Interested Article - Авалокитешвара

Авалоките́швара ( санскр. अवलोकितेश्वर IAST : Avalokiteśvara , «Владыка, милостиво взирающий на существа») — бодхисаттва буддизма махаяны , « будда сострадания » , эманация будды Амитабхи . Одна из самых популярных фигур буддийского пантеона махаяны .

Культ Авалокитешвары начал зарождаться в I веке на севере Индии во времена Кушанской династии . По одной из диффузионных теорий, бодхисаттвы и дэвы махаяны заимствовались и адаптировались из других религиозных движений, а по другим представлениям, они возникли как обожествление, олицетворение буддийских принципов, так, например, Авалокитешвара стал олицетворением сострадания (санскр. - каруна) Будды Шакьямуни .

Из Индии культ Авалокитешвары распространился по странам Азии. Бодхисаттва обретал популярность у верующих под разными именами, в мужском или женском облике, в мирном или гневном образе . Так, в Индии он известен как «Авалокитешвара» (это его «первоначальное» санскритское имя), в Китае как Гуаньинь , в Японии как Каннон , в Тибете как Ченрезиг , в Монголии и России как Арья-Боло или Хоншим .

В буддийском искусстве , в буддийских текстах встречается бесчисленное множество форм, в которых изображается или описывается Авалокитешвара . Наиболее распространённая форма изображения Авалокитешвары — с четырьмя, шестью или тысячей рук, с одним или одиннадцатью ликами, с лотосом в руке .

Среди верующих распространено представление о том, что Авалокитешвара может воплощаться как в различных божеств, в том числе небуддийских религий, так и в людей. Например, в тибетском буддизме воплощением Ченрезига считаются далай-ламы .

Эпитеты

Другие его санскритские эпитеты — Падмапа́ни ( санскр. पद्मपाणि , IAST : padmapāṇi , «держащий лотос») и женская ипостась — Манипадма ( санскр. मणिपद्मा , IAST : maṇipadmā , «держащая драгоценность (жемчужину) и лотос»). Именем Авалокитешвары является Махакаруника («Великий Сострадающий», (санскр. « каруна » — «сострадание») .

В восточноазиатском буддизме махаяны бодхисаттва Авалокитешвара ассоциируется с женскими его проявлениями под именами " Гуань Инь" в Китае и " Каннон в Японии" (имена эти на китайском и японском языках соответствуют санскритскому «Авалокитешвара» — «Владыка взирающий», являются их переводами), которые являются одними из самых почитаемых представителей буддийского (махаянского) пантеона .

Мантра

Мантра Авалокитешвары, написанная по-тибетски

Один из главнейших атрибутов Авалокитешвары — шестисложная мантра « Ом мани падме хум », из-за которой бодхисаттву иногда называют Шадакшари («Господом Шести Слогов»). Повторение этой мантры с использованием чёток — самая популярная религиозная практика в тибетском буддизме .

Кроме того, существует популярная в Восточной и Юго-Восточной Азии « Маха Каруна Дхарани Сутра » кит. «千手千眼觀世音菩薩廣大圓滿無碍大悲心陀羅尼經» , где излагается известная Мантра великого сострадания кит. 大悲咒 , состоящая из восьмидесяти четырёх слогов . Её Авалокитешвара читает перед собранием Будд и Бодхисаттв и объясняет её происхождение и функции.

Описание

Вот одно из описаний Авалокитешвары:

Белого цвета, он имеет различные аспекты проявления. Его первые две руки сложены вместе у сердца в жесте, умоляющем всех Будд и Бодхисаттв о заботе и покровительстве над всеми живыми существами и избавления их от страдания. В них он держит Драгоценность, исполняющую желания — символ бодхичитты . В другой правой руке Авалокитешвара держит хрустальные чётки , символизирующие его способность освобождать всех существ от сансары через практику начитывания шестисложной мантры « Ом мани падме хум ». В левой руке он держит стебель синего лотоса утпала, символизирующего его безупречную и сострадательную мотивацию. Полностью расцветший цветок утпала и два бутона показывают, что сострадательная мудрость Авалокитешвары пронизывает прошлое, настоящее и будущее. На левое плечо Авалокитешвары наброшена шкура дикого оленя, символизирующая добрый и нежный характер сострадательного бодхисаттвы и его способность подчинять заблуждения.

Легенда

Статуя тысячерукого Ченрезига в Большом храме Далай-ламы, Дармсала

Авалокитешвара родился из света глаз Амитабхи («Будды Бесконечного Света») и принял форму ребёнка на лотосе в Стране Блаженства. Его усыновил царь Зангпочок и нарек его именем Падма Ньингпо (Сердце Лотоса). Когда он увидел страдания людей он заплакал и из его слезы родилась Тара .

Легенда гласит, что Авалокитешвара некогда дал монашеский обет спасти всех живых существ от пут сансары , но когда он понял, насколько трудна эта задача, голова его не выдержала и раскололась на одиннадцать частей.

Будда Амитабха и бодхисаттва Ваджрапани , видя это, восстановили тогда тело Авалокитешвары, придав ему новую форму с тысячью руками и одиннадцатью головами, в таком виде Великий Сострадающий стал очень мощным.

