Interested Article - Кантеле

Есть статья об ансамбле Кантеле .

Ка́нтеле (северо- карел. и фин. kantele , от протобалтийского *kantle̅s ) — струнный щипковый инструмент карелов , вепсов , финнов , ингерманландцев . Относится к типу цитры . Близкое родство выявляется с эстонским каннелем , литовским канклесом , латышским коклесом и русскими гуслями .

Этимология

Есть несколько версий происхождения названия инструмента. По одной из них слово было заимствовано прибалтийско-финскими народами у балто-славянcких. Приб.-фин. * kant(e)le «гусли» восходит к раннему славянскому * gǫdtli «струнный (букв. „гудящий“) музыкальный инструмент» , давшему позже у славян * gǫslь ( др.-рус. гѫсли « гусли ») . По предположению Ниеминена оно заимствовано из балтийского * kan-tl- , давшего позже лит. kañklės « канклес » .

От слова «кантеле» образовано слово « Кантелетар » — название сборника финских народных рун (стихов), составленный Элиасом Лённротом и впервые изданный тремя выпусками в 1840—1841 годах. Суффикс tar (фин) указывает на женский род, то есть кантелетар — дочь кантеле или муза-покровительница игры на кантеле .

История

Первые инструменты были цельнодолблёными и имели пять струн. Короб кантеле изготавливали из ольхи , колки из берёзы , струны из конского волоса. По мере развития музыкальной культуры совершенствовался и инструмент. Верхнюю деку стали изготавливать из еловой дощечки. На смену струнам из конского волоса пришли жильные, а затем и металлические. Увеличивалось и количество струн. Наиболее распространенными были 5-, 10-, 12- и 16-струнные кантеле, которые имели диатонический строй. В настоящее время в Карелии существует две разновидности кантеле, диатоническое и хроматическое. Диатоническое кантеле предназначено для исполнения народной музыки. Для исполнения классической музыки необходимо иметь инструмент с хроматическим звукорядом , чем и была вызвана необходимость в усовершенствовании инструмента. На хроматическом кантеле можно исполнять как народную, так и классическую музыку.

Первым, кто обратился к изготовлению хроматического кантеле, был Элиас Лённрот — создатель « Калевалы ». В 1830—1840-х годах им было изготовлено два хроматических кантеле, одно из которых сейчас хранится в музее в Финляндии. В начале 1930-х годов под руководством сотрудника фольклорной секции научно-исследовательского института В. П. Гудкова мастерами Клюхиным и Ямщиковым был изготовлен профессиональный инструмент — кантеле с хроматическим строем. В 1936 году был организован Государственный ансамбль КАССР « Кантеле » во главе с В. П. Гудковым . В настоящее время хроматическое кантеле получило распространение и в Финляндии.

Большую работу по изготовлению хроматических кантеле проделали мастера Клюхин, Ямщиков, Кристал, Кук, Челомбитько, Фролов, Смолин.

Описание

Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до 36 . В советское время В. П. Гудковым и Е. Клюхиным было создано семейство усовершенствованных кантеле пикколо, прима, альт, бас и контрабас , использующихся в национальных оркестрах и ансамблях (например в карельском ансамбле Кантеле ) .

Во время игры инструмент держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса « Калевала » .

См. также

Примечания

  1. ↑ .
  2. ↑ // Большая российская энциклопедия. Том 8. — М. , 2007. — С. 184.
  3. .
  4. Suomen kielen etymologinen sanakirja. Helsinki, 1955—1963. S. 156.
  5. (неопр.) Дата обращения: 28 января 2019. 21 февраля 2022 года.
  6. Аникин А.Е. // Русский этимологический словарь. Выпуск 12. — 2018. — С. 271. — 376 с. — ISBN 978-5-4469-1372-5 .
  7. от 20 ноября 2008 на Wayback Machine . Статья на сайте от 28 декабря 2010 на Wayback Machine Официального портала органов государственной власти Республики Карелия. (Дата обращения: 1 января 2011)
  8. от 1 февраля 2021 на Wayback Machine // kantele.ru
  9. // Музыкальный энциклопедический словарь. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 234. — 672 с.
  10. ↑ .

Литература

  • Гаврилов М. И. Звучи, моё кантеле: Из репертуара кантелиста М. Гаврилова. — Петрозаводск, 1995.
  • // Большая российская энциклопедия. Том 12. — М. , 2008. — С. 749.
  • // Музыкальная энциклопедия. Том 2. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — Стб. 700—701.
  • Семакова И. Б. Кантеле // Карелия. Энциклопедия. Том 2 / Гл. ред. А. Ф. Титов. — Петрозаводск: ПетроПресс, 2009. — С. 16.
  • Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Кантеле [Ноты]: самоучитель игры / авторы текста Т. П. Вайнонен , М. И. Гаврилов . — Петрозаводск: Карелия, 1985. — 118 с. : ил.
  • Семакова И. Б. О типологии карельских долблёных кантеле // Кантеле: Вопросы теории и исполнительства. — Петрозаводск, 2001.
  • Шишканова И. В. Кантеле. Ступени к совершенству. — Петрозаводск, 2008.
  • Михайлова Н. С. // Рябининские чтения 2011. — Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. — С. 329—331. — 565 с.

Same as Кантеле