Interested Article - Лентовский, Михаил Валентинович

Михаи́л Валенти́нович Ленто́вский ( 1848 11 [24] декабря 1906 ), русский артист драматического театра и оперетты , куплетист, режиссёр и антрепренёр.

Выступал в самых разнообразных ролях, начиная с Гамлета и кончая опереттами и водевилями. Под псевдонимом Можарова написал ряд водевилей и феерий .

Биография

Родился Михаил Лентовский в семье бедного музыканта в Саратове в 1848 году , но точная дата его рождения неизвестна. Сестра Анна Валентиновна (по мужу Кожина, по сцене — Рюбан, 1859-1942) - актриса, работала в Малом театре (1882-1883) и в антрепризах М.В.Лентовского.

Учился в Саратовской мужской гимназии . Познакомившись с Михаилом Щепкиным и при его содействии Лентовский переехал в Москву, поступил в Московское театральное училище , а затем, уже после смерти Щепкина, в 1865 году — в Малый театр .

Осенью того же года он отправился в провинцию: работал в театрах Орла , Казани , Саратова, Харькова , Одессы и др. (вплоть до 1873 года; служил в труппе П. Медведева , антрепризе Н. Дюкова ). Играл самые разные роли, участвовал во множестве оперетт и водевилей. Дебютировал в Харьковском театре как режиссёр. Такие отпуски актёров в провинциальные антрепризы были в традициях Малого театра — молодых артистов отправляли поднабраться мастерства и сценического опыта, после чего они возвращались на императорскую сцену . В 1870 г. в его харьковскую труппу вступила Марья Гавриловна Подраменцова и, познакомившись с актёром труппы (настоящая фамилия Славич), здесь же вышла за него замуж и стала Марьей Гавриловной Савиной — так и вошла в историю русского театра.

В начале 1870-х годов Лентовский открыл в санкт-петербургской Новой Деревне собственный увеселительный сад «Кинь грусть».

15 августа 1873 года Лентовский заключил договор с Дирекцией императорских театров об исполнении опереточных ролей на сцене Малого театра. Однако опереточный репертуар сходил со сцен, всё более уступая место драматическому . Лентовский назначался, соответственно, на драматические роли.

Роли Лентовского:

Роли на сцене Малого театра :

Однако режиссура спектаклей Малого театра не устраивала молодого артиста, набравшегося опыта и мастерства в провинциальных труппах, и Лентовский сам принялся за постановки, используя для этого в первую очередь собственные бенефисы . В один вечер ставит «Наташу, купеческую дочь, или Жених-разбойник» Е. Воронова по А. Пушкину , комедию А. Плещеева «Нужда пляшет, нужда скачет, нужда песенки поет», оперетту Ж. Оффенбаха «Парижская жизнь» и водевиль В. Билибина «Спириты» (1876). В другой раз — «Цыганский табор» А. Андреева, для участия в котором приглашает в Малый театр опереточную актрису и исполнительницу цыганских романсов В. Зорину , что вызывает бурный успех у публики и негодование рецензентов — позже В. Зорину он будет привлекать к сотрудничеству и в дальнейшем .

Нарастал конфликт с дирекцией императорских театров. В результате:

В связи с преобразованием штатов и сокращением актерского состава Лентовский с собственного его согласия был уволен от службы в Малом театре 1 ноября 1882 (звание артиста императорских театров было за ним сохранено).

Лентовский решает создать собственный театр — ради этого им было отвергнуто даже заманчивое предложение занять должность оперного режиссёра Большого театра от директора императорских театров И. Всеволожского в 1882 г. .

Весной 1877 г. он принимает предложение возглавить летний театр при Артистическом кружке, находившийся в Семейном саду (Ботаническое отделение Зоологического сада ). В его труппе артисты: О. Садовская , , С. А. Бельская, В. Зорина, , В. Соломина и др., создал большой оркестр, хор и балет, пригласил декоратора парижского театра « Гранд-Опера » Левато.

Первый спектакль — «Дочь рынка, или Дочь мадам Арго» Ш. Лекока , 5 мая 1877), затем ставится буквально одна оперетта за другой. Его эстетика близка школа площадного театра, где властвуют общие гуляния, лёгкость и тёплые семейные отношения; его мечта народный театр, идущий от традиций скоморошества , но на высоком современном духовном уровне.

«Энергией этого исключительного человека было создано летнее театральное предприятие, невиданное нигде в мире по разнообразию, богатству и широте». — ( Станиславский К. С. , Собр. соч., т. 1, 1954, с. 75)

В дальнейшем Лентовский возглавил опереточную труппу театра Г. Солодовникова , которая выступала в здании театра на Большой Дмитровке . 5 мая 1878 года Лентовский взял в аренду театр и сад «Эрмитаж» на Божедомке . Над дверью его нового театра появилась надпись: «Сатира и мораль».

Постановки:

Успех окрылил, и Лентовский перестраивает сад, ремонтирует театр и возводит ряд новых зданий. В 1882 году сотрудничавший с Лентовским в это время Франц Шехтель строит новый театр на воздухе, который Лентовский называет « Фантастическим » (позже — театр «Антей»).

