Interested Article - Кинематограф Казахстана

Кинематограф Казахстана киноискусство и киноиндустрия Казахстана .

Зарождение кинематографа в Казахстане

Первый киносеанс на территории Казахстана состоялся 22 июня 1910 года в Верном (ныне Алма-Ата ), в здании будущего кинотеатра «Марс». В том же году в Кокшетау появился первый летний кинотеатр. В следующем, 1911 году в Верном появился «Электротеатр XX век» — первый регулярно работающий кинотеатр. Однако это были исключительно коммерческие проекты, которые не привели ни к распространению киноискусства, ни к созданию киноиндустрии . В 1930-е годы были построены крупные кинотеатры: в Алматы — «Алма-Ата», «Алатау», «Ударник»; в Караганды — «Казахстан», «Шахтер», в Кызыл-орде — «Аман-гельды» .

Первые шаги в сторону создания казахстанского кино состоялись в 1925 году, когда была проведена хроникальная съёмка V съезда Советов республики, проходившего в Кзыл-Орде . В том же году появился первый документальный фильм о Казахстане «Пятая годовщина КазАССР» , выпущенный ленинградской студией « Совкино » .

В 1929 году в Алма-Ате была создана первая киностудия, являвшаяся производственным отделением Всероссийского треста « Востоккино » (в 1934—1935 годах — «Востокфильм» ). Были построены лаборатория, монтажная, мультипликационная студия и цех по съёмке надписей . Отделение самостоятельно выпустило несколько хроникальных киножурналов под общим названием «Последние известия». Выпускались отдельные короткометражные документальные фильмы-очерки, среди которых «Кооперация в аулах» (о изменении быта казахов ), «Новая столица» (об Алма-Ате), «Кызыл Аскер», «На джайлау» (о работе передвижных «красных юрт», занимавшихся ликбезом и продвижением культуры среди кочевых казахов ), «Алма-Ата и её окрестности», «Прибытие первого поезда в Алма-Ату», «Школы ликбеза» . Наибольшую же популярность обрёл документальный фильм « Турксиб » (реж. В. Тюрин) .

Однако хотя организаторы алма-атинского отделения треста «Востоккино» планировали создание полноценной автономной киностудии на его базе, уже в 1931 году отделение было закрыто. Причиной тому оказались слабость технической базы и отсутствие сценариев .

Тем не менее, в 1934 году была организована Алма-Атинская студия кинохроники. Начался регулярный выпуск киножурнала «Советский Казахстан» и документальных фильмов . В Москве было начато дублирование советских фильмов на казахский язык .

Первые связанные с Казахстаном фильмы

В 1928 году на «Совкино» был снят « Мятеж » — первый художественный фильм на казахстанском материале, экранизация одноимённого романа Д. Фурманова (режиссёр С. Тимошенко ) . В 1935 году на « Мосфильме » по роману И. П. Шухова «Ненависть» снят художественный фильм «Вражьи тропы» (режиссёр И. Правов ). Трест «Востоккино» выпустил художественные фильмы «Джут» (1931) и «Тайна Каратау» (1932) .

В 1938 году на «Ленфильме» был снят фильм « Амангельды », который считается первым казахским художественным фильмом . Его сценарий, созданный Б. Майлиным и Г. Мусреповым совместно с Вс. Ивановым , стал первой кинодраматургической работой казахстанских писателей . Режиссёром фильма стал М. Левин , исполнителем заглавной роли — Е. Умурзаков . Фильм обрёл огромную популярность в Казахской ССР , а его создатели были награждены Почётными грамотами Верховного Совета Казахской ССР . Затем М. Ауэзов пишет киносценарий историко-революционного фильма «Райхан» (1940) .

Казахстанский кинематограф в годы Великой Отечественной войны

В 1941 году на основании Постановления Совета Народных комиссаров Казахской ССР № 762 от 12 сентября 1941 года была организована Алма-Атинская киностудия художественных фильмов . 15 ноября 1941 года Алма-Атинская киностудия слилась с эвакуированными в Казахстан киностудиями « Мосфильм » и « Ленфильм » в Центральную Объединённую киностудию (ЦОКС) , которая работала в Алма-Ате до 1944 года и выпускала в годы войны 80 % всех отечественных художественных фильмов . В частности, в павильонах ЦОКС были сняты обе серии фильма « Иван Грозный » С. Эйзенштейна и проходил финальный этап съёмок фильма « Свинарка и пастух » И. Пырьева .

