Interested Article - Кадуцей

Статьи о герметизме
Герметизм
Гермес Трисмегист
Пантеон
Главные книги
Учения и практики
Символы герметизма

Кадуце́й ( лат. caduceus ) или керикион ( др.-греч. κηρύκειον ) — жезл , обвитый двумя обращёнными друг на друга змеями, часто с крыльями на навершии жезла. Его появление в Античности связывали с мифом об Аполлоне и Гермесе . Согласно мифу, Аполлон в знак примирения с братом подарил тому свой волшебный посох. Когда Гермес, решив проверить его свойства, поставил жезл между двумя борющимися змеями, те сразу прекратили борьбу и обвили палку. Гермесу эта картина так понравилась, что он их обездвижил.

В Древнем Риме кадуцей стал неотъемлемым атрибутом послов. Кроме символа примирения он впоследствии стал эмблемой коммерции и медицины. Также известен в качестве оккультного знака, символа ключа тайного знания, скрещённые змеи при этом символизируют дуализм мироздания. Все эти значения кадуцея тем или иным образом связаны с мифологическим образом Гермеса.

Внешний вид

Древнегреческий керикион. Британский музей . Лондон

Первоначально кадуцей представлял собой оливковую ветвь с двумя побегами, украшенную лентами и/или гирляндами цветов. Позже кадуцеями стали называть металлические жезлы с переплетёнными между собой змеями на вершине. Обязательным является поворот голов змей мордами друг к другу. Именно такой вид керикионов характерен для древнегреческих изображений и археологических находок. В римскую эпоху он был дополнен парой крыльев, одним из символом ветреного бога Гермеса. Эта форма и стала общепринятым изображением кадуцея в Новое и Новейшее время .

Древнегреческий миф о создании и использовании кадуцея

Античная римская копия статуи Гермеса с древнегреческого оригинала V века до н. э. Музей Пия-Климента , Ватикан

В древнегреческой мифологии появление кадуцея связано с историей о краже Гермесом стада коров Аполлона . На четвёртый день после рождения молодой бог вылез из пелёнок . Около пещеры на горе Хелидорея он увидел черепаху. Из её панциря Гермес сделал лиру, использовав в качестве струн овечьи кишки . Затем младенец, покинув пещеру, отправился в Пиерию и угнал пятьдесят коров из стада, которое было поручено пасти Аполлону . Чтобы животных не нашли по следам, он привязал к их ногам ветки и пригнал в Пилос , где укрыл в пещере .

Обнаружив пропажу, Аполлон начал поиски. Расспросив местных жителей, один из которых видел мальчика с хлыстом, угоняющего коров, а также благодаря знакомому не понаслышке Аполлону искусству прорицания, он узнал о личности похитителя. Придя в пещеру, где в колыбели лежал Гермес, Аполлон потребовал вернуть ему коров. Мальчик стал отпираться, указывая на свой возраст. Тогда Аполлон взял Гермеса в пелёнках и понёс на Олимп к их общему отцу Зевсу . Ситуация позабавила верховного бога. По указанию отца Гермес был вынужден отвести Аполлона к месту, где были спрятаны коровы. По пути Гермес начал играть на сконструированной им из панциря черепахи лире. Игра на музыкальном инструменте настолько поразила Аполлона, что в обмен на лиру он отдал Гермесу своё стадо .

Тотчас же Гермес создал свирель . Этот музыкальный инструмент, как и лира, понравился Аполлону. За неё Аполлон предложил Гермесу свой волшебный посох. Расставаясь, оба бога принесли клятвы о вечной дружбе. Кроме того, Гермес пообещал Аполлону, что больше никогда не украдёт ничего из его имущества .

Согласно одному из преданий, Аполлон, передавая Гермесу свой посох, сказал, что вручает волшебный жезл изобилия и здоровья, который защитит того, кто им владеет. Желая проверить силу подарка, Гермес поставил его между двумя борющимися между собой змеями. Они прекратили борьбу и тотчас же обвили палку. Гермесу эта картина так понравилась, что он их обездвижил, превратив жезл в кадуцей .

Неразрывная связь образа Гермеса с его жезлом видна из эпитета данного олимпийского бога «носитель жезла золотого» ( др.-греч. χρυσόρραπις ), который встречается уже в « Одиссее » Гомера . Сам Гермес использовал его, чтобы усыплять и пробуждать, направлять души после смерти, превращать людей в птиц и неодушевлённые предметы .

