Interested Article - Морозов, Иван Абрамович

Ивáн Абрáмович Морóзов ( 27 ноября ( 9 декабря ) 1871 года , Москва , Российская империя 22 июля 1921 года , Карлсбад , Чехословакия ) — московский предприниматель , купец — директор-распорядитель Тверской мануфактуры (1892—1900 годы), директор правления Мугреево-Спировского лесопромышленного товарищества ( Ковров ), член Совета Московского купеческого банка , член Московского биржевого комитета , председатель Московского купеческого собрания (1898—1899 годы), выборный , член Российского общества химической промышленности («Руссокраска» с 1914 года), один из учредителей Российского акционерного общества коксовой промышленности и бензольного производства (« » с 1915); меценат , коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина ; благотворитель — член Совета 1-го Тверского попечительства о бедных, член попечительского совета Комиссаровского технического училища и Московского коммерческого института , а также общества вспомоществования студентам Высшего Технического училища . Принадлежит к купеческой династии Морозовых .

Биография

Иван Абрамович Морозов был вторым сыном потомственного почётного гражданина Абрама Абрамовича Морозова (1839—1882) и Варвары Алексеевны Морозовой (Хлудовой ) (1848—1917) . Крещён 2 декабря в единоверческой Троицкой Введенской церкви у Салтыкова моста .

Представители всех четырёх ветвей морозовского рода. Слева направо: Абрам Абрамович Морозов (слева), Тимофей Саввич Морозов (сидит в центре), и Викула Елисеевич Морозов . Начало 1860-х.

Иван Абрамович Морозов — внук (1807—1856) , правнук Саввы Васильевича Морозова (1770—1860) — основателя династии, создателя многочисленных фабрик. В 1872 году при очередном разделе имущества Морозовых бумагопрядильные фабрики в Твери переходят к Абраму и . Директором основанного братьями « » становится Абрам Абрамович Морозов — отец Ивана .

С девяти лет Иван вместе со старшим братом Мишей посещал художественную студию Ивана Мартынова, брал уроки рисования и живописи у пейзажиста-передвижника Егора Моисеевича Хруслова (1861—1913) и Константина Коровина .

25 февраля 1882 году, на 43-м году жизни после тяжелой болезни скончался отец Ивана . Наследуя состояние мужа, Варвара Морозова берет на себя управление всеми делами, в том числе и руководство «Товариществом Тверской мануфактуры» . В этом же году Варвара Морозова знакомится с профессором Василием Михайловичем Соболевским , который вскоре становится её гражданским мужем .

В 1885 году Варвара Морозова покупает владение князей Долгоруких на Воздвиженке и заказывает архитектору Роману Клейну построить особняк в классическом стиле . В этом же году у Варвары Алексеевны и Василия Соболевского рождается сын Глеб ( ; 1885 — после 1926) . В 1887 году открывается Психиатрическая клиника для душевнобольных имени Абрама Абрамовича Морозова на Девичьем поле, на которую Варвара Алексеевна Морозова жертвует 150 тысяч рублей . У Варвары Алексеевны и В. М. Соболевского рождается дочь Наталья (Наталья Васильевна Морозова, 1887—1971) .

Иван Абрамович Морозов в этом году после окончания реального училища поступил на химический факультет Высшей политехнической школы в Цюрихе . Во время учёбы в Швейцарии не прекращал свои занятия живописью, продолжать писать маслом , в первые годы факультативно занимался рисунком и живописью на архитектурном отделении .

Портрет Михаила Абрамовича Морозова (фрагмент).
Валентин Серов . 1902 год.

Арсений Морозов в это время стажируется в Англии .

Иван Абрамович Морозов

В 1895 году Иван Морозов возвращается в Россию . В 1895 году поселяется в Твери и берёт на себя руководство (директор-распорядитель ) Тверскими фабриками, так как братья — Михаил и Арсений мало интересовались семейным делом . С 1904 по 1916 годы ему удалось умножить капитал предприятия втрое . Максимальную прибыль фабрики получили во время Первой мировой войны благодаря заказам на хлопчатобумажные ткани, полотно и сукно для русской армии.

