Interested Article - Геральдическая лилия

Геральди́ческая ли́лия , также королевская (бурбонская) лилия или флёр-де-лис ( фр. fleur de lys / lis ; «цветок лилии», не садовой , но водяной , по-русски « ирис » = греч. слово «радуга») — гербовая фигура , одна из самых популярных, наряду с крестом , орлом и львом . Относится к числу негеральдических естественных фигур . Стилизованное изображение цветка служило узором орнамента или эмблемой принадлежности к многочисленным обществам Старого и Нового Света. Встречается на цилиндрических печатях Месопотамии , на древнеегипетских барельефах и микенской керамике, на монетах галлов и сасанидских тканях, на одеяниях индейцев и в японской геральдике . Символическое значение изображения не однозначно в разных культурах : оно почиталось как знак чистоты ( целомудрия ) или плодородия, а также служило знаком отличия правящих монархов .

Соответствующий символ Юникода — ⚜ (U+269C).

История

Самые древние знаки лилии, схожие с лилиями западноевропейского средневековья, можно видеть на ассирийских рельефах 3-го тысячелетия до н. э., где ими украшены тиары , нагрудные цепи и скипетры , что указывает на их важное значение в качестве символов царской власти. Позднее встречаются на аналогичных регалиях Крита , Индии и Египта , ещё позже на разных монетах греческих , римских и галльских . Их рисунок лилии постепенно приближается к гербовому.

Символ Непорочной Девы

С началом средневековья знак лилии, уже действительный атрибут власти, принимает всё больше христианское значение. Отчасти тому способствовал зачитывавшийся в проповедях священников стих из библейской « Песни песней Соломона »: « Я полевой цветок и долинная лилия » ( Песн. ). Поэтому до середины XIII века Христос нередко изображался в центре настоящей или стилизованной лилии.

Геральдическая лилия
Герб Квебека

К христову значению символа постепенно приживается другое значение лилии из следующей строки «Песни песней»: «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» ( Песн. ). Знак лилии отождествляют с Непорочной Девой, её беспорочной чистотой и целомудрием ; в Европе растёт культ почитания «нашей Девы» (Нотр-Дам). На монетах XI—XII веков, выпущенных епископами кафедральных соборов , посвящённых Деве Марии , появляются лилии. На официальных печатях этих соборов Непорочная Дева изображается с лилией в правой руке (с 1146 года на печати Парижского собора , в 1174 — Нуайонского , в 1181 — Ланского ). Особенно в XIII веке лилия становится обязательным атрибутом изображений Мадонны. Позже, к концу Средних веков, цветок лилии уступает место розе , то есть символ целомудрия заменяется на знак любви.

Белая лилия — символ Благовещения, в картинах западноевропейских живописцев «она фигурирует в вазе или в руках Архангела Гавриила и потому стала его атрибутом. Из святых дев с лилией изображаются, в частности, Екатерина Сиенская, Клара, Евфимия и Схоластика. Она является также атрибутом Антония Падуанского, Доминика, Франциска Ассизского, Франциска Ксаверия, Филиппа Нери, который молится перед видением Девы Марии, Фомы Аквинского и Эрифрейской сивиллы». В сцене Страшного суда «Христос может иметь лилию и меч по обе стороны Своего лика» .

Знак королевской власти

Легенды

Источники геральдического значения цветка лилии связывают с легендой о короле франков Хлодвиге I из династии Меровингов (481—511). В критический момент сражения с алеманнами , предвидя неминуемое поражение, король обратился за помощью к христианскому Богу, воскликнув: «Я верю в Тебя!». Тогда явился ангел с белой лилией в руке и повелел сделать этот цветок своим оружием. В ту же минуту воины Хлодвига обратили врагов в бегство. После этого, в 496 году король вместе с воинами и приближёнными отправился в Реймс и там принял крещение. Считается также, что лилия Хлодвига была красной и «это был тот самый цветок, который рос в восточной Фландрии, в речке Ли (Lys), вливающейся в Шельду, где произошла битва… От названия речки, вероятно, произошло и французское название цветка» . В другом варианте легенды утверждается, что Хлодвиг взял себе в качестве эмблемы лилию после того, как водяные лилии в Рейне подсказали ему безопасное место, где можно перейти реку вброд, благодаря чему он одержал победу в битве.

Наследный принц собрался в поход. Рисунок (1839) витража из Шартрского собора .
Самое первое сохранившееся цветное изображение герба Капетингов с лилиями — витраж Шартрского собора (baie 107c; ок. 1215—1216).