Казахстанской тематике посвящены снятые на ЦОКС художественные фильмы «Белая роза» и «Батыры степей» (другое название — « Песнь о великане » ), новелла «Сын бойца» из « Боевого киносборника № 12 », фильм-концерт «Под звуки домбр» . В создании сценария фильма «Батыры степей» принимал участие казахский писатель А. Тажибаев , новеллы «Сын бойца» — Г. Мусрепов . Фильм «Белая роза», увидевший свет в 1942 году, считается первой казахской кинокомедией (режиссёр Ефим Арон, в ролях: Шакен Айманов, Нурсулу Тапалова, Серке (Сералы) Кожамкулов и др.) .

25 января 1944 года Алма-Атинская киностудия была переименована в Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникально-документальных фильмов . В 1945 году после реэвакуации «Мосфильма» и «Ленфильма» Алма-Атинская киностудия художественных и хроникально-документальных фильмов начала работать самостоятельно .

На Алма-Атинской студии кинохроники во время войны трудились известные советские документалисты: Д. Вертов (снявший в Алма-Ате две киноленты — «Тебе, фронт» (1943) и «В горах Ала-Тау» (1944) ), И. Венжер , А. Ованесова , Я. Посельский , М. Слуцкий и другие. Были выпущены свыше 40 полнометражных и 10 короткометражных документальных кинофильмов. Документальная киноиндустрия выполняла важную идеологическую нагрузку и формировалась из государственной позиции: политическая агитация, пропаганда образа жизни и успехов, просвещения и т. д. .

Кинематограф Казахской ССР в послевоенное время

В годы войны, благодаря общению с москвичами и ленинградцами — выдающимися мастерами советского кино, удалось подготовить кадры национального кинематографа, которые продолжили работу после реэвакуации учителей . В 1945 году режиссёры Г. Рошаль и Е. Арон по сценарию М. Ауэзова сняли фильм « Песни Абая » — первый национальный фильм послевоенного Казахстана .

В 1952 году вышел фильм Е. Дзигана « Джамбул », снятый по сценарию А. Тажибаева и Н. Погодина . Главную роль в фильме сыграл Ш. Айманов , впоследствии прославившийся не только как актёр, но и как выдающийся режиссёр. С фильма-спектакля «Поэма о любви», снятого Аймановым в 1954 году по сценарию Г. Мусрепова, начинается регулярный выпуск художественных фильмов на Алма-Атинской киностудии . Большинство из них были посвящены современности, колхозному быту, освоению целины . Активно разрабатывалась и историко-революционная тематика .

Наиболее значимые фильмы 1950-х годов — «Мы здесь живём», « Наш милый доктор » (режиссёр Ш. Айманов), « Дочь степей » (режиссёры Ш. Айманов, К. Гаккель ) , «Его время придёт», комедия «Возвращение на землю» (1959) (режиссёр обоих фильмов — М. Бегалин ), « Ботагоз » (режиссёр Е. Арон), « Мы из Семиречья » (режиссёр С. Ходжиков ) , комедия « Девушка-джигит » (1956; режиссёр ) . В этот период снимались как драматические фильмы («Его время придёт», посвящённый Чокану Валиханову ), так и музыкальные комедии («Наш милый доктор», «Песня зовёт» о жизни «поющего аула» и любви сельчан к искусству) .

Видные казахские драматурги 1950-х годов — Ш. Хусаинов, B. Абызов, Д. Снегин, в 1960-е годы — писатели О. Сулейменов («Земля отцов»), А. Тарази («Следы уходят за горизонт», «Выстрел на перевале Караш»), Л. Таигенов, А. Сацкий («Сказ о Матери»), К. Мухамеджанов, Л. Варшавский («Алдар-Косе», при участии Ш. Айманова), К. Искаков («Дорога в тысячу вёрст») .

9 января 1960 года Алма-Атинская киностудия была переименована в киностудию « Казахфильм ». 8-9 января 1963 года состоялся Первый Учредительный съезд Союза кинематографистов Казахстана. 28 мая 1963 года был создан Государственный Комитет Совета Министров Казахской ССР по кинематографии — Госкино Казахской ССР .

