayback Machine
  • от 14 сентября 2014 на Wayback Machine
  • Мистецтво Одеси в колекції Михайла Кнобеля: Альбом. — Одеса-Київ, 2002. — С. 3-30.
  • Мистецтво України ХХ століття. — К., 1998. — С. 117—157.

Источники

  1. Голубовский Е. от 17 января 2013 на Wayback Machine // Вікна Одеса. — 2009. — 25 окт.
  2. Иванова-Георгиевская Н. от 30 марта 2019 на Wayback Machine // Одесские известия. — 1994. — 14 сент.
  3. Князев С. от 25 февраля 2014 на Wayback Machine // Антиквар. — 2009. — 5 февр.
  4. Кущ С. // День. — 2011. — 8 апр.
  5. Ложкина А. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Топ 10. — 2010. — 8 ноября.
  6. Василенко Т. (недоступная ссылка) // Юг. — 2002. — 17 окт.
  7. Галина Скляренко. . — Киев: ArtHuss, 2017. — С. 356. — 250-253 с. 23 января 2022 года.
  8. (рус.) . Дата обращения: 4 июля 2020. 12 июля 2020 года.
  9. (неопр.) . msio.com.ua . Дата обращения: 4 июля 2020. 4 июля 2020 года.
  10. (рус.) (1989). Дата обращения: 9 июля 2020. 10 августа 2020 года.
  11. (англ.) . МіТЄЦ (10 октября 2019). Дата обращения: 4 июля 2020. 26 сентября 2020 года.

Same as Второй одесский авангард