Лилия Капетингов

До первой половины XII века гербовая символика нигде в Европе не встречается. И до начала XIII века изображение золотых (жёлтых) лилий в лазоревом (синем, голубом) поле ещё не было символом французского королевского дома . Стараниями королевского советника Сугерия (служил 1108—1137), Бернарда Клервоского (1091—1153), короля Людовика VI и особенно Людовика VII , самого набожного из первых французских Капетингов (правителей Франции в 987—1328), культ Непорочной Девы нашёл своё место в символике французской монархии, которая стала использовать лилию Девы в идеологических целях намного чаще, чем любой другой христианский суверен .

Впоследствии королевский, геральдический щит с лилиями ( écu aux fleurs de lis ) впервые появляется в 1211 году на личной печати принца Луи, — будущего Людовика VIII (правил 1223—1226) и около 1215—1216 г. на витраже Шартрского собора (baie 107c) с изображением того же принца в полном боевом облачении .

Символ королевской власти

Цветок белой лилии — символ Девы Марии , — к концу средних веков во Франции становится эмблемой королевской власти. В 1147 году участники Второго крестового похода под предводительством французского короля Людовика VII высадились в Палестине и увидели сходство между цветком белой лилии и жёлтого ириса . Король также отметил сходство своего имени «Louis» и «Loys» (так на старофранцузском называли этот цветок). Вспомнили и легенду о Хлодвиге, одолевшем с помощью цветка врагов христианства. Так появилась новая эмблема королевской власти — белое знамя с тремя золотыми ирисами. Историки предполагают, что именно в это время произошло окончательное отождествление изображений ириса и лилии, несмотря на то, что они представляют разные семейства растений . Геометризованное, напоминающее алебарду, изображение ириса-лилии стало называться, в память короля Хлодвига «Fleur de Lys», что переводят иносказательно, как «геральдическая лилия», в просторечии, иронично: «королевский артишок» (по сходству развёрнутых лепестков артишока с геометризованным изображением лилии) . Цветок ириса в Германии называют «мечевой лилией», в Испании: «лирио», поэтому считают, что именно он изображён в «лилиях Бурбонов» .

Французский король Людовик IX Святой (1226—1270) в свой герб (три золотые «меченосные» лилии) добавил два стебля с цветками маргаритки в честь королевы Маргариты Прованской . Три лилии Людовика Святого в эпоху крестовых походов означали рыцарскую триаду добродетелей: сострадание, правосудие и милосердие. Лилию изображали в качестве навершия скипетра французских королей, Францию называли в поэзии трубадуров не иначе, как «царством лилий». Появилось выражение: «лилии не прядут» ( фр. Les lys ne filent pas ) в том смысле, что на престоле не может быть женщин, и «восседать на лилиях» ( фр. être assis sur des lys ) в значении занимать высокую должность, то есть сидеть в кресле, украшенном государственным гербом. При Карле VII (1422—1461) три тесно составленные «геральдические лилии» стали официальным государственным гербом. «Лилии Людовиков» стали во Франции любимым мотивом орнамента, ими украшали ткани, стены, мебель и оружие .

В 1547 году Екатерина из флорентийского рода Медичи, супруга короля Генриха II из династии Валуа, стала королевой Франции. Она прибавила французскую лилию к своему гербу, а затем этот цветок стал гербом Тосканы и её столицы — города Флоренция. Однако флорентийцы такое изображение называли ирисом («Флоренция, ты ирис нежный». А. А. Блок, 1909). Во флорентийском ирисе отсутствует изображение тычинок, что придаёт цветку более «копьеобразный» вид.

В эпоху революционного террора ношение знака лилии могло привести на гильотину.

Как минимум один корабль голлистских военно-морских сил назывался Fleur de Lys . Имя Флёр-де-Лис также использовал В. Гюго для одного из персонажей романа « Собор Парижской Богоматери» .

Три лилии

Уже на миниатюре середины IX века трон государя Западно-Франкского королевства Карла II украшен тремя золотыми (?) навершиями, похожими на усечённые геральдические лилии . На другом, несколько более позднем, его изображении по углам престола косо поднимаются две такие же лилии (третья, по центру, скорее всего, закрыта и не видна). На государе здесь — корона с тремя верхами, отдалённо напоминающими эти цветы . На миниатюре X века с Карлом I Великим на нём — корона конической формы с тремя такими же, как и на троне Карла II, навершиями . На печати конца X века короля франков Гуго Капета на последнем — корона с тремя зубцами в виде усечённых геральдических лилий . То же — на королевской печати его сына, Роберта II . На аверсе денье Буржа середины XII века — Людовик VII в трёхверхой короне из схематически изображённых лилий, на реверсе же — крест с чудесными трёхлепестковыми цветами на трёх его навершиях . Тогда же, в царствование Людовика VII, во французском языке появляется словосочетание fleur de lys («гербовая лилия»; букв. «цветок лилии»). В конце XII столетия эти золотистые цветы в светло-синем поле становятся французской королевской эмблемой . На витражах Шартрского собора начала XIII века они тоже показаны по три, и не один раз. В середине этого века, при Людовике IX , три их лепестка объяснялись как знак божественного покровительства, дарованного Франции. Наконец, при Карле V Валуа ( 1376 год ) и цветов остаётся лишь три (что связывалось со св. Троицей ), и лазоревое полотнище с тремя стилизованными жёлтыми лилиями становится флагом Франции .

