Interested Article - Митрофан Воронежский

Митрофа́н Воро́нежский (в миру Михаи́л , в схиме Мака́рий ; 6 ( 16 ) ноября 1623 года, Антилохово 23 ноября ( 4 декабря ) 1703 года, Воронеж ) — епископ Русской церкви , епископ Воронежский и Елецкий. Причислен к лику святых Русской православной церкви 25 июня ( 7 июля ) 1832 года.

Жизнеописание

Семья

Его родители принадлежали к духовному званию, по словам самого святителя, «я родился в мир сей от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере». Был женат, имел сына.

Монах и игумен

В сорок лет Михаил овдовел. В 1663 году был пострижен в монашество с именем Митрофан в Золотниковской пустыни в честь Успения Божией Матери. Митрофан был известен строгой монашеской жизнью, и уже в 1665 году по просьбе братии Яхромского Космина монастыря был поставлен игуменом этой обители. Во время его настоятельства в монастыре был построен новый Спасский храм, который был снабжён всей необходимой церковной утварью .

С 1675 года Митрофан являлся игуменом Унженского Троицкого монастыря , которому покровительствовал царствующий дом Романовых . Под его руководством и в этой обители был сооружён новый храм — каменный Благовещенский с трапезною и колокольней , освящённый в 1680 году.

В 1677 году по поручению патриарха Иоакима игумен Митрофан обследовал церкви в ветлужских сёлах, а также заменял в храмах Галича и Юрьевца Поволжского с уездами старопечатные богослужебные книги на новые. В 1680 году одновременно с настоятельством в Унженском монастыре он был назначен десятильником — управляющим Унженской десятиной, в состав которой входили 94 храма.

Воронежский архиерей

Портрет XIX в.

2 ( 12 ) апреля 1682 года назначен епископом Воронежским, был первым архиереем на вновь учреждённой кафедре. Ранее она входила в состав Рязанской епархии, однако тамошние архиереи не посещали Воронеж и его окрестности, находившиеся на глубокой периферии их обширной епархии. Многие местные жители не испытывали уважения к религии, образовательный уровень пастырей был крайне низок, в регионе было велико влияние старообрядчества , представители которого бежали на тогдашнюю окраину России от гонений. На территории епархии было лишь 182 храма, что не соответствовало её масштабам и постоянно увеличивавшемуся количеству населения. Монастырская жизнь находилась в упадке, во внутреннюю жизнь монастырей часто вмешивались жертвователи-миряне. По словам владыки Митрофана, «у нас место украинское и всякого чину люди обвыкли жить неподвластно, по своей воле» (украинское в данном случае означало окраинное).

В конце августа 1682 епископ прибыл в свою епархию. В житии святителя Митрофана даётся такая оценка его деятельности в качестве правящего архиерея:

Как опытный хозяин, радеющий об имуществе церковном, он стремился к тому, чтобы увеличить средства своей небогатой епархии и заботливо упорядочивал её внешний, церковно-хозяйственный обиход. Но главные заботы святителя сосредоточивались на пастырском попечении о спасении душ вверенного ему Господом словесного стада. Святой Митрофан явился истинным пастырем, со страхом Божиим он свершал своё служение: с любовию и милосердием вспахивал святитель ниву сердец человеческих, чтобы посеять на них спасительные семена слова Божиего; лишь в крайних случаях для искоренения пороков обращался он к суровым карательным мерам.

В бытность владыки Митрофана епископом Воронежским были окончательно определены и расширены границы епархии. Вместо ветхого Благовещенского собора в Воронеже был построен новый , каменный пятиглавый, также освящённый к 1692 в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и ставший в то время самым большим зданием города. Число храмов в епархии увеличилось до 239. Были основаны два новых монастыря, один скит преобразован в монастырь. Обители епархии были подчинены архиерейскому надзору, в них была налажена финансовая дисциплина. Епископ принимал меры к повышению нравственного уровня как монашествующих, так и белого духовенства, заботился об их авторитете, защищал священников от притеснений со стороны мирян. Был строгим, но справедливым архипастырем. Активно боролся с влиянием старообрядчества, много проповедовал, открывал в сёлах школы, в которых преподавали знавшие грамоту переселенцы из Малороссии . Много занимался благотворительностью, по словам биографа владыки, «дом его архиерейский был домом прибежища всем скорбящим, странникам гостиница, болящим врачебница, убогим место упокоения».

