Interested Article - Закон Абу — Пикар

Закон, опубликованный в (фр.) (

Закон «О предупреждении и пресечении сектантских течений, ущемляющих права и основные свободы человека» , более известный как Закон Абу — Пикар (получивший название в честь членов французского парламента — сенатора и депутата ) — законодательный акт Франции принятый 30 мая 2001 года Парламентом Франции , позволяющий на государственном уровне применять санкции к организациям, совершившим преступления на религиозной почве . Закон направлен против сект и движений , считающихся культовыми ( фр. mouvements sectaires), которые «подрывают права человека и основные свободы », а также « манипулируют психикой » . В качестве предельно допустимой меры уголовного наказания был установлен штраф в размере 500000 франков и до пяти лет лишения свободы . Закон получил различные оценки и вызвал споры относительно свободы вероисповедания , как в самой Франции, так и на международном уровне .

Государственно-религиозные отношения во Франции

Свобода вероисповедания и отделение церкви от государства являются основополагающими принципами французской идеи государства, по крайней мере, со времён Французской революции и, в некотором смысле задолго до этого, начиная с эпохи Реформации и религиозных войн XVI века . Размежевание религии и государства во Франции имеет форму лаицита фр. laïcité , при котором политическая власть избегает вмешательства в область религиозных догм и вероучения , в то время религиозные объединения избегают вмешательства в государственную политику. Французы понимают «свободу вероисповедания» в первую очередь как свободу человека верить или не верить тому, чему учит любая религия. Кроме того, из-за исторических особенностей, когда продолжительное время Католическая церковь занимала господствующее положение, французское государство видит свою обязанность не столько в защите религии от вмешательства государства, сколько в защите человека от вмешательства в его частную жизнь со стороны религиозных организаций .

После убийств и самоубийств в деструктивной секте « Орден солнечного храма » французский парламент учредил (фр.) (, которая в декабре 1995 года представила доклад о сектах, включавший список из более чем 170 подозрительных религиозных организаций, в основу которого лёг отчёт (фр.) (

Следуя рекомендациям доклада, премьер-министр Ален Жюппе учредил в 1996 году «Межведомственный совет по наблюдению за сектами», который в 1998 году был преобразован «Межведомственную миссию по борьбе с сектами» ( фр. MILS), а в 2002 году в « (фр.) (» ( фр. MIVILUDES) .

Следующим шагом французского правительства, направленного на профилактику и противодействие злоупотреблениям свободой совести со стороны сектантских образований, стало принятие закона Абу — Пикар .

Разработка и принятие закона

Доктор юридических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации И. В. Понкин и кандидат юридических наук Т. А. Корнилов отметили, что в принятом законе были закреплены следующие составы преступлений :

  • покушение , умышленное или неумышленное, на жизнь, физическую или психическую целостность человека;
  • деяния, подвергающие опасности человека, покушение на его свободы, достоинство;
  • деяния, подвергающие опасности несовершеннолетних , и покушение на собственность;
  • нелегальная медицинская или фармацевтическая практика;
  • , мошенничество , фальсификация ;
  • распространение каким бы то ни было способом посланий, предназначенных для молодёжи, и реклама в какой бы то ни было форме юридического лица, целями и деятельностью которого являются создание, поддержка или использование психологической или физической зависимости лиц, участвующих в этом;
  • обман и злоупотребление состоянием незнания или немощности как несовершеннолетнего, так и взрослого человека, состояние которого объясняется возрастом, болезнью, физическими недостатками, физической, психической недостаточностью или состоянием беременности, если это очевидно и известно, а также человека в состоянии подчинения, психологического или физического, являющегося результатом использования серьёзного или повторного давления или техники, способных ухудшить его судебный приговор , приводящих этого человека к действию или воздержанию от действия, что нанесёт ему значительный ущерб.

