Interested Article - Гай Фанний

Гай Фа́нний ( лат. Gaius Fannius ; II век до н. э.) — древнеримский военачальник, политический деятель и писатель, участник «кружка Сципиона ». В молодости принимал участие в Третьей Пунической войне и войнах в Испании , где проявил большую храбрость: в частности, он вторым поднялся на стену Карфагена во время решающего штурма. В качестве претора сыграл важную роль в римско-иудейских отношениях. Был другом Тиберия и Гая Гракхов ; благодаря поддержке последнего добился консульства на 122 год до н. э., но вскоре перешёл на сторону врагов Гракха и, в частности, выступил против предоставления римского гражданства италикам .

Гай Фанний написал «Анналы», от которых сохранились только фрагменты. Ему принадлежит также одна из лучших речей эпохи, хотя в целом Фанний считался посредственным оратором.

Возможно, в биографии Гая Фанния смешались факты о двух разных людях с одним именем. Свидетельства об этом сохранились в ряде сочинений Цицерона . «Проблема Фанния» стала предметом дискуссии в историографии и до сих пор не получила однозначного решения.

Биография

Происхождение

Гай Фанний принадлежал к недавно возвысившемуся плебейскому роду . Из-за лакуны в консульских фастах неизвестно, какой преномен носили его отец и дед. Гай Фанний Страбон , homo novus , достигший консульства в 161 году до н. э. , мог быть отцом или дядей Гая , а народный трибун 180-х годов — дедом .

Начало карьеры

Штурм Карфагена (рисунок XIX века)

С молодых лет Гай Фанний принадлежал к окружению Сципиона Эмилиана . Его имя называют вместе с именами таких близких друзей Сципиона, как Гай Лелий Мудрый , Спурий Муммий , Маний Манилий .

Свою карьеру Гай Фанний начал, как это было принято, с военной службы. Во время Третьей Пунической войны он состоял в штабе Сципиона Эмилиана, возглавившего африканскую армию . Предположительно в 147 году до н. э. он был легатом . Согласно сочинению самого Фанния, использовавшемуся Плутархом при работе над «Сравнительными жизнеописаниями», при взятии Карфагена в 146 году до н. э. Гай был рядом с Тиберием Семпронием Гракхом , первым взошедшим на городскую стену, «и разделил с ним славу этого подвига» .

Вероятно, уже в 142 году до н. э. Фанний занимал должность народного трибуна , причём, по словам Цицерона , его трибунат «был направляем советами и авторитетом Публия Африкана », но «прошёл не без славы» . Этим же годом в историографии датируют и брак Фанния и дочери Гая Лелия, заключённый для сплочения сципионовского политического лагеря . В 141—140 годах до н. э. Фанний воевал в Испании под командованием Квинта Фабия Максима Сервилиана . В одном из сражений с Вириатом он «проявил свою блестящую храбрость» при отражении атаки лузитанов на римский лагерь, когда многие легионеры, не желая сражаться, попрятались в своих палатках .

Позже Фанний был претором . В этом качестве он сыграл важную роль при возобновлении союза с Иудеей, чей первосвященник Иоханан Гиркан прислал в Рим посольство . Точных датировок здесь нет: существует гипотеза относительно 132 года до н. э. , и в этом случае получением магистратуры Фанний был обязан влиянию Сципиона Эмилиана ; но Цицерон в трактате «О государстве» называет Фанния в связи с событиями 129 года до н. э. всего лишь квесторием (то есть человеком, поднявшимся в своей политической карьере ещё только до квестуры ) . Классический справочник Томаса Броутона называет в качестве предполагаемой даты претуры 126 год .

