Interested Article - Позье, Жереми

Жереми́ Позье́ (в русских источниках: Иеремия Позье ; фр. Jérémie Pauzié ; 1716 , Женева 1779 , Женева ) — франко-швейцарский ювелир, мемуарист, художник, получивший известность благодаря заказам, выполненным для Российского императорского двора , среди которых особую роль сыграло создание Большой императорской короны для коронации императрицы Екатерины II (1762).

Корону авторства Жереми Позье, ставшую признанным произведением ювелирного искусства, в дальнейшем использовали в церемониях коронации всех российских императоров, включая последнего — Николая II. Жереми Позье был одним из первых мастеров своего времени, создавшим изделия из золота и бриллиантов под патронажем императриц Анны Иоанновны , Елизаветы Петровны и Екатерины Великой . Его творчество оказало большое влияние на российское и европейское ювелирное искусство , которое впоследствии ознаменовалось такими именами, как Луи-Давид Дюваль, Жакоб-Давид Дюваль, И. П. Краг, Жан-Пьер Адор, позднее — Франц-Петер (Франц Петрович) Бирбаум , Луи Картье и Карл Фаберже .

Бриллиантовый мастер

Жереми Позье родился в 1716 году в Женеве в семье французских гугенотов Этьена Позье и Сюзанны Буверот. В 1729 году Жереми Позье вместе с отцом Этьеном прибыл в Россию по приглашению своего дяди, служившего хирургом при дворе молодого императора Петра II . Из-за бедственного материального положения отец и сын добирались до Санкт-Петербурга пешком через Швейцарию , Германию и Голландию . После краткосрочной службы в армии под Архангельском (1730—1731) и смерти отца Жереми Позье получил пост подручного в мастерской француза-ювелира Бенуа Граверо, где проучился семь лет (1732—1739). Молодой ученик превзошел мастерством своего учителя и скоро привлек внимание императрицы Анны Иоанновны, под покровительством которой в 1740 году открыл свою мастерскую.

Начав собственное дело, Жереми Позье, получивший титул главного бриллиантового мастера и придворного ювелира, создавал ювелирные украшения и подарки для российской аристократии, придворных и императорской фамилии. Из-под его пера вышла книга мемуаров — «Записки придворного брильянтщика Позье о пребывании его в России с 1729 по 1764 г.», опубликованные Российским историческим журналом «Русская старина» в томе 1 за 1870 г. , Позье получил известность как выдающийся мастер ювелирного искусства, обладающий тонким вкусом, благодаря чему ему было доверено создать корону для взошедшей на престол императрицы Екатерины II в 1762 году.

Большая императорская корона

Одним из самых известных произведений ювелирного искусства стала Большая императорская корона , созданная Позье для коронации Екатерины II в середине 1762 года. Под влиянием искусства Византии автор создал корону из двух золотых и серебряных полушарий, символизирующих восточные и западные Римские империи, разделенные кружевной бриллиантовой гирляндой на низком замке. Позье оправил в серебро и золото 75 жемчужин общей массой 763 карата , использовал также 4936 индийских алмазов и бриллиантов совокупной массой 2858 каратов, выложенных в рисунке лавровых и дубовых листов, отражающих силу и власть императрицы. Корону венчали благородная шпинель массой 398,72 карата и бриллиантовый крест. Корона общей массой 2,34 кг была создана в рекордно короткий срок — за два месяца. . С 1762 года корона, созданная Жереми Позье, использовалась для коронации всех российских императоров, включая последнего — Николая II. Будучи одним из главных символов Дома Романовых и Российской монархии вообще, ныне она хранится в Алмазном фонде Московского Кремля .

Позье — придворный художник-ювелир Российского императорского Двора

В России мастера называли Иеремия Позье. На протяжении жизни в Санкт-Петербурге Позье был в полном смысле этого слова приближенным ко двору и получал большое количество заказов на изготовления украшений для императорской семьи, приближённых особ и дипломатов.

Императрица Екатерина Великая

За годы пребывания Позье в России произошло несколько смен власти, однако за мастером неизменно сохранялся статус придворного ювелира. Особой значимостью отличались подарки иностранным министрам, отмечает в своих мемуарах Позье. Он описывает исключительность драгоценных камней, которые шли на изготовление больших табакерок и колец. Позье был единственным ювелиром, которому заказы поступали от императрицы Екатерины II через канцлера Воронцова . Искусный мастер также создавал украшения и сувениры для российской аристократии: часы, букеты из драгоценных камней, кольца, броши и табакерки, ставшие модными подарками на протяжении всего последующего века. . Будучи человеком честным и притом доверчивым, Позье принимал многие заказы в кредит, и часто материально страдал; боязнь совсем потерять нажитые средства заставила его покинуть Россию в 1764 году под предлогом отпуска.

