Interested Article - Двадцать долларов Сент-Годенса

20 до́лларов Сент-Го́денса ( англ. St. Gaudens Double Eagle ) — золотые монеты США номиналом 20 долларов, которые чеканились с 1907 по 1933 год. Считаются самыми красивыми монетами, находившимися в обращении в США . Имеют несколько разновидностей.

Монета названа по имени её дизайнера — американского скульптора Огастеса Сент-Годенса . Теодор Рузвельт , стремясь сделать американские монеты более красивыми и эстетически привлекательными, в 1904 году предложил Сент-Годенсу заняться подготовкой новых монетных типов . Несмотря на негативный опыт совместной работы с монетным двором США и неприязненные отношения с главным гравёром , Сент-Годенс принял предложение президента. Работа по созданию и введению в широкий оборот новых монет велась с задержками, связанными с болезнью Сент-Годенса и особенностями рельефа изображения на монете. Сент-Годенс умер в 1907 году, успев создать дизайн новых 10- и 20-долларовых монет, но не дожив до выпуска их в обращение.

После первого небольшого тиража гравёр монетного двора Барбер модифицировал дизайн, сделав его менее рельефным. Благодаря этому изменению достигалось облегчение процесса чеканки. На монетах, выпущенных в 1907 и в начале 1908 года, отсутствовал официальный девиз США — « IN GOD WE TRUST » (с англ. — «На Бога уповаем»), необходимый атрибут американских денег. По настоянию Конгресса девиз был помещён на изображение, а монеты, не содержащие его, получили название «безбожных» ( англ. godless ).

20 долларов Сент-Годенса использовались в основном для международной торговли.

Несмотря на то, что в 1933 году было отчеканено более 455 тысяч экземпляров, на сегодня сохранились лишь считаные экземпляры. Остальные монеты были переплавлены в связи с отказом США от золотого стандарта. 20 долларов Сент-Годенса 1933 года ныне являются самой дорогой монетой в мире, которая была куплена на аукционе за 7 590 020 долларов США .

Предпосылки создания

Монета номиналом 20 долларов была пущена в обиход в 1850 году. Предпосылкой её создания стало резкое увеличение золотых запасов вследствие калифорнийской золотой лихорадки . Созданные гравёром Джеймсом Лонгакром 20 долларов с изображением Свободы чеканили, с небольшими изменениями в дизайне, более 50 лет — вплоть до 1907 года. Так как покупательная способность данных монет на то время была достаточно велика (эквивалентна нескольким сотням долларов на сегодняшний день), то в обиходе они встречались редко. В основном их использовали для международной торговли либо как средство накопления . В западных штатах и на территориях, где золотые и серебряные монеты преобладали над бумажными деньгами (в Калифорнии некоторое время бумажные деньги были даже запрещены для использования), 20-долларовые монеты чаще попадали в обиход, по сравнению с восточными штатами США .

Реверс медали Сент-Годенса для Всемирной выставки, раскритикованный официальными лицами
Реверс медали Сент-Годенса для Всемирной выставки, раскритикованный официальными лицами

Первые недоразумения между дизайнером будущей 20-долларовой монеты Огастесом Сент-Годенсом и монетным двором США возникли в 1891 году . Монетный двор предполагал заменить дизайн находившихся в обиходе более 50 лет 10- , 25- и 50-центовых монет с сидящей Свободой . Для этой цели был приглашён Сент-Годенс, однако монетный двор отказался заплатить запрошенную им сумму за его работу . В результате Сент-Годенс отказался разрабатывать новый дизайн монет. Вместо него эту работу выполнил гравёр . Разработанные Барбером монеты вызвали немало нареканий в американском обществе .

В 1892 году организаторы Всемирной выставки , посвящённой 400-летию открытия Колумбом Америки , предложили Сент-Годенсу подготовить дизайн медали призёрам выставки. Аверс медали, изображавший ступающего на берег Колумба , не вызывал нареканий. Реверс, на котором была представлена обнажённая фигура, символизирующая юность, с венком для победителя, был раскритикован. Руководитель почтовой службы Энтони Комсток даже назвал изображение непристойным. Организаторы выставки отказались от услуг Сент-Годенса и перепоручили работу гравёру монетного двора Барберу, который, согласно историку Уолтеру Брину, «был способен лишь на банальность» .

