Interested Article - Маркиза де Помпадур

Жанна-Антуанетта Пуассон ( фр. Jeanne-Antoinette Poisson ; 29 декабря 1721 15 апреля 1764 ), более известная как маркиза де Помпаду́р ( фр. marquise de Pompadour ) — фрейлина , хозяйка литературного салона, официальная фаворитка (с 1745) французского короля Людовика XV , которая на протяжении двадцати лет имела огромное влияние на государственные дела, покровительствовала наукам и искусствам.

Детство

Герб семьи Помпадур

Происходила из семьи финансистов, фактически из третьего сословия . Её отец, Франсуа Пуассон, спекулировал на чёрном рынке , но в 1725 году разорился и бежал из Франции, оставив жену и детей на попечение синдика Ленормана де Турнема . Благодаря этому человеку девочка получила образование, подобающее жене аристократа: она знала музыку, рисовала, пела, играла на сцене, декламировала.

Приёмный отец выбрал ей в мужья собственного племянника и наследника, (1717—1799), владельца имения неподалёку от Парижа. Венчание состоялось в 1741 году в парижской церкви Святого Евстафия . Три года спустя у супругов родилась девочка, названная Александриной (умерла в 1754). Все последующие роды заканчивались для Жанны-Антуанетты неудачно.

Знакомство с королём

Красота и живой ум молодой мадам д’Этиоль сделали её известной в столичном обществе, с ней искал знакомства сам Вольтер . Очень мало интересуясь своим мужем, она весело проводила время в обществе блестящей молодёжи. Её держал на примете банкир , старый знакомый её отца. Подыскивая способ возвыситься после смерти кардинала Флёри , он смог представить молодую женщину королю Людовику XV , который незадолго до этого потерял свою фаворитку герцогиню де Шатору .

В ночь с 25 на 26 февраля 1745 года в Зеркальной галерее был дан по случаю бракосочетания дофина . Придворные надели костюмы тисовых деревьев, сам король явился в маске, Жанна-Антуанетта прибыла в костюме богини охоты . Уже тогда обратили внимание, что король не желает общаться ни с кем, кроме прекрасной незнакомки. Через три дня они вновь встретились на балу в столичной ратуше .

Вскоре мадам д’Этиоль заняла вакантное место официальной фаворитки . В Версале в её распоряжение были предоставлены несколько комнат, расположенных прямо над королевскими покоями и соединённых с ними потайной лестницей. В июле король подарил ей усадьбу Помпадур в области Лимузен вместе с титулом маркизы . После получения доходной синекуры муж дал ей развод.

Через год король преподнёс своей подруге участок Версальского парка площадью в 6 гектар, где был возведён скромный «эрмитаж». Ещё через 2 года маркиза приобрела неподалёку усадебный дом Ла-Сель. К её услугам был целый штат фрейлин . По отношению к королеве Марии Лещинской она вела себя подчёркнуто уважительно. Королева была на 7 лет старше супруга, глубоко религиозна и после рождения 10-го ребёнка заявила любвеобильному Людовику, что больше не намерена делить с ним ложе.

Положение при дворе

Мадам Помпадур за вышивкой. Один из последних прижизненных портретов.

Историки XIX века, отказывавшие в талантах Бурбонам предреволюционных десятилетий, описывали Людовика как развратного, ленивого и никчёмного правителя, вместо которого страной правила энергичная мадам Помпадур. Около 1750 года маркиза по совету медиков перестала проводить ночи в спальне короля. С тех пор их связь носила платонический характер (подобно отношениям престарелого Людовика XIV с маркизой де Ментенон ). Она переехала из чердачных апартаментов в более просторные и заняла в столице роскошный отель д’Эврё . За продвижением по службе по-прежнему приходилось обращаться к ней лично. Маркиза ведала всеми придворными приёмами и увеселениями, лично подбирала для короля юных любовниц, для встреч с которыми был выделен так называемый Олений парк .

Увеселения, постройки, наряды Помпадур стоили достаточно дорого. За двадцать лет при дворе она истратила на свои туалеты 350 035 ливров , ей принадлежало свыше трёхсот ювелирных изделий, в том числе бриллиантовое колье стоимостью 9359 франков . Она обожала шампанское и регулярно заказывала себе суп из трюфелей и сельдерея , вымоченного в ароматизированном шоколаде . Её именем называли , обстановку в квартирах (стиль «à la Reine»), постройки, костюмы. Она задавала всей Европе моду своим умением выглядеть роскошно и вместе с тем как бы непринуждённо .