Портрет И. А. Морозова.
Константин Коровин . 1903 год.

Проживая в Твери, Морозов иногда приезжает в Москву к брату Михаилу, в доме которого, начиная с 1893—1894 годов, собирается многочисленный кружок художников, постоянными членами которого были Михаил Врубель , Валентин Серов , Константин Коровин .

Начиная с 1898 года Иван Абрамович строит здание театра для рабочих Тверской мануфактуры, 14 января 1900 года состоялось его открытие, называлось оно «Чайная и зал для спектаклей» . В 1898—1899 годы он — председатель Московского купеческого собрания .

Здание Президиума Российской академии художеств на Пречистенке
( особняк Ивана Абрамовича Морозова ).

В конце 1899 года — начале 1900 годов он перебирается в Москву . Покупает у вдовы своего дяди старинную дворянскую усадьбу на Пречистенке (улица Пречистенка, 21 ), уцелевшую после пожара 1812 года . Ведёт светскую жизнь, посещает дом брата Михаила и сам устраивает званые вечера, на которых знакомится со многими литераторами, артистами и художниками . Занимается благотворительностью. Помогает Московскому университету в приобретении машины Линде для Физического института, оплатив её стоимость. Участвует в финансировании Института раковых заболеваний при Московском университете .

Под влиянием новых знакомых начинает интересоваться современной живописью и коллекционированием .

В 1900 году в Музее Художественного училища барона Штиглица проходит вторая выставка картин журнала « Мир искусства » .

Некоторые картины, представленные на этой выставке, были позже куплены Иваном Морозовым (« » Валентина Серова , « » Константина Сомова ) .

Иван Морозов положил начало своей коллекции покупкой картин русских пейзажистов . В 1901 году в Петербурге в залах Академии художеств открывается выставка картин журнала «Мир искусства», в рамках который проводится посмертная выставка Исаака Левитана . Михаил Морозов за 18 тысяч франков покупает « » Поля Бенара и « » Поля Гогена , а Иван Морозов — «Осенний пейзаж» Мануила Аладжалова . По другим данным, первой покупкой Ивана Морозова стало полотно Исаака Левитана .

В 1903 году Иван Абрамович покупает первый предмет западноевропейской живописи — холст Альфреда Сислея « Мороз в Лувесьенне » (1873, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва) за 11,5 тысячи франков . В этом же году на средства, пожертвованные представителями семьи Морозовых, открывается Институт имени Морозовых на Девичьем поле для лечения страдающих опухолями (архитектор Роман Клейн ) . И. А. Морозов вместе с братом Михаилом внесли по 30 тысяч руб . Всего Морозовыми было внесено 150 тысяч руб . В настоящее время в здании размещается Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П. А. Герцена .

24 июля 1903 года у Ивана Морозова и Евдокии (Доси) Кладовщиковой, бывшей хористки ресторана « Яр », рождается внебрачная дочь Евдокия , в будущем её родители обвенчаются.

После внезапной кончины брата Михаила (1903) Иван Морозов укрепляется в решении продолжить коллекционирование французской живописи , продолжая заниматься бизнесом и общественными делами. В 1904 году за 25 тысяч франков он покупает у Дюран-Рюэля эскиз к портрету Жанны Самари, принадлежащему его брату Михаилу.

Амбруаз Воллар (1866—1939).

С этих пор Иван Абрамович постоянно ездит в Европу не пропускает ни одной значительной выставки, ни « Салона Независимых », ни « Осеннего Салона », покупая картины во время вернисажей , у парижских маршанов (торговцев произведениями искусства) ( Амбруаза Воллара (1866—1939), Дюран-Рюеля , Люсьена Симона , Бернхеймов, Канвейлера и т. д.), на аукционах в Отеле Друо, или же прямо в мастерских художников . Морозов подходил к делу обстоятельно, пользуясь советами консультантов, среди которых были художники Валентин Серов , Сергей Виноградов , Игорь Грабарь , критики Сергей Маковский и Яков Тугендхольд .

