Interested Article - Анатман

Буддизм
Практика
Дхамма

Ана́тман ( санскр. अनात्मन् , IAST : anātman ; пали : Анатта ; букв. «не-Я») — одна из важнейших доктрин буддизма , постулирующая отсутствие атмана — «Я», самости индивида или его души. Вместо учения об атмане, в буддизме присутствует учение о непрерывном процессе вспыхивания-угасания дхарм — неделимых «единиц психики», составляющих так называемую «личность» (санскр.: пудгала ). Индивидуальный поток дхарм, не имеющий ни начала, ни конца, называется « сантана » .

Учение об анатмане противопоставляется буддизмом индуистскому учению об атмане и брахмане . Анатман — один из трёх признаков бытия в философии буддизма наряду с дуккха и анитья (аничча) .

Учение об анатмане провозглашает отсутствие отдельной, постоянной и неизменяемой души , самости в каком-либо феномене бытия. Буддизм подчеркивает, что то, что воспринимается индивидуумом как «Я» — всего лишь иллюзия , «подсказываемая» нам скандхами . Это же в свою очередь влечёт страдания и несчастья, испытываемые таким «Я».

Сам Будда не утверждал и не отрицал существование "Я", ограничиваясь указаниями на то, чем "Я" не является. Он избегал крайностей этернализма (идеи вечности "Я") и нигилизма (идеи несуществования "Я") .

Будда проповедовал учение об анатмане пяти отшельникам в «Анатта-лаккхана-сутте» или проповеди «О признаках бессамостности» :

— Как вы думаете, о подвижники, это тело является вечным или невечным?
— Оно невечно (анитья), о Благодатный.
— Невечное является счастьем или страданием?
— Оно мучительно (духкха), о Благодатный.
— Но разве разумно думать о невечном, преходящем и мучительном: «Это моё, это есть Я, это и есть моя вечная душа, моя нетленная самость».
— Нет, конечно, о Благодатный.
— Следовательно, о подвижники, все тела в прошлом, настоящем и будущем как наши собственные, так и других существ, как прочные, так и хрупкие должны быть поняты соответственно их подлинной природе: «Это не моё, это не Я и это не моя вечная душа».
(Затем точно такие же диалоги последовали относительно ощущений , представлений , сил кармы и сознания , после которых Будда делал вывод, аналогичный последнему предложению.)

Перевод и комментарий В. П. Андросова

В буддизме считается, что атман нельзя обнаружить с помощью своего непосредственного опыта в медитации или обычной жизни, так как атман является результатом мысленных конструкций, спекуляций, слухов, ошибочной интерпретации опыта в медитации или, в случае слова «я», просто «оборотом речи», как указывал Будда. Говоря об убеждённости в существовании атмана или «я», Будда сравнивал такую убеждённость с человеком, рассказывающим о любви к самой красивой женщине в мире, но не знающим её лица, имени и родственников .

Будда менял своё отношение к атману и анатману в зависимости от типа слушателей, делая свою проповедь искусным средством . Известный буддийский монах Чандракирти , отмечая это, считал, что Будда проповедовал об атмане «самым невежественным» слушателям, тем самым пресекая их материализм . Наиболее опытным слушателям Будда говорил об анатмане, тем самым уничтожая у них «тонкую привязанность к личности». Те же, кто стали буддами, по утверждению Чандракирти, «сами понимали, что атман не является ни реальным, ни нереальным» . Известный буддийский философ Нагарджуна указывал, что «Будда иногда учил, что атман существует, а иногда, что он не существует; последний взгляд более последователен и ближе к истине». Первую точку зрения Будда описывал сторонникам нигилизма (уччхеда-вады). Данное утверждение о существовании являлось условным учением и не было принципиальным для Будды, указывал Нагарджуна. Вторая же точка зрения предназначалась для более понимающих слушателей и являлась абсолютным учением, отмечал Нагарждуна .

Буддолог В. Г. Лысенко указывала, что вопрос об отношении Будды к признанию атмана является актуальным в современной буддологии. Ответ же на него, по мнению Лысенко, «не может быть категоричным», так как сам вопрос в своей основе — это безответный вопрос . Лысенко также приводила пример из Самъютта-никаи , в котором Ваччха спрашивает Будду «существует или не существует атман?». Будда же ничего не отвечает на этот вопрос. В дальнейшем Будда указывает Ананде , что подтвердить существование было нельзя, так как это бы являлось признанием точки зрения сассатавады и расхождением с опытом Будды. А опровергнуть существование было нельзя, так как в данном случае это бы являлось признанием точки зрения уччхеда-вады (связанной с отсутствием какого-либо бытия после смерти) и ввергло бы Ваччху в путаницу .

См. также

Примечания

  1. Андросов В. П. Сантана // Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь: монография / РАН, Ин-т востоковедения / под ред. Е. Половниковой, Е. Леонтьевой. — М. : Ориенталия, 2011. — С. 333. — 448 с. — (Самадхи). — 2000 экз. ISBN 978-5-91994-007-4 .
  2. (англ.) . Будда: краткое введение. — М. : Астрель : ACT , 2007. — С. 74. — 157 с. — ISBN 978-5-17-042367-5 . — ISBN 978-5-271-16175-9 .
  3. Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. — М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН , 2001. — С. 116—117. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2 .
  4. Anattalakkhaṇa Sutta Buddha's Not-Self Characteristic Discourse. — Bangkok, Thailand.: Lanpya Publishing House.
  5. , с. 12.
  6. , с. 77.
  7. Дхаммапада / Пер. с пали, введение и комментарии В. Н. Топорова , отв. ред. Ю. Н. Рерих . — М. : Восточная литература , 1960. — С. 152. — 160 с.
  8. Пупышев В. Н. «Не-Я» в буддийской теории и практике // Психологические аспекты буддизма / Отв. ред. Н. В. Абаев . — 2-е изд.. — Новосибирск: Наука . Сиб. отделение, 1991. — С. 33—38. — 182 с. — ISBN 5—02—029733—X.
  9. , с. 83.

Литература

Источник —

Same as Анатман