Режиссёры Айманов, Бегалин и Ходжиков оставались главными фигурами казахстанского кинематографа и в 1960-е годы. Проблематика фильмов продолжает расширяться. В частности, в фильмах на революционную тематику противники советского строя (классовые враги — баи ) начинают показываться уже не карикатурно и с откровенным осуждением, а как герои сложной и трагической судьбы. К таким новаторских образам «отрицательных» героев можно отнести бая Жунуса из фильма А. Карсакбаева «Тревожное утро» и бая Жарас-бая из фильма киргизского режиссёра Б. Шамшиева «Выстрел на перевале Караш» (по мотивам повести М. Ауэзова). Всё большее внимание режиссёры уделяют фильмам-биографиям, таким как « За нами Москва » (1967, о Бауыржане Момышулы ), « Песнь о Маншук » (1969, о Маншук Маметовой ), « Брат мой » (1972, о Гани Муратбаеве ), «Күш атасын танымас» (1985, о борце Кажымукане ), « Снайперы » (1985, об Алие Молдагуловой ), « Султан Бейбарс » (1989, о султане Бейбарсе ) и др.

Одним из лидеров советского кинопроката того времени стал « Конец атамана » — последняя работа Ш. Айманова, законченная в 1970 году. Среди других ключевых работ этих лет — « Кыз-Жибек » (1970, режиссёр С. Ходжиков), « Меня зовут Кожа » (1963, режиссёры А. Карсакбаев и Т. Дуйсебаев), «Тревожное утро» (1966, режиссёр А. Карсакбаев), «В одном районе» (1960), «Песня зовёт» (1961), «Перекрёсток» (1963), « Алдар-Косе / Безбородый обманщик» (1964), «Земля отцов» (1966), « Ангел в тюбетейке » (1968, режиссёр всех — Ш. Айманов) . Появляются и первые ленты о Великой Отечественной войне (например, снятый в 1967 году М. Бегалиным фильм « За нами Москва », посвящённый подвигу панфиловцев во время обороны Москвы ) .

В 1967 году на студии «Казахфильм» был снят первый мультипликационный фильм « Почему у ласточки хвост рожками » (режиссёр А. Хайдаров ) . Мультфильмы А. Хайдарова , , , А. Абилкасимова, Б. Омарова, Е. Абдрахманова, К. Сейдапова и др. стали важной вехой в истории казахской анимации .

К началу 1970-х годов в казахстанской кинодраматургии известную роль сыграли сценаристы из РСФСР , приобрели известность фильмы по сценариям А. Кончаловского , « Конец атамана » (реж. Ш. Айманов) и « Лютый » (реж. Т. Океев , экранизация повести М. Ауэзова ), « Алпамыс идёт в школу » (автор сценария Р. Хуснутдинова, реж. А. Карсакбаев), « Транссибирский экспресс » (авторы сценария А. Адабашьян , Н. Михалков при участии А. Кончаловского, реж. Э. Уразбаев ), «Кровь и пот» (экранизация одноимённого романа А. Нурпеисова , авторы сценария А. Кончаловский, Р. Тюрин, реж. А. Мамбетов, Ю. Мастюгин) . Ключевыми работами казахстанских кинематографистов 1970-х — первой половины 1980-х годов также стали фильмы « Брат мой » (1972, режиссёр А. Карсакбаев), « Снайперы » (1985, режиссёр Б. Шамшиев ) .

В послевоенный период в Казахской ССР развилась киноиндустрия, производившая в год до восьми полнометражных художественных и более пятидесяти документальных и научно-популярных фильмов . В 1980-е годы в документальном кино проявили себя И. Вовнянко , С. Азимов , О.Рымжанов , В. Рерих, C. Махмутов и другие; документальные фильмы «Тайна раскрытой ладони» О. Абишева, «Прикосновение к вечности» А. Машанова, «Камшат» А. Сулеевой, «Необходима фотография» Ю. Пискунова, «Интервал» С. Азимова, «Город и смог» В. Татенко, «Сцены у фонтана» И. Гонопольского, «Буду защищаться сам» В. Тюлькина, «Кумшагалская история» И. Вовнянко , «Кумшагальская история» (1987), «Реквием по Аралу» (1988), «Жоктау. Хроника мёртвого моря» (1989—1990), «Полигон» (1990) представляют новое осмысление окружающей действительности. Развивается также научно-популярное кино (Л. Мухамедгалиева, B. Белялов, Э. Дильмухамедова) .