Участие в государственных делах

Внешняя политика Франции в середине XVIII века привела к ухудшению её положения на международной арене, однако винить в этом следует не столько Маркизу, сколько отсутствие государственных талантов у высшей аристократии. Маркиза удалила кардинала Берни из министерства иностранных дел, назначив вместо него своего любимца, герцога Шуазеля , а тот склонил короля к союзу с Австрией , что означало пересмотр вековых принципов европейской внешней политики.

Дочь мадам де Помпадур, играющая с щеглом .

Разгоревшаяся вскоре затем Семилетняя война складывалась для Франции неудачно, причём общественное мнение винило в этом не прогнившее общественное устройство, а маркизу де Помпадур. Известно, что она выдвинула в командующие герцога Ришельё , несмотря на его дурную репутацию. Известия о поражениях на полях сражений усиливали её меланхолию . Вскоре по окончании войны она умерла, предположительно от рака лёгкого . Одним из последних её деяний был пересмотр дела Жана Каласа , на котором настаивал Вольтер.

По отзывам современников, Людовик со временем настолько отдалился от Жанны-Антуанетты, что принял известие о смерти «драгоценной подруги» вполне равнодушно. Ей было всего 42 года. Прощание с маркизой состоялась в её версальском особняке. Её похоронили рядом с матерью и дочкой в склепе монастыря капуцинок, который находился на месте Вандомской площади .

Покровительство искусствам

Загородный дом маркизы де Помпадур в Менаре .

Любимым стилем мадам де Помпадур был рококо . Она покровительствовала Франсуа Буше и другим представителям этого направления — живописцам, скульпторам, краснодеревщикам. Её брат ведал всеми строительными работами, которые велись за казённый счёт. Под его руководством созданы ансамбли площади Людовика XV и , Малый Трианон , новое крыло резиденции в Фонтенбло , перестроен почти весь Компьенский дворец . Маркиза и сама вела большие строительные работы в различных имениях и усадьбах, включая дворец Бельвю .

Король Людовик был равнодушен к литературе, но сама маркиза знала в ней толк. В её ближний круг входили писатели Дюкло и Мармонтель . Старого Кребийона она спасла от нищеты, предоставив ему должность библиотекаря. Она заступалась за энциклопедистов и за « Энциклопедию ».

Вольтер искренне восхищался ею, хотя в то же время и подсмеивался над её мещанскими манерами.

В кино

  • « » (Франция, 1938), в роли маркизы —
  • « Фанфан-тюльпан » (Fanfan La Tulipe) — фильм реж. Кристиана-Жака (Франция, 1952), в роли маркизы — Женевьев Паж.
  • « Тайны Версаля » ( Si Versailles m'était conté… ) — фильм реж. Саша Гитри (Франция, 1953), в роли маркизы — Мишлин Прель .
  • «Дьявол во плоти» (Ce diable d’homme) — телесериал реж. Марселя Камю (Франция, 1978), в роли маркизы — Женевьев Град.
  • « Фанфан-тюльпан » — ремейк реж. Жерара Кравчика (Франция, 2003), в роли маркизы — Элен де Фужроль.
  • « Новая Франция » (Nouvelle-France) — телефильм реж. Жана Бодена (Канада-Франция, 2004), в роли маркизы — Мики Себастьян.
  • «Жанна Пуассон, маркиза де Помпадур» (Jeanne Poisson, Marquise de Pompadour) — телефильм реж. Робина Дэвиса (Франция, 2006), в главной роли — Элен де Фужроль.
  • « Девушка в камине » (The Girl in the Fireplace) — эпизод телесериала « Доктор Кто » (Великобритания, 2006), реж. Эйрос Лин , в роли маркизы — София Майлс .
  • «Людовик XV: Чёрное солнце» (Louis XV, le soleil noir) — телефильм реж. Тьерри Бинисти (Франция, 2009), в роли маркизы — Romane Portail.

См. также

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Mitford N. Jeanne-Antoinette Poisson, marquise de Pompadour // (англ.)
  3. Jeanne Antoinette Poisson, Marquise de Pompadour // (англ.)
  4. (нидерл.)
  5. Шоссинан-Ногаре Г. Повседневная жизнь жён и возлюбленных французских королей. — М. : Молодая гвардия, 2003. — С. 183—185. — ISBN 5-235-02521-0 .
Источник —

Same as Маркиза де Помпадур