Interested Article - Беро, Жан

Жан Беро́ ( фр. Jean Béraud ; 31 декабря 1848 ( 12 января 1849 ), Санкт-Петербург 4 октября 1935 , Париж ) — французский салонный живописец, приобретший известность многочисленными жанровыми работами , изображавшими жизнь Парижа (в том числе ночного) и парижского светского общества, и картинами на евангельские сюжеты в современной обстановке .

Жизнь

Жан Беро и его сестра-близнец Мелани появились на свет в Петербурге . По юлианскому календарю , принятому в Российской империи , это произошло в последний день 1848 года ; по григорианскому же, действовавшему на родине его семьи, во Франции — 12 января 1849 года. Кроме Мелани, у Жана было ещё две сестры, Адриенна и Эстелль. Их отец, которого тоже звали Жан Беро, был скульптором , которого, как полагают, пригласили участвовать в постройке и оформлении Исаакиевского собора . В 1853 году Жан Беро-старший умер, и его вдова с четырьмя детьми вернулась в Париж .

В Париже Жан Беро учился в лицее Бонапарта (ныне Лицей Кондорсе ), после чего хотел углубиться в юриспруденцию, чтобы стать адвокатом. Однако после Франко-прусской войны он переменил свои намерения, и решил получить художественное образование. С 1871 года на протяжении двух лет Беро учился в Школе изящных искусств ( фр. École Beaux-Arts ), где посещал рисовальные классы известного портретиста Леона Бонна́ ( фр. Léon Bonnat , 1833—1922) . Позже, с 1882 года, в мастерской Леона Бонна́ учился и другой известный французский импрессионист — Анри де Тулуз-Лотрек .

В 1887 году Жан Беро становится рыцарем , и в 1894 году — офицером ордена Почётного легиона .

В 1889 году награждён золотой медалью Общества французских художников, и в том же году золотой медалью Всемирной выставки в Париже .

Беро был старшим по возрасту другом для писателя Марселя Пруста ( 1871 1922 ). В феврале 1897 года Пруст пригласил Беро секундантом на свою дуэль с поэтом, романистом и критиком Жаном Лорреном , которая состоялась в Мёдоне — юго-западном пригороде Парижа . Их дружба продолжалась много лет: Беро послужил одним из прототипов Эльстира в цикле романов Пруста « В поисках утраченного времени » ( 1913 1927 ), а в 1920 году художник подарил писателю свой крест Почётного легиона . В числе тех, с кем Беро дружил с молодости, называется также имя парижского актёра Коклена-старшего ( 1841 1909 ) .

К концу XIX века Беро всё меньше отдаёт времени собственной живописи, активно участвуя в многочисленных выставочных комитетах и жюри, в организации выставок Общества изящных искусств, вице-президентом и сооснователем которого он был .

Жан Беро никогда не сочетался браком и не имел детей. Похоронен на кладбище Монмартр рядом с матерью, урождённой Ж.-Е. Жакен ( фр. Geneviève Eugénie Jacquin , умерла в 1886 году ), и сестрой-двойняшкой Мелани (умерла в 1927 году ) .

Творчество

Кондитерская Gloppe на Елисейских Полях (1889)

Закончив учёбу в Школе изящных искусств, Беро открыл собственную мастерскую в квартале художников на Монмартре . С 1873 (по др. данным, 1872 ) по 1889 год он регулярно выставлялся в Парижском салоне . Будучи учеником Бонна, Беро начинает свою карьеру художника как портретист . Образ Леды (1875) принадлежит мифологической тематике, но в 1876 художник совершает прорыв в другой области. Признание ему принесла картина «Возвращение с похорон» (« фр. Le Retour de l’enterrement »), выставленная в салоне в 1876 году . На холсте изображена группа людей, объятых общей печалью после погребения. Один из мужчин прикуривает сигару, другие углубились в беседу. Эта уличная сценка положила начало серии многочисленных работ с похожими мотивами.

Изображения Елисейских Полей , кафе, Монмартра и берегов Сены являются точно детализированными иллюстрациями парижских будней времён Belle Époque — « Прекрасной эпохи ». Примером этому может служить картина 1889 года «Кондитерская Gloppe». Постепенно стиль живописи Беро сдвигается от академического в сторону импрессионизма . Однако, в то время как крупнейшие импрессионисты бежали от сумбурного Парижа и рисовали ландшафты его окрестностей, Беро — как и его друг Эдуард Мане (1832—1883), и, в некоторых своих образцах, Эдгар Дега (1834—1917), обращался к мотивам именно городской жизни . Художественные приёмы, использованные Беро, в частности, при рисовании так называемых кафе-шантанов , впоследствии стали классическими. Верхнюю часть картины Беро скрывал лёгкой дымкой, музыкантов и зрителей ставил на передний план, а исполнителей — на задний, контрастно выделяя их на более тёмном фоне .