Кинематограф Казахской ССР во время перестройки

В годы перестройки был снят кинофильм « Игла », ставший знаменем всего «перестроечного» кинематографа не только Казахстана, но и Советского Союза .

1989 год принёс казахстанским режиссёрам первые призы на престижных международных кинофестивалях: лента «Прикосновение» — была показана в конкурсе Нантского кинофестиваля, «Волчонок среди людей» — во Франкфурте-на-Майне и в Лиссабоне, премьера « Влюблённой рыбки » состоялась в Нью-Йорке. Именно в этот год появилось определение «казахская новая волна».

Казахское национальное кино за рубежом стало известным с 1988—1990 годов, когда фильмы К.Салыкова «Балкон» (1988), «Конечная остановка» (1989; считается, что этот фильм разрушил советские кинематографические штампы о казахском ауле, благополучной жизни на селе), Т.Теменова «Волчонок среди людей» (1988), А.Айтуарова « » (1989), А.Амиркулова « Гибель Отрара » (1991), Д.Омирбаева «Кайрат» (1991), А.Каракулова «Разлучница» (1991), обратили на себя внимание кинематографической общественности .

Определённую известность приобрели документальные фильмы «Невада-Казахстан» (1989), «Жана-Арка» Е. Абдрахманова (1991), «Хроника необъявленной демонстрации» А. Байгожиной и Н. Чанковой (1991) .

Кинематограф независимого Казахстана

После обретения Казахстаном независимости в 1991 г. появилась первая в Казахстане частная киностудия «Катарсис», идейным вдохновителем которой являлся Максим Смагулов, а председателем правления учредителями был избран кинорежиссёр Байтен Омаров : три из пяти кинолент, снятых в 1990 году, были сделаны на этой студии. В 1989 г. Б. Омаров ушёл из «Катарсиса», основав собственную киностудию «Оркен-фильм», на которой на кредиты банка на базе киностудии «Ялта-фильм» снял двухсерийный боевик «Восточный коридор, или Рэкет по…» Фильм был продан на первых всесоюзных кинорынках в 1991 году и стал первым не только окупившимся, но и заработавшим прибыль независимым казахстанским фильмом. Однако развал в конце 1991 г. Советского Союза, последовавшая с января 1992 г. гиперинфляция и обесценивание рубля, а также отсутствие в Казахстане какой-либо законодательной базы в отношении кино, привело к быстрому закрытию большинства частных киностудий, попытавшихся пойти путём Смагулова и Омарова.

В первые годы независимости государственная киностудия « Казахфильм » начала уделять большое внимание фильмам на историческую тематику: вышли такие исторические фильмы, как «Гибель Отрара», «Абулхаир-хан», «Абай», «Юность Жамбыла». Однако казахстанский зритель не видел «Абая» и «Юность Жамбыла» по причине не налаженной системы кинопроката. Кинокритики обвиняли «Казахфильм», что они делают ставку на фестивальное кино, снимая фильмы только для «фестивалей и кучки кинокритиков». Такие режиссёры, как Абай Карпыков , Бахыт Килибаев , Александр Баранов перебрались работать в Россию, Серик Апрымов — в США.

В начале 1990-х обратили на себя внимание фильмы Е. Шинарбаева «Место на серой треуголке» (1993), Т. Сулейменова «Стрейнджер» (1993), а также фильм С. Нарымбетова «Жизнеописание юного аккордеониста» (1994), удостоенный премии им. Жоржа и Риты Садуль французской Академии киноискусства , Государственной премии РК, независимой премии «Тарлан» . В этот период в киноискусстве Казахстана обозначились несколько художественно-стилистических направлений: съёмки остросоциальных авторских фильмов — С. Апрымов, Д. Омирбаев ; видеоклиповая эстетика, ориентир на массовую публику — Р. Нугманов, А. Карпыков; фильмы-ретро — С. Нарымбетов; «народное кино» — Б. Шарип, А. Амиркулов, Т. Теменов, Д. Манабай . Документальные фильмы этого периода — «Домусульманские верования и обряды казахов» Б. Каирбекова (1993), «Счастье» С. Дворцевого (1995) .