Раздосадованный Сент-Годенс зарёкся выполнять работу для монетного двора и следующие десять лет отказывался от всех предлагавшихся им заказов .

Разработка дизайна

27 декабря 1904 года друг Сент-Годенса президент Теодор Рузвельт в письме министру финансов США Лесли Мортимеру Шоу указал: «Я думаю, состояние наших монет с художественной точки зрения отвратительно и ужасно. Было бы возможным, не запрашивая разрешения у Конгресса , привлечь Сент-Годенса к работе, по приданию нашим монетам большей эстетической привлекательности?». По настоянию Рузвельта директор монетного двора Джордж Робертс попросил Сент-Годенса разработать дизайн новых монет, и тот дал своё согласие . Рузвельт предложил монетному двору задействовать Сент-Годенса в разработке монет, изменение в дизайне которых не требовало согласия Конгресса. Согласно законам США, монетный двор может самостоятельно изменять дизайн лишь тех монет, которые находятся без изменений в обращении более 50 лет . Во время президентства Рузвельта было изменено пять монет номиналом в 1 цент, 2,5, 5, 10 и 20 долларов. Изображения на 10 и 20 долларах разрабатывались Сент-Годенсом. До этого не было случая, когда дизайн монет был разработан кем-либо не из служащих монетного двора .

В одном из писем к Сент-Годенсу в ноябре 1905 года Рузвельт спросил о процессе подготовки новых монет. Также он поделился своими соображениями о том, что среди древних греческих монет наиболее красивыми являются монеты с высоким рельефом (горельефом) изображения . Рузвельт предложил создать новые монеты с горельефом, а также высоким защищающим изображение ободком. Сент-Годенс согласился с предложениями президента и описал предполагаемый дизайн 20-долларовой монеты:

Идущая вперёд фигура Свободы (возможно, с крыльями) держит в одной руке геральдический щит с 13 полосами, звёздами и идущим наискось словом LIBERTY. В другой находится пылающий факел. Одежда Свободы развевается от ветра. Моя идея — сделать Свободу живой .

Один из ранних вариантов аверса монеты
Один из ранних вариантов изображения реверса монеты, впоследствии помещённый на 10-долларовую золотую монету

В письме от 2 января 1906 года Сент-Годенс спрашивает министра финансов Шоу относительно технической возможности чеканить монеты с горельефом. Во время одной из встреч с Рузвельтом Шоу высказал мнение о том, что производство монет, повторяющих древнегреческие, как по виду, так и по красоте, нецелесообразно, ведь они будут в основном храниться в банках и лишь незначительная часть попадёт в обиход . Рузвельт настоял на продолжении работ по созданию новых монет. В своём письме к Сент-Годенсу он признался, что «Шоу посчитал меня помешанным на данном вопросе» .

Столкнувшись с непоколебимой реакцией своего руководителя, Шоу написал Сент-Годенсу о том, что несмотря на то, что служащие монетного двора считают, что горельеф значительно затруднит процесс чеканки и все страны используют монеты с низким рельефом, в связи с настоятельными рекомендациями президента скульптор может продолжить работу .

В последующих письмах к президенту Сент-Годенс критиковал существовавшие на тот момент изображения на монетах: «в любом случае, то, что я создам, не сможет быть хуже сегодняшних пустышек» . Также он предполагал сопротивление новым подходам к созданию монет со стороны главного гравёра монетного двора Барбера .

В мае 1906 года скульптор вновь обратился с вопросом к министру финансов. На этот раз он предложил использовать римские цифры в обозначении года. Шоу ответил достаточно грубо: «Так как мы собираемся производить монеты для граждан США, то мне кажется, было бы целесообразным использовать ту нумерацию, к которой они привыкли. Более того, я хотел бы напомнить нашим архитекторам, что я уже уволил одного из них за то, что тот использовал в надписях латинское „V“ вместо английского „U“» . И вновь потребовалось влияние Рузвельта для реализации нововведения Сент-Годенса — использования римских цифр .