Разросшуюся коллекцию Иван Морозов размещает в своём особняке , перестроенном в 1905 году под руководством модного архитектора Льва Кекушева . Позже к отделке особняка привлекались художники Морис Дени , Аристид Майоль , Пьер Боннар . Однако попасть в дом собирателя было сложно, он не стремился привлечь внимание прессы и критики и не любил показывать свою коллекцию .

С 1905 года Иван Абрамович становится членом Комиссии по рабочему вопросу при Московском биржевом комитете .

В 1906 году Иван Морозов одолжил несколько картин русских художников Сергею Дягилеву для выставки « », организованной в парижском « Осеннем Салоне ». Благодаря этому Иван Абрамович был выбран почетным членом Салона и получил Орден Почётного легиона . На этом салоне он знакомится с художником Морисом Дени , которому в 1907 году заказывает панно для концертного зала своего особняка .

« Бульвар Капуцинок в Париже », Клод Моне , 1873, Пушкинский музей .

27 июля 1907 года Иван Морозов венчается с Евдокией Кладовщиковой и уезжает в свадебное путешествие . Во время поездки в Париж Морозов приобретает впоследствии знаменитые полотна Поля Гогена « », « » и « », у Дюран-Рюэля за 50 тысяч франков две картины Моне — «Бульвар Капуцинок» и «Стог сена возле Живерни». чуть позже — одну из жемчужин своей коллекции — картину « » . Начинает собирать Сезанна с покупки двух пейзажев с горой Святой Виктории, «Дороги в Понтуазе» и « Натюрморта с драпировкой » .

Иван Морозов принимал участие в благотворительных акциях . Наряду с другими московскими капиталистами пожертвовал средства на создание корпуса Ракового института на Девичьем поле (ныне Малая Пироговская улица ), входил в попечительский совет основанного в 1907 для обеспечения российской промышленности и торговли кадрами московского коммерческого института .

Весной 1908 года открывается выставка « », на которой Иван Морозов покупает за три тысячи рублей (семь тысяч франков) «Ночное кафе в Арле» Ван Гога . В этом же году на «Осеннем салоне» Морис Дени показывает панно на тему «История Психеи», написанные для морозовского особняка, а Матисс выставляет тридцать картин; Морозов за тысячу франков покупает «Сидящую женщину» Матисса . Сергей Щукин приводит Ивана Морозова в мастерскую Матисса .

На Ивана Абрамовича Морозова большое влияние оказала дружба с Сергеем Ивановичем Щукиным . Благодаря Щукину Морозов знакомится с его кумирами Анри Матиссом и Пабло Пикассо и приобретает « » Матисса, а затем заказывает художнику пейзажи . За триптих « », « » и « » Морозов заплатил 24 тысячи франков . Из работ Пикассо в морозовском собрании были три полотна, среди них — « », « Акробат на шаре » . У Воллара за 300 франков Иван Морозов покупает «Странствующих гимнастов» Пикассо .

24 декабря 1908 года от заражения крови скоропостижно скончался младший брат Арсений Морозов .

Иван Абрамович Морозов.

В 1908 году Иван Абрамович был избран председателем правления только что образованного Мугреевско-Спировского лесопромышленного товарищества . Позже входил в число учредителей Российского акционерного общества «Коксобензол», а также «Московского банка» братьев Рябушинских .

Однако основной страстью Ивана Морозова остаётся коллекционирование предметов искусства. За десять лет Морозов купил почти 600 картин и 30 скульптур (половину составляла русская часть) . Всего лишь за два года — 1907 и 1908 — он приобрёл более 60 картин .

Советский искусствовед Борис Николаевич Терновец писал, что после 1908 года :

<…> вкусы И. А. Морозова приобретают устойчивость и определённость, перед ним выясняются задачи его собирательской деятельности, и она получает ту свободу и тот размах, которые так поражали современников. Начиная с этой эпохи, И. А. Морозов расходовал систематически чрезвычайно крупные суммы на пополнение любимой коллекции. Поток картин, направляющихся из Парижа в Москву, в его коллекцию на Пречистенке, принимает фантастические размеры; можно утверждать, что в эти годы, пересечённые войной 1914, ни один из европейских собирателей нового искусства, ни один из западных музеев не обогащали своих коллекций с такой энергией и стремительностью.