Консульство

Смерть Гая Гракха

По мнению Фридриха Мюнцера , Фанний уже в 130 и 129 годах до н. э. претендовал на консульство, но добиться этой должности у него не получилось . После смерти Сципиона Эмилиана его «кружок», видимо, потерял всякое политическое значение, так что Фанний не мог рассчитывать на поддержку старых друзей . Достичь высшей точки своей карьеры ему удалось только в 122 году до н. э. благодаря активной поддержке народного трибуна Гая Семпрония Гракха , стремившегося укрепить таким образом свои позиции в противостоянии сенату . Внезапное вмешательство Гракха в предвыборную кампанию обеспечило Фаннию огромное преимущество перед другими соискателями и, в частности, лишило шансов на победу ставленника сената Луция Опимия .

Получив консульство, Фанний сосредоточил в своих руках большую власть в городе, так как его коллега Гней Домиций Агенобарб весь год провёл в Галлии . В ситуации острой борьбы между Гракхом и сенатом консул занял сторону последнего; так, накануне голосования о судьбе ряда законодательных инициатив Гая Семпрония Фанний приказал выдворить из города всех италиков , чтобы уменьшить число сторонников народного трибуна . Важнейшей из этих инициатив было предложение предоставить гражданство всем латинам и права латинов всем союзникам , но Фанний произнёс «искусную и возвышенную» речь против этого законопроекта ( De sociis et nomine latino contra C. Gracchum ) , в которой обратился к римлянам с вопросом:

Неужели вы думаете, что, предоставив латинам гражданские права, вы и впредь будете стоять здесь в народном собрании, как вы стоите теперь передо мной, или что вы и впредь будете занимать те же места, что теперь, на всех играх и развлечениях? Неужели вы не понимаете, что эти люди заполнят все места?

Моммзен Т. История Рима. Ростов н/Д., 1997. Т. 2. С. 90-91. .

Голосование по этому законопроекту, вероятно, так и не состоялось . Гай Семпроний Гракх погиб уже в следующем году, когда просенатские силы возглавлял Луций Опимий; о роли Гая Фанния в этих событиях ничего не известно, так же как и о последующей его судьбе .

Положение Фанния в 122 году до н. э. сравнивают с положением Гая Мария во время его шестого консулата (100 год до н. э.): в обоих случаях консул, сосредоточивший в своих руках власть над городом, вынужден был ради сохранения порядка поддержать сенат против своего союзника-трибуна и сразу после этого сошёл с политической сцены; Марий ушёл в тень только на некоторое время, а Фанний — окончательно .

Литературная деятельность

Гай Фанний был в числе римских историков, перешедших в подражание Катону Цензору с греческого на латынь . Он написал историческое сочинение, получившее традиционное название — «Анналы» ( Annales ) — и описывавшее период от древнейших времён до современных автору . Действие сочинения начиналось с прибытия в Италию Энея , и события до начала Пунических войн описывались очень сжато (правда, есть предположение, что Фанний описал только современные ему события ). По примеру Катона Фанний включал в свой труд речи исторических деятелей (так произошло с речью Квинта Цецилия Метелла Македонского против Тиберия Гракха ); возможно, таким образом он старался показать мотивы действия исторических личностей «в духе Полибия» . Новые принципы систематизации материала были им отвергнуты в пользу старой летописной манеры .

В одном из сохранившихся фрагментов первой книги своего труда Фанний настаивает на необходимости для историка опыта политической деятельности:

Когда из деятельной жизни мы в состоянии извлечь урок, многие вещи, которые в настоящий момент кажутся положительными, оказываются впоследствии отрицательными, и многие оказываются совершенно непохожими на те, какими они казались раньше.

Дуров В. Художественная историография Древнего Рима. М., 1993. С. 26.

.

Сохранились ещё несколько цитат из «Анналов». В одной из них Фанний утверждает, что для Сципиона Африканского была характерна ироничность в духе Сократа , демонстрируя таким образом свою образованность ; в другой упоминается город Дрепана , так что речь там может идти либо о Первой Пунической войне , либо о Первом сицилийском восстании рабов .