В 1998 году начался перелом в развитии казахстанского кино. Начиная с 1999 года ежегодно при поддержке фонда Сорос-Казахстан проводился фестиваль молодёжного кино «Смотри по-новому», на котором демонстрировались фильмы студентов и выпускников Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова. В начале 2000-х годов по стране началось строительство кинотеатров, которые начали открываться с 2005 года: в 2009 году в стране работало 129 кинозалов, к концу 2010 года — 196. В 2005 году был снят фильм « Кочевник », который смогли увидеть и зрители Казахстана, убедившись, что отечественное кино реально существует. В 2007 году вышел фильм « Рэкетир », который собрал достаточно большую аудиторию и вызвал огромный интерес. В настоящее время казахстанский кинематограф выпускает 12-15 кинокартин в год.

В 1998 году фильм казахского кинорежиссёра Дарежана Омирбаева «Киллер» удостоился награды «Особое мнение» Каннского кинофестиваля . В 2001 году в программе «Молодое кино фестиваля» был представлен короткометражный фильм «Антиромантика» выпускника Казахской национальной академии искусств Наримана Туребаева .

На начало XXI века (2002 год) в Казахстане действовали 68 кинотеатров .

В 2010 году на киностудии «Казахфильм» были выпущены 12 документальных фильмов .

В 2013—2014 гг. выпускники Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова Эмир Байгазин и Адильхан Ержанов своими фильмами « Уроки гармонии » (2013) и «Хозяева» (2014) начинают новый этап развития казахстанского кино, поднимающего острые социальные вопросы общественной жизни.

Казахстанские кинофестивали

В советское время в КазССР кинофестивали и киносмотры проводились в Алма-Ате : Смотр киноискусства республик Центральной Азии и Казахстана (1965); 6-й зональный кинофестиваль республик Центральной Азии и Казахстана (1969); 6 Всесоюзный кинофестиваль (1973); 8-й Всесоюзный фестиваль сельскохозяйственных фильмов (1983); 10-й Всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов; 1 республиканский смотр-конкурс работ молодых кинематографистов «Бастау-83» (1983); 19-й Всесоюзный кинофестиваль (1986); 11-й республиканский смотр-конкурс работ молодых кинематографистов «Бастау-87» (1987); 1-й смотр-конкурс Союза кинематографистов КазССР (1989) .

В поствоветское время основными кинофестивалями стали:

В разное время на нерегулярной основе проходил ряд достаточно крупных кинофестивалей:

  • Республиканский смотр-конкурс «Казахское кино сегодня» (1993)
  • 1-7 марта 2011 года прошёл фестиваль документального кино «Новое документальное кино Казахстана»
  • 18-22 мая 2012 года прошёл первый кинофестиваль «Симург-Этно-Фест» (основной показ — этнографические и документальные фильмы) , на сентябрь 2015 года было намечено проведение второго фестиваля .

Самые кассовые казахстанские фильмы

Рейтинг самых кассовых фильмов кинопроката Казахстана. Цифры даны на февраль 2020 года.

# Название Год. Общие сборы в тенге
1 Бизнес по-казахски в Корее 2019 1 139 314 940
2 2019 772 386 445
3 2017 581 000 000
4 2019 577 833 150
5 Томирис 2019 508 290 200
6 Брат или брак 2 2019 503 177 680
7 Брат или брак 2017 454 539 600
8 Бизнес по-казахски 2016 299 700 700