Магдалина в доме Симона фарисея (1891)
Музей Орсе , Париж

В 1890 году Беро впервые обращается к религиозной тематике . Картины этого ряда напоминают нидерландскую живопись XVII века. На Парижском салоне 1891 года Беро выставил свою «Магдалину в доме фарисеев». Классические библейские сцены, персонажи которых одеты в современное платье , вызывали в то время скандальную критику. Среди лиц, окруживших Спасителя, современники узнавали Ж.-Э. Ренана — автора не менее скандальной в те годы монографии « Жизнь Иисуса », а для Магдалины позировала куртизанка Лиана де Пужи .

В 1885 году Беро принял участие в создании Общества пастелистов ( фр. Société Pastellistes , впоследствии его президентом был избран Анри Жерве ). Общество пастелистов выставило произведения своих художников в отдельном павильоне Всемирной выставки 1889 года , и здесь работы Беро были отмечены золотой медалью . С 1890 по 1929 год Беро выставлялся в салоне ( фр. Salon de la Société Nationale ), который он основал вместе с Огюстом Роденом , Ж.-Л.-Э.Месонье и П. С. Пюви де Шаванном . Посмертную выставку его работ провёл в 1936 году парижский музей Карнавале .

Беро в ряду салонных живописцев

Симфония красного и золота (1895).
Частное собрание

Беро относился к числу так называемых салонных живописцев . В основе салонной живописи лежала академическая манера: «совершенство рисунка, изящество линий, тонкая проработка цвета, тщательная детализация, „возвышенный“ и понятный сюжет, а главное — рационалистически выверенная система правил, предписывающая подход к изображению того или иного объекта» . От живописца требовалась эффектная композиция и виртуозность, а также стремление отражать некий идеал.

Характеризуя направление, которому принадлежит творчество Беро, В. Калмыкова и В. Тёмкин пишут в «Энциклопедии современной живописи»: «Мастера не столько выражали себя, сколько создавали образ красоты, который удовлетворял хорошему вкусу их современников; увы, порой „хороший вкус“ понимался как нечто раз навсегда данное и не развивающееся, неизменное. Оттого многие картины выглядят искусственными, застывшими, надуманными, порой слащавыми — и техническое мастерство их не спасает» .

Название «салонное искусство» возникло потому, что члены жюри официальных живописных выставок Парижа, от которых зависел отбор произведений, выставляемых на обзор широкой публики, поддерживали академистов и «неоклассиков», выставлявшихся в « Квадратном салоне ». Впоследствии оно распространилось далеко за пределы этого круга живописцев. Среди художников этого направления — Амори-Дюваль , Глейр , Шопен, Кутюр , Кабанель , Бугро , Делоне , Доре , Лефевр, Каролюс-Дюрана , , , Синьяк , Годвард , Блаас , Больдини , Беро, Жерве , Тиссо .

Критика Беро

Во Франции Беро пользовался популярностью , в частности, Ги де Мопассан называл его «очаровательнейшим выдумщиком» ( фр. le plus charmant des fantaisistes ) . Однако его творчество совершенно игнорировалось искусствоведами того периода . Русские художники воспринимали работы Беро с иронией, если не сарказмом, видя в них воплощение лубочности, неискренности и очевидную коммерческую направленность, потакающую, по их мнению, низким мещанским вкусам. Так или иначе, ни Пушкинский музей , ни Эрмитаж , — две крупнейшие в России коллекции французской живописи рубежа XIX—XX веков — не числятся в мировых реестрах держателей работ Беро. Также нет и посвящённых ему статей ни в энциклопедии Брокгауза и Ефрона , ни в Большой Советской энциклопедии .

Фриц Уде . «Пустите детей приходить ко Мне» ( нем. Lasset die Kindlein , ср. Мк.:10,14). 1883

Ещё до посещения музея живший в Париже пенсионером Академии художеств Илья Ефимович Репин уже был наслышан: «гвоздём выставки Марсова поля, если уже необходим гвоздь по парижским нравам, считаются две вещи: Дорога креста — Голгофа, куда несёт свой крест Христос, сопровождаемый современными нам людьми, Ж.Беро; другая — „Всё умерло“ » (точное название картины бельгийца Л.Фредерика : « Тризна похорон », фр. Le Repas de funérailles ). Беро — почти что ровесник Репина, и русский художник внимательно рассматривает и технику, и сюжетную подачу своего французского коллеги. В своих мемуарах «Далёкое близкое» он вспоминает картину, выставленную Беро на той выставке: Иисус Христос в окружении людей из века XIX-го. «…публика разделена на два лагеря. С левой стороны буржуа всяких состояний выражают Христу свою ненависть жестами, криками и поднятием камней на великого страдальца. Справа, напротив, — коленопреклонённые, со сложенными благоговейно, по-католически руками, ждут его благословения» . Этот сюжетный приём не вызывает восторга у русского художника: Беро в этой подаче материала не пионер, и Репин напоминает, что мода на рисование Христа в обществе и обстановке современного художнику XIX века пошла «с лёгкой руки немецкого художника Уде », да и сам «Ж.Беро уже не первый раз сводит Христа в обстановку нашего времени». Репин сетует:

