Interested Article - Савина, Мария Гавриловна

Ма́рья Гаври́ловна Са́вина ( 30 марта [ 11 апреля ] 1854 8 [21] сентября 1915 ) — русская актриса. Заслуженная артистка Императорских театров .

Биография

Дочь провинциальных актёров Г. Н. и М. П. Подраменцовых (по сцене — Стремляновы ). Родилась в Каменец-Подольске , училась в одесской гимназии . Выступала на сцене с 8 лет.

В 1869 году дебютировала в Минске , в пьесе « ». В свой первый бенефис (1869) играла роль Полиньки в пьесе « Доходное место » А. Н. Островского. С 1870 года — в харьковской труппе М. В. Лентовского . Вышла замуж за актёра Н. Н. Савина (настоящая фамилия Славич ). Затем служила в Нижнем Новгороде.

Актёрское мастерство Савиной преподавала А. И. Шуберт , ученица М. С. Щепкина . Влияние на Савину также оказал антрепренёр и актёр П. М. Медведев , с труппой которого актриса побывала в Казани, Саратове и Орле (до 1872 года). Играла в водевилях, опереттах и комедиях. С 1873 года Савина — ведущая актриса саратовского театра. По утверждению В. А. Шомпулева , в этот период её карьере особенно способствовал миллионер и банкир А. П. Коваленко, которому впоследствии, после его разорения, сама актриса «отплатила самой чёрной неблагодарностью».

Печать с монограммой МС, принадлежавшая Савиной.

В 1874 году Савина приехала в Петербург , где после блестящего дебюта на сцене Благородного собрания была приглашена в Александринский театр . Дебютировала там в роли Кати в пьесе « », вскоре заняла лидирующее место в труппе. Начиная с комедии « Правда — хорошо, а счастье лучше » ( 1876 ), А. Н. Островский доверял ей исполнение главных ролей почти во всех своих новых пьесах.

Отличительными чертами таланта Савиной были поэтическая женственность, искренняя весёлость наряду с глубоко трогающим драматизмом, развитая до высокой степени совершенства мимика. 17 января 1879 года Мария Савина отлично сыграла впервые роль Верочки в спектакле «Месяц в деревне» по пьесе И.С. Тургенева; потрясённый автор пришёл в её грим-уборную с букетом роз и воскликнул: «Неужели эту Верочку я написал?!»

В 1883—1884 годах актриса была председателем Русского театрального общества . В 1896 году по её инициативе было организовано Убежище для престарелых артистов (ныне — Дом ветеранов сцены Всероссийского театрального общества). Также Савина была в числе инициаторов I Всероссийского съезда сценических деятелей ( 1897 ) . В 1899 году актриса получила звание «заслуженной артистки»; в том же году дала несколько представлений в Берлине и Праге, где была принята с успехом.

О. Э. Браз . Карандашный портрет актрисы Марии Савиной, 1900

24 февраля 1910 года в Александринском театре прошли юбилейные торжества в честь 40-летия театральной деятельности Савиной М.Г.

В ночь на 8 (21) сентября 1915 года в Петрограде актриса потеряла сознание, а уже утром её не стало. Известную актрису хоронил весь Петроград — из особняка Савиной на набережной Карповки гроб на руках вынесли старейшие артисты Александринского театра. Процессия двинулась к театру, по пути трамвайное движение остановилось. По завещанию Савину похоронили не на Серафимовском кладбище (где могилы её отца, сестры и брата), а у храма Николая Чудотворца при Убежище престарелых сценических деятелей на Петровском острове Петрограда. Убежище после этого переименовали в Дом ветеранов сцены и присвоили имя Марии Савиной. В 1921 году рядом с женой был похоронен её третий муж А.Е. Молчанов.

Репертуар

М. Г. Савина в роли Марьи Антоновны в бессмертной комедии Н. В. Гоголя « Ревизор »

Репертуар Савиной очень богат и разнообразен: это роли самого противоположного свойства, от наивных и шаловливых девочек в лёгкой драматургии современников до крупных комических или истинно драматических типов в произведениях Гоголя Ревизор »), Островского Последняя жертва », « Бесприданница », « Невольницы » и др.), А. Потехина («Виноватая» и др.), Тургенева Месяц в деревне », « ») Лопе де Вега («Собака садовника»), Шекспира Укрощение строптивой »).