Весной 1912 года в журнале «Аполлон» опубликована статья Сергея Маковского о собрании Ивана Морозова и помещен полный каталог коллекции западной живописи, сопровожденный множеством репродукций . Иван Морозов покупает у Воллара за 35 тысяч франков долгожданный «Голубой пейзаж» Сезанна и заказывает Боннару два новых панно для лестницы . Осенью в Москву прибывает «Марокканский триптих», написанный Матиссом для Ивана Морозова за 24 тысячи франков . Лео и Гертруда Стайн распродают свою коллекцию картин. «Девочку на шаре» Пикассо покупает Иван Морозов за 13 тысяч франков .

Винсент Ван Гог — « Хижины ».
Винсент Ван Гог — « Красные виноградники в Арле ».
Ренуар — « Портрет актрисы Жанны Самари ».

После Первой мировой войны коллекция Морозова включала свыше 250 произведений новейшей французской живописи . Морозов был обладателем целой серии картин Винсента Ван Гога (« », « Красные виноградники в Арле », « Хижины », « Пейзаж в Овере после дождя » и др.), владел лучшими произведениями Ренуара (« », « Портрет актрисы Жанны Самари », « Девушка с веером » и др.), в собрании Морозова было 17 картин Поля Сезанна (« », два вида горы Сент-Виктуар и др.) . Русская художественная школа в коллекции Морозова была представленаболее чем 100 полотнами Михаила Врубеля , Александра Головина , Натальи Гончаровой , Константина Коровина , Бориса Кустодиева , Валентина Серова , Константина Сомова и других художников .

Весной 1915 года в художественном салоне Клавдии Михайловой в Москве проходит выставка «1915 год», Иван Морозов покупает на выставке «Парикмахерскую» Марка Шагала и позднее приобретает ещё три работы Шагала: «Домик в Витебске» («Дом в местечке Лиозно»), «Вид из моего окна в Витебске», «Давид с мандолиной» .

На своё увлечение Иван Морозов тратит огромные суммы, которые он мог себе позволить благодаря доходам, приносимым Морозовской мануфактурой в Твери . Ежегодно на покупку картин уходит 200—300 тысяч франков . Известно, что вся западная часть коллекции обошлась ему в 1 410 665 франков . История запомнила фразу Воллара: «русский, который не торгуется» .

Морозов, как и Щукин, намеревался подарить своё собрание Москве . В 1911 году, Александр Бенуа , зная о подобном решении, в статье «Московские впечатления» отмечал, что, когда собрания С. И. Щукина и И. А. Морозова перейдут в собственность Москвы, общество « приобретёт умение разбираться в современных исканиях » и « тогда оно только и окажется в состоянии сделать серьёзную оценку и всему отечественному творчеству » .

3 января 1917 года страховая стоимость коллекции И. А. Морозова определена в 560 тысяч рублей .

4 сентября 1917 года скончалась мать Ивана Абрамовича — Варвара Алексеевна Морозова . Согласно завещанию, принадлежащие ей паи (3,5 миллиона) продаются и на вырученные деньги приобретаются государственные процентные бумаги, которые кладутся в Государственный банк под проценты . Проценты «Товарищество Тверской мануфактуры» обязано «употребить на улучшение жилья рабочих на фабрике, на постройку для них домов и спален» .

25 июня 1918 года Иван Абрамович Морозов за 60 тысяч рублей покупает последнюю картину — «Ночь с костром у реки» К. А. Коровина (местонахождение неизвестно) .

Октябрьская революция изменила планы Морозова. 28 июня 1918 года выходит декрет о национализации крупной промышленности — «Товарищество Тверской мануфактуры» национализировано . В декабре вступает в силу декрет о конфискации доходных домов и передаче учреждениям особняков — первый этаж особняка И. А. Морозова отдан под общежитие Военного округа . Декретом от 19 декабря (по другим данным 30 декабря ) 1918 года Морозовская коллекция (вместе с коллекциями Алексея Викуловича Морозова и Ильи Семёновича Остроухова ) была национализирована .

