Interested Article - Мочалов, Павел Степанович

Па́вел Степа́нович Моча́лов ( 3 [15] ноября 1800 , Москва 16 [28] марта 1848 , там же ) — один из величайших русских актёров эпохи романтизма . Служил в московском Малом театре .

Биография

Павел Степанович Мочалов родился 3 (15) ноября 1800 года в Москве , в семье актёров — Степана Фёдоровича (1775—1823) и Авдотьи Ивановны Мочаловых, которые были крепостными помещика Н. Н. Демидова и играли в его домашнем театре . В 1803 году они были отданы в труппу московского Петровского театра М. Медокса . В 1806 году вместе со всем Петровским театром вошли в московскую труппу императорских театров и всей семьёй получили вольную.

Двое их детей тоже стали артистами: Мария Степановна (по мужу — Франциева, 1799—1862) и Павел Степанович. Павел обладал редкой памятью: с раннего детства повторял за матерью длинные строчки из Евангелия. П. Мочалов учился в одном из лучших пансионов Москвы — пансионе Терликовых, где получил хорошее образование; знал французский. По воспоминаниям его дочери Е. Шумиловой-Мочаловой, отец некоторое время учился в Московском университете, однако, в списках среди обучавшихся в это время в университете фамилии Мочалов не найдено .

4 сентября 1817 года Мочалов впервые появился на сцене в роли Полиника (пьеса В. А. Озерова «Эдип в Афинах») и 11 сентября в роли Эгиста (пьеса «Меропа») — на сцене казённого Театра на Моховой ; помещения нынешних Малого и Большого театров открылись лишь 14 октября 1824 года и 18 января 1825 года, соответственно. В спектакле также участвовали его сестра и отец, который был в это время известным артистом. Достоверных сведений о дебюте не сохранилось, однако в истории изучения деятельности артиста существует мнение, что спектакль прошел с большим успехом. Поводом к этому стали воспоминания С. Т. Аксакова , который видел домашнюю репетицию «Эдипа в Афинах». Тем не менее первая развернутая статья о Мочалове появляется только в 1823 г.

Во вторник 4 сентября представлена будет: «Эдип в Афинах», трагедия в 5 действиях, в стихах, с хорами, сочинения г. Озерова, в коей роль Полиника будет дебютировать в первый раз г. П. Мочалов, сын актера г. Мочалова.

В 1820-е годы основой репертуара начали становиться водевиль и мещанская драма, в которых Мочалову тоже приходится играть. Однако не это привлекло зрителей и критиков к творчеству артиста. В это время Мочалов исполняет роль Жоржа де Жермани в пьесе Дюканжа и Дино «Тридцать лет, или Жизнь игрока» (1829), а также впервые для себя исполняет роль Гамлета (подражание Шекспиру С. И. Висковатова) в 1827 году. Обе роли важны тем, что Мочалов раскрывает в них главные для себя темы бунта, сильной романтической личности. Особенно это проявляется в роли Жоржа де Жермини, трагедии человека, погруженного в свои страсти, для которого игра становится смыслом жизни.

П. С. Мочалов в роли барона Мейнау
Драматург А. Н. Островский (1823—1886), актеры М. Н. Ермолова (1853—1928), П. С. Мочалов (1800—1848), М. С. Щепкин (1788—1863) и П. М. Садовский (1818—1872). Почтовая марка СССР 1949 г.

В 1830-е годы проявилась способность артиста превращать обычную мелодраму в трагедию личности. Ярким примером может послужить образ Мейнау в пьесе Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние» (1832), в которой мещанская драма превращалась в борьбу человека с миром. Вершиной творчества артиста становится «Гамлет» в переводе Н. А. Полевого, перевод, который считается романтическим, значительно помог артисту в выражении идеи мятущегося духа Гамлета-Мочалова. Об этом спектакле написано множество статей, необходимо только сказать, что Гамлет в исполнении Мочалова был современником сидящих в зале людей.

