Interested Article - ВХУТЕМАС

ВХУТЕМАС (или Вхутемас; аббревиатура В ысшие ху дожественно- те хнические мас терские) — учебные заведения, созданные в Москве , Петрограде и других российских городах с 1918 года.

Московский ВХУТЕМАС был образован в 1920 году путём объединения Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских, созданных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества соответственно.

История

Государственные свободные художественные мастерские, 1918
Бывшее здание ВХУТЕМАС, ныне РАЖВиЗ . Мясницкая ул. 21б

В апреле 1918 года в Москве и Петрограде состоялась «Конференция учащих и учащихся искусству», на которой студенты «старорежимных» Императорской Академии художеств в Петрограде и Московского училища живописи, ваяния и зодчества потребовали «свободы искусства» и выборов руководителей творческих мастерских. К тому времени все учебные заведения перешли в ведение Наркомпроса (Народного комиссариата просвещения). Учащимися были организованы выборы руководителей Свободных государственных художественных мастерских (СГХМ). Поступить в них мог любой желающий, достигший 16 лет, без конкурса и образования.

В 1918—1919 годах в Москве, Петрограде , Витебске , Воронеже , Казани , Екатеринбурге , Самаре , Саратове , Ярославле было создано 9 мастерских, в дальнейшем их количество увеличивалось. Они имели художественно-промышленную направленность, противопоставляемую «старорежимному академическому искусству».

В конце 1920 года по Декрету СНК СССР , Первые и Вторые Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ) в Москве (бывшие Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище и Училище живописи, ваяния и зодчества) были объединены и преобразованы в Высшие Художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Мастерскими руководила «выборная коллегия» из 5 человек, в которую вошли Ф. Ф. Федоровский , С. В. Ноаковский, А. В. Щусев , Ф. О. Шехтель и М. П. Солодовникова. В новом учебном заведении были образованы восемь факультетов: архитектурный, художественные (живописный, скульптурный) и производственные (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий) . Учебные корпуса располагались по адресам: ул. Рождественка, 11 и ул. Мясницкая, 21.

По оценке С. О. Хан-Магомедова , творческое лидерство во ВХУТЕМАСе принадлежало преподавателям архитектурного факультета, «за процессами, происходившими на этом факультете, внимательно следили не только все советские архитекторы, но и широкая художественная общественность» . В 1920—1923 годах на факультете постепенно сформировались три центра, с отличными друг от друга творческими концепциями и принципами преподавания: академические мастерские ( И. В. Жолтовский , И. В. Рыльский , А. В. Щусев , Э. И. Норверт , В. Д. Кокорин , Л. А. Веснин и другие), объединённые левые мастерские — Обмас ( Н. А. Ладовский , В. Ф. Кринский и Н. В. Докучаев ) и мастерская «экспериментальной архитектуры» ( И. А. Голосов и К. С. Мельников ). В 1924/1925 учебном году появилась мастерская А. А. Веснина , куда перешла часть студентов как из академических, так и из «новаторских» мастерских . Ректорами московского ВХУТЕМАСа были Е. В. Равдель (1920—1923), В. А. Фаворский (1923—1926) и П. И. Новицкий (1926; в 1926—1930 — ректор ВХУТЕИНа).

В Петрограде осенью 1918 года в бывшей Императорской Академии художеств также был объявлен прием для всех желающих в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские. Тогда же состоялись выборы профессоров —руководителей мастерских. Ими стали академические художники А. Т. Матвеев , А. А. Рылов , А. И. Савинов , Л. В. Шервуд . Были избраны и представители «левых»: А. А. Андреев, Н. И. Альтман , позднее — М. В. Матюшин , В. Е. Татлин . Представители «революционного авангарда», естественно, были недовольны присутствием в свободных мастерских академических художников старой школы. По их настоянию на заседании Совета Академии в ноябре 1921 г. обсуждался вопрос «О включении левых течений в искусстве в план работы Академии». Были подготовлены два проекта резолюции, один, от имени левых художников представил В. Е. Татлин , второй, от остальных — архитектор А. Е. Белогруд . Большинством голосов приняли вторую резолюцию, и в решении записали: «Организационный план учебной жизни Академии художеств, имеющий целью дать высшее художественное образование, не может быть поставлен в зависимость от каких-либо течений или направлений в искусстве. Новые проблемы, выдвигаемые течениями или направлениями в искусстве, могут быть предметом изучения лишь в исследовательских институтах или мастерских».