11 апреля 1919 года морозовское собрание получает наименование « » ( Щукинская коллекция составила « »), а сам бывший владелец был назначен заместителем хранителя собственной коллекции (хранителем назначен Борис Терновец ) и в течение нескольких дней исполнял эту должность, сопровождая посетителей по залам музея . 14 апреля 1919 года комендант принадлежащего некогда Ивану Абрамовичу особняка предписывает семье Морозовых срочно переехать в выделенные им три комнаты на первом этаже .

В конце апреля-начале мая 1919 года Иван Морозов вместе с женой Евдокией и дочерью навсегда покинул Россию . Вначале они обосновались в Парижской гостинице «Мажестик», а потом в квартире на сквер Тьэр, 4 в 16-м квартале .

В это время, 1 мая 1919 года, в Москве открывается для публики «Второй музей новой западной живописи» (бывшее собрание И. А. Морозова).

15 мая 1920 года в Швейцарии Иван Морозов дает своё последнее интервью Феликсу Фенеону .

В конце 1920 года семья Морозовых посещает Лондон , где в банке хранятся средства, принадлежавшие «Товариществу Тверской мануфактуры» .

18 апреля 1921 года Иван Морозов заверяет у адвоката духовное завещание, отписывая всё движимое и недвижимое имущество жене .

Иван Абрамович Морозов умер от острой сердечной недостаточности 22 июля 1921 года в 11 часов утра по дороге на воды в Карлсбад, куда направлялся на лечение . Тело перевозят в закрытом гробу, похороны назначены на 26 июля . Гроб с телом прибывает в Берлин, затем в Женеву . Место погребения Ивана Абрамовича Морозова долгое время было неизвестно . Однако недавно захоронение было обнаружено на старом кладбище в Карловых Варах .

О кончине И. А. Морозова сообщают парижские газеты «Общее дело» и «Последние новости» и берлинская « Руль » . Б. Н. Терновец печатает некролог в рубрике «Собиратели и антиквары прошлого» в ноябрьском номере журнала « Среди коллекционеров », где ошибочно указывает месяц смерти — июнь (вместо июля) .

История Морозовской коллекции после национализации

В марте 1923 года Щукинская и Морозовская коллекции были административно объединены в единый « Государственный музей новой западной живописи » (ГМНЗИ) . Директором нового музея назначен Б. Н. Терновец . Французский отдел Морозовского отделения состоит из 252 единиц (в том числе 202 произведения живописи, 39 скульптур и 11 изделий из керамики) .

В 1925 году русский отдел Морозовского отделения ГМНЗИ, насчитывающий 318 произведений русских художников (в том числе шесть скульптур), в течение двух лет передаётся в Государственную Третьяковскую галерею . От имени художников объединения «Бубновый валет», «Мир искусства» и «Московские живописцы» Пётр Кончаловский направляет письмо председателю Моссовета Льву Каменеву в защиту Морозовского отделения: «Перенесение музея, неизбежное в случае отдачи дома другому музею, равносильно уничтожению музея» . На морозовский особняк претендует родильный приют, но благодаря вмешательству наркома иностранных дел Г. Н. Чичерина коллекция остаётся на месте .

В марте 1928 года принимается решение о передаче особняка С. И. Щукина (Б. Знаменский пер., 8) под экспозицию Музея фарфора . В ноябре-декабре 1928 года Щукинское отделение музея перенесено в бывший Морозовский особняк на улице Кропоткина (Пречистенка) .

Винсент Ван Гог — « Ночное кафе ».

В 1933 году два холста из Морозовской коллекции, в том числе « » («Портрет мадам Сезанн») Поля Сезанна ( Метрополитен-музей ) и « Ночное кафе » Винсента Ван Гога ( Йельский университет ) были проданы американскому коллекционеру Стивену Кларку за 260 тысяч долларов . Морозовское отделение лишилось также «Певицы в зелёном» и «Подавальщицы из ресторана Дюваля» Ренуара, принадлежавших С. А. Щербатову и М. П. Рябушинскому соответственно .