Кроме того, ссылаясь на статье 22 закона Корнилов указывает, что в ней было прописано, что «любая организация, имеющая государственную важность и обязанная по статусу защищать и помогать человеку или защищать права и свободы как личные, так и коллективные, может из-за совершения физическим или юридическим лицом в рамках движения или организации, имеющих целью создание, поддержку или использование психологического или физического подчинения, быть признанной виновной в умышленном или неумышленном покушении на жизнь, физическую или психическую целостность человека, подвержении опасности человека, покушении на его свободы, достоинство , подвержении опасности несовершеннолетних и покушении на собственность» .

Оценки

Учёных-правоведов

Доктор юридических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации И. В. Понкин указал:

В июне 2001 г. во Франции был принят так называемый «Закон Абу — Пикар» — Закон Франции № 2001-504 от 12.06.2001 об усилении мер по борьбе с сектами, ущемляющими права и основные свободы человека.
Его суть — не запрещение сект как таковых, тем более, строго говоря, что термин « секта » в нём отсутствует (термин «сектантские движения» присутствует только в названии Закона и названии его главы 4), а уточнение уголовно-правовых и административно-правовых санкций, применяемых за преступные действия юридических и физических лиц. В частности, указанный Закон закрепил возможность ликвидации юридического лица в случае окончательности выдвинутых против него уголовных обвинений . Так, статья 1 указанного Закона установила, что может быть вынесено решение о ликвидации юридического лица независимо от его формы, если его деятельность направлена на создание, поддержание и использование психологической или физической зависимости лиц, принимающих участие в этой деятельности.
Закон ввёл новые составы преступлений, ужесточил ответственность по уже существующим составам преступлений.

Доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации отметил:

Так, в середине 2001 г. был принят закон Абу — Пикар. Его специфика заключается в том, что он не устанавливает какие-либо запреты на существование сект, однако чётко регламентирует наказание за их организацию и деятельность. При этом, кроме непосредственно уголовной ответственности, анализируемый нормативный правовой акт устанавливает и возможность их ликвидации.
При этом, анализируемый закон не только криминализировал новые деяния, содержащие в себе признаки экстремизма , но и ужесточил ответственность за совершение уже существующих преступлений.

Кандидат юридических наук Т. А. Корнилов указал:

В 2001 г. был принят «Абу — Пикар» – закон Франции о предупреждении и пресечении сектантских течений, ущемляющих права и основные свободы человека. Суть данного закона – не запрещение сект как таковых, тем более что этот термин в нём отсутствует (термин «сектантские движения» имеется только в названии закона и названии его главы 4), а уточнение уголовных санкций, применяемых против преступного поведения человека или организации. Указанный закон закрепил возможность ликвидации юридического лица в случае окончательности выдвинутых против него уголовных обвинений. Так, ст. 1 указанного закона установила, что может быть вынесено решение о ликвидации юридического лица независимо от его формы, если его деятельность направлена на создание, поддержание и использование психологической или физической зависимости лиц, принимающих участие в этой деятельности.
Закон ввёл новые составы преступлений, ужесточил ответственность по уже существующим составам.
[...]
Во французском обществе этот закон воспринимается неоднозначно. Некоторые юристы считают, что он вообще бесполезен — он не уменьшает на практике преступность в религиозной сфере, но провоцирует обвинения Франции в ограничении прав и свобод граждан, исходящие от правозащитных организаций. Руководство MIVILUDES (Межминистерская комиссия по бдительности и борьбе с сектантскими отклонениями) полагает, что принятие закона 2001 г. имело прежде всего профилактический характер, так как закон кое-кого удержал от совершения противоправных действий. Наряду с этим, в специальном отчёте, подготовленном в 2008 г. по поручению премьер-министра, был сделан вывод, что суды не в полной мере умеют применять этот закон, а кроме того, сложно найти доказательную базу по делам, связанным с психологическим насилием . Только в одном случае в 2005 г. было вынесено и вступило в законную силу решение суда, основанное на применении норм, введённых законом «Абу — Пикар». В г. Нанте руководитель религиозной общины «Neophare» был признан виновным в самоубийстве и в трёх , совершённых членами общины, и приговорён к трём годам заключения.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета Т. Е. Беджанова отметила следующее:

В июне 2001 года был принят Закон «Абу — Пикара» (№ 2001–504 от 12.06.2001 г.), касающийся религиозных сект. В этом законе французский законодатель не даёт определение понятия « секта », исходя из того, что невозможно сформулировать чёткие правовые критерии отнесения того или иного религиозного объединения к сектам, чтобы наступили необходимые правовые последствия. В законе используется термин «сектантские движения». Вместо закрепления перечня признаков секты в законе уточнены уголовно-правовые и административно-правовые запреты определённых деяний, которые государство квалифицирует как противоправные.
Суть этого закона — не запрещение сект как таковых, а уточнение уголовно-правовых и административно-правовых санкций, применяемых за преступные действия юридических и физических лиц. Закон ввёл новые составы преступлений и ужесточил ответственность по уже существующим составам преступлений.

Другие

Представитель Государственного департамента США (англ.) (выразил «озабоченность» в связи с принятием закона, заявив, что он угрожает свободе вероисповедания . В свою очередь президент (фр.) (и пастор Реформатской церкви Франции (фр.) (, являвшийся самым решительным критиком первой редакции законопроекта, высказал мнение, что критика французского правительства содержащаяся в отчёте Государственного департамента США относительно свободы вероисповедания во Франции, в значительной степени основывалась на предвзятой и недостоверной информации .

В интервью «Информационно-консультационному центру по вопросам новой духовности» ( фр. Centre d'Information et de Conseil des Nouvelles Spiritualités) адвокат Церкви саентологии Жан-Марк Флоран ( фр. Jean-Marc Florand) высказал мнение, что у законопроекта нет веских оснований: понятия « секта » и « манипулирование психикой » не имеют чёткого юридического определения. Кроме того, он заявил, что закон был направлен в большей степени на сектантские группы, чем на действия отдельных лиц .

Журналист газеты The Guardian Джон Хенли отметил:

Французский парламент вчера установил самоё жёсткое в Европе антисектантское законодательство, введя новый неоднозначный вид преступления — «манипуляция психикой», карающегося максимальным штрафом в размере £ 50 000 и пяти лет лишения свободы.
Этот шаг приветствовался (фр.) (, главой правительственного комитета, который выявил 173 опасные квазирелигиозные группы во Франции, но был осуждён как Церковью саентологии, так и Церковью объединения , как фашистский, антидемократический и нарушающий основные права и свободы человека.

А пресс-секретарь Церкви саентологии во Франции Даниэль Гунорд ( фр. Danièle Gounord) в разговоре с Хенли заявила, что «это крутой и скользкий путь для демократии», а также что «в Западной Европе до сих пор единственным режимом, принявшим закон о манипуляциях психикой, было фашистское правительство Муссолини в попытке избавиться от коммунистов» .

См. также

Примечания

  1. .
  2. Henley, J. (2000-06-23). . The Guardian (англ.) . ISSN . из оригинала 10 марта 2021 . Дата обращения: 8 апреля 2020 . {{ cite news }} : More than one of |accessdate= and |access-date= specified ( справка )
  3. Журналист (фр.) (от 14 апреля 2021 на Wayback Machine // Le Monde , 29.06.1999 ()
  4. ↑ * от 21 октября 2007 на Wayback Machine // ИТАР-ТАСС , 09.02.2000
  5. ↑ , с. 118—119.
  6. ↑ , с. 158.
  7. ↑ , с. 96—97.
  8. , с. 97.
  9. .
  10. , с. 58—59.
  11. от 21 апреля 2022 на Wayback Machine // AFP , 15.05.2001
  12. "Nous décidons la mort dans l'âme de renoncer à notre mission", a alors annoncé Me Jean-Marc Florand, l'un des avocats de l'Association spirituelle de l'Eglise de Scientologie Celebrity Centre. — от 2 апреля 2019 на Wayback Machine // Le Point , 11.11.2011
  13. от 20 апреля 2016 на Wayback Machine // Centre d'Information et de Conseil des Nouvelles Spiritualités, 10.11.2006

Литература

Ссылки

Same as Закон Абу — Пикар