Символические значения кадуцея

Эмблема Федеральной таможенной службы России

Кадуцей приобрёл множество символических значений, тем или иным образом связанных с разносторонними функциями Гермеса . Мифологическая основа представления о кадуцее как о знаке согласия и примирения связана с историями о его получении Гермесом от Аполлона после завершения ссоры, а также о змеях, прекративших борьбу. В Древнем Риме кадуцей стал неотъемлемым атрибутом послов, отправляемых во вражеский лагерь. Кадуцеатора при исполнении обязанностей воспринимали в качестве лица неприкосновенного .

Начиная с XIX века кадуцей стал символом мирной международной торговли, что также имеет отсылки к образу Гермеса. В первые годы после Октябрьской революции даже возник символ «кадуцей со звездой», что символизировало мирные отношения. Жезл был несколько видоизменён, крылышки заменяли либо факелом, либо петасом — крылатой круглой шляпой Гермеса. Впоследствии кадуцей стал символом советской торговли и промышленности. Его даже предлагали поместить в герб СССР и РСФСР, как знак мирного сосуществования. Кадуцей часто используют в качестве эмблемы налоговых и таможенных органов, торгово-промышленных палат, в том числе Российской Федерации и Украины .

Оккультное значение кадуцея тесно связано с представлением о Гермесе Трисмегисте — в различных трактовках либо божестве, либо авторе ряда философских трактатов и родоначальнике герметизма . Алхимики, основывающие своё учение на знаниях герметизма, использовали кадуцей в качестве одного из основных символов, обозначавшего герметическое искусство и тайные науки в целом. Представители оккультных практик подчёркивали наличие похожих символов в иероглифах Древнего Египта , изобразительном искусстве Древней Индии и Месопотамии . По утверждению Е. П. Блаватской кадуцей представляет собой древнейший символ, заимствованный греками у египтян. Он, по её мнению, объединяет четыре стихии : прут (ствол) соответствует земле, крылья — воздуху, змеи — огню и воде. Существует множество самых разнообразных оккультных толкований того, что именно символизирует и обозначает кадуцей .

В геральдике

В геральдике кадуцей часто помещают в качестве фигуры на гербах различных дворянских родов, а также таких городов как Балта , Бердичев , Енисейск , Зеленодольск , Ирбит , Любар , Нежин , Новая Водолага , Новозыбков , Рава-Русская , Славянск , Таганрог , Тальное , Тельшев , Тифлис , Улан-Удэ , Феодосия , Харьков и др.

Особую историю имеет герб Харькова с перекрещенными рогом изобилия и кадуцеем на зелёном фоне. Он был подготовлен князем М. М. Щербатовым , а затем утверждён императрицей Екатериной II . Зелёный цвет в геральдике символизирует надежду, радость, благосостояние; рог изобилия — природные богатства. Скрещённые рог и жезл образовывали литеру «Х» — заглавную букву названия города. Впоследствии, в середине XIX столетия, при активном участии Б. В. Кёне проводилась геральдическая реформа. Её целью было ограничение и унификация городского герботворчества. Предполагалось значительное сокращение использования негеральдических гербовых фигур , к которым относились кадуцей и рог изобилия. Наклон гербовой фигуры влево, как у кадуцея на харьковском гербе, также противоречил правилам геральдики. Однако новый герб, утверждённый Александром II , вызвал критику харьковчан. Центральное правительство в 1887 году удовлетворило ходатайство харьковского дворянства о возврате городу «старого», дарованного Екатериной II, герба .

Церковный посох и кадуцей

Церковный посох епископа Сирийской Православной церкви

В XVII веке была изменена форма архиерейского посоха в Русской церкви. Патриарх Никон первым стал использовать жезл с навершием в виде двух змеиных голов. Такая форма использовалась и в других православных церквях. На фоне церковного раскола это вызвало полемику. В «Списке писем страдальческих» одного из первых духовных вождей старообрядчества протопопа Аввакума содержится следующий текст:

Д[а] он де же, зломудренный Никон, завёл в нашей России со единомысленники своими самое худое и небогоу[го]дное дело — вместо жезла святого Петра чюдотворца доспел вновь святительския жезлы с проклятыми змиями погубльшими прадеда нашего Адама и весь мир, южесам Господь проклял от всех скотов и от всех зверей земных. И ныне они тую проклятую змию освящают и почитают паче всех скотов и зверей и вносят ея во святилище Божие, во алтарь и в царские двери, яко некое освящение и всю церковную службу с теми жезлами и с проклятыми змиями соделанными действуют и везде, яко некое драгоценное сокровище, пред лицем своим на оказание всему миру тех змей носити и повелевают, ими же образуют потребление православныя веры .