1 января 1938 года Б. Н. Терновец уволен с должности директора ГМНЗИ, узнав об этом из газет .

Во время Второй мировой войны собрание Морозова вместе со всеми музейными коллекциями было эвакуировано в Новосибирск , а по возвращении в Москву в 1944 году предметы искусства долго оставались в ящиках нераспакованными находясь в Музее восточных культур [ уточнить ] .

В 1948 году началась борьба против всех форм « космополитизма », в том числе формализма и импрессионизма в живописи . Музейный отдел Комитета по делам искусств планировал разбросать картины по провинциальным музеям, а некоторые и вовсе уничтожить . Однако подобный подход не был одобрен, и хотя «Музей нового западного искусства» был ликвидирован 6 марта 1948 года постановлением Совета Министров СССР , его коллекция была поделена (без какого-либо художественного принципа) между Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Эрмитажем .

В 1948 году в бывший морозовский особняк въехала Академия художеств СССР .

Долгое время коллекция Морозова не была доступна публике, и лишь в 1955 году в Москве и в 1956 году в Ленинграде часть картин оказалась в постоянной экспозиции .

Практически полностью коллекция Ивана Морозова доступна в постоянной экспозиции музеев начиная с середины 1960-х годов .

По некоторым данным, на начало XXI века единственным законным наследником знаменитой коллекции Ивана Морозова являлся внук Сергея Коновалова — Пётр Иванович (Пьер) Коновалов (р. 1953) . В конце 2000-х-начале 2010-х Пьер Коновалов стал всемирно известен борьбой за свои права на коллекцию своего прадеда.

По оценкам аукционного дома Сотбис , стоимость коллекции Ивана Абрамовича Морозова на 2012 год составляла 5 млрд долларов США .

Семья

Портрет Евдокии Морозовой (фрагмент).
Валентин Серов . 1908 год.
  • Жена — (Кладовщикова, по сцене — Лозина ) (10.02.1885—04.03.1959) — певица и актриса. Познакомились в 1901 в « Яре » . Тайно обвенчались в 1907 году .

Из воспоминаний Юрия Бахрушина (сына основателя музея): «Однажды, будучи у „Яра“, немолодой уже Морозов познакомился там с одной ресторанной хористочкой. Хорошенькая, бойкая девушка произвела неожиданное впечатление на бывалого злостного холостяка. Начался сперва лёгкий флирт, затем ухаживание, а потом и роман. Эта связь тщательно скрывалась Морозовым, но с каждым днём он чувствовал всё острее значение молодой женщины в его жизни… она была скромна, не стремилась принимать участие в разговорах о предметах, в которых ничего не понимала, была весела и жизнерадостна, и в ней абсолютно отсутствовала какая-либо вульгарность». После венчания жену Морозова надо было представить «свету» — и произошло это в доме Алексея Бахрушина: «Великосветская купеческая Москва встретила молодую Евдокию Сергеевну Морозову сдержанно, с явным недоверием, внимательно приглядываясь, как она ест, как разговаривает, как себя держит. Но молодая Морозова держала себя так просто, делала всё так непринуждённо, словно она всю жизнь только и вращалась в подобном обществе. К концу вечера наиболее податливые сердца уже смягчились, и молодые получили несколько приглашений. Сражение было выиграно. А через несколько лет Евдокия Сергеевна стала уже полновластным членом московского большого света, и единственно, что осталось за ней на всю жизнь, это наименование Доси».

  • Дочь — (24.07.1903—27.12.1974) — рождена вне брака, удочерена отцом в 1916 году .

С 25 января 1922 года замужем за Сергеем Александровичем Коноваловым (31.10.1899—12.02.1982) , венчание проходило в Православном кафедральном соборе на улице Дарю . После этого перестаёт общаться с матерью . В декабре 1922 году родила сына, названного в честь деда Иваном . Брак распался в конце 1937 года . Сергей Коновалов переезжает в Англию , где возглавляет кафедру русского языка и литературы в Оксфордском университете .