Цицерон в «Бруте» называет этот труд «написанным совсем не бездарно» и «не лишённым изящества, хотя и далёким от совершенства» , но в его же диалоге «О законах» Аттик упоминает Фанния как одного из скучных историков, утверждая, что Целий Антипатр писал намного занимательнее . Саллюстий ценил Фанния за правдивость ; Марк Юний Брут составил извлечение из его «Анналов» . Плутарх , видимо, использовал труд Фанния при работе над своими «Сравнительными жизнеописаниями» . Но при всём этом невозможно выяснить, насколько сильно Фанний повлиял на всю последующую традицию латинского историописания; уверенно можно утверждать только, что его сочинение стало важным источником о временах Гракхов

Фанний имел репутацию посредственного оратора, из-за чего многие считали, что самую удачную его речь (против Гракха) написал Гай Персий или целый коллектив римских нобилей ; якобы поэтому она и стала одной из лучших речей того времени. Цицерон предполагает, что эта речь всё же была написана Фаннием, поскольку у последнего был ораторский опыт (главным образом судебный) и поскольку информация о другом авторстве была бы использована политическими противниками оратора . Марк Туллий приводит начало речи, составленное в стихотворном размере пеан : «Если страх вам внушит то, чем нам он грозит» . Слухи о коллективном авторстве в этом случае могли быть связаны с тем, что речь Фанния озвучивала мнение по конкретной политической проблеме всего сенатского большинства .

Веллей Патеркул называет Фанния в числе выдающихся римских ораторов II века до н. э. .

Семья

Фанний был женат на Лелии Младшей, дочери Гая Лелия Мудрого ; именно по настоянию тестя он стал учеником философа Панетия . Лелий при выборах в коллегию авгуров поддержал не этого своего зятя, а второго — мужа старшей дочери, Квинта Муция Сцеволу Авгура ; за это Фанний невзлюбил тестя , хотя позже он, видимо, всё-таки стал авгуром .

Проблема двух Гаев Фанниев

Бюст Марка Туллия Цицерона

Ещё в античную эпоху существовали предположения, что было двое разных политических деятелей и ораторов, носивших имя Гай Фанний. В 46 году до н. э. в трактате «Брут» Цицерон написал, что один из Фанниев, сын Гая, был народным трибуном, консулом и противником Гракха; второй, сын Марка, был зятем Лелия и историком, «человеком более жёстким и по характеру, и по складу речи» , и в 129 году до н. э., спустя 13 лет после трибуната первого Фанния, был всего лишь молодым квесторием .

К 45 году относится не вполне ясное сообщение Цицерона в одном из писем к Аттику :

…Меня смущало в сделанном Брутом извлечении из записок Фанния то, что было в конце, и я, следуя этому, написал, что этот Фанний, который написал историю, — зять Лелия. Но ты меня поправил с геометрической точностью, тебя же теперь — Брут и Фанний. Так, как сказано в «Бруте», я все-таки взял из хорошего источника — у Гортенсия . Итак, исправишь это место.

Цицерон. К Аттику, XII, 5, 3.

Теодор Моммзен предположил, исходя из этой клаузулы, что уже после написания «Брута» Аттик убедил Цицерона в тождественности историка Фанния политику Фаннию; при этом Марк Туллий думал, что этот единственный Фанний был сыном Гая (видимо, консула 161 года до н. э.), но из составленной Брутом эпитомы выяснилось, что отца историка звали Марк . Согласно этой гипотезе, Гай Фанний, сын Гая, вероятно, существовал, но умер совсем молодым, не оставив следа в дошедших до нас источниках. При этом Цицерон о нём всё же что-то слышал и решил, что часть сведений о Гае Фаннии относится к этому персонажу .

В письме, датированном 11 ноября 44 года, Цицерон называет народного трибуна Гая Фанния уже сыном Марка .