Постановки:

Одновременно Лентовский организовывает летний драматический театр в Нижнем Новгороде (на гастроли приезжают Г. Федотова и М. Ермолова ). В том же году арендует в Петербурге сад «Аркадия» для постановки оперетт.

5 ноября 1881 года он арендовал московский цирк Гинне и в наскоро переоборудованном помещении открыл Театр народных представлений « Скоморох », просуществовавший неполных два сезона.

Постановки:

Но и это не всё. Его творческая фантазия неуёмна. Одновременно Лентовский занимается строительством Нового театра, открывшегося 29 декабря 1882 года. В труппе М. Писарев , В. Андреев-Бурлак , и др. Ставятся пьесы А. Островского , И. Шпажинского , М. Салтыкова-Щедрина , позже — феерии и оперетты.

Л. поражал воображение зрителей грандиозностью постановок, новизной, необычностью эффектов, богатством декорационного оформления и костюмов, живописностью массовых сцен. О его постановках положительно отзывались А. Н. Плещеев , В. А. Гиляровский и др.

Несмотря на убытки и долги, Лентовский делает вторую попытку создания народного театра «Скоморох» (открытие состоялось 23 ноября 1886). За «нравственной поддержкой» обращается к Л. Толстому. Для театра «Скоморох» Л. Н. Толстой в 1886 году писал пьесу « Власть тьмы », однако пьесу к постановке не разрешила цензура (была поставлена в театре «Скоморох» только 26 октября 1895 года, когда запрет был снят).

В 1892 году Лентовский из-за отсутствия средств вынужден расстаться с «Эрмитажем», Новым театром, «Скоморохом» и прочими затеями. И к 1894 году разорился окончательно.

Широкие замашки антрепренёра, постановка феерий и дорого стоящих гуляний в летних садах Москвы и Петербурга разорили Лентовского совершенно .

Он много работает, гастролирует, старается собрать средства, играет сам и режиссирует. Но положение осложняет запрет на занятие антрепренёрской деятельностью, действовавший в отношении Лентовского после второго банкротства.

В 1898 году С. Мамонтов неожиданно приглашает его на должность главного режиссера Московской частной оперы (постановки: «Сказка о царе Салтане», «Чародейка» Чайковского, «Хованщина» ).

В 1902 году был приглашен на должность директора сцены в театр Н.И. Собольщикова-Самарина , но по причине разногласий не закончив сезона ушел. Не оставлял попыток организации народных зрелищ и гуляний, обращаясь с прошениями, но разрешения от официальных властей так и не получил. К этому времени, по большей части, жил на пенсию, полагавшуюся ему как актеру императорских театров.

Лентовский — автор ряда обозрений- водевилей и куплетов; издал книгу очерков, лирических стихов и афоризмов «Перед закатом» (1905) и воспоминаний о Щепкине и Олдридже.

Одно из стихотворений Лентовского из книги «Перед закатом» называлось «Мы»:

Бегают людишки, точно муравьи,
Стряпают делишки разные свои.
Один другого давит. С улыбкой, не спеша...
Желудок всеми правит. Нужда и власть гроша.

Умер Михаил Валентинович Лентовский 11 (24) декабря 1906 года в Москве . Похоронен на Ваганьковском кладбище (23 уч.) .

В. А. Гиляровский написал книгу, посвященную артисту — «М. В. Лентовский».

Образ антрепренёра на пике его славы встречается в целом ряде произведений А. П. Чехова , (см. рассказ «Мамаша и г. Лентовский») .

Примечания

  1. [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/70704/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 Большая биографическая энциклопедия]
  2. Театральная энциклопедия / Гл. ред. П. А. Марков. — М. : Советская энциклопедия, 1964. — Т. 3: Кетчер-Нежданова: энциклопедия. — С. 491—492. — 1086 с.
  3. По одним сведениям окончил её в 1860 году ( от 21 января 2021 на Wayback Machine ), по другим — не доучился, увлёкшись театром после гастролей в Саратове в 1863 году трагика Н. Х. Рыбакова и М. С. Щепкина ( от 23 августа 2011 на Wayback Machine ).
  4. . Дата обращения: 17 августа 2009. 23 августа 2011 года.
  5. [dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/7982 Биографический словарь]
  6. При том, что художественному вкусу Лентовского Мамонтов не верил / Дмитриев Ю. Михаил Лентовский. — М. , 1978. — С. 289.
  7. Артамонов М.Д. Ваганьково. М.: Моск. рабочий, 1991. С. 154.
  8. . Дата обращения: 28 апреля 2022. 25 октября 2020 года.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Дмитриев Ю. А. . — М. : Искусство , 1978. — 304, [32] с. — 25 000 экз.
  • Станиславский К. С. Собр. соч. — М. , 1954. — Т. 1. — С. 75—77, 155—159.
  • Попов Н. Театральные кудесники // Театральный альманах ВТО. — 1947. — Кн. 6. — С. 331—344
  • Янковский М. Оперетта. — М. ; Л. , 1937. — С. 270—297.
  • Памяти М. В. Лентовского «ЕИТ». Сезон 1907—1908. — Вып. 18. — С. 294—297.

Ссылки

Источник —

Same as Лентовский, Михаил Валентинович