Епископ Митрофан и царь Пётр I

Епископ воронежский Митрофан жертвует монастырскою суммою Петру I в 1696 году на сооружение флота для осады Азова, М. И. Теребенёв , 1857 г.

Епископ Митрофан оказывал поддержку Петру I , который организовал в Воронеже корабельную верфь для строительства флота , участвовавшего в походе на Азов в 1696 . В своих проповедях он поддерживал это начинание царя, как правящий архиерей, содействовал строительству кораблей, жертвовал крупные суммы на кораблестроение, считал возможным заимствовать с Запада технические знания. Царь, в свою очередь, с уважением относился к святителю, для некоторых воронежских обителей им по ходатайству епископа Митрофана были уменьшены государственные повинности (что было нехарактерно для Петра I, но объяснялось его хорошими отношениями с владыкой).

В то же время активная политика вестернизации различных сторон жизни встречала неприятие со стороны святителя, который не боялся возражать царю, когда речь шла о принципиальных вопросах. В житии святителя описан его конфликт с Петром I во время одной из поездок царя в Воронеж:

Государь пожелал видеть у себя святого Митрофана и велел ему явиться во дворец. Святитель тотчас же отправился к царю пешком. Но, войдя во двор, ведущий ко дворцу, он увидел статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по царскому приказанию. Святитель сейчас же повернулся и пошел домой. Об этом доложили императору, который, не зная, почему святой Митрофан возвратился обратно, вторично отправил к нему посланного с приказанием явиться. Но святитель ответил: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец». Разгневанный такими словами Петр приказал передать святому: «Если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни». На эту угрозу епископ Митрофан отвечал: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца».

Конфликт завершился примирением — царь простил епископа и приказал убрать статуи, после чего владыка явился во дворец благодарить государя. В последующем он не изменил своё негативное отношение к европейским обычаям и включил в своё духовное завещание резкое предостережение патриарха Иоакима против сближения с иноземцами. Несмотря на это, он до самой смерти пользовался расположением царя, с которым в последний раз встречался в 1702 .

Болезнь и кончина

В августе 1703 года епископ Митрофан тяжело заболел. 10 ( 21 ) августа 1703 года был пострижен в схиму с именем Макарий, в честь преподобного Макария Унженского, основателя монастыря, в котором был игуменом до своей архиерейской хиротонии. В своём завещании, в частности, писал: «А келейных денег у меня нет… не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной».

23 ноября ( 4 декабря ) 1703 года святитель Митрофан скончался, при его погребении 4 ( 15 ) декабря 1703 года присутствовал царь Пётр I, который планировал посетить воронежскую верфь, но ускорил свой приезд, узнав о кончине епископа. После заупокойного богослужения Пётр I сказал всем присутствующим: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней почести. Итак вынесем его тело сами» . Царь лично нёс гроб владыки, а после похорон, обратившись к приближённым, сказал: «Не осталось у меня такого святого старца» . Владыка Митрофан был похоронен в Благовещенском соборе Воронежа.

Почитание

Мощи

Поклонение мощам святителя Митрофана Воронежского

В 1831 году были извлечены останки Митрофана Воронежского, объявленные нетленными мощами. В начале 1832 года синодальная комиссия из трёх человек это нетление подтвердила, а в середине того же года Синод принял решение: «Святые, чудодейственные и целебные мощи» Митрофана поставить в церкви «яко светильник» .

