Interested Article - Подкопаево (Москва)

Подкопа́ево (Подкопа́и) — одно из древнейших поселений вятичей в центре нынешней Москвы на территории восточной части Белого города ( урочище Кулишки ), памятник археологии с федеральной категорией охраны — «Село Подкопаево (место древнего поселения)».

Адрес памятника археологии: Подкопаевский переулок с прилегающими дворами Малого Ивановского переулка , Большого Трёхсвятительского переулка , Малого Трёхсвятительского переулка и Подколокольного переулка .

На месте древнего села Подкопаева и Кулишек находится Достопримечательное место «Хитровка» со статусом выявленного объекта культурного наследия.

История

Академик Г. Я. Мокеев полагал, что село Подкопаево образовалось около древнего Копай-городка , находившегося на месте нынешнего Ивановского монастыря , а название Подкопаево производит не от глагола копай , а от слова капь, капище .

«Тогда „Подкопаево“ может указывать на более древнее довятическое святилище неизвестного божества аборигенов- голяди на красивейшем месте излучины Москвы-реки. Защитный городок был построен ильменскими словенами , видимо, в середине IX века при массовом „исходе“ вятичей на Мо́сковь от хазар . При крещении московлян в 1147 году (об этом далее) в Копай-городке была поставлена церковь во имя св. Николая Чудотворца . Возле „Копай-городка“: на речке Рачке возникло село „Подкопаево“. Название села появилось ещё от того, что оно было внизу „под“ этим городком.»

Село Подкопаево два раза упоминается великокняжеским летописцем в 1493 году , когда государь и великий князь Иван III после сильнейшего пожара, истребившего его дворец в Кремле , некоторое время жил у церкви Николы в Подкопаях , пока не был выстроен новый дворец.

«Того же лета ( 7001 ), июля 16, во вторникъ, въ 11 часъ дни, зажже громъ с молоньею <…>. А изъ Заречья въ граде загореся князя великого дворъ и великіе княгини и оттоле на Подоле житници загорешяся и дворъ князя великого новой за Архаггеломъ выгоре и митрополичъ дворъ выгоре и оу Пречистые олтарь огоре подъ немецкимъ железомъ и во граде всеа лачюги выгореша, понеже бо не поспеша поставляти хоромъ после вешняго пожара, и церквы Иоаннъ Предтеча оу Боровицкихъ вороть выгоре и западе. И изъ города торгь загореся и оттоле посадъ выгоре возле Москву до Зачатия на Востромъ конць и по Васильевский Лугъ и по Все Святые на Кулишки и Стретенска оулица вся выгоре до Вьсполья и церковь каменаа оу Сретеніе огоре. И много бо тогда людемъ скорбости бысть: больший двою соть человекъ згоре людей, а животовъ бесчислено выгоре. А все то погоре единого полудни, а летописець и старые людие сказывають: какъ Москва стала, таковъ пожарь не бывалъ. Тогда же стоялъ князь великий оу Николы оу Подкопаева, оу Яузы, въ крестьянскихъ дворехъ».

«Въ лето 7002 , месяца ноября,<…> въ 10, в недѣлю, вшелъ князь великій в новой дворъ жити въ граде на Москве, а стоялъ после пожара оу Николы оу Подкопаева на крестьяньскихъ дворехъ».

Почвоведческие работы на территории урочища Кулишки , где находилось село Подкопаево, показали,

"<...>что в подошве культурного слоя залегает мощный (до 12—15 см) гумусовый горизонт , формирование которого не могло происходить под сомкнутым пологом леса. Интенсивное гумирование почвы было вызвано существованием здесь на протяжении длительного времени луга с обильным травостоем. Ни на одном из пяти обследованных пунктов следов древней распашки не обнаружено. По-видимому, пашенное земледелие не было основным занятием населения крупного с. Подкопаева, расположенного в центре урочища. Древнейший слой, обнаруженный в сквере на углу Хохловского и Подкопаевского переулков , датируется XIV веком . Не случайно существование здесь же в конце XV века старых конюшен : для пастбищ и сенокосов были пригодны около 40 га лугов на месте Кулишек и примыкающего к ним Васильевского луга ."

Происхождение названия

По поводу происхождения названий Подкопаи, Подкопаево существует несколько версий.

По одной из них, название Подкопаево могло произойти от фамилии какого-либо Подкопаев а, строителя или возобновителя церкви .

Существует, впрочем, следующее предание… Воры собрались похитить из этой церкви имущество и подкопались под стену храма. Через подкоп они влезли в церковь, похитили серебряную ризу с иконы святителя Николая и удалились, но один из них в том подкопе был завален и умерщвлен обвалившимися камнями. Поэтому будто бы и церковь получила наименование «в Подкопаях».

Известен также рассказ, опубликованный Сергеем Нилусом о чудесном избавлении Николаем Чудотворцем купца от разорения. По этому преданию Святитель разрешил купцу сделать подкоп в храм и забрать ризу с его чтимой иконы. А когда купец снова «встал на корень», то изготовил такой же оклад и возвратил его обратно в храм .

Ещё одна версия объясняет название также подкопом, — здесь, у берегов реки Рачки находился карьер для добычи глины . Под асфальтом до сих пор скрываются залежи отменной красной глины.

См. также

Примечания

  1. (неопр.) Дата обращения: 11 февраля 2013. Архивировано из 13 мая 2013 года.
  2. (неопр.) . Дата обращения: 12 июня 2010. Архивировано из 15 мая 2013 года.
  3. Аввакумов Н. М. Хитровская площадь — прошлое, настоящее, будущее. // от 26 июня 2015 на Wayback Machine илл. С. 67—68 ISSN 2074—2037.
  4. 9 апреля 2012 года.
  5. Мокеев Г. Я. Копай городок и Подкопаево. // Мо́сковь. М., 2007. С.42
  6. (неопр.) . Дата обращения: 12 июня 2010. 6 марта 2009 года.
  7. Бойцов И. А. Реконструкция ландшафтов средневековой Москвы. В кн.: Природа, № 4. М., 1997 от 23 апреля 2009 на Wayback Machine
  8. . — М. , 1893. 7 августа 2020 года.
  9. Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Сергиев Посад, 1911 // от 13 октября 2010 на Wayback Machine
  10. Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. — М. : Московский рабочий, 1959. — С. 238.

Литература


Same as Подкопаево (Москва)