Interested Article - Зеркальная галерея

Зеркальная галерея ( фр. Galerie des Glaces) — самый известный интерьер Большого Версальского дворца . Вместе с исчезнувшей лестницей Послов и дворцовой Капеллы входила в три самых масштабных и впечатляющих интерьера парадной резиденции короля Людовика XIV .

История создания

Фасад «Конверта» Версальского дворца до сооружения Большой (Зеркальной) галереи

В 1678 году архитектор Жюль Ардуэн-Мансар приступил к перестройке «Конверта» дворца, созданного Луи Лево . На месте открытой террасы второго этажа устроили Большую галерею (Зеркальной её назовут только в XIX веке) . Вместе с фланкирующими её Залом Войны и Залом Мира (оформление последнего будет завершено только при Людовике XV ) галерея соединила Большие апартаменты ( фр. Grand appartements) короля с покоями королевы, став апофеозом «большого стиля» Людовика XIV. Вместе с тем, сооружение галереи нарушило логику «Апартаментов Планет» (название группы залов Больших апартаментов): при её создании были уничтожены салоны Юпитера, Сатурна и Венеры, располагавшиеся в левом ризалите «Конверта». (Салон Венеры позднее воссоздан в начале анфилады, у Лестницы Послов) .

Архитектура

При оформлении пространства нового интерьера Ардуэн-Мансар исходил из композиции созданной им ранее галереи замка Кланьи , а также Галереи Аполлона, созданной Луи Лево и Шарлем Лебреном в Лувре . Схема завершения галереи квадратными залами с открытыми проходными арками, использовалась в Сен-Клу , резиденции герцога Филиппа Орлеанского .

Галерея имеет длину 73 метра, ширину 10,5 и высоту до замка свода 12,3 метра. Росписи сводов, лепной декор и идея оформления противоположной от окон стены зеркалами принадлежат первому живописцу короля Шарлю Лебрену. Заканчивал оформление Ардуэн-Мансар .

Сюжеты росписей, как и в Лувре, предполагалось посвятить богу Солнца Аполлону (олицетворение Короля-Солнце Людовика XIV), или Геркулесу , как в отеле Ламбер в Париже . Но после заключения мира в Нимвегене , ставшего апофеозом правления Людовика XIV, Шарль Лебрен за два дня набросал эскизы Истории короля . По его же эскизам выполнили капители пилястр в национальном «французском» ордере (который на самом деле является модифицированным коринфским ) с fleur-de-lys и галльскими петухами в декоре .

Правление всесильного министра короля Ж.-Б. Кольбера было ознаменовано эффективными торговыми и производственными мерами. В 1662 году была реформирована Мануфактура Гобеленов , а в 1665 году основана Королевская мануфактура стёкол и зеркал (Manufacture royale de glaces de miroirs) в предместье Сен-Антуан в Париже. Венецианские зеркала были очень дорогими и в 1672 году последовал указ о запрете ввоза во Францию венецианского стекла, люстр и зеркал. Ранее считалось, что для оформления стен в Зеркальной галерее Версаля были использованы зеркала из Венеции, но реставрационные работы 1998—2002 годов подтвердили их французское происхождение.

Зеркальная галерея в художественном отношении представляет собой один из самых ярких примеров «большого стиля» Людовика XIV — соединение элементов классицизма и барокко . Однако если в наружном оформлении дворца преобладают классицистические черты, то в оформлении интерьера доминирует стиль барокко: овальные медальоны и картуши, пышные лепные гирлянды, сдвоенные пилястры. В позолоченные бронзовые капители вмонтированы маски Аполлона-Гелиоса с расходящимися солнечными лучами — эмблема «Короля-Солнце». Солнечный свет проникает из семнадцати высоких арочных окон и отражаются в расположенных на противоположной стене таких же арочных зеркалах (набранных из отдельных секций). Над сложнопрофилированным карнизом располагается цилиндрический свод, украшенный рельефами и росписями. Под руководством Ш. Лебрена над оформлением галереи трудились лепщики, резчики, позолотчики Королевской мануфактуры меблировки .

Двадцать посеребрённых бронзовых люстр с хрустальными подвесками воспроизводят праздничные иллюминации, которые проходили в галерее в XVII веке. В галерею переносили по торжественным случаям из Салона Аполлона большой трон короля из литого серебра работы мастера Ф. Каффиери Старшего, там же находилась серебряная мебель, алебастровые столы и вазы в бронзовых монтировках, табуреты и торшеры из серебра, между окон на серебряных столах имелись восьмирожковые серебряные канделябры с изображением подвигов Геркулеса, что являлось отражением начального замысла оформления галереи. Украшали галерею и апельсиновые деревья, высаженные в серебряные кашпо. Окна обрамляли шторы из синего, шитого золотом шелка. Пол застилали огромные ковры производства Мануфактуры Савоннери .

Почти все серебряные изделия отдали в переплавку после первого «Указа против роскоши» 1689 года, изданного ради покрытия военных расходов (указ был повторен в 1700 году). Часть убранства была воссоздана. Двадцать четыре торшера из позолоченой бронзы заново отлиты по моделям, хранящимся в музее Версаля. Однако, несмотря на всё великолепие, интерьеры Версаля являются лишь бледной тенью их былой славы .