Возвращаясь в 1848 году из гастролей в Воронеже , артист простудился — его карета провалилась под лёд. В дороге артист много пил и закусывал водку снегом. Приехав в Москву , через несколько дней скончался. Провожать Мочалова в последний путь собралось несколько тысяч человек. Купцы закрыли свои лавки на той улице, по которой проходила траурная карета, и присоединились к процессии. Похоронен на Ваганьковском кладбище (9 уч.) . Его дальним родственником является Дмитрий Анатольевич Мочалов, проживающий в Республике Марий ЭЛ 04.03.2001 г.р.

Особенности творчества

Павел Мочалов отличался неповторимым стилем игры, который отмечали все его современники. Так, например, главной его особенностью были неожиданные эмоциональные переходы артиста из одного душевного состояния в другое. По этому принципу неожиданностей и строятся роли артиста (Гамлет, Жермани и др.). Не обладая яркой театральной внешностью (средний рост, сутуловатые широкие плечи, но красивое лицо и выразительные глаза), Мочалов, однако, создавал на сцене образы, которые потрясали зрителя своей силой и динамичностью. Белинский вспоминал о том, что забывал, как его зовут во время спектаклей с Мочаловым. Ещё одной особенностью актера являются «мочаловские минуты» — кульминации артистического вдохновения. Дело в том, что Мочалов практически никогда не вел роль ровно (за исключением, пожалуй, роли Мейнау и Жоржа де Жермани), чаще всего «из рук вон плохо», но в ходе действия он вдруг произносил две-три фразы, которые поражали зрителя и срывали гром аплодисментов. Зрители приходили на спектакль ради этих «минут».

Имя Мочалова стало легендарным ещё при жизни. После ясной логики классицизма, который царил в русском театре начала XIX в., романтик Мочалов казался загадкой. Первые шаги актера были отмечены решительным несогласием с утвердившимися традициями: выступая в трагедиях Озерова («Эдип в Афинах» — Полиник, «Фингал» — заглавная роль), он не заботился о соблюдении эстетического канона, но искал свободы выражения чувства. Идею свободного художника воплотил он в образе актера Кина («Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца). Душевную борьбу передал в одержимом манией игры Жорже де Жермани («Тридцать лет, или Жизнь игрока» Дюканжа). Черты «почти байроновской меланхолии» увидел в обманутом муже бароне Мейнау («Ненависть к людям и раскаяние» Коцебу). В его Фердинанде («Коварство и любовь» Шиллера) внешне было что-то от русского армейского поручика. Актер показывал не драму германского юноши, а социальный протест против тирании. Романтизм Мочалова открыл русской сцене трагедии Шекспира. Шекспировские герои в исполнении русского актера выглядели современными людьми, озабоченными восстановлением нарушенной справедливости. Таким явился совсем не величественный, но глубоко уязвленный крахом миропорядка король Лир. В «Отелло» Мочалов говорил о трагическом крушении веры в человека. Его Гамлет через сомнения и борьбу с самим собой приходил к мысли о необходимости уничтожения зла и насилия. Образ Гамлета в исполнении Мочалова звучал революционно. Мочалов настойчиво добивался возможности сыграть роль Арбенина в «Маскараде» Лермонтова, но цензура не разрешила постановку. Актер создал образ Чацкого в первой постановке «Горе от ума» в Москве в 1831 г. В его игре была раскрыта трагичность судьбы мыслящего человека в условиях крепостнической России.

Критика о П. Мочалове

П. Мочалов стал символом новой романтической эпохи в истории русского театра. Быстро освободившись от влияния классицизма, он создал на сцене новые образы, исполненные в стиле романтизма. Главной чертой артиста являлась непредсказуемость в игре, подчинение вдохновению и предельная экзальтированность образа. Столь необычный способ создания ролей привлёк к себе внимание ведущих критиков того времени, в частности, В. Белинского, который написал об актёре не одну статью. Самой известной из них стала «„Гамлет“ Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета», в которой критик тщательно исследует природу творчества артиста. Статья построена на описании девяти показов «Гамлета». Второй известной статьей стала «И мое мнение об игре господина Каратыгина», в которой В. Белинский продолжил полемику об этих двух артистах и выступил на стороне П. Мочалова. Правда, с переездом в Петербург критик изменил своё отношение к В. Каратыгину , перейдя на его сторону.