По мнению Фридриха Мюнцера , Гаев Фанниев действительно было двое, и они могли быть сыновьями двух братьев — Гая Фанния Страбона, консула 161 года до н. э., и некоего Марка Фанния — и внуками Гая Фанния, народного трибуна 187 года до н. э. При этом представитель старшей ветви (сын Гая) в 146 году до н. э. воевал в Африке, а сын Марка — в Греции . У Полибия действительно упоминается военный с таким именем, которого пропретор Квинт Цецилий Метелл направил из Македонии в Коринф , чтобы убедить ахейцев не начинать войну против Рима; эта миссия закончилась полной неудачей .

Именно сын Марка, согласно Мюнцеру, сделал политическую карьеру (на ранних этапах благодаря Сципиону Эмилиану), стал зятем Гая Лелия и противником Гая Гракха. Сын Гая, напротив, брал Карфаген вместе с Тиберием Гракхом, а позже написал «Анналы» . Сейчас многие учёные считают, что за большинством деталей биографии Гая Фанния стоит сын Марка, консул 122 года и противник Гракха .

Существует гипотеза, что историк Гай Фанний был сыном консула 122 года до н. э.

Гай Фанний в культуре

Гай Фанний стал участником двух диалогов Цицерона — «О дружбе» и «О государстве» ; действие обоих происходит в 129 году до н. э., и собеседниками Фанния являются его тесть Лелий, свояк Квинт Муций и старший друг и покровитель Сципион Эмилиан.

Фанний действует также в романе Милия Езерского «Гракхи». Здесь он назван «хитрым, льстивым притворщиком». Но в отличие от Луция Опимия Фанний, борясь с Гаем Гракхом, страдает от мук совести.

Примечания

  1. , 161 год до н. э..
  2. , s.427-442.
  3. , р.437.
  4. , С.133.
  5. , С.129.
  6. , р.464.
  7. , 4.
  8. , К Аттику XVI, 13, 2.
  9. , р.475.
  10. , Брут, 100.
  11. , s.439.
  12. , 87.
  13. , с.169.
  14. , XIII, 9, 2.
  15. , s.1989.
  16. , О государстве I, 18.
  17. , р.508.
  18. , с.189.
  19. , 29.
  20. , 32.
  21. , р.516.
  22. , 33.
  23. , Брут, 99.
  24. , с. 90-91.
  25. . Дата обращения: 24 октября 2015. 4 марта 2016 года.
  26. , s.1990.
  27. , с. 165.
  28. , с. 127.
  29. , с. 25.
  30. , с. 424.
  31. , Брут, 81.
  32. , с. 425.
  33. , с. 84-85.
  34. , с. 26.
  35. , Учения академиков II, 15.
  36. , s. 1990.
  37. , Брут, 101.
  38. , О законах I, 6.
  39. , К Аттику XII, 5, 3.
  40. , s. 1991.
  41. , Брут, 99-100.
  42. , Об ораторе III, 183.
  43. , I, 17, 3; II, 9, 1.
  44. , С.205.
  45. , О дружбе 7.
  46. , р.440.
  47. , Брут, 99-101.
  48. , s. 436-437.
  49. , s. 1987-1988.
  50. , р. 441-442.
  51. , К Аттику XVI, 13с, 2.
  52. , р. 437.
  53. , XXXVIII, 10.
  54. , р. 468.
  55. , s. 426.
  56. , р. 244-247.
  57. , О дружбе 3 и далее.
  58. , О государстве I, 18 и далее.

Публикации фрагментов

  • Hermann Peter: Historicorum Romanorum Reliquiae (HRR). 1870. B. I, S. 139—141.
  • Hans Beck, Uwe Walter. Die frühen römischen Historiker. B. 1: Von Fabius Pictor bis Cn. Gellius. Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt 2001. ISBN 3-534-14757-X . S. 340—346.