См. также

Примечания

  1. Эрик Аубакиров. (недоступная ссылка — ) . Экспресс К (19 февраля 2016). Дата обращения: 8 сентября 2020.
  2. Гульбаршин Салык. Кокшетау сегодня (23 июля 2018). Дата обращения: 8 сентября 2020. 7 мая 2021 года.
  3. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
  4. . informburo.kz . Дата обращения: 8 сентября 2020. 27 сентября 2020 года.
  5. Айнур Ахметжанова. . Мысль (газета) (12 октября 2012). Дата обращения: 22 мая 2021. 21 января 2021 года.
  6. Арсен Баянов. Central Asia Analytical Network (24 октября 2016). Дата обращения: 20 сентября 2020. 18 апреля 2021 года.
  7. Николай Майоров. . Первые в кино (9 ноября 2016). Дата обращения: 9 сентября 2020. 30 ноября 2020 года.
  8. Лаврик Н. А., Ахметова С. К. История, запечатлённая на плёнке // Материалы Международной научно-практической конференции «Инновационная кластеризация науки и практики в истории цифровизации» ( Санкт-Петербургский государственный экономический университет ), 14—15 февраля 2020 г.. — СПб. , 2020. — 30—34 с.
  9. // Советский экран : журнал. — М. , 1968. — Октябрь ( № 19 ). 21 января 2021 года.
  10. . Неизвестный Турксиб . Дата обращения: 9 сентября 2020. Архивировано из 16 июля 2011 года.
  11. Правов, Иван Константинович // Кино. Энциклопедический словарь / Ред. С. И. Юткевич. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — 640 с.
  12. Казахской ССР кинематография // Кино. Энциклопедический словарь / Ред. С. И. Юткевич. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — 640 с.
  13. . AO « Казахфильм » им. Шакена Айманова . Дата обращения: 28 ноября 2020. 29 ноября 2020 года.
  14. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
  15. Ибраев Е. Е. Образ казахов и тюрков Центральной Азии в советском кинематографе как идейное отражение революции 1917 года // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова : журнал. — Абакан, 2017. — № 22 . — С. 133—135 .
  16. . AO « Казахфильм » им. Шакена Айманова (12 сентября 2011). Дата обращения: 21 сентября 2020. 29 января 2021 года.
  17. Борис Шибанов. . Газета.Ru (9 мая 2020). Дата обращения: 21 сентября 2020. 21 июня 2020 года.
  18. . Культура.РФ. Портал культурного наследия, традиций народов России . Дата обращения: 21 сентября 2020. 26 июля 2020 года.
  19. . AO « Казахфильм » им. Шакена Айманова . Дата обращения: 21 сентября 2020. 5 декабря 2020 года.
  20. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
  21. Малышев В. С. Кинематограф Казахстана и ВГИК. — М. : ЛитРес , 2019. — 22 с. — ISBN 5041763356 .
  22. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
  23. Сауле Сатаева. (25 апреля 2020). Дата обращения: 22 мая 2021. 22 мая 2021 года.
  24. Сергей Ким. . Sputnik Казахстан (9 мая 2018). Дата обращения: 4 декабря 2020. 23 ноября 2020 года.
  25. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
  26. В статье КНЭ «Кинодраматургия» написано, что премию получил фильм, но премия вручается конкретным лицам (а не фильмам или событиям), и в 2000 году её получил кинорежиссёр Сатыбалды Нарымбетов (без привязки к фильму)
  27. . Дата обращения: 26 июня 2013. 11 июня 2015 года.
  28. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
  29. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
  30. . Проект zakon.kz (2 мая 2012). Дата обращения: 22 мая 2021. 22 мая 2021 года.
  31. . Фонд развития кинематографа Казахстана (26 июня 2015). Дата обращения: 22 мая 2021. 22 мая 2021 года.
  32. . Дата обращения: 15 марта 2020. 16 февраля 2020 года.
  33. . Дата обращения: 15 марта 2020. 3 апреля 2019 года.
  34. . Дата обращения: 15 марта 2020. 7 июля 2020 года.
  35. . Дата обращения: 15 марта 2020. 4 декабря 2019 года.
  36. . Дата обращения: 15 марта 2020. 24 июля 2020 года.

Литература

  • Абикеева Г. Новое казахское кино. Алматы: МКФ Евразия, 1998. 156 с.
  • Абикеева Г. Кино Центральной Азии (1990—2001). Алматы: Комплекс, 2001. — 342 с.
  • Абикеева Г. Нациостроительство в Казахстане и других странах Центральной Азии, и как этот процесс отражается в кинематографе. — Алматы: ЦЦАК, 2006. 308 с.
  • Абикеева Г. Две эпохи национального самоопределения в кино Центральной Азии: 60-е и 90-е годы. Алматы: ЦЦАК, 2006. — 116 с.
  • Абикеева Г. Документальное кино Центральной Азии: две эпохи формирования национального самосознания. Алматы: ЦЦАК, 2008. −160 с.
  • Ногербек Б. Кино Казахстана. — Алматы: Национальный Продюсерский Центр, 1998. 272 с.
  • Ногербек Б. Экранно-фольклорные традиции в казахском игровом кино. Алматы: RUAN, 2008. — 376 с.
  • Ногербек Б. На экране «Казахфильм». Алматы: RUAN, 2007. — 519 с.
  • Сиранов К. Киноискусство Советского Казахстана. Алма-Ата: Казахстан, 1966. — 302 с.
  • Федулин А. С., Резников Ю. Искусство, рождённое дружбой. Страницы истории казахского кино. М., 1972, с. 81.

Ссылки

Источник —

Same as Кинематограф Казахстана