3 февраля 1919 года в Митрофановском монастыре комиссия, составленная из представителей советской власти и врачей-экспертов под председательством секретаря губернской чрезвычайной комиссии Бессмертного, произвела вскрытие раки Митрофана Воронежского. Согласно заключению комиссии, мощи состояли из рассыпающегося черепа с прикреплёнными волосами, нескольких костей, а основную массу составляли ткани и вата .

5 декабря 2009 года мощи святителя Митрофана были перенесены из Покровского кафедрального собора Воронежа в Благовещенский собор (Воронеж) .

Канонизация

В 1832 году епископ Митрофан был причислен к лику святых. Дни памяти: 23 ноября ( 6 декабря ) преставление, 19 июля ( 1 августа ) , 7 (20) августа обретение мощей (1832), 4 (17) сентября второе обретение (1964) и перенесение мощей (1989).

В прославлении святителя Митрофана Воронежского активно участвовал Алексей Александрович Павлов , зять генерала Ермолова , бывший камергер Двора , о чем в беседе с Мотовиловым на Пасху 1835 года сказал святитель Антоний: «он так много служил святителю Митрофану и так сильно и деятельно содействовал открытию святых мощей святителя Митрофана, что я считаю его не только к себе самому, но и к святителям Воронежским Митрофану и Тихону искренно близким человеком» .

Храмы и монастыри

Памятник в Воронеже

Первым храмом во имя святителя Митрофана была надвратная церковь в Хотьковском монастыре , которую 29 июня 1833 года освятил митрополит Филарет .

В Москве существуют храм Митрофана Воронежского , построенный в 1895 году при детском приюте великой княгини Елизаветы Фёдоровны в Петровском парке . В Павелецком вокзале , с которого отправляются поезда в Воронеж, находится часовня во имя святителя, освящённая в 2001 году.

В Петербурге в 1847 году на территории Тентелевского кладбища была построена церковь Митрофана Воронежского, в связи с чем и само кладбище стало именоваться Митрофаниевским . Этот храм был снесён в 1929 году.

На территории Карелии на берегу Важозера находится Митрофаниевская пустынь Петрозаводской и Карельской епархии, основанная (как скит) в 1904 году и возрождённая в 2000 году.

В Псковской епархии в селе Лосицы ( Плюсское благочиние ) в 1856 году был освящён храм Митрофана Воронежского.

В 2003 году был построен храм во имя святителя на территории Воронежского института МВД России .

В Самаре построен деревянный храм в честь святителя Митрофана Воронежского. В Болграде Одесской области (Украина) кладбищенская церковь в честь памяти свт. Митрофана.

Музей и памятники

В 2021 году открылся виртуальный музей "Святые покровители Воронежа" в котором представлено частное собрание старинных икон Святителя Митрофана.

В 2003 году в Воронеже был установлен памятник святителю Митрофану . Для сбора пожертвований на строительство кафедрального Благовещенского собора в городе был основан Фонд святителя Митрофана Воронежского.

В Самаре при деревянном храме Митрофана Воронежского установлен памятник святителю.

Иное

В Воронеже действует православная гимназия во имя святителя Митрофана Воронежского .

В сентябре 2007 года на базе исторического факультета Воронежского государственного университета прошла межрегиональная научно-практическая конференция «175-летие прославления святителя Митрофана Воронежского — выдающегося церковного и государственного деятеля» .

Изречения

Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность — богат будеши. Воздержно пий, мало яждь — здрав будеши. Твори благо, бегай злаго — спасен будеши.