Представители официальной церкви указывали на то, что церковный жезл со змеями символизирует жезл Моисея , который ветхозаветный пророк превратил перед фараоном в змея . Навершия со змиями присутствовали на привозных греческих посохах, а возвращение к исконной греческой традиции входило в число аргументов в защиту изменений церковной жизни, ставших одной из причин раскола. Прототипом церковных жезлов со змеями по всей видимости стал кадуцей, как символ всеведения и мудрости .

В медицине

Эмблема медицинской службы армии США
Эмблема Федерального фонда обязательного медицинского страхования России

В Античности кадуцей не был символом медицины. На основании ряда археологических находок печатей глазных врачей Римской империи с кадуцеями было сделано предположение, что жезл Гермеса мог быть частной эмблемой представителей этой медицинской специальности. При этом делаются отсылки к мифам о том, что Гермес прикосновением своего жезла мог возвращать зрение .

В качестве общемедицинской эмблемы кадуцей стали использовать начиная с эпохи Ренессанса . Мнение о том, что этот символ стали ошибочно использовать вместо посоха Асклепия (палки, которую обвивает змея), по словам историка медицины Э. Д. Грибанова, не выдерживает критики. В этот период, характеризующийся повышенным интересом к древнеримским культуре и истории, такая ошибка была маловероятной. Гораздо более аргументированной Грибанов называет точку зрения, согласно которой такое использование кадуцея основано на истории развития фармацевтики. Алхимики были тесно связаны с оккультным учением герметизма, возникновение которого связано с представлением о Гермесе Трисмегисте. Кадуцей как атрибут Гермеса стал эмблемой алхимиков, которые в том числе ставили печати с его изображением на сосудах с препаратами. Тесная взаимосвязь медицины, фармации и алхимии в XVI—XVIII веках привела к тому, что жезл Гермеса стал фармацевтической, а затем и медицинской эмблемой .

Впервые на медицинской книге кадуцей появился в 1516 году. Возможно, книгопечатник Иоганн Фробен использовал его в качестве символа коммерции. В качестве общемедицинской эмблемы кадуцей применил в 1520 году личный врач английского короля Генриха VIII Уильям Баттс. Впоследствии распространённость кадуцея в медицинской среде росла. В 1860-х годах он стал официальной эмблемой службы общественного здравоохранения США, а затем и некоторых других стран, в том числе и Франции .

В России с сентября 2007 года кадуцей используется в эмблеме Федерального фонда обязательного медицинского страхования .

На монетах и банкнотах

Кадуцей помещали на монеты, как древнегреческих полисов, так и эллинистических государств возникших на месте завоёванных Александром Македонским земель .

В Древнем Риме периода республики чеканка монет находилась в ведении сената , который назначал монетариев, ответственных за технологический процесс выпуска и самостоятельно определявших изображения аверса и реверса . Характерной традицией республиканской эпохи стало создание таких монетных типов, которые были каким-то образом связаны с родом монетария, прославляли его богов-покровителей. В республиканскую эпоху кадуцей появляется на монетах при монетариях из рода ( в 43—42 годах до н. э.), Клавдиев , Лициниев , и .

В императорскую эпоху кадуцей встречается на монетах большинства императоров. Он может находиться в руках Меркурия, женских фигур — персонификаций богинь счастья и успеха ( Фелицитас ), мира ( Пакс ), согласия ( Конкордии ), безопасности ( Секуритас ). Кадуцей между двумя рогами изобилия обозначал согласие. Изображение рукопожатия в сочетании с зажатыми колосьями и кадуцеем символизировало благополучие. В этом виде кадуцей также присутствует на античных римских монетах .