Готовые под венец жених с невестой, израненный солдат, удручённый бедняк составляют совсем особую сцену в картинке г. Беро, — надо сказать, картинке лубочной, тенденциозной и совсем не художественной .

Резюмируя, что не видит в творчестве Беро искренности и таланта, Репин критикует остальные картины этого художника, показывая как «ловкий расчёт на массу делает своё дело»:

Арман Сильвестр (1894).
, Тулуза

Рядом стоит его картинка совсем другого пошиба: перед лежащим на пригорке молодым человеком в шляпе и пиджаке, курящим беззаботно папироску, дефилируют прямо по воздуху, даже без облаков, современные девы разных характеров и положений: аристократка с лорнетом, гризетка с улыбкой, канканёрша с закинутой на небо ногой и так далее, до простых разносчиц и служанок. Все эти девицы в современных костюмах. А если это не по вкусу иному зрителю, то рядом стоит маленький портретец старичка писателя ( Арманд Сильвестр ), курящего и осенённого по плечам двумя голенькими музами. Эта картинка написана особенно старательно. Есть и ещё три портрета, уже без всяких претензий и такой же маленькой величины .

В примечаниях к воспоминаниям Репина К. И. Чуковский уточняет: «портретец старичка писателя» ( Армана Сильвестра ) — это картина Беро «Искушение св. Антония», о которой М. М. Антокольский в статье «Правда и ложь в искусстве» писал , что св. Антоний — «просто современный портрет известной парижской личности, человека средних лет, толстого, сладострастного, который сидит за письменным столом, пишет и курит, а на плечах у него поместились две соблазнительницы — бульварные феи, ехсusez-moi — совсем без костюмов…»

Галерея работ

В экспозициях музеев мира

Во Франции Жан Беро представлен в парижских музеях Орсе и Карнавале , в тулузском , в музее изящных искусств в Ницце, в Иль-де-Франс и нескольких других. В Англии — одна работа в лондонской Национальной галерее . В Бельгии — одна картина в музее изящных искусств ( нидерл. Museum voor Schone Kunsten ) города Гента . В США — одна работа в нью-йоркском музее Метрополитен и одна — в музее искусств Уолтерса в Мериленде.

Все нижеприведённые картины Жана Беро, если иного не указано, находятся в частных собраниях:

Улицы Парижа…

…его кафе…

…и театры

Портреты

Сцены парижской жизни

Примечания

  1. (англ.) . Лондонская Национальная галерея . Дата обращения: 15 июня 2010. 29 января 2012 года.
  2. Репин И. Е. . — Художник РСФСР, 1982. — С. 517. 4 июня 2008 года. . Дата обращения: 13 июня 2010. Архивировано 4 июня 2008 года.
  3. Adcock, Michael. (англ.) ( pdf ). The University of Melbourne. Дата обращения: 15 июня 2010. 29 января 2012 года.
  4. (англ.) . The Grove Dictionary of Art . Macmillan Publishers. Дата обращения: 17 июня 2010. 29 января 2012 года.
  5. Offenstadt, P. Jean Béraud (1849—1935), La Belle Epoque, une époque rêvée; catalogue raisonné. — Köln: Taschen Verlag, 1999. — ISBN 3-8228-6513-3 .
  6. Ревальд Дж. История импрессионизма. — М. : Искусство, 1959. — 20 000 экз.
  7. (англ.) . Felix Rosenstiel´s Widow & Son Ltd (2010). Дата обращения: 17 июня 2010. 29 января 2012 года.
  8. (англ.) . DeNunzio Inc.. Дата обращения: 17 июня 2010. (недоступная ссылка)
  9. 22 декабря 2010 года.
  10. (англ.) . artnet.com. Дата обращения: 17 июня 2010. 29 января 2012 года.
  11. . Дата обращения: 17 июня 2010. Архивировано из 28 сентября 2011 года.
  12. Пруст М. В поисках утраченного времени . — М. : Крус, 1992. — P. 379. — ( По направлению к Свану ). — ISBN 978-5-88264-001-8 .
  13. Моруа Андре . В поисках Марселя Пруста / пер. с фр. Д. Ефимова. — С-Пб.: Лимбус Пресс, 2000. — С. 342. — 382 с.
  14. . Дата обращения: 13 июня 2010. Архивировано из 13 июня 2010 года.
  15. (англ.) . www.artcyclopedia.com. Дата обращения: 15 июня 2010. 7 августа 2010 года.
  16. . Дата обращения: 7 января 2020. 28 октября 2020 года.
  17. Foster, Carter E. French Master Drawings: From the Collection of Muriel Butkin. — Hudson Hills Press, 2002. — 146 с. — P. 182. — ISBN 0940717670 .
  18. Powell, Anthony. Some poets, artists and «A reference for Mellors». — , 2005. — P. 210. — 400 p. — ISBN 1857252101 .
  19. Калмыкова В. В., Тёмкин В. А. История мировой живописи. XIX век. Ориентализм и Салон. — Ярославский полиграфкомбинат, 2009. — Т. 23. — 128 с. — (История мировой живописи). — ISBN 978-5-7793-1658-3 .
  20. Cooke, Victoria. // Arts Quarterly. — 2007. — Т. XXIV , вып. 1 . — С. 6 . 27 ноября 2010 года.
  21. Guillemin, Alain. // Enquête. — 1993. — ISSN . 30 августа 2011 года.
  22. Esner, Rachel. (англ.) . Nineteenth-Century Art Worldwide. Дата обращения: 15 июня 2010. 29 января 2012 года.
  23. Дата обращения: 13 июня 2010. 11 мая 2013 года.
  24. Репин И.Е. Далёкое близкое. — М. : Изд-во Академии Художеств СССР, 1964. . — с. 427—428.
  25. цит. по: Репин И. Е. Далёкое близкое. — с. 493—494.
  26. (недоступная ссылка)
  27. . Дата обращения: 13 июня 2010. 21 апреля 2013 года.

Библиография

  • Ревальд, Джон. История импрессионизма. — М. , 1994.
  • Вера Калмыкова, Виктор Темкин. Том 23 // История мировой живописи. XIX век. Ориентализм и Салон. — Белый город, 2009. — 128 p. — (История мировой живописи). — ISBN 978-5-7793-1658-3 .
  • (нем.) Günter Meissner, K. G. Saur Verlag. Allgemeines Künstlerlexikon: die bildenden Künstler aller Zeiten und Völker (AKL). — Munich: Walter de Gruyter, 1983. — ISBN 9782598227400 .
  • (фр.) Balteau, J., M. Barroux, and M. Prévost, eds. Dictionnaire de biographie française. — Paris: Letouzey et Ané, 1933.
  • (фр.) Bénézit, Emmanuel, ed. Dictionnaire critique et documentaire des Peintres, Sculpteurs, Dessinateurs et Graveurs. — Paris: Librairie Gründ, 1976 Первое издание в 1911—1923.. — ISBN 3-7647-0444-6 .
  • (нем.) Ursula Bode, Villa Hèugel e. V., Kulturstiftung Ruhr, Ute Kleinmann, Jèurgen Schultze. Paris, Belle Epoque, 1880–1914. — Recklinghausen: Bongers, 1994. — ISBN 3-7647-0444-6 .
  • (нем.) Thieme, Ulrich and Felix Becker, editors. Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. — Reprint of 1907 edition. — Leipzig: Veb E.A. Seemann Verlag, 1980—1986.
  • (фр.) Offenstadt, P. Jean Béraud (1849—1935), La Belle Epoque, une époque rêvée; catalogue raisonné. — Köln: Taschen Verlag, 1999. — ISBN 3-8228-6513-3 .
  • (нем.) Vollmer, Hans. Allgemeines Lexikon des bildenden Künstler des XX. Jahrhunderts. — Leipzig: E. A. Seemann, 1953–1962. — Т. 6.

Интернет-ресурсы

  • (англ.) . Art Renewal Center Museum™. Дата обращения: 19 июня 2010. 29 января 2012 года.
  • (англ.) . Artcyclopedia. Дата обращения: 19 июня 2010. 29 января 2012 года.
  • (фр.) . Musée du Louvre. Inventaire du Département des Arts graphiques. Дата обращения: 19 июня 2010. 29 января 2012 года.
  • (англ.) . Musée d’Orsay: Collections catalogue. Дата обращения: 19 июня 2010. 29 января 2012 года.
  • (недоступная ссылка)
  • (фр.) . Les collections du Musée des Beaux-Arts de Nice. Дата обращения: 19 июня 2010. 29 января 2012 года.
  • (нидерл.) . Vlaamse Kunstcollectie. Museum voor Schone Kunsten Gent. Дата обращения: 19 июня 2010. 29 января 2012 года.
  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Беро, Жан