Interested Article - Буддийское искусство

Буддизм
Практика
Дхамма

Буддистское искусство — историческое течение в искусстве , возникшее в Индии после жизни Сиддхартхи Гаутамы в VI — V веках до н. э. В результате контактов с разными азиатскими культурами, буддийское искусство эволюционировало и распространилось по всей Азии .

Буддийское искусство шло вслед за распространением и адаптацией буддийского учения (дхармы) , развиваясь в каждой новой буддийской стране. Его северная ветвь получила развитие в Центральной и Восточной Азии , в то время как южная ветвь процветала в Юго-Восточной Азии . В Индии буддийское искусство развивалось и процветало до X века, успев оказать влияние на формирование индуистского искусства , и исчезнув, когда буддизм был практически уничтожен у себя на родине вследствие вторжения мусульман и усиления позиций индуизма .

Древнебуддийский (аниконический) период (V—I века до н. э.)

Аниконистическая репрезентация нападения Мары на Будду , представленного пустым троном , II век, Амаравати (Индия)

В течение II и I веков до н. э. скульптура стала более явной, иллюстрирующей эпизоды из жизни и учения Будды . Эти иллюстрации приняли форму декоративных композиций в виде горизонтальной полосы или фризов , как правило, украшавших ступы. Хотя Индия имела богатую скульптурную и иконографическую традиции, Будда никогда не был изображён в человеческой форме, но только с помощью буддийской символики.

Этот период буддийского искусства называется аниконистическим и выражен нежеланием к антропоморфным представлениям Будды и сложным развитием аниконистических символов, позволяющих избежать представления Будды как человека (даже когда на сцене присутствуют другие человеческие фигуры). Эта тенденция сохранилась до конца II века н. э. в южной части Индии, в искусстве школы Амаравати . Утверждается, что антропоморфные изображения Будды, возможно, были сделаны из дерева и не сохранились до наших дней. Тем не менее, археологических доказательств этого не найдено.

Самые ранние произведения буддийского искусства в Индии датируются I веком до н. э. Это Храм Махабодхи в Бодхгае, ставший образцом для аналогичных построек в Бирме и Индонезии, а фрески на плато Сигирия , возможно, даже старше рисунков в Аджанте .

Иконический период (I век н. э. — по настоящее время)

Антропоморфные изображения Будды начали появляться с I века в Северной Индии . Главными центрами буддийского искусства в начале нашей эры являлись Гандхара в современной провинции Хайбер-Пахтунхва в Пакистане , область Матхура в центральной части Северной Индии и Амаравати на юго-востоке Индии, в штате Андхра-Прадеш .

Искусство Гандхары было обогащено вследствие векового взаимодействия с греческой культурой, прежде всего — скульптурой. Из-за завоевания Северо-Западных княжеств Индии Александром Великим в 332 году до н. э. и последующего создания Греко-Бактрии и Индо-греческого царства появляется Греко-буддистское искусство . Буддийская скульптура Гандхары имеет черты греческого художественного влияния: школа скульптуры Гандхары переняла у эллинистической скульптуры такие элементы как волнистые волосы, драпировки, покрывающие оба плеча, туфли и сандалии, украшения листьями аканта и т. д.

Искусство Матхуры, как правило, основано на старой индийской традиции. Школа Матхуры изобрела следующие элементы буддийской скульптуры: покрытие левого плеча тонкой кисейной накидкой, колесо в ладони, лотосовый трон и т. д.

Школы Матхуры и Гандхары также сильно влияли друг на друга. Во время своего художественного расцвета в двух регионах они даже объединились политически под правлением кушан , причем и Матхура, и Гандхара были столицами империи. До сих пор остаётся предметом дискуссий то, является ли антропоморфное изображение Будды по существу результатом эволюции буддийского искусства Матхуры или следствием греческого культурного влияния в Гандхаре в ходе греко-буддийского синкретизма .

Статуя Будды из Гандхары, яркий пример , I век н. э.

Иконическое искусство изначально было характеризовано реалистическим идеализмом, сочетающим реалистические человеческие черты, пропорции и атрибуты, вместе с чувством совершенства и спокойствия, характерного божественному. Это изображение Будды одновременно в качестве и человека, и совершенного стало иконографическим каноном для последующего буддийского искусства.

Тема Будды широко используется в таких видах искусства как скульптура, живопись и литература, но не в музыке и танце.

Буддийское искусство продолжало развиваться в Индии в течение нескольких веков. Во времена Империи Гупта (IV — VI век) в Матхуре создавались скульптуры из розового песчаника , отличавшиеся особенно тонким, изысканным художественным исполнением. Искусство гуптской школы было чрезвычайно влиятельным почти во всей Азии.

В X веке буддийское искусство в Индии прекращает существование вместе с буддийским учением. В конце XII века нашей эры буддизм в Индии сохранился только в гималайских регионах, таких как Ладакх .

Эти области, благодаря географическому расположению, находились в постоянном контакте с Тибетом и Китаем ; например, искусство и традиции Ладакха несут на себе печать тибетского влияния.

Вместе с распространением буддизма за пределами Индии, начиная с I века нашей эры, его оригинальный художественный почерк начинает смешиваться с другими художественными традициями, что привело к сильному различию между буддийским искусством стран, принявших буддизм.

Северная ветвь буддийского искусства

Южная ветвь буддийского искусства

Современное буддийское искусство

См. также

Источник —

Same as Буддийское искусство