Значение Авалокитешвары в буддизме махаяны

Четырёхрукая форма Ченрезига

Махаяна

В соответствии с доктриной Махаяны, Авалокитешвара является бодхисаттвой, давшим великий обет выслушать молитвы всех существ, обладающих природой Будды , обратившихся к нему в часы страданий, и отказаться от собственной сущности Будды до тех пор, пока он не поможет каждому существу достигнуть нирваны . Традиционно с Авалокитешварой связывают « Сутру Сердца » и некоторые пассажи « Лотосовой сутры ».

Проявления Авалокитешвары

Авалокитешвара проявляется в различных формах:

Санскрит Китайский Японский Значение Описание
अमोघपाश ( IAST : Amoghapāśa ) — Амогхапаша 不空羂索 фуку: кэндзяку Держащий не знающий промаха аркан
भृकुटि ( IAST : Bhṛkutti ) — Бхр(и)кути Свирепоокий Как и предыдущий эпитет, перекликается с эпитетом Парнашабари (охотник, преследователь)
चिन्तामणिचक ( IAST : Cintāmaṇi-cakra ) — Чинтамани-чакра 如意輪 нёирин Держащий драгоценный камень и колесо Держит камень чинтамани
एकादशमुख ( IAST : Ekādaśamukha ) — Экадашамукха 十一面 дзю: итимэн Одиннадцатиголовый Каждая из десяти «дополнительных» голов обучает одному из десяти уровней существования
हयग्रीव ( IAST : Hayagrīva ) — Хаягрива 馬頭 бато: С лошадиной головой одновременно бодхисаттва и царь мудрости
पाण्डरवासिनी ( IAST : Pāṇḍaravāsinī ) — Пандаравасини 白衣 бякуэ В белом облачении прямой предок Гуань Инь
IAST : Parṇaśabarī — Парнашабари В покрове из листьев
रक्त षडक्षरी ( IAST : Rakta ṣaḍakṣarī ) — Ракта Шадакшари Господин шести слогов
सहस्रभुज सहस्रनेत्

( IAST : Sahasra-bhuja Sahasra-netra ) — Сахасра-бхуджа Сахасра-нетра

千手千眼 сэндзюсэнган Тысяча рук, тысяча глаз Очень популярная форма: всё видит и всем помогает
श्वेतभगवती ( IAST : Śvetabhagavatī ) — Шветабхагавати Сиятельный
उदकश्री ( IAST : Udaka-śrī ) — Удака-шри Благоводный В Махавайрочана-сутре Авалокитешвара описывается подающим из своего лотоса (или рук) воду страждущим

Тибетский буддизм

В Тибете Авалокитешвара известен как « Ченрезиг» (тибетский перевод санскритского слова «Авалокитешвара» — «Владыка Взирающий») . В тибетской буддийской школе Карма Кагью проявлением бодхисаттвы Авалокитешвары считается духовный лидер этого религиозного движения — Кармапа . А в школе Гелуг проявлением этого бодхиставы является Далай-лама . Ранее перерождением Ченрезига считался тибетский царь Сонгцен Гампо

Известные изображения

Одна из известных статуй Авалокитешвары высотой 26 метров ( Мэгжид Жанрайсэг ) расположена в монгольском монастыре Гандантэгченлин . Ещё более высокая статуя этого будды высотой 108 метров ( Статуя Гуаньинь ) расположена на китайском острове Хайнань . В 2022 году в российской Бурятии появилась 41-метровая статуя Арьяа Баалы (Авалокитешвары) . В Таиланде этот образ представлен в виде фонтана в парке Муанг Боран .

См. также

Примечания

  1. , с. 155.
  2. . Дата обращения: 12 июля 2022. 12 июля 2022 года.
  3. , p. 704.
  4. .
  5. , p. 78.
  6. , p. 173.
  7. .
  8. , p. 705.
  9. . Дата обращения: 20 июля 2022. 18 июля 2020 года.
  10. , p. 2.
  11. , p. 17.
  12. . Дата обращения: 19 июля 2022. 17 июня 2021 года.
  13. . Дата обращения: 20 июля 2022. 20 июля 2022 года.

Литература

Энциклопедии
Исследования
  • Елихина Ю. И. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Научн. руководитель . — СПб. , 2006.
  • Елихина Ю. И. // Тибетология в Санкт-Петербурге: Сб. статей. — СПб. : Петербургское востоковедение , 2014. — Вып. 1 . — С. 173—191 .
  • Бодхисаттва Авалокитешвара: История формирования и развития махаянского культа . — СПб. : Евразия, 2012. — 496 с., [107 илл.] 32 с. цв. илл с. — ISBN 978-5-91852-034-5 .
  • Chutiwongs N. The Icongraphy of Avalokitesvara in Mainland South East Asia. — Bangkok, 1984.
  • Marie-Thérèse de Mallmann. Introduction à l’étude d’Avalokiteçvara (фр.) . — Paris, 1948.
  • Studholme A. The Origins of Oṃ Maṇipadme Hūṃ: A Study of the Kāraṇḍavyūha Sūtra. — State University of New York Press, 2002. — ISBN 0-7914-5389-8 .
  • Tucci G. A propos Avalokiteśvara // Mélanges chinois et bouddhiques. — Institut Belge des Hautes Etudes Chinoises, 1951. — Т. 9 . — С. 173–220 .
  • Yü, Chün-fang. . — Columbia University Press, 2000. — 688 с. — ISBN ‎ 978-0231120296.

Ссылки

  • (англ.)
  • (Buddhanature.com) (англ.)
  • (подробная фотохроника процесса)
Источник —

Same as Авалокитешвара