Как символ благополучия и богатства кадуцей нашёл отображение на монетах Нового и Новейшего времени. Его использовали в качестве либо знака монетного двора , либо одного из основных элементов изображения. В качестве символа, обозначающего место чеканки, кадуцей применяли на монетных дворах Боготы ( Колумбия ) , Бордо и Лилля ( Франция ), Утрехта ( Нидерланды ); элемента изображения — монетах германских и итальянских государств , Бельгии , Боливии , Бразилии , Датской Вест-Индии , Мексики , Франции и Швеции .

Кроме монет, кадуцей помещали и на банкноты Алжира , Бельгийского Конго , Бразилии , Испании , Кубы , Нидерландов , Новой Каледонии , Папуа — Новой Гвинеи , Перу , Польши , Португальской Индии , Таити , Финляндии , Франции , Французского берега Сомали , Французского Индокитая , Чили и Югославии .

Драхма Олимпии 360 года до н. э. Реверс содержит изображение кадуцея
Кадуцей на медной монете Индо-греческого царства времён правления Деметрия I (200—180 годы до н. э.)
Ауреус императора Клавдия на котором богиня мира Пакс держит кадуцей
Далер Гёрца 1718 года с Меркурием. Швеция
Бельгийский франк 1922 года
Наполеондор 1813 года со знаком монетного двора Лилля в виде кадуцея (на реверсе слева внизу)
50 польских злотых 1929 года

Компьютерный символ

Символ кадуцея содержится в стандарте кодирования символов Юникод в категории «Символы, другие» (U+2624 CADUCEUS), начиная с версии 1.1 1993 года . В языке гипертекстовой разметки HTML он передаётся как ☤ .

Примечания

  1. (англ.) . britannica.com . Encyclopaedia Britannica. Дата обращения: 5 ноября 2019. 11 августа 2019 года.
  2. , Гомеровский гимны. III К Гермесу. 19—24, с. 74.
  3. , VIII. 17 (5).
  4. , Гомеровский гимны. III К Гермесу. 24—54, с. 74—75.
  5. , Гомеровский гимны. III К Гермесу. 68—75, с. 75—76.
  6. , Гомеровский гимны. III К Гермесу. 94—110, с. 76—77.
  7. , Гомеровские гимны. III. К Гермесу, с. 74—88.
  8. , Происхождение и деяния Гермеса, с. 38—39.
  9. , .
  10. Гомер . Песнь пятая // = Οδύσσεια / Пер. В. А. Жуковского . Строки 87
  11. , kol. 2365.
  12. , X, XV, XXI, XXIII.
  13. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
  14. Щукарев А. Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1894. — Т. XIIIa.
  15. , с. 182—183.
  16. , с. 332.
  17. , с. 264—266.
  18. , с. 168—169.
  19. .
  20. , с. 101, 138, 139.
  21. , с. 44—45.
  22. , с. 46.
  23. .
  24. , с. 46—50.
  25. . Федеральный фонд обязательного медицинского страхования . Дата обращения: 5 ноября 2019. 2 ноября 2019 года.
  26. , Kerykeion, S. 304.
  27. , , p. 149.
  28. , с. 131, 134, 137, 146.
  29. , Columbia, p. 184.
  30. , France, p. 183.
  31. , France, p. 321.
  32. , Munster, p. 649.
  33. , Italian States, p. 1064.
  34. , Belgium, p. 200.
  35. , Bolivia, p. 122.
  36. , Brazil, p. 138.
  37. , Danish West-Indies, p. 694.
  38. , Mexico, p. 901.
  39. , France, p. 819.
  40. , Sweden, p. 1237.
  41. , Algeria, p. 40.
  42. , Belgian Congo, p. 107.
  43. , Brazil, p. 147.
  44. , Spain, p. 1092.
  45. , Cuba, p. 406.
  46. , Netherlands, p. 884.
  47. , New Caledonia, p. 902.
  48. , Papua New Guinea, p. 941.
  49. , Peru, p. 954.
  50. , Portuguese India, p. 996.
  51. , Tahiti, p. 1133.
  52. , Finland, p. 489.
  53. , France, p. 504.
  54. , French Somaliland, p. 538.
  55. , French Indo-China, p. 525.
  56. , Chile, p. 208.
  57. , Yugoslavia, p. 1215.
  58. . codepoints.net . Дата обращения: 5 ноября 2019. 5 ноября 2019 года.
  59. . htmlsymbols.xyz . HTML Symbols - Unicode symbols, entities and codes. Дата обращения: 5 ноября 2019. 5 ноября 2019 года.

