Interested Article - Мост через Марну в Кретее

«Мост через Марну в Кретее» ( фр. Le Pont sur la Marne à Créteil , другие название «Берега Марны» ) — картина французского художника Поля Сезанна из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина .

На картине изображена река с перекинутым через неё двухпролётным стальным мостом . Берега реки заросли деревьями, на противоположном берегу стоит огороженный большой дом с красной крышей. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размеры 71 × 90 см.

Первоначально картина фигурировала под названием «Мост в Пюто » и считалось что она была написана в 1888 году — такую дату называл сын художника. Однако стилистически она гораздо ближе к работам Сезанна первой половины 1890-х годов. М. А. Бессонова считает что над этим пейзажем художник работал в 1894 году — в это время Сезанн в основном находился в Париже и в поисках подходящих сюжетов часто ездил в близлежащие городки . Как изображение местности в Кретее первым идентифицировал картину Л. Вентури в 1936 году . Д. Ревалд , в 1930-е годы в целях точной топографической привязки пейзажей Сезанна совершивший поездку по местам работы художника, подтвердил выводы Вентури . Изображённый на картине fr был построен в 1872—1874 годах и разобран в 1964 году, на его месте был построен новый мост .

В ноябре—декабре 1895 года картина впервые была показана публике на большой персональной выставке Сезанна в галерее А. Воллара , где фигурировала под названием «Берега Марны» с указанием что была написана в 1888 году . Камиль Писсарро в письме своему сыну Жоржу от 12 ноября 1895 года характеризовал выставку как «совершенно потрясающую»: «…там есть натюрморты, пейзажи большого размаха. <…> Эффект необыкновенный» , а через три дня он дополнил свои впечатления: «Любители ошеломлены, они ничего не понимают в картинах Сезанна, а это художник первого ранга, потрясающе тонкий, правдивый и классичный» .

По окончании выставки картина оставалась в галерее Воллара, где 6 января 1900 года была выменена О. Пеллерином на неустановленную пастель Дега , пейзаж Сезанна «Заброшенный дом» ( Метрополитен-музей ) и его же акварель «Курильщик» (Собрание эмира Катара ). 8 сентября 1911 года О. Пеллерин сдал картину в галерею «Бернхейм-Жён», где в обмен получил картину Сезанна «Мельница» ( Художественный музей Филадельфии ). В тот же день Воллар выкупил картину у Бернхейма и вновь выставил в своей галерее .

Картина в одном из залов Галереи искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков Пушкинского музея

В 1912 году картина за 30000 франков была приобретена московским купцом и коллекционером И. А. Морозовым . После Октябрьской революции его собрание было национализировано, и эта картина среди прочих оказалась в Государственном музее нового западного искусства , а после расформирования музея в 1948 году была передана в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . Картина выставляется в бывшем флигеле усадьбы Голицыных на Волхонке , в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков , зал 17 (зал Гогена) .

М. А. Бессонова в своём анализе картины отмечала:

Композиция строится одновременно и вглубь, и по вертикали, что в сочетании с непривычно высветленным передним планом придаёт пейзажу динамизм и энергию, не разрушая при этом цельности поверхности картины. Этот пейзаж как бы воплощает новые принципы живописного построения, открытого Сезанном: роль параллельных и перпендикулярных горизонту линий; функции глубины и поверхности; приёмы, позволяющие передать ощущение света и воздуха в картине. <…> Небо и вода у нижнего края написаны стремительными и завихряющимися мазками голубой краски, вносящими в трактовку поверхности лёгкую фактурную игру .

Её дополняет старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Пушкинского музея А. В. Петухов:

Пространство картины, создающее впечатление глубины, трёхмерности, основывается на тщательно выстроенной системе «кулис», вертикальных, горизонтальных и диагональных линий. Динамизм уверенно прочерченной линии берега уравновешен «фиксирующими» края полотна деревьями и их отражениями, чётким ритмом пролётов моста. Вторит этому замыслу и цветовое решение картины: небо перекликается со своим отражением в воде, создавая яркие акценты светлого, а доминируют в колорите <…> мельчайшие оттенки зелёного — от яркой зелени берега до тёмных «кулис» .

Примечания

  1. ↑ , с. 258.
  2. ↑ , с. 259.
  3. ↑ , с. 116.
  4. (неопр.) Дата обращения: 19 января 2022. 19 января 2022 года.
  5. , с. 277.
  6. , с. 104.
  7. (неопр.) Дата обращения: 19 января 2022. 19 января 2022 года.

Литература

  • Бессонова М. А. , Георгиевская Е. Б. Франция второй половины XIX — XX века. Собрание живописи / Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. — М. : Красная площадь, 2001. — 399 с. — ISBN 5-900743-58-6 .
  • Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры: каталог выставки / Государственный Эрмитаж; Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. — СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2019. — 368 с. — ISBN 978-5-93572-861-8 .
  • Перрюшо А. Сезанн. — М. : Молодая гвардия , 1966. — 366 с. — ( Жизнь замечательных людей ).
  • Камиль Писсарро. Письма. Критика. Воспоминания современников / Сост., вступ. статья, примеч и хронология жизни и творчества К. Г. Богемской , пер. с франц. Е. Р. Классон. — М. : Искусство, 1974. — 352 с.

Same as Мост через Марну в Кретее