Таким образом, в Петрограде на первых порах «левым» преградили путь в новое учебное заведение, слишком сильны были традиции старой художественной школы. Однако, в марте 1922 года произошло слияние Петроградских свободных художественно-учебных мастерских (на базе бывшей Академии художеств), бывшего Центрального Училища технического рисования барона Штиглица и Рисовальной школы Общества Поощрения художеств (окончательно Общество упразднили в 1930 г.). В образовавшемся в результате слияния новом учебном заведении — Высшем художественно-техническом учебном заведении (ВХТУЗ) — в противоположность старой школе провозгласили «научно-объективный метод преподавания», призванный устранить «господство того или другого направления и существование индивидуальных приемов преподавания искусства». Объявлялось также, что в отличие от старого буржуазного искусства новое должно «органически войти в индустрию», для чего и «новая школа должна базироваться на индустриально-производственном принципе» (см. «производственное искусство»). Поэтому, наряду с подготовительным и основным отделением (с преподаванием научных и художественных дисциплин) планировалась организация производственных факультетов: строительного, силикатного, деревообделочного, текстильного, металлического и полиграфического. Кроме этого создали индивидуальные художественные мастерские с руководителями — представителями новейших течений в искусстве (по два от каждого). На переходный период сохранялось «три направления: академическое, центральное и новое». Тем не менее, старое название — Академия художеств — сохранялось, действовал Президиум Академии, 9 мая 1921 года тайным голосованием прошли выборы преподавателей факультетов и среди избранных оказались традиционные художники: Н. П. Богданов-Бельский, О. Э. Браз, А. Я. Головин, М. В. Добужинский, Д. Н. Кардовский, З. Е. Серебрякова. Из авангардистов в списке были только Н. И. Альтман и К. С. Петров-Водкин. В. Е. Татлин и М. В. Матюшин по итогам голосования в состав преподавателей не прошли. Но уже в августе решено было создать новое учебное заведение — Петроградские высшие государственные художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) с общим подготовительным отделением и четырьмя факультетами: архитектурным, живописным, скульптурным и полиграфическим. Затем, в сентябре 1922 года властью было предписано организовать петроградские мастерские по образцу уже действовавшего московского ВХУТЕМАСа. Ректором петроградского ВХУТЕМАСа был назначен скульптор Василий Львович Симонов (1879—1960), членами правления — К. С. Петров-Водкин, В. А. Денисов, А. Е. Карев, С. С. Серафимов. 12 сентября приняли новое название — Петроградский высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Ректор В. Л. Симонов хлопотал перед советской властью о сохранении наименования и структуры Академии художеств, но неизменно получал отказ. Однако на протяжении своего существования, вплоть до закрытия в 1930 году, внутри института, в письменных документах и устной речи пользовались привычным «Академия художеств». В первые годы существования московского ВХУТЕМАСа была отменена «рутинная дисциплина» и отжившая академическая методика. Московский ВХУТЕМАС сохранял свое название до осени 1927 года, когда также был переименован во ВХУТЕИН .

В 1922—1924 трое художников мастерских — Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000) объединились в творческий коллектив « Кукрыниксы » и стали выпускать стенгазету ВХУТЕМАСа. В дальнейшем коллектив получил всесоюзную известность.

В 1930 году ленинградский и московский ВХУТЕИН были закрыты. На базе московского ВХУТЕИНА образованы Московский архитектурный институт (МАРХИ), Московский государственный художественный институт (с 1948 — имени В. И. Сурикова) и Московский полиграфический институт (с 1949 — Московский государственный университет печати). На базе ленинградского ВХУТЕИНа-ЛВХТИ (Ленинградский высший художественно-технический институт) в апреле 1930 года был организован Институт пролетарских изобразительных искусств (ИНПИИ), в 1932 году преобразованный в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры (с 1944 — имени И. Е. Репина).

Преподавание

В разное время в московском Вхутемасе преподавали А. Е. Архипов , А. Д. Древин , В. В. Кандинский , Д. Н. Кардовский , Н. Н. Купреянов , Н. А. Ладовский , И. И. Нивинский , В. Ф. Кринский, Л. М. Лисицкий , К. С. Мельников , П. В. Митурич, Н. И. Нисс-Гольдман , А. М. Нюренберг , А. М. Родченко , В. Ф. Степанова , В. Е. Татлин , В. А. Фаворский , П. А. Флоренский , Ф. О. Шехтель , А.В.Шевченко , П. И. Келин , А. Ф. Лолейт , И. С. Ефимов , Н. В. Докучаев, Г. О. Чириков . Б. Уиц и другие.

С 1921 г. в московском ВХУТЕМАСе работал выдающийся художник-график и теоретик искусства Владимир Андреевич Фаворский (1886—1964). Годы его ректорства (1923—1926) считают лучшими. В 1923 г. были введены вступительные экзамены. Фаворский привлек к преподаванию старых мастеров. Несмотря на протесты «левых», во ВХУТЕМАС пришли А. Е. Архипов, Д. Н. Кардовский, П. В. Кузнецов, И. И. Машков — бывшие преподаватели Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1921—1924 гг. по приглашению Фаворского во ВХУТЕМАСе преподавал священник и теоретик искусства Павел Александрович Флоренский (1882—1937). Он читал курс «Анализ перспективы». Теорию учебного рисунка разрабатывал В. Ф. Франкетти, деканом графического факультета в 1921—1924 гг. был Павел Яковлевич Павлинов (1881—1966). Николай Николаевич Купреянов (1894—1933) руководил отделением литографии. Сам Фаворский вел курсы теории графики и композиции. В то же время к преподаванию были привлечены новаторы — молодые живописцы и архитекторы-конструктивисты: А. А. Веснин, М. Я. Гинзбург , И. А. Голосов, К. Н. Истомин, А. М. Лавинский, Л. М. Лисицкий, Л. С. Попова, А. М. Родченко, В. Е. Татлин, А. В. Шевченко.