Духовное завещание

Примечания

  1. от 12 мая 2017 на Wayback Machine . pravoslavie.ru.
  2. Ныне — Савинского района Ивановской области .
  3. от 15 апреля 2011 на Wayback Machine РИА Новости, 18.11.2009.
  4. ↑ Воронежцы: знаменитые биографии в истории края. — Воронеж: Кварта, 2007. — 520 с.
  5. Гордиенко Н. С. Православные святые: кто они? (рус.) . — Ленинград: Лениздат, 1979. — С. 81. — 270 с. — 50 000 экз.
  6. Галкин М. В. // Революция и церковь : журнал / Народный комиссариат юстиции РСФСР . — 1919. — № 2 . — С. 9—23 .
    • // Революция и церковь / Народный комиссариат юстиции РСФСР . — 1920. — № 9—12 . — С. 70—82 .
    • // О святых мощах : Сборник материалов / авт.-сост. М. Долгинов. — М. : Госполитиздат, 1961. — С. 51—67. — 115 с. — (Научно-популярная б-чка по атеизму).
  7. (неопр.) . Дата обращения: 26 мая 2017. 12 мая 2017 года.
  8. (неопр.) . Дата обращения: 27 сентября 2015. 26 сентября 2016 года.
  9. 14 сентября 2007 года.
  10. от 21 декабря 2009 на Wayback Machine .
  11. (неопр.) . Дата обращения: 2 апреля 2008. 2 ноября 2014 года.
  12. (неопр.) . Портал Богослов.Ru. Дата обращения: 15 марта 2016. Архивировано из 16 марта 2016 года.

Литература

  • Алейников О. Ю. Жития воронежских святых и древнерусская агиографическая традиция // «Воронежский текст» русской культуры: Сб. статей. — Воронеж, 2011. — С. 96—99.
  • Введенский С. Святитель Митрофан Воронежский как церковно-государственный деятель эпохи преобразования. — Воронеж, 1904.
  • Иванов И. А. Святитель Митрофан Воронежский в его духовно-нравственном образе и в его святительском служении : Смысл и значение почитания святых. — Воронеж, 1910. — 57 с.
  • , монах . Петр Великий, Митрофан Воронежский и монахи // Православие в Карелии : материалы III региональной научной конференции, посвященной 780-летию крещения карелов (16-17 октября 2007 года, г. Петрозаводск). — Петрозаводск, 2008. — С. 343—349.
  • Поликарпов Н. И. Пётр Великий и святитель Митрофан Воронежский. — СПб.: тип. т-ва «Обществ. польза», 1899. — 25 с.
  • Поликарпов Н. И. Произведения, приписываемые святителю Митрофану, епископу Воронежскому : Библиогр. очерки Н. Поликарпова с прил. текста произведений. — Воронеж : Воронеж. церк. ист.-археол. ком., 1903. — [4], 113 с.
  • Поликарпов Н. И. Очерк жизни и деятельности святителя Митрофана, первого епископа Воронежского : К двухсотлетию со дня кончины святителя : (23 ноября 1703—1903 г.). — Воронеж : Воронежский губ. стат. ком., 1904. — 118 с.
  • Святитель Митрофан Воронежский: К 300-летию памяти первого Воронеж. епископа: Библиогр. указ. / Сост. М. А. Прыткова. — Воронеж, 2003. — 60 с.
  • Святый Митрофан, первый епископ Воронежский и чудотворец. — М.: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1888. — 31 с.
  • Соколов Н. М. Святые Земли Русской: К двухсотлетней годовщине со дня кончины св. Митрофана Воронежского (23 нояб. 1903 г.). — СПб.: Типо-лит. В. В. Комарова, 1903. — 48 с.
  • Устинова И. А., Зеленина Я. Э. // Православная энциклопедия . — М. , 2017. — Т. XLV : « Мерри Дель Валь — Михаил Парехели». — С. 442-461. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-052-3 .
  • Фирсов С. Л. // Христианское чтение: научно-богословский журнал. — 2020. — № 4. — С. 184—198.
  • Щенникова Л. А. Свято-Успенский Яхренский Козьмин монастырь — первая обитель игумена Митрофана (св. еп. Воронежского) // Искусство христианского мира: Сб. статей. — М. 2001. — Вып. 5. — С. 276—283.

Same as Митрофан Воронежский