Изначально Сент-Годенс предполагал поместить летящего орла на одноцентовую монету . Однако, после ознакомления с законом, согласно которому геральдический орёл не может располагаться на монете столь малого номинала, перенёс изображение на 20 долларов . В 1906 году здоровье больного раком скульптора стало ухудшаться. В связи с этим он был вынужден взять ассистента для выполнения заказа Генри Геринга. Заготовки пробных монет производили в Париже, а не на монетном дворе США . В декабре 1906 года Рузвельту были предоставлены окончательные образцы будущих 20-долларовых монет. Президент писал тяжело больному скульптору: «Я дал распоряжение директору монетного двора подготовить штемпели настолько быстро, насколько это возможно. Они просто потрясающи. Я предполагаю определённую критику со стороны Конгресса, но это меня мало беспокоит» .

Статуя Победы Сент-Годенса — часть монумента в честь генерала гражданской войны Шермана , ставшая основой изображения на монете

Окончательная версия аверса монеты изображала Свободу, также символизирующую победу. Основой изображения стала скульптура Сент-Годенса, расположенная в Нью-Йорке , посвящённая генералу времён гражданской войны Уильяму Шерману . Скульптура имела ряд общих черт с древнегреческой статуей Ники Самофракийской . На монете Свобода в правой руке держит факел, символизирующий просвещение, а в левой символ мира — оливковую ветвь . Она в лучах Солнца спускается со скалы. На заднем фоне расположено здание Капитолия . По краю монеты располагалось 46 звёзд, по числу штатов на 1906 год. На реверсе изображён летящий орёл на фоне восходящего Солнца. На гурте монеты Сент-Годенс поместил девиз « E PLURIBUS UNUM ». Таким образом скульптор устранил дополнительную надпись с изображения монеты, в то же время выполнив закон, согласно которому помещение данного девиза на монетах было обязательным .

От дизайна к монете

Главный гравёр монетного двора США Барбер следил за процессом подготовки новых монет. В письме от 26 ноября 1906 года к директору монетного двора Роберту Престону он указывает:

[Сент-Годенс] много говорит об экспериментах. Может быть, для него это и так, но для нас не является новостью невозможность использования горельефа при чеканке монет. Это так же ясно, как и то, что Солнце восходит каждое утро. Я убеждён, что эти нововведения приведут только к пустой трате денег… Мне кажется, наш друг заигрался…

После этого Престон пишет Сент-Годенсу, указав на то, что «не существует прессов на монетном дворе, которые могли бы производить одним ударом предлагаемые монеты» . Когда на монетный двор поступили модели новой монеты, Барбер отклонил их. Лишь после длительных дискуссий и обсуждений он согласился на эксперимент . В то время монетный двор был занят разработкой дизайна для монет Кубы и Филиппин . Барбер с большой неохотой занялся производством пробных экземпляров новой монеты, которая, по его мнению, никогда не поступила бы в широкий обиход . Были сделаны экспериментальные штемпели . Несмотря на то, что для чеканки использовали не обычные прессы, а те, которые применяли для производства медалей (с максимальной силой удара), требовалось более 9 ударов для чеканки одной монеты . Из 24 пробных экземпляров , известных как монеты с «ультравысоким рельефом» ( англ. Ultra High Relief ), на сегодняшний день сохранилось 20 . Из них один был продан в 2005 году за 2 990 000 $ . В письме от 8 мая 1907 года Рузвельт написал Сент-Годенсу: «…на сегодняшний день невозможно чеканить эти монеты одним ударом пресса, что является необходимым для массового выпуска» . Сент-Годенс ответил, что огорчён невозможностью достичь лучших результатов и неспособностью сочетать древнегреческое искусство и современную нумизматику .

