Interested Article - Фальконе, Этьен Морис

Этье́н Мори́с Фальконе́ ( фр. Étienne Maurice Falconet ; 1 декабря 1716 , Париж , Королевство Франция 24 января 1791 , там же) — французский скульптор , рисовальщик и теоретик . Один из крупнейших мастеров миниатюрной и монументальной скульптуры позднего рококо и неоклассицизма , автор композиции памятника российскому императору Петру I в Санкт-Петербурге — так называемого « Медного всадника ». Академик (с 1754; ассоциированный член с 1744) и ректор (с 1783) Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже , почётный вольный общник Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (с 1767).

Ранние годы

Учился у своего дяди, мраморщика по профессии, затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста Жана-Батиста Лемуана , одновременно изучая в версальском парке работы известных французских мастеров. В 1744 году принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе скульптурную группу « Милон Кротонский »; в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. В этом раннем произведении, как и в ряде других работ, Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы.

Севрский период

Пьетро Стаджи Пигмалион и Галатея (копия с работы Фальконе из Лувра ), 1763 . Мрамор. Эрмитаж .

В работах, исполненных по заказу мадам де Помпадур , фаворитки Людовика XV, старался следовать господствовавшей при дворе моде на искусство рококо .

Статуи «Музыка», «Грозящий Амур», «Купальщица», полные рокайльной изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны. В 1757 году Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создаёт множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита , изображающих мифологических персонажей и аллегорические фигуры.

Преклоняясь перед античным искусством, мастер, однако, никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный канон . «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног, юной девушки в античном хитоне с голубем в руках, ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион , исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации.

Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро , не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. А иллюзией зимы являются знаки зодиака, изображенные по сторонам постамента, и чаша у её ног, расколовшаяся от замерзшей воды. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать, и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе.

Выполнил несколько скульптур для церкви Святого Роха в Париже.

Создание «Медного всадника». Поздние годы

« Медный всадник »

Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения , — воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска был сделан ещё в Париже , после приезда мастера в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло , но впоследствии, по-видимому, внёс свои коррективы в образ, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.

В статуе царя, усмиряющего коня, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны, памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины, изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй».

Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов ) в 1775 году Фальконе выполнял сам. Покинув Россию в 1778 году до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781-м вернулся во Францию.

Последние 8 лет жизни, разбитый параличом (в мае 1783 года), он не мог работать и творить.

Адреса в Санкт-Петербурге

Фотогалерея

Примечания

  1. (неопр.) Дата обращения: 19 ноября 2020. 20 марта 2019 года.
  2. Собко Н. П. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1901. — Т. 21: Фабер — Цявловский. — С. 266–267.

Публикации текстов

  • : [ фр. ] / publiée avec un introduction et des notes par Louis Réau. — Paris : E. Champion, 1921. — XLIV, 274 p. — (Bibliothèque de l'Institut français de Petrograd ; t. VII). — OCLC .
  • Le pour et le contre : Correspondance polémique sur le respect de la postérité, Pline et les anciens auteurs, qui ont parlé de peinture et de sculpture : [ фр. ] / Diderot et Falconet ; Introd. et notes de Yves Benot. — Paris : Les éd. français réunis, 1958. — 385 p., 4 p. ill.