В основу преподавания был положен «объективно-формальный метод». Преподаватели менялись и не должны были оказывать влияние на учащихся индивидуальной манерой. На структуру и методику преподавания во ВХУТЕМАСе оказал влияние Баухаус. Как и в ваймарском Баухаусе, в Москве существовало Основное отделение с двухгодичным пропедевтическим (подготовительным) курсом. В московском ВХУТЕМАСе пропедевтический курс включал четыре раздела: «Объем», «Пространство», «Цвет», «Графика». «Объем» преподавали А. В. Бабичев, Б. Д. Королев, А. М. Лавинский. «Пространство» — Н. А. Ладовский, И. В. Ламцов, В. Ф. Кринский, Н. В. Докучаев, М. А. Туркус . «Цвет» — А. А. Веснин, А. Д. Древин, Г. Г. Клуцис, Л. С. Попова, Н. А. Удальцова. «Графику» — Л. А. Бруни, П. Я. Павлинов, А. М. Родченко. На архитектурном факультете И. А. Голосов и К. С. Мельников разработали программу архитектурной пропедевтики. Николай Александрович Ладовский (1881—1941) применял «психоаналитический метод обучения», основанный на исследовании формы «с точки зрения ее самостоятельного бытия и восприятия» (включая анализ ощущений формы в темной комнате). Курс Ладовского «Пространство» основывался на создании объемно-пространственных композиций из простых геометрических форм и умении учащихся переводить пространственные структуры в ортогональные проекции и обратно, что крайне важно в профессиональной работе архитектора. Курс архитектурной композиции на основе комбинаторных упражнений с «чистой формой» —отвлеченными метроритмическими структурами — разработал Владимир Федорович Кринский (1890—1971). Свой опыт он изложил в книге «Элементы архитектурно-пространственной композиции» (в соавторстве с Ламцовым и Туркусом опубликована в 1927 г., переиздания: 1934, 1968).

В мае 1921 г. выпускники Первых государственных свободных художественных мастерских провели в Москве на Большой Дмитровке выставку ОБМОХУ («Общества молодых художников»). В 1925 г. результаты деятельности ВХУТЕМАСа были успешно показаны на Международной выставке современных декоративных искусств и художественной промышленности в Париже. Петроградский и Московский ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН переживали соперничество станковистов и производственников, «объективистов» и «интуитивистов», аналитиков и синтетиков, правых и левых, «староваторов» и «новаторов» .

Выпускники

Среди выпускников ВХУТЕМАС- ВХУТЕИН :

Петроградский ВХУТЕМАС

Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в С.-Петербурге в 1918 г. было преобразовано в ПГСХУМ - Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские, в 1921 г. переименованы в Петроградские государственные художественно-учебные мастерские (ВХУТЕМАС). С 1923 - ВХУТЕИН .

В литературе

Примечания

  1. от 28 июня 2023 на Wayback Machine . «О Московских Высших Государственных Художественно-Технических Мастерских».]
  2. , с. 140.
  3. , с. 33.
  4. , с. 32.
  5. , с. 150.
  6. Глинтерник Э. М. О создании нового Высшего художественно-технического учебного заведения в Петрограде // Время дизайна: Мате-риалы научной конференции. — СПб., 2005. — С. 43—47
  7. Власов В. Г. . ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 697—698

Литература

  • Жадова Л. А. ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН. Страницы истории // Декоративное искусство СССР . — 1970. — № 11 .
  • Хан-Магомедов С. О. ВХУТЕМАС. М.: Ладья, 2000. ISBN 5-7068-0085-5
  • Хан-Магомедов С. О. Сто шедевров советского архитектурного авангарда. — М. : Билингва, Едиториал УРСС, 2005. — 456 с. — ISBN 5-354-00892-1 .
  • Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: Книга 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. — М. : Стройиздат, 1996. — 709 с. — ISBN 5-274-02045-3 .
  • Власов В. Г. . ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 697-698
  • Архитектура ВХУТЕМАС: Работа архитектурного факультета ВХУТЕМАСа 1920—1927 / Ред., предисл. П. И. Новицкий . — М. , 1927.
  • Иванова-Веэн Л. И. ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН: Москва — Ленинград: Выпускники 1920—1930: Справочник. — М.: АртКомМедиа, 2010. 48 с. Тираж 500 экз.
  • . Архитектурный факультет / авт.-сост. И. В. Чепкунова, сост. П. Ю. Стрельцова, М. Р. Аметова. — М. : Кучково поле Музеон, 2021. — 52 с. ; ил. ISBN 978-5-907174-55-9
  • // Н.Л. Адаскина // Энциклопедия русского авангарда

Ссылки

  • , 1927.
  • Логотип YouTube — Лариса Ивановна Иванова-Веэн проводит экскурсию по экспозиции.
  • на сайте Artru.info.

Same as ВХУТЕМАС