Interested Article - Карма-бакши

Ка́рма-ба́гши ( тиб. ཀར་མ་པ་ཀཤི་ , Вайли kar ma pa kshi ; монг. Гарма багш), Чо́кьи Дзи́нпа ( 1204 1283 ) — Гьялва Кармапа II, второй глава традиции Карма Кагью , махасиддха , проповедник тибетского буддизма в Монголии и Китае .

Биография

Ранние годы

Родился в 1204 году в Чилэй Цакто (Восточный Тибет) и по материнской линии принадлежал к старому тибетскому царскому роду Ярлунг. В шесть лет самостоятельно научился писать и читать, в десять — с первого прочтения полностью запоминал текст. Во время первого монашеского посвящения получил имя Чокьи Дзинпа.

Признание перерождением

По пути в У-Цанг , Центральный Тибет, куда он отправился для продолжения образования, встретил Помдрагпу Сонам Дордже, получившего полную передачу поучений и методов школы Карма Кагью от Дрогена Речёна, преемника первого Кармапы . В виде́нии Помдрагпа, обнаружил, что его новый ученик является перерождением ( тулку ) Дюсум Кхьенпы . На это также было указано в письме, которое Кармапа оставил Дрогёну Речену. От Помдрагпы новопризнанный Кармапа получил полный комплекс посвящений школы Карма Кагью . Акт признания Чокьи Дзинпы в качестве перерождения известного буддийского учителя, и его прав на имущество и статус покойного не имел в Тибете прецедентов. С этого времени опознание перерождений и их интронизация становится в Тибете всё более регулярной практикой и охватывает также другие школы.

Деятельность в Тибете

Мантра Авалокитешвары « Ом мани падме хум », написанная по-тибетски.

Первую половину жизни Чокьи Дзинпа посвятил медитационным затворам . Кроме того, он отреставрировал монастырь Карма Гён, основанный первым Кармапой , и был известен также за то, что привнёс в тибетскую народную культуру обычай повторять мантру Авалокитешвары « Ом мани падме хум ». Благодаря своей славе и активной деятельности лама Чойдзин расширил известность школы Карма Кагью вплоть до Китая и Монголии . В 1252 году он получил приглашение ко двору от будущего монгольского императора , основателя династии Юань хана Хубилая , однако не сразу его принял.

Пребывание в Пекине

Кармапа Чойдзин прибыл в Пекин лишь через три года после приглашения его Хубилаем , однако в 1253 году приглашение Хубилая принял молодой Пагба-лама из другой влиятельной тибетской школы — сакья . Ко времени прибытия Кармапы в 1255 году Пагба-лама сумел укрепиться при дворе и стать личным наставником (кит. ти ши ) Хубилая. Согласно источникам, Хубилай был поражён демонстрацией магических способностей Кармапы:

Хотя хутухта -лама [т.е. Пагба-лама] превосходит мудростью наставлений, но этот чумазый лама сильнее его в мудрости познания.

Видимо, именно при дворе Хубилая за Кармапой II закрепилось монгольское прозвище «багши» ( монг. учитель), усвоенное тибетской традицией. Согласно Марко Поло , описавшего в своей « Книге о разнообразии мира » придворный быт Хубилая, монголы называли этим словом целый ряд духовных особ:

...Знахари эти зовутся тибетцами и кашмирцами ; то два народа идолопоклонников; заговоров и дьявольского колдовства знают они больше, нежели кто-либо; все их дела - дьявольское колдовство, а народ уверяют, что творят то с Божьей помощью и по своей святости... Бакши эти, о которых вам рассказывал, по правде, знают множество заговоров и творят вот какие великие чудеса: сидит великий хан в своем главном покое, за столом; стол тот повыше осьми локтей , а чаши расставлены в покое, по полу, шагах в десяти от стола; разливают по ним вино, молоко и другие хорошие питья. По наговорам да по колдовству этих ловких знахарей-бакши полные чаши сами собою поднимаются с полу, где они стояли, и несутся к великому хану...
Монастыри и аббатства у них большие: есть здесь, скажу вам, большой монастырь с маленький город, там более двух тысяч ихних монахов; одеваются монахи благороднее прочего народа. Голову и бороду бреют. Идолам своим устраивают большие празднества, с великим пением и с великим, никогда не виданным освещением. Между бакши есть такие, которым разрешено жен брать, они это и делают, женятся, и детей у них много.

Хубилай получил от Карма-багши некоторые поучения, в частности, практику «зарождения бодхичитты » , однако его супруга, Цамбуй- хатун , преданная Пагба-ламе, обеспокоилась растущим влиянием Кармапы при дворе. В конечном итоге, в результате очередного состязания с Пагба-ламой, Хубилай счёл, что Карма-багши уступает ему в искусстве магии, и выслал Карма-багши из Пекина .