Литература

Очерки жизни и творчества
  • Зарецкая З. В. Фальконе / З. В. Зарецкая. — 2-е изд., доп. — Ленинград : Аврора, 1970. — 48 с.
  • Каганович А. Л. «Медный всадник» : История создания монумента [скульптором Фальконе]. — 2-е изд., доп. — Л. : Искусство. Ленингр. отд-ние, 1982. — 192 с. : ил. — Указ. в: , с. 439, № 2289.
  • Dieckmann H., Seznec J. The Horse of Marcus Aurelius : A Controversy between Diderot and Falconet : [ англ. ] / by H. Dieckmann and J. Seznec // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. — 1952. — Vol. 15, no. 3–4. — P. 198–228. — JSTOR .
  • Levitine G. : [ англ. ] / by George Levitine, with a translation from the French of Falconet's Réflexions sur la sculpture by Eda Mezer Levitine. — Greenwich, Conn. : New York Graphic Society, 1972. — 144 p. — LCCN . — OCLC .
  • Weinshenker A. B. Falconet : His writings and His Friend Diderot : [ англ. ] / Anne Betty Weinshenker. — Genève : Droz, 1966. — X, 138, [5] p., 15 p. ill.
Каталоги выставок
  • Россия — Франция : Век Просвещения : русско-французские культурные связи в 18 столетии : каталог выставки / Министерство культуры СССР; Гос. Эрмитаж. Коммисариат выставки: В. А. Суслов, Г. П. Енин, Г. Н. Комелова, И. Н. Новосельская (СССР); А. Ангреми, Ж.-П. Кюзэн, Ж. Мабий, М. Авриль, К. Анри (Франция). — Л. : Издательство Государственного Эрмитажа, 1987. — 301 с. — 10 000 экз. — OCLC .
  • : Relations culturelles et artistiques de la France et de la Russie au XVIII-e siècle : [Catalogue de l'Expos.], Galeries nat. du Grand Palais, 20 nov. 1986 - 9 févr. 1987 / [Les notices du catalogue réd. par les aut. sov.: L. Albina et al. et par les aut fr.: Annie Angremy et al.] ; Min. des affaires étrangères. Assoc. fr. d'action artistique. — Assoc. fr. d'action artistique, 1986. — 491 p.
  • Pinot de Villechenon M.-N. Falconet à Sèvres ou l'art de plaire, 1757–1766 : [ фр. ] : Musée national de céramique, Sèvres, 6 novembre 2001 — 4 février 2002 / [Marie-Noëlle Pinot de Villechenon... et al.]. — Paris : Réunion des musées nationaux, 2001. — 191 p. — ISBN 2-7118-4170-7 .
  • Sahut M.-C., Volle N. : les Salons, 1759–1781 : [ фр. ] : [exposition] Hôtel de la Monnaie, 5 octobre 1984 — 6 janvier 1985 / Marie-Catherine Sahut et Nathalie Volle, commissaires de l'expos.. — Paris : Ministère de la culture, Editions de la Réunion des musées nationaux, 1984. — 548 p.
Словари и энциклопедии
  • Беляев Н. С. : краткий биографический справочник / Библиотека Российской академии наук ; автор-составитель Н. С. Беляев. — СПб. : БАН, 2018. — С. 277–278. — 326 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-336-00234-8 . — OCLC .
  • Власов В. Г. Фальконе Этьенн-Морис // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1997. — Т. 3 : Словарь имён : М—Я. — С. 416, 418. — 655 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-010-6 . — OCLC .
  • Малиновский К. В. Фальконе Этьен Морис / К. В. Малиновский // Три века Санкт-Петербурга : энциклопедия : в 3 т. / руководитель проекта С. И. Богданов; исп. руководитель проекта Б. В. Ерохин; отв. ред. П. Е. Бухаркин. — 2-е изд., испр. — СПб. : Филологический факультет СПбГУ ; М. : Академия, 2003. — Т. 1 : Осьмнадцатое столетие, кн. 2 : Н — Я. — С. 442–443. — 639 с., [16] л. ил. : ил., портр., цв. ил., планы, карты. — ISBN 5-8465-0147-8 (т. 1, кн. 2). — ISBN 5-8465-0054-4 .
  • Собко Н. П. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1901. — Т. 21: Фабер — Цявловский. — С. 13–18.
  • / Н. А. Истомина // Уланд — Хватцев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 187–188. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 33). — ISBN 978-5-85270-370-5 .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1902. — Т. XXXV. — С. 279.
  • / J. Alazard // Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart, begründet von Ulrich Thieme und Felix Becker : unter Mitwirkung von etwa 400 Fachgelehrten des in- und auslandes : [ нем. ] : in 37 Bd. / herausgegeben von Ulrich Thieme. — Leipzig : Verlag von E. A. Seemann, 1915. — . — S. 218–220. — 600 S. — OCLC .
  • // Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d'écrivains spécialistes français et étrangers : [ фр. ] : en 10 vol. / entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. — . — P. 254. — 728 p. — ISBN 2-7000-0152-4 . — OCLC .
  • Blumer M.-L. Falconet (Étienne-Maurice) / M.-L. Blumer // Dictionnaire de biographie française : [ фр. ] / publ. sous la dir. de Roman d'Amat,... ; avec le concours de nombreux collab.... — Paris : Letouzey et Ané, 1975. — T. 13 : Espinas — Flers. — Col. 508–511. — 1528 col. — OCLC .
  • // : [ англ. ] : in 34 vol. / edited by Jane Turner. — New York : Grove's Dictionaries, 1996. — . — P. 763–765. — XIII, 913 p. : ill. — Reprinted ed. with minor corrections, 1998. — ISBN 1-884446-00-0 . — LCCN . — OCLC .
  • Dictionnaire des sculpteurs de l'école française au dix-huitième siècle : [ фр. ] / par Stanislas Lami,... ; préface de Henri Roujon,..... — Paris : H. Champion, 1910. — . — P. 325–335. — XII, 441 p. — OCLC .
  • Milande V. Falconet, Etienne-Maurice / V. Milande // Allgemeines Künstlerlexikon : die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker : [ нем. ] / hrsg. von Eberhard Casten [et al.]. — München, Leipzig : Saur, 2003. — Bd. 36 : Ezeoke — Faradje. — S. 357–359. — LII, 572 S. — ISBN 3-598-22740-X . — ISBN 3-598-22776-0 (Bd. 36). — OCLC .
Справочные указатели
  • Острой О. С. , Саксонова И. Х. : указатель библиографических пособий, 1789–2007 гг. / О. С. Острой, И. Х. Саксонова; Российская национальная библиотека. — СПб. : Издательство РНБ, 2012. — С. . — 790 с. — № 2289. — 500 экз. — ISBN 978-5-8192-0427-6 . — OCLC .
  • Freitag W. M. : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. . — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — Nos. 3436–3443. — ISBN 0-8240-3326-4 . — LCCN . — OCLC .

Ссылки

Same as Фальконе, Этьен Морис