Источники и литература

Источники

  1. Аппиан . Иберийско-римские войны // Римская история. — М. : Ладомир , 2002. — С. 50—106. — 880 с. — ISBN 5-86218-174-1 .
  2. Веллей Патеркул . Римская история // Малые римские историки. — М. : Ладомир, 1996. — С. 11—98. — ISBN 5-86218-125-3 .
  3. Иосиф Флавий . Иудейские древности . — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — Т. 1. — ISBN 5-222-00476-7 .
  4. Плутарх . Тиберий и Гай Гракхи // Сравнительные жизнеописания . — СПб. : Наука , 2001. — Т. 3. — С. 153-192. — ( Литературные памятники ). — ISBN 5-306-00240-4 .
  5. Полибий . Всеобщая история . — М. : АСТ , 2004. — Т. 2. — 765 с. — ISBN 5-17-024957-8 .
  6. Цицерон . Брут // Три трактата об ораторском искусстве. — М. : Ладомир, 1994. — С. 253—328. — ISBN 5-86218-097-4 .
  7. Цицерон. О государстве // . — М. : Наука, 1966. — С. 7—88.
  8. Цицерон. О дружбе // О старости. О дружбе. Об обязанностях . — М. : Наука, 1974. — С. 31—57.
  9. Цицерон. Об ораторе // Три трактата об ораторском искусстве. — М. : Ладомир, 1994. — С. 75-272. — ISBN 5-86218-097-4 .
  10. Цицерон. Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту. — СПб. : Наука, 2010. — Т. 3. — 832 с. — ISBN 978-5-02-025247-9 . — ISBN 978-5-02-025244-8 .
  11. Цицерон. Учения академиков. — М. : Индрик , 2004. — 320 с. — ISBN 5-85759-262-8 .
  12. . Сайт «История Древнего Рима» . Дата обращения: 19 августа 2016.

Литература

  1. Фон Альбрехт М. История римской литературы. — М. : Греко-римский кабинет , 2003. — Т. 1. — 704 с. — ISBN 5-87245-092-3 .
  2. Бобровникова Т. Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена. — М. : Молодая гвардия , 2001. — 493 с. — (Живая история. Повседневная жизнь человечества). — ISBN 5-235-02399-4 .
  3. Дуров В. Художественная историография Древнего Рима. — СПб. : Издательство СПбГУ , 1993. — 288 с. — ISBN 5-288-01299-0 .
  4. Заборовский Я. Некоторые стороны политической борьбы в римском сенате (40—20-е гг. II в. до н. э.) // Вестник древней истории . — 1977. — № 3 . — С. 182—191 .
  5. История римской литературы. — М. : Издательство АН СССР, 1959. — Т. 1. — 534 с.
  6. Моммзен Т. История Рима . — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — Т. 2. — 640 с. — ISBN 5-222-00047-8 .
  7. Покровский М. История римской литературы. — М. : Наука, 1942. — 432 с.
  8. Симон Г. Войны Рима в Испании. — М. : Гуманитарная академия, 2008. — 288 с. — ISBN 978-5-93762-023-1 .
  9. Трухина Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики. — М. : Издательство МГУ , 1986. — 184 с.
  10. Broughton T. Magistrates of the Roman Republic. — N. Y. : American Philological Association, 1951. — Vol. I. — 600 p. — (Philological Monographs, No. 15).
  11. Cornell T. The Fragments of the Roman Historians. — Oxf. : Oxford University Press , 2013. — ISBN 978-0-19-927705-6 .
  12. Münzer F. Fannius 7 // RE . — 1909. — Bd. VI, 2. — S. 1987-1991.
  13. Münzer F. Fanniusfrage // Hermes. — 1920. — Bd. 55. — S. 427-442.
  14. Suerbaum W. Handbuch der Lateinischen Literatur der Antike,. — München: C.H.Beck , 2002. — Bd. 1. — S. 425—427. — ISBN 3-406-48134-5 .
Источник —

Same as Гай Фанний