Следующий набор штемпелей был создан с уменьшенной высотой рельефа. Несмотря на это, всё равно требовалось 3 удара пресса для производства одной монеты, что также было неприемлемо для массовой чеканки. После смерти Сент-Годенса доработкой монеты занялся его ассистент Генри Геринг. Неуверенный в способностях последнего Рузвельт приказал новому министру финансов Джорджу Кортелью заставить монетный двор завершить начатую работу и выпустить монету в широкий обиход до 1 сентября 1907 года . Барбер был срочно отозван из отпуска, чтобы выполнить указ президента . В своём письме к руководителю монетного двора Филадельфии Барбер написал, что Рузвельт требует невозможного: «У него нет не только возможностей выполнить прихоть последнего, но даже идеи о том, как это сделать» . Предложенный Герингом новый набор штемпелей Барбер сразу же отклонил, мотивируя это тем, что они изначально не подходят, и работа над ними будет лишь пустой тратой времени . Одновременно Барбер начал работу по переработке дизайна монеты .

В августе 1907 года Рузвельт назначил на должность руководителя монетного двора Сан-Франциско . В своих мемуарах Лич так описал разговор с президентом по поводу выпуска 20-долларовых монет:

Ещё до того, как я полностью влился в работу на новой должности, президент вызвал меня к себе. В нашей беседе он говорил о том, что, несмотря на все трудности и неудачи, хочет как можно быстрее завершить работу по выпуску новых монет, и предложил мне ряд действий, по его мнению, необходимых для достижения цели. Это было высказано в свойственной ему энергичной манере, с подчёркиванием ключевых моментов речи ударами кулаком по столу .

18 ноября 1907 года Рузвельт приказывает использовать второй набор штемпелей для чеканки новых монет. При этом он указывал «начинать выпуск, даже если вам придётся тратить целый день на чеканку одной монеты» . С помощью второго набора штемпелей было отчеканено более 12 тысяч экземпляров с высоким рельефом изображения ( англ. High Relief ) . В одном из своих писем Барбер пишет: «Мистер Харт! Я пересылаю вам 2 образца монеты. Они получились настолько неплохими, что я опасаюсь, что президент заставит продолжать чеканку столь необычных экземпляров» .

В то же время Барбер завершил работу по уменьшению рельефа монеты. Суммарно 361 667 экземпляров с низким рельефом было отчеканено на монетном дворе. Данные монеты попали в обращение в декабре 1907 года . Изменения Барбера были негативно восприняты как семьёй Сент-Годенса, так и Герингом. В частности, он заменил римские цифры «MCMVII» на арабские «1907» . Несмотря на изменения, новые монеты были восприняты как самые красивые из всех когда-либо существовавших американских монет .

Несмотря на все сложности, Рузвельт был очень доволен окончательным результатом. Руководитель монетного двора Сан-Франциско Лич записал свои ощущения о реакции президента: «Когда я положил на стол новую монету, Рузвельт был поражён её красотой. Он тепло поздравил меня с успехом и говорил очень много комплиментов» . В январе 1908 года Рузвельт пишет своему другу Биглоу:

Мне очень приятно, что тебе понравилась монета. Я преодолел все препятствия по её выпуску и ощущаю, что это наилучшая монета, выпущенная за последние две тысячи лет. Конечно, через какое-то время она выйдет из обихода, но она станет образцом для будущих поколений по производству монет. Возникавшие сложности, я уверен, будут решены .

Выпуск

Рузвельт лично попросил не помещать девиз In God We Trust на новую монету, так как считал упоминание слова «GOD» на монетах святотатством . Однако, чеканка девиза «IN GOD WE TRUST» на золотых монетах номиналом более 3 долларов была определена ещё . Несколько членов Конгресса настояли на прекращении выпуска «безбожных» монет . В 1912 году на изображение монеты было добавлено 2 звезды в связи с присоединением в состав государства двух новых штатов — Нью-Мексико и Аризоны .

В 1916 году выпуск 20-долларовых монет был временно прекращён. Во время Первой мировой войны многие страны были вынуждены отказаться от выпуска монет из драгоценных металлов . После завершения войны, в 1920 году выпуск 20 долларов Сент-Годенса был возобновлён. В основном монеты производились для международной торговли и лишь незначительная часть попадала в широкий обиход .