Многочисленные статьи и воспоминания об артисте оставили близкие друзья Павла Мочалова С. Аксакова и Н. Беклемишева .

В книге « Высокое искусство » Корней Чуковский приводит два типа переводчиков, сравнивая их работу с игрой Мочалова и игрой Щепкина :

Есть переводчики Мочаловы и переводчики Щепкины. Мочаловы работают неровно, порывисто: наряду с очень высокими взлетами у них бывают глубочайшие падения. И тогда они, вместо того чтобы петь, несвязно и невнятно бормочут. Если бы этих слепо-вдохновенных Мочаловых не обуздывали на каждом шагу режиссёры-редакторы, их переводы изобиловали бы чудовищными искажениями текста. К счастью, в нашей литературе преобладает сейчас тип переводчика Щепкина: осторожного и опытного мастера, полного хозяина своих поэтических сил" .

Репертуар

Список ролей составлен по книге Ю. А. Дмитриева «Мочалов актер-романтик», даты премьер исправлены по книге М. Н. Ласкиной «Мочалов: Летопись жизни и творчества». Список является неполным. По данным М. Н. Ласкиной [ источник не указан 765 дней ] актёр сыграл более 250 ролей.

Примечания

  1. (неопр.) . Дата обращения: 6 сентября 2009. 4 марта 2016 года.
  2. , с. 468: «Летом 1817 был зачислен в слушатели ИМУ на физико-математический факультет (как записанный в подушный оклад не имел права на звание студента). В начале учёбы Мочалов ещё не думал поступать на сцену, но затем вынужден был оставить университет из-за ссоры с одним из профессоров.».
  3. (неопр.) . Дата обращения: 28 августа 2009. Архивировано из 8 декабря 2008 года.
  4. Любитель театра. Замечания на представление Шекспировской трагедии: Отелло на Императорском Московском театре 10 октября сего года // Благонамеренный . 1823. Ч. 24. № 20. С. 101—106.
  5. Объявления // Московские ведомости. 1817. 1 сен. С. 1963.
  6. Артамонов М. Д. Ваганьково. — М.: Моск. рабочий, 1991. — С. 158.
  7. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  8. Антракт. 1867. № 8.
  9. (неопр.) . Дата обращения: 18 декабря 2013. 22 сентября 2013 года.

Литература

  • Беньяш Р. М. Павел Мочалов. — Л.: Искусство, 1976. — 324 с.
  • Дмитриев Ю. А. Мочалов актер-романтик. — М.: Искусство, 1961. — 223 с.
  • Ласкина М. Н. П. С. Мочалов летопись жизни и творчества. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 590 с.
  • / Сообщ. Л. И. Поливанов // Русская старина, 1898. — Т. 94. — № 5. — С. 266.
  • // Русская старина, 1898. — Т. 93. — № 3. — С. 521—536; Т. 94 — № 4. — С. 97-110.
  • Рассказы о русских актёрах: А. С. Яковлев , Е. С. Семёнова , , П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин , М. С. Щепкин / Составитель М. Д. Седых. — М. : Искусство , 1989. — С. 101—172. — 320 с. — 75 000 экз. — ISBN 5-210-00345-0 .
  • Императорский Московский университет: 1755-1917 : энциклопедический словарь / Андреев А. Ю., Цыганков Д. А.. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 468. — 894 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-8243-1429-8 .

Ссылки

  • Гайдин Б. Н. (неопр.) . Электронная энциклопедия «Мир Шекспира» (2013). Дата обращения: 27 ноября 2013. 27 ноября 2013 года.

Same as Мочалов, Павел Степанович