Внук — Иван Сергеевич (Жан) Коновалов (10.12.1922—30.01.2002) был женат на Ольге Ильиной-Амитиной (28.04.1929—08.09.1998) .

Правнук — Пётр Иванович Коновалов (род. 22.06.1953) женат на Екатерине Ермаковой (24.09.1967) .

Память

1 июня 2012 года состоялась премьера снятого к 100-летию Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина фильма Леонида Парфёнова « Глаз божий », в первой части которого значительное внимание уделено Ивану Морозову и Сергею Щукину , чьи собрания стали основой коллекции французской модернистской живописи будущего музея .

4 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге в здании Главного Штаба были открыты новые постоянные экспозиции Государственного Эрмитажа , где на 4-м этаже была размещена коллекция произведений французских импрессионистов из собрания Морозовых и С. И. Щукина . Эта экспозиция получила название Галерея памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France Ivan Abramovič Morozov // (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. от 29 октября 2013 на Wayback Machine // Московские меценаты современного искусства.
  3. от 22 марта 2014 на Wayback Machine // Семёнова Н. Ю. «Московские коллекционеры»: Основные даты жизни и деятельности московских коллекционеров.
  4. .
  5. в Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия .
  6. 29 января 2012 года. .
  7. от 26 января 2011 на Wayback Machine // Эврика.
  8. от 9 декабря 2013 на Wayback Machine // Энциклопедия российского купечества.
  9. , с. 304.
  10. . 1 серия . leonidparfenov.ru . Леонид Парфёнов: официальный сайт. Дата обращения: 16 марта 2016. 10 июня 2012 года.
  11. Леонид Парфёнов. [www.echo.msk.ru/blog/parfenov_1/1079624-echo Москва-Петербург] . Эхо Москвы (22 мая 2013). Дата обращения: 13 июня 2013.
  12. 29 января 2012 года. .
  13. от 10 июня 2012 на Wayback Machine // Леонид Парфёнов .
  14. от 25 мая 2012 на Wayback Machine // Первый канал (Россия) .
  15. от 30 мая 2012 на Wayback Machine // Леонид Парфёнов и Елена Афанасьева ; Телохранитель, Эхо Москвы ; 27.05.2012.
  16. Анонс: от 2 июня 2012 на Wayback Machine // Первый канал (Россия) .
  17. Дата обращения: 4 марта 2018. 4 марта 2018 года.

Литература

  • Филаткина Н. А. Династия Морозовых: Лица и судьбы. — М. : Издательский дом Тончу, 2011. — 584 с.
  • Семёнова Н. Ю. Жизнь и коллекция Ивана Морозова. — М. , 2007.
  • Полунина Н. М. [otpusk-info.ru/journey/encyclopedia/moscow/fc/slovar-204-7.htm#zag-2070 Морозов Иван Абрамович]// Москва: энциклопедический справочник. — М. : Большая российская энциклопедия, 1992.
  • Москва: энциклопедия / Глав. ред. С. О. Шмидт ; Сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев; Худ. оформление А. В. Акимова, В. И. Шедько. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — (История Москвы с древнейших времён до наших дней). — 100 000 экз. ISBN 5-85270-277-3 .
  • Иллюстрированный каталог Государственного музея нового западного искусства. — М. , 1928.
  • Терновец Б. Н. Письма. Дневники. Статьи. — М. , 1977.
  • Аксёненко М. Б. История Государственного музея нового западного искусства // Музей: Художественные собрания СССР. — [Вып.] 3. — М. , 1982.
  • Думова Н. Г. Московские меценаты. — М. , 1992.
  • Морозов и Щукин — русские коллекционеры: От Моне до Пикассо (Каталог выставки 120-ти шедевров из русских музеев). — М. —Кёльн: Дюмон; Музей Фолькванг Эссен, 1993. — 448 с. — ISBN 5-7701-3313-7 .
  • Е. Ю. Горбунова. Благотворители и меценаты в истории Московского университета / редактор: В. И. Тропин. — М. : Издательство Московского университета, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-211-05745-6 .

Ссылки

Источник —

Same as Морозов, Иван Абрамович