Начало Великой Депрессии в 1929 году не повлияло на количество выпускавшихся золотых монет. Большинство из них хранилось в банках казначейства и лишь небольшая часть покидала банковские сейфы. Несмотря на то, что в 1929 году было отчеканено более 1,8 миллиона экземпляров, на сегодняшний день сохранилось лишь около 2 тысяч. Остальные были переплавлены по распоряжению правительства в 30-х годах .

20 долларов 1933 года

20 долларов 1933 года — самая дорогая монета в мире

В 1933 году в связи с экономическим кризисом, получившим название « Великой депрессии », США были вынуждены отказаться от золотомонетного стандарта . Золотые монеты подлежали выведению из оборота и переплавке. Отчеканенные несколько ранее 445 500 экземпляров были переплавлены.

20 монет всё же уцелели. Все они были незаконным путём приобретены ювелиром Израэлем Свиттом. С девятью из них он расстался, продав частным коллекционерам, одним из которых был король Египта Фарук . Продажа столь редких предметов не осталась незамеченной, поэтому усилиями спецслужб США эти монеты были найдены и конфискованы (за исключением экземпляра, попавшего королю Египта). В 1991 году британцу Стивену Фентону удалось завладеть этим экземпляром. Монета была так же конфискована спецслужбами США. В результате длительных судебных процессов суд постановил продать монету на аукционе, а вырученные деньги разделить между казначейством США и Стивеном Фентоном. Монета была продана в 2002 году анонимному коллекционеру за 7 590 020,00 $. В 2004 году у наследников Израэля Свитта было обнаружено ещё 10 экземпляров 20-долларовых монет 1933 года, которые конфисковали и поместили в Форт Нокс .

Повторное использование дизайна

Аверс золотой инвестиционной монеты США 2006 года
Реверс золотой инвестиционной монеты США 2006 года
Аверс монеты с ультравысоким рельефом 2009 года

Монетным актом 1985 года было разрешено выпускать золотые инвестиционные монеты. После более чем 50-летнего перерыва (до этого последние золотые монеты были отчеканены в 1933 году) в 1986 году их стали выпускать вновь.

С 1986 года ежегодно чеканят из 91,67%-го золота монеты номиналом 5 $, 10 $, 25 $ и 50 $. Их лицевая сторона повторяет аверс монет в 20 долларов Сент-Годенса, которые находились в обиходе с 1907 по 1933 год. На реверсе изображён орёл, который несёт символ мира — оливковую ветвь в гнездо с орлицей и орлятами .

Так как данные монеты являются инвестиционными и не предназначены для обращения, то на них также указывают вес (причём, не вес самой монеты, а вес находящегося в ней чистого золота). В зависимости от номинала он составляет:

В 2009 году монетный двор выпустил экземпляр из 99,9-процентного золота, который повторяет оригинальную монету Сент-Годенса с ультравысоким рельефом. От своей предшественницы она отличается годом, наличием 50 звёзд (а не 46) и весом (новый экземпляр весит одну унцию чистого золота, что соответствует 31,1 г) .

Тираж

Монеты чеканили с 1907 по 1933 год (с перерывом в 1917–1919 годах) на монетных дворах Филадельфии , Денвера и Сан-Франциско . Под годом может находиться небольшая буква, обозначающая место чеканки монеты:

  • D — Денвер, Колорадо
  • S — Сан-Франциско

Если буква отсутствует, то монета была отчеканена на монетном дворе Филадельфии (в скобках обозначено количество монет качества пруф ).

Год Отчеканено в Филадельфии Отчеканено в Денвере Отчеканено в Сан-Франциско
1907 372 917 (40-50)
1908 (без девиза)
(с девизом)
4 271 551
156 258 (101)
663 750
349 500

22 000
1909 161 215 (67) 52 500 2 774 925
1910 482 000 (167) 429 000 2 128 250
1911 197 250 (100) 846 500 775 750
1912 149 750 (74)
1913 168 780 (58) 393 500 34 000
1914 95 250 (70) 453 000 1 498 000
1915 152 000 (50) 567 500
1916 796 000
1920 228 250 558 000
1921 528 500 (1)
1922 1 375 500 2 658 000
1923 566 000 1 702 250
1924 4 323 500 3 049 500 2 927 500
1925 2 831 750 2 938 500 3 776 500
1926 816 750 481 000 2 041 500
1927 2 946 750 180 000 3 107 000
1928 8 816 000
1929 1 779 750
1930 74 000
1931 2 938 250 106 500
1932 1 101 750
1933 445 500

Суммарный тираж монеты составил более 65 миллионов экземпляров .