Зарубежные драматурги того времени, такие как Ибсен и Зудерман также нашли в ней прекрасную исполнительницу; многие из русских писателей того времени были обязаны главным образом ей успехом своих произведений.

Личная жизнь

После пятилетнего романа Савина в 1882 году оформила брак с офицером Никитой Всеволожским (1846—1896), сыном богача и заядлого театрала . Муж быстро прокутил свою часть отцовского состояния и к моменту развода оставил Савину обременённой долгами.

С 1910 года гражданский муж — (1856—1921) — меценат, глава Русского общества пароходства и торговли , председатель Императорского российского театрального общества. Познакомился он с актрисой в 1895 году. Известно, что в 1905 году Молчанов поручил архитектору Михаилу Гейслеру строительство особняка на улице Литераторов, д. 17 , где после окончания работ жил вместе с Марией Гавриловной. По инициативе Молчанова в 1918—1925 годах в здании работал мемориальный музей актрисы .

Наиболее значительные роли

М. Г. Савина в роли Верочки. « Месяц в деревне ». 1879 г.
М. Г. Савина в роли Натальи Петровны. « Месяц в деревне ». 1893 г.
М. Г. Савина в роли Акулины в спектакле « Власть тьмы » на сцене Александринского театра . 1895 г.
Дом ветеранов сцены Всероссийского театрального общества, где рядом — могила Савиной М.Г.

Адреса в Санкт-Петербурге Петрограде

Библиография

  • Савина М. Г. Горести и скитания. Л.-М., 1961.
  • Савина М., Кони А. Переписка 1883—1915. Л.—М., 1938.

Литература

  • Васильев П. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Карнеев М. Двадцать лет на императорской сцене: Мария Гавриловна Савина и критики её сценической игры: Биогр. очерк с прил. её десяти портр.— СПб., 1894 .— 109 с., 2 л. портр.
  • Протопопов В . Мария Гавриловна Савина: Биогр. очерк.— СПб.: Труд, 1900.— Вып. 1-3.
  • Русское сценическое искусство за границей. Артистическая поездка М. Г. Савиной с труппой в Берлин и Прагу.— СПб., 1909.— 887 с., 1 портр.: ил.
  • / С предисл. и под ред. почет. акад. А. Ф. Кони , при ближайшем сотрудничестве А. Е. Молчанова. — Пг.: Изд. гос. театров, 1918. — XXXVIII, 113 с.
  • Юрьев Ю. М . Записки.— Л.; М., 1948.
  • Яблоновский С . Мария Гавриловна Савина // Новое русское слово .— Нью-Йорк, 1954.— 5 сентября (№ 15471).— С. 3.
  • Шнейдерман И. Мария Гавриловна Савина. Л.; М.: ВТО , 1956 . — 420 с.
  • Светаева М. Г. Мария Гавриловна Савина.— М.: «Искусство», 1988. — 320 с.— (Серия «Жизнь в искусстве»).— ISBN 5-210-00027-3
  • Екатерина Юдина // Энциклопедия « Кругосвет ».
  • Кириков Б. М. Архитектура Петербурга конца ХIХ-начала XX века: Эклектика, Модерн, Неоклассицизм. — СПб. : Коло, 2006. — С. 131—137. — 530 с. — ISBN 5-901841-36-0 .

Примечания

  1. Цаудер П. (рус.) . № 3 (58) . Одесские новости. Газета Всемирного клуба одесситов (июль 2005). — «Через три года пансион был закрыт, и Маня в числе других учениц перешла в только что открывшуюся первую в Одессе женскую гимназию фон Оглио» . Дата обращения: 3 января 2015. 22 октября 2020 года.
  2. (неопр.) . Дата обращения: 23 октября 2022. 23 октября 2022 года.
  3. Биографическая справка. Сборник «Судьба таланта. Театр в дореволюционной России». Составление, вступительная статья и комментарии Л. В. Маньковой. М.: Правда, 1990. С. 422
  4. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 3125. Л. 36.
  5. , с. 131.
  6. , с. 131—137.

Same as Савина, Мария Гавриловна