Исторические события

К. Алле . Аудиенция, данная Людовиком XIV Генуэзскому дожу 15 мая 1685 г.

15 мая 1685 г. в только что завершенной Большой (Зеркальной) галерее король принимает представителей дожа Генуи , вынужденных после десятидневной бомбардировки города французами принести ему публичные извинения за строительство четырех галер для Испании . Это событие запечатлел на своей картине Клод Галле. На полотне можно также увидеть часть серебряной обстановки, в том числе и серебряный трон высотой 2 м 60 см, созданный для салона Аполлона мастером Филиппом Каффиери Старшим .

В обычные дни галерея служила переходом, по которому ежедневно король с семьёй направлялся в сторону Больших апартаментов на мессу в дворцовую Часовню . В это время происходила любопытная церемония: придворные, столпившиеся в галерее, по очереди произносили «Сир, Марли?», надеясь получить приглашение от государя в Марли-ле-Руа , что считалось знаком монаршей милости. Иногда, в особых случаях зал использовался для проведения торжеств: в 1686 г. здесь состоялся приём Послов Сиама ; в декабре 1697 г. в галерее происходило бракосочетание герцога Бургундского с Марией-Аделаидой Савойской .

19 февраля 1715 г. Людовик XIV дал торжественную аудиенцию послу Персии Мохаммеду Реза-Бегу, который подписал невыгодный для своей страны торговый договор . Это был последний приём короля, скончавшегося 1 сентября 1715 г. .

25 февраля 1745 г. на Бале Тисовых деревьев , проходившем в Зеркальной галерее, Людовик XV, одетый в костюм тиса, случайно встретил Жанну-Антуанетту Пуассон в образе Дианы .

Зеркальная галерея в Херренкимзее

В мае 1770 г. здесь устроили бал-маскарад по случаю свадьбы Дофина и австрийской принцессы .

15 августа 1785 г. гвардейцы арестовали в галерее кардинала де Рогана , когда он шел служить мессу .

18 января 1871 г. Вильгельм I был провозглашён германским императором в Зеркальной галерее Версальского дворца.

Здесь же 28 июня 1919 г. подписан Версальский мирный договор , положивший конец Первой мировой войне .

Любопытные факты

Зеркальная галерея стала образцом для многих подобных галерей европейских дворцов.

В каждом из трёх построенных Бартоломео Франческо Растрелли Зимних дворцов была предусмотрена светлая галерея для придворных куртагов с зеркалами напротив окон.

После посещения графом и графиней Северными Версаля в Павловском дворце появились залы Войны и Мира, соединённые открытыми арками с Греческим залом, от которых, как и в Версале, начинаются Северная (мужская) и Южная (женская) анфилады .

Самое известное подражание Зеркальной галерее Версаля, и самое близкое к оригиналу, существует в замке Людвига II Херренкимзее . Кстати, баварцы гордятся тем, что их Зеркальная галерея длиннее французской — размеры её 100 м х 15 м .

Галерея в культуре

  • Съёмки фильма Софии Коппола « Мария-Антуанетта » проходили в Версальском дворце, в том числе и в Зеркальной галерее. Время съёмок выбирали так, чтобы Версаль оставался открытым и для посещения туристов.
  • В постапокалиптическом фильме « Жизнь после людей » Зеркальная галерея разрушается спустя 50 лет после ухода людей.

Примечания

  1. Монкло, Ж.-М. П. Версаль. — М. : Слово, 2001. — 235 с.
  2. Монкло, Ж.-М. П. Версаль. — М. : Слово, 2001. — 377 с.
  3. Мейер Д. Версаль. Путеводитель. — Париж: Арт Лис, 1998. — С. 44
  4. Монкло, Ж.-М. П. Версаль. — М. : Слово, 2001. — 238 с.
  5. Ленотр, Ж.. Версаль при королях. — М. : Молодая гвардия, 2003. — 229 с.
  6. Савин А. Н. Век Людовика XIV. — М.: Госиздат, 1930. — С. 7, 18
  7. Ленотр, Ж.. Версаль при королях. — М. : Молодая гвардия, 2003. — 224 с.
  8. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. — М. : Искусство, 1990. — 114 с.
  9. Борисов, Ю.В. Дипломатия Людовика XIV. — М. : Центр Образовательной Литературы, 2002. — 163-164 с.
  10. Уг, С.; Соль, Б. Ваша прогулка по Версалю. — Versailles: Art Lys, 2001. — 48 с.
  11. Уг, С.; Соль, Б. Ваша прогулка по Версалю. — Versailles: Art Lys, 2001. — 58 с.
  12. Ленотр, Ж.. Версаль при королях. — М. : Молодая гвардия, 2003. — 104 с.
  13. Ленотр, Ж.. Версаль при королях. — М. : Молодая гвардия, 2003. — 226 с.
  14. Зеленова, А.И. Дворец в Павловске. — Л. : Лениздат, 1985. — 36 с.
  15. Мертен, К. Замки Германии. — М. : Слово, 2004. — 533 с.


Ссылки


Same as Зеркальная галерея