Примечания

  1. . Дата обращения: 26 августа 2010. Архивировано из 14 октября 2011 года.
  2. Breen Walter. . — New York, N.Y.: Doubleday, 1988. — С. 563. — ISBN 0385142072 .
  3. Bowers Q. David. A Guide Book of Double Eagle Gold Coins. — Atlanta, Ga: Whitman Publishing LLC, 2004. — С. 63–64. — ISBN 079481784X .
  4. (англ.) . coin community family. Дата обращения: 23 октября 2010. 17 августа 2011 года.
  5. , с. 572–573.
  6. Lange, David W. . — Atlanta, Ga: Whitman Publishing LLC, 2006. — С. . — ISBN 0794819729 .
  7. Taxay, Don. The U.S. Mint and Coinage. — New York, N.Y.: Sanford J. Durst Numismatic Publications, 1983. — С. 287. — ISBN 0-915262-68-1 .
  8. , с. 136.
  9. , с. 221.
  10. , с. 222.
  11. Burdette Roger W. Renaissance of American Coinage, 1905–1908. — Great Falls, Va.: Seneca Mill Press L.L.C., 2006. — С. 41–42. — ISBN 0–9768986–1–6.
  12. Halperin, James L; Van Winkle, Mark; Amato, Jon; Rohan, Gregory J. . — Dallas, Tex.: Ivy Press, 2006. — С. 8. — ISBN 1599670585 .
  13. , с. 308–309.
  14. , с. 52.
  15. , с. 223.
  16. , с. 53.
  17. , с. 55.
  18. , с. 56.
  19. , с. 58–59.
  20. , с. 76.
  21. , с. 312.
  22. , с. 220.
  23. , с. 111.
  24. , с. 111.
  25. Yeoman R. S. A Guide Book to United States Coins (The Official Red Book). — Atlanta, Ga: Whitman Publishing LLC., 2010. — С. 272. — ISBN 0794831486 .
  26. , с. 69.
  27. , с. 72.
  28. , с. 224.
  29. , с. 74.
  30. , с. 224–225.
  31. , с. 272.
  32. , с. 10.
  33. , с. 315–316.
  34. , с. 109.
  35. , с. 317.
  36. , с. 236.
  37. , с. 575.
  38. Frank Leach. . — San Francisco, CA: S. Levinson, 1917. — С. 375–377.
  39. , с. 228.
  40. , с. 319.
  41. , с. 560.
  42. , с. 44.
  43. , с. 325.
  44. (англ.) . coincommunity.com. Дата обращения: 25 октября 2010. 17 августа 2011 года.
  45. (англ.) . coincommunity.com. Дата обращения: 25 октября 2010. 17 августа 2011 года.
  46. , с. 240.
  47. , с. 273.
  48. Алмазова О. Л., Дубоносов Л. А. Рынок против рынка. — М.:: Финансы и статистика, 1993.
  49. (англ.) . Официальный сайт монетного двора США (11 августа 2005). — Находка десяти 20-долларовых монет 1933 года. Дата обращения: 13 сентября 2010. 20 августа 2011 года.
  50. . Газета «Сегодня» (18 сентября 2009). Дата обращения: 13 сентября 2010. 20 августа 2011 года.
  51. . Сайт, посвящённый самым дорогим вещам в мире. Дата обращения: 13 сентября 2010. Архивировано из 16 мая 2012 года.
  52. (англ.) . конгресс США (1985). — Монетный акт 1985 года. Дата обращения: 12 сентября 2010. 20 августа 2011 года.
  53. (англ.) . официальный сайт монетного двора США. Дата обращения: 20 октября 2010. 20 августа 2011 года.
  54. , с. 349.
  55. . Дата обращения: 26 августа 2010. 20 августа 2011 года.
Источник —

Same as Двадцать долларов Сент-Годенса