Деятельность в Каракоруме

После отъезда из Пекина Карма-багши прибыл в столицу монгольской империи , Каракорум , где стал ближайшим учителем брата Хубилая хана Мунке . Мункэ, в то время уже бывший покровителем придворных лам-тибетцев из другой традиции линии кагью Дрикунг , пожаловал Кармапе титул «государственного наставника» (кит. го ши ), Кармапа же признал его как своего ученика в прошлой жизни. Именно Мункэ преподнёс Карма-багши т. н. «чёрную шапку» (тиб. zhwa nag po ), ставшую переходящей реликвией всей линии перерожденцев Кармапы.

По инициативе Мункэ и при поддержке Карма-багши в 1258 году была начата кампания по переводу классической буддийской литературы на монгольский язык; в частности, были переведены « » Шантидэвы и « Драгоценная сокровищница назидательных речений » Сакья-пандиты , а также « Сутра золотого блеска », обосновывающая высшую власть монарха .

Последние годы в Монгольской империи

После смерти Мунке в 1259 году Хубилай перенес столицу Монгольской империи из Каракорума в Пекин и стал первым императором династии Юань и пятым Великим ханом монгольской империи . Хубилай, вероятно считал Кармапу, который отказался от его приглашения и остался в Каракоруме , сторонником своего соперника, младшего брата Ариг-Буги . После разгрома Ариг-Буги Хубилай приказал арестовать Карма-бакши.

Согласно легендам, каждая попытка задержать и убить Кармапу проваливалась благодаря чудесным способностям последнего. Так, однажды Кармапа якобы «заморозил» на месте войско из 37.000 солдат силой мудры . Однако в 1261 году на тибетско-монгольской границе Карма-багши был всё же схвачен и отправлен в заключение вместе с двумя своими лучшими учениками — йогином и Еше Вангчугом. Вновь продемонстрировав сиддхи , Кармапа был освобождён Хубилаем и впоследствии прожил несколько лет при пекинском дворе, основав в Китае несколько небольших кагьюпинских монастырей. Но большого влияния он не получил. и незадолго до смерти вернулся в Цурпху , в Тибет.

Дхармасвамин Карма Паши скончался в третий день третьего месяца года Воды-Овцы ( 1283 ). Затем он исполнил ритуал переноса сознания (санскр. паракая правеша , тиб. 'gron-'jug) (в тело умершего мальчика) в Толун Парцэне. Но родители мальчика, решив, что их сын умер, прокололи иглой его глаза. Таким образом, знаки не совпали, и Кармапа не смог воплотиться в этом теле. Затем Дхармасвамин в виде существа промежуточной стадии отправился в Цэпу-ганшур-мо - место рождения досточтимого Милы , и был посвящён в мандалу 62 божеств Шри Самвары . После этого он узрел утробу своей будущей матери в виде хрустального дворца. Сосредоточившись и собравшись, он внедрился в неё, и мысли о страдании не возникли у него".

Примечания

  1. Джамбадорджи . Хрустальное зерцало . // История в трудах учёных лам. М.: КМК, 2004. — с. 90
  2. Марко Поло . Книга о разнообразии мира. Гл. LXXV
  3. Гой-лоцзава Шоннупэл . Синяя летопись . СПб, «Евразия», 2001. — с. 264
  4. Эрдэнипэл . Конечная причина религий в Монголии. // История в трудах учёных лам. М.: КМК, 2004. — сс. 190—191
  5. Цыбиков Г. Ц. Монгольский перевод «Лам-рим чэн-по» // Избранные труды. Т. 2. Новосибирск, «Наука», 1991. — с. 30
  6. Бира Ш. Монгольская историография (XIII—XVII вв.) М., «Наука», 178. — с. 173
  7. Гой-лоцзава Шоннупэл . Синяя летопись . СПб, «Евразия», 2001. — с. 267
  8. Дуглас Н., Уайт М. Тибетский Лама в чёрной короне. СПб, «Алмазный путь», 1998. — с. 41
  9. Гой-лоцзава Шоннупэл . Синяя летопись . СПб, "Евразия", 2001. - с. 268

Литература

  • Holmes, Ken. Karmapa. Altea Publishing 1995, ISBN 0-9524555-4-4 .
  • by Charles Manson (Nov 2022). ISBN 9781559394673
  • [www.lib.ru/INPROZ/POLO_M/mir.txt Марко Поло. Книга о разнообразии мира] (рус.) . Дата обращения: 31 августа 2009.

Same as Карма-бакши