Позье был непревзойдённым мастером огранки и оформления бриллиантов и драгоценных камней. В своих работах он отводил камням ключевую роль, делая золотое и серебряное обрамление еле заметным, создавая ощущение лёгкости и невесомости рисунка камней. Впечатление невесомости изделия достигалось благодаря большому количеству пустот и намеренному отсутствию симметрии в композиции изделия Виртуоз огранки, Позье использовал сочетания цветных драгоценных камней (рубины, изумруды), жемчуга и серебра

Творческая жизнь Позье — характерное явление золотого века в культуре России XVIII столетия . Екатерина II, следуя примеру своей предшественницы императрицы Елизаветы, была неутомимым коллекционером ювелирных шедевров, призванных олицетворять в глазах европейских правителей мощь и незыблемость самодержавия в Российской империи. Изделия, созданные Жереми Позье, входят в уникальную коллекцию произведений искусства России. Жереми Позье умер в декабре 1779 года на родине в Женеве.

Работы Позье экспонировались на выставках ювелирного искусства, включая «The Art of the Goldsmith & the Jeweler в A La Vieille Russie» в Нью-Йорке (1968), а также на выставке «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела» в Московском Кремле (2011). . С 2011 года права на бренд Жереми Позье (Jérémie Pauzié) принадлежат французской люксовой группе Vendôme Private Trading. Изучение наследия и возрождение школы Иеремии Позье являются основными задачами Ювелирного дома.

См. также

Примечания

  1. (неопр.) . Swissworld.org. Дата обращения: 11 июня 2014. Архивировано из 29 мая 2009 года.
  2. (неопр.) . Societyofjewelleryhistorians.ac.uk. Дата обращения: 11 июня 2014. 8 марта 2014 года.
  3. (неопр.) . tvcultura.ru. Дата обращения: 25 января 2014. 18 мая 2015 года.
  4. (неопр.) . RusArtNet.com. Дата обращения: 11 июня 2014. 24 сентября 2015 года.
  5. (неопр.) . Famousdiamonds.tripod.com. Дата обращения: 11 июня 2014. Архивировано из 27 июня 2014 года.
  6. (неопр.) . Almazi.net. Дата обращения: 11 июня 2014. Архивировано из 26 июля 2007 года.
  7. (неопр.) . Дата обращения: 8 мая 2011. Архивировано из 28 февраля 2010 года.
  8. (неопр.) . Christies.com (19 апреля 2002). Дата обращения: 11 июня 2014. 8 июля 2014 года.
  9. (недоступная ссылка)
  10. (неопр.) . Macdougallauction.com. Дата обращения: 11 июня 2014. 18 мая 2015 года.
  11. (неопр.) . History.co.uk. Дата обращения: 11 июня 2014. 25 июня 2014 года.
  12. (неопр.) . Vendomeprivatetrading.com. Дата обращения: 11 июня 2014. 18 мая 2015 года.

Библиография

  • Искатели. Бегство бриллиантщика Позье. Январь, 2015
  • Записки придворнаго брильянтщика Іереміи Позье о пребываніи его въ Россіи. Съ 1729 по 1764 г. / Ред. A. A. Кунин // Русская Старина, 1870
  • Alexander Solodkoff, Orfèvrerie russe du XVIIe au XIXe siècle, 1981
  • A la Vieille Russie, The Art of the Goldsmith & the Jeweler, 1968, no. 174, illus. p. 76
  • Sidler, Godefroy, Catalogue officiel du Musée de l’Ariana, Genève, Ville de Genève / Atar, 1905. 234 p.. , p. 126, n° 47
  • Eisler, William. The Dassiers of Geneva: 18th-century European medallists. Volume II: Dassier and sons: an artistic enterprise in Geneva, Switzerland and Europe, 1733—1759. Lausanne, 2005., pp. 361—362, fig. 47, repr. n/b
  • Golay, Laurent. Alexandra Karouova et al.. Suisse-Russie. Des siècles d’amour et d’oubli, 1680—2006[cat. exp. Lausanne, Musée historique, 17.02 — 21.05.2006]. Lausanne, Musée historique de Lausanne; Benteli, 2006., p. 55, repr. coul.
  • Jeffares, Neil. Dictionary of pastellists before 1800. London, Unicorn Press, 2006., p. 622, non repr. (sous Anonyme, Ecole suisse)

Примечания

  1. (неопр.) . ru.wikisource.org. Дата обращения: 11 февраля 2020.

Same as Позье, Жереми