Interested Article - Амитабха

Тибетская танка Амитабхи. В тибетской традиции Амитабху принято изображать красным цветом.

Амита́бха или Амита́ Будда ( санскр. अमिताभ , IAST : Amitābha , «безграничный свет») — один из Будд махаяны , особенно почитается в буддийской школе « Чистой земли » ( амидаизм ). Символизирует западное направление, где находится чистая страна сукхавати .

Считается, что он обладает множеством достойных качеств: поясняет универсальный закон бытия (Дхарму) в Западном раю и принимает под своё покровительство всех, искренне взывавших к нему, вне зависимости от их происхождения, положения или добродетелей. Догмат о милости Амитабхи к воззвавшим к нему является краеугольным камнем амидаизма.

В китайской традиции «Амита Будда» известен под именем «Эмито Фо» («Амито-Фо») ( кит. трад. 阿彌陀佛 , упр. 阿弥陀佛 , пиньинь Ē​mí​tuó​ Fó ), в японской — Амида Нёрай ( яп. 阿弥陀如来 ) , во вьетнамской — «Азида Фат» ( вьетн. A Di Ðà Phât или вьетн. A-di-đà Phật ), в тибетской — «Опаме» , в бурят - монгольской — «Абида-бурхан».

Амитабха является, вероятно, самым известным и популярным из Пяти Будд Мудрости в буддизме Ваджраяны , происходящих от первоначального Ади-будды , эти пять будд соответствуют пяти осознаваемым аспектам реальности и пяти скандхам . Будда Амитабха соответствует скандхе санджня (представление).

Учение

Сутра Амитаюса гласит, что Амитабха был когда-то царём, который, познакомившись с буддийским учением, отрёкся от трона, стал монахом , взяв себе имя «Дхармакара» ( санскр. धर्मकार , IAST : Dharmakāra , «свершающий Дхарму » ( яп. 法藏菩薩 хо:дзо:босацу ) . Он решил стать Буддой , и обрести во владение Чистую страну или Землю бесконечной радости, в которой все, кто воззвал к его имени, смогут возродиться в будущей жизни. Ввиду этого Амитабха дал свои , в восемнадцатом и девятнадцатом из которых он обещал не достигать высочайшего просветления до тех пор, пока не поможет всем разумным существам в своем Западном раю, «Земле высшего блаженства» ( Сукхавати , санскр. सुखवती , IAST : Sukhāvatī , «Земле счастья», по-японски именуемой дзёдо ( яп. 浄土 ) или гокураку ( яп. 極楽 ) . Обеты Амитабхи и основные принципы доктрины амидаизма изложены в « » и в « .

Амитабха в религиозном искусстве

Иконография Амитабхи почти не отличается от иконографии Будды Шакьямуни , так как оба они изображаются с одинаковыми атрибутами «достигшего Пробуждения» и не имеют каких-либо отличительных черт. Однако, Амитабха традиционно изображается с дхьяни-мудрой ( мудрой медитации , как на статуе Большого Будды в Камакуре ) или с витарка-мудрой, и только Шакьямуни присуща мудра прикосновения к земле ( бхумиспарша-мудра ).

Также в иконографии Амитабхе обычно сопутствуют его помощники — бодхисаттвы Авалокитешвара (справа) и Махастхамапрапта (слева).

Изображают Амитабху обычно в красной гамме цветов — в тибетском буддизме красный цвет олицетворяет любовь, сострадание и эмоциональную энергию. Из сторон света Амитабхе «принадлежит» запад , в связи с чем он символизирует закатное солнце . Он олицетворяет высшую мощь природы, излитую на землю, доступную всем разумным существам. Уникальным атрибутом и символом Амитабхи является лотос , олицетворяющий чистоту, открытость и мягкость.

Мантры

Тибетская мантра , молитвенное воззвание к Амитабхе звучит как ряд санскритских слогов «Ом ами дэва хри». Различные мантры поминовения Амитабхи часто используются в амидаистских школах , особенно знаменитая (кит. няньфо, яп. нэмбуцу, вьетн. ньемфат), чтение которой состоит в повторении имени Амитабхи .

Приверженцы китайских и тайваньских амидаистских школ, как члены сангхи , так и миряне, зачастую приветствуют друг друга именем Амитабхи.

В Японии и Корее имя Амитабхи традиционно упоминается при молитве об усопших или поминовении. В тибетском буддизме также существуют практики, направленные на перенесение сознания умершего в рай Амитабхи — Сукхавати .

История

Гигантская статуя Будды Амиды ( Дайбуцу ). Котоку-ин , Камакура , Япония

Археологические исследования позволяют предположить, что культ Амитабхи, вероятно, получил развитие на протяжении I и II веков н. э. Некоторые ученые выводят связь культа Амитабхи с иранским культом Митры .

Первые известные свидетельства об Амитабхе восходят к II веку н. э. — это надпись на основании изваяния, найденного в , хранящегося в музее Матхура. Скульптура, посвящённая Амитабхе купеческой семьёй, датируется «28-м годом правления Хувишки», что относится ко второй половине II века, периоду Кушанской империи.

Первая сутра , в которой упоминается Амитабха — китайский перевод Пратьютпанна-сутры, сделанный кушанским монахом Локаксемой около 180 года. Считается, что этот монах стоял у истоков Буддизма Чистой Земли в Китае.

Традицию почитания Западного рая в Китае можно проследить до периода (317—589 годы).

Япония

В Японии поклонение Амиде достигает благоволения правящего двора в Хэйанский период (794—1192 годы), в особенности в виду распространения веры в приход эпохи «Умирания Учения».

С началом периода Камакура , культ будды Амиды перестал быть прерогативой узкого класса придворных и начал получать всё большую поддержку широких масс в связи с популяризацией амидаизма среди неграмотных обывателей. Школы Буддизма Чистой Земли озаботились идеей спасения обычного, рядового члена общества и подчеркивали превосходство простой и чистой веры над замысловатыми доктринами. Духовный наставник и его ученик Синран учили, что каждый может обрести спасение через искреннее повторение мантры «Наму Амида Буцу» («Почтение будде Амитабхе!»).

Тибет

В начале XIV века глава школы карма-кагью Кармапа III Рангджунг Дордже дал своему ученику титул « Шамарпа » и объявил его проявлением ума Амитабхи, положив тем самым начало линии перерождений ( тулку ), существующую по сей день. В начале XVII века монгол Далай-лама IV даровал титул « Панчен-лама » своему учителю Лобсану Чогьялу , ламе из монастыря Ташилунпо , также объявив его воплощением Амитабхи. Лобсан Чогьял был сочтён четвёртым в линии перерождений Панчен-лам; первым же был назван монах школы сакья Кедруб Дже , поступивший в ученики к Цонкапе и ставший одним из первооснователей школы гелуг .

См. также

Примечания

  1. Дата обращения: 22 июля 2022. 22 июля 2022 года.
  2. . Дата обращения: 22 июля 2022. 2 апреля 2022 года.
  3. , с. 87.
  4. Кычанов Е. И. , Мельниченко Б. Н. История Тибета с древнейших времён до наших дней. — М.: Вост. лит., 2005. — ISBN 5-02-018365-2 — cc. 110—111.

Литература

  • / Андросов В. П. // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 617. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X .
  • Торчинов Е. А. // Кунсткамера. Этнографические тетради. Выпуск 2-3. — СПб. : Центр « Петербургское востоковедение », 1993. — С. 73—112.
  • Буддизм. Словарь. 1992.
Источник —

Same as Амитабха