Две лилии

В польском гербе Трачоброн две серебряные лилии, связанные между собою так, что одна из этих лилий обращена цветком вверх, а другая — вниз.

польский дворянский герб Трачоброн

Некоролевские гербы

С конца XII века знак лилии выделяется как особая гербовая фигура и встречается довольно часто практически всюду в Западной Европе. Чаще лилии использовались только фигуры льва , орла и пара-тройка геометрических. Географические области, где знак лилии пользовался особой популярностью: Северные и Южные Нидерланды , Бретань , Пуату , Бавария и Тоскана .

В древнерусском искусстве

В древнерусском искусстве также присутствует похожее изображение трёхлопастного цветка. Он называется «крин» (ст.-слав. из греч. кринъ — лилия) и считается символом Богоматери («Богоматерь с крином»).

Гербовая фигура

Знак лилии — часть символики испанских Бурбонов ; множества дворянских гербов, например поляков Гоздава и русских Храповицких; Итонского колледжа и скаутского движения .

Из объяснения герба Храповицких свидетельства о значении, лилии придаваемом :

Она почитается особливо за знак добрыя надежды и непорочнаго жития, и похож цветок сей не только по внешнему своему виду, чистый и изрядный цвет; но и по внутреннему своему свойству, приятный запах, некоторую полезную силу имеет, того ради и те, которые употребляют лилеи в своих гербах, имеют быть добрых, справедливых и честных.

Лакиер А.Б. § 23. Растения // . — 1855. от 10 августа 2009 на Wayback Machine

Городская символика

Знак лилии изображён на гербах и флагах следующих городов (коммун) и провинций:

Герб Флоренции

Лилии, поделённые белой линией присутствовали на гербе Республики Боснии и Герцеговины в 1992—1998 годах, а с 1994 года и по сей день — Федерации Боснии и Герцеговины , так как эти гербы происходят от герба династии королей Боснии Котроманичей . Ныне герб с лилиями и месяцем на зелёном фоне является гербом боснийцев и сербов-мусульман Санджака .

В современной культуре

См. также

Примечания

  1. Jacques Sigot и J-Pierre Rault, «La Venise Verte»; изд-во CMD; 1997.
  2. Michel Pastoureau. Геральдические фигуры = Figures de l'héraldique. — Париж: Gallimard, 1996. — С. 98—101. — 144 с. — ISBN 9782070533657 .
  3. лат. 2:1 ego flos campi et lilium convallium //
  4. В Синодальном переводе «Я нарцисс Саронский , лилия долин!»; варианты в переводе Эфроса «Я — нарцисс Сарона » и в переводе «Я асфоде́ль Сарона»).
  5. фр. Comme un lis au milieu des épines, telle est ma dame au milieu des lis
  6. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. Перевод и вст. статья А. Майкапара. — М.: Кронпресс, 1996. — С. 333-334
  7. Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. — С.-Петербург. Издание А. Ф. Девриена, 1914. — С. 79
  8. Michel Pastoureau. Le Roi tué par un cochon. Париж, 2015; цветная вкладка; 9782021035285
  9. Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. — С.-Петербург. Издание А. Ф. Девриена, 1914. — С. 80
  10. Henze W. Ornament, Dekor und Zeichnen. — Dresden, 1958. — P. 89
  11. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. — М.: Крон-Пресс, 1996. — С. 280
  12. The Grove Encyclopedia of Decorative Arts: Oxford University Press, USA. — In 2 Vol. — 2006. — Vol. 1. — Р. 203
  13. Власов В. Г. . Лилия // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 93—97
  14. от 15 ноября 2016 на Wayback Machine Biblia [Bible de Vivien, dite Première Bible de Charles le Chauve. — Tours: Scriptorium de l’Abbaye Saint-Martin, 846]. (Cм. тж.: « Первая Библия Карла Лысого ».)
  15. от 4 сентября 2016 на Wayback Machine Psalterium Caroli Calvi [Psautier de Charles le Chauve. — Scriptorium royal, 842—869]. (См. тж.: « Псалтырь Карла Лысого ».)
  16. История Франции. Т. 1. — М.: Наука, 1972. — C. 65.
  17. . J. Mabillon . De Re Diplomatica.
  18. . Archives nationales, Paris.
  19. от 21 марта 2016 на Wayback Machine Monnaies d’Antan.
  20. (1180—1206).
  21. Широко использовалась Луи Риэлем в Манитобе .

Ссылки

Источник —

Same as Геральдическая лилия