Литература

  • Античные гимны / сост. и общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — М. : Издательство Московского университета, 1988. — 359 с. — (Университетская библиотека). — 30 000 экз. ISBN 5-211-00182-6 .
  • Антонин Либерал . // Вестник древней истории / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В.Н. Ярхо. — 1997. — № 3—4 .
  • Власов В. Г. Кадуцей // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. . — СПб. : Азбука-классика, 2006. — Т. IV. И—К. — ISBN 5-352-01759-1 .
  • Грейвс Роберт . Мифы Древней Греции. — М. : Прогресс , 1992. — 624 с. — (Антропология, этнография, мифология, фольклор). — ISBN 5-01-001587-0 .
  • Грибанов Э. Д. . — М. : Медицина, 1990. — 208 с.
  • Королёв К. М. . — Мидгард, 2005. — 603 с. — ISBN 5-699-08964-0 .
  • Мазаракі А. А. Кадуцей // Митна енциклопедія: У двох томах / Державний науково-дослідний інститут митної справи. — Хмельницький: ПП Мельник А. А., 2013. — Т. 1. — С. 332. — 472 с. — (Митна справа в Україні). — ISBN 978-617-7094-09-7 .
  • Маслова Ю. В. // Культурное наследие России. — 2016. — № 4 . — С. 44—52 . — ISSN .
  • Мэттингли, Гарольд . Монеты Рима с древнейших времён до падения Западной империи. — М. : Collector`s Books, 2005. — ISBN 1-932525-37-8 .
  • Павсаний . / Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк. Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.. — СПб. : Алетейя, 1996. — ISBN 5-89329-006-2 .
  • Похлебкин В. В. . — Центрполиграф, 2007. — ISBN 978-5-9524-2784-6 .
  • Раменская Т. // . — М. : Новый Акрополь, 2011. — 324 с. — (Интересно о важном). — ISBN 978-5-91896-022-6 .
  • Соболева Н. А. . — 2-е. — М. : Издательский Дом ЯСК, 2018. — 656 с. — (Studia historica). — ISBN 978-5-907117-15-0 .
  • Щедрина К. А. Две змеи на архиерейском посохе XVII века: заметки о происхождении и символике // Ставрографический сборник. Книга третья: Крест как личная святыня: [Сб. статей]. — Изд-во Московской Патриархии, 2005. — С. 315—326 . — ISBN 5-93646-082-7 . .
  • Bruce C. II., Michael T., Miller H. . — Iola, WI: Krause Publications, 2008. — 1439 p. — ISBN 0-89689-708-7 .
  • Cuhaj G., Michael T., Miller H. Standard Catalog of World Coins 1701—1800. — Iola, WI: Krause Publications, 2010. — 1344 p. — ISBN 1-4402-1364-X .
  • Cuhaj G., Michael T., Miller H. Standard Catalog of World Coins 1801—1900. — Iola, WI: Krause Publications, 2009. — 1296 p. — ISBN 0-89689-940-3 .
  • Cuhaj G. S., Michael T. 2015 Standard Catalog of World Coins 1901—2000. — 42nd edition. — Iola, WI: Krause Publications, 2014. — 2352 p. — ISBN 1-4402-4039-6 .
  • Friedlander Walter J. (англ.) . — New York • Westport, Connecticut • London: Greenwood Press, 1992. — ISBN 0-313-28023-1 .
  • Scherer. // : [ нем. ] / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig : Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1884—1890. — Bd. I. — Kol. 2342—2432.
  • Schrötter Friedrich Freiherr von. Wörterbuch der Münzkunde. — zweite, unveränderte Auflage. — Berlin: J. Guttenberg Verlagsbuchhandlung, 1970. — 757 S. — ISBN 978-3110012279 .
  • Stevenson S. W., Smith C. R., . . — London: , 1889. — P. 756.
  • Standard Catalogue of World Paper Money, General Issues — 1368 — 1960 / edited by George Cuhaj. — 12th edition. — Krause Publications, 2008. — 1224 p. — ISBN 978-0-89689-730-4 .
Источник —

Same as Кадуцей