Interested Article - Санта-Кроче (Флоренция)

Базилика Са́нта-Кро́че ( итал. Basilica di Santa Croce — «церковь Святого Креста») — базилика в центре Флоренции . Одна из самых популярных туристических достопримечательностей города. Самая крупная в мире францисканская церковь, знаменитая фресками Джотто и гробницами великих людей Италии .

История

Флоренция. Базилика Санта-Кроче. Фотография 2011 г.

Легенда гласит, что церковь была основана самим святым Франциском Ассизским . Франциск Ассизский скончался в 1226 году , а уже через два года был причислен к лику святых. К 1229 году относится упоминание о церкви, посвящённой ему. Строительство церкви на месте, ранее занятом этим зданием, было начато 12 мая 1294 года (возможно, Арнольфо ди Камбио ). Финансирование строительства происходило на средства состоятельных семей Флоренции. В 1442 году церковь была освящена папой римским Евгением IV . Окна церкви украшены витражами, расширяющими её интерьер. Церковь построена в форме египетского Т-образного креста и является крупнейшим францисканским храмом Италии. Со временем были осуществлены многочисленные перестройки церкви. Во второй половине XVI века было разрушено много древних её частей. Фрески Андреа Орканьи были скрыты под алтарями работы Вазари . В архитектуре храма присутствуют готические , ренессансные и неоготические элементы. Среди построек примыкающего к церкви бывшего монастыря (ныне музея) особый интерес представляет капелла Пацци , построенная по проекту Филиппо Брунеллески . Церковь и помещения бывшего монастыря украшены множеством фресок, картин и скульптур работы Джотто , Донателло и многих других художников и скульпторов.

Фрески и витражи

Базилика Санта-Кроче, Флоренция. Интерьер. 2015 год

XIV век

XV век

Станковая живопись

XIII век

XIV век

  • Джотто ( (итал.) в капелле Барончелли ; с участием учеников, в том числе Таддео Гадди)
  • (итал.) ( в )
  • (англ.) (центральная панель полиптиха в главном алтаре, в капелле Кастеллани)
  • (англ.) (полиптихи в капеллах Барди ди Вернио, Ринуччини и Веллути, часть боковых панелей полиптиха в главном алтаре)

XVI век

  • Аньоло Бронзино (картины в музее и в северном нефе)
  • Алессандро Аллори (картины «Вознесение Марии» и «Коронование Марии» в капелле Никколини и «Снятие с креста» в музее)
  • Джорджо Вазари (картина (1572) в южном нефе, картина (итал.) в трапезной и другие работы)
  • (англ.) (картина в южном нефе)
  • (англ.) (картины в южном нефе и (1574) и (1574) в северном нефе)
  • Лодовико Чиголи (картины в южном нефе и в музее)

Скульптура

XV век

XVI век

XIX век

Главный алтарь

Апсида. Главный алтарь
Апсида. Фрески Аньоло Гадди «Легенда об Истинном Кресте»

Стены расписаны фресками Аньоло Гадди (ок. 1380—1390) на тему обретения Истинного Креста . Сюжеты фресок в основном следуют « Золотой легенде » Иакова Ворагинского и послужили образцом для множества последующих живописных циклов на данную тему.

На (сверху вниз):

На (сверху вниз):

  • Святая Елена доставляет Святой крест в Иерусалим ( )
  • Персидский царь Хосров захватывает Иерусалим и увозит Святой крест ( )
  • Придворные поклоняются Хосрову; Сон Ираклия , византийского императора ( )
  • Ираклий обезглавливает Хосрова и возвращает Святой крест в Иерусалим ( , , )

По словам Вазари, на последней фреске Аньоло Гадди изобразил самого себя, в образе мужчины с бородкой в красном плаще с капюшоном у правого края фрески ( ).

На этой же фреске имеется и ряд других тщательно выписанных лиц с отчетливой индивидуальной характеристикой, которые предположительно трактуют как портреты отца Аньоло — Таддео Гадди ( ) и членов (англ.) , заказчиков росписи ( ).

На других фресках особой тонкостью и красотой письма выделяются, в частности, лица главных женских персонажей — царицы Савской ( ) и святой Елены ( ).

На фресках имеется множество занимательных второстепенных деталей, бытового или сказочного характера. Так на фреске «Святая Елена находит три креста; Крест Господень исцеляет умирающую» в левом верхнем углу можно видеть льва, сидящего в пещере на горе, перед ним заяц или кролик, на деревьях разнообразные птицы, в реке утки и цапля, далее монах, достающий воду из колодца, белка на дереве, другой монах, который ловит удочкой рыбу с моста, возвращающийся лесоруб с топором, на которого лает собака и гогочут гуси и т. д.

Также Аньоло Гадди является автором витражей окон главного алтаря ( , ).

В алтарном полиптихе ( ) на центральной панели изображена Мадонна с Младенцем работы (англ.) . На боковых панелях работы (англ.) , Нардо ди Чоне и неизвестных художников великие учителя (отцы) латинской церкви (слева направо) — святые Амвросий , Григорий Великий , Августин и Иероним . Над ними — евангелисты (слева направо) Матфей, Марк, Иоанн и Лука и их символы — человек (ангел), лев, орел и бык.

Над полиптихом находится монументальное , автор которого, неизвестный по имени, условно определяется как (итал.) .

В парусах свода — Христос, евангелисты и святой Франциск ( ).

Реставрация фресок выполнялась в 1947 и 2005—2011 . Информация, касающаяся последней реставрации (в частности, детальные фотографии всех основных фресок), доступна на сайте Opera di Santa Croce . Любопытно, что во время последней реставрации среди орнаментов были обнаружены два маленьких портрета реставраторов 1947 года ( ).

Реставрация витражей производилась в 2008 , распятия — 2012 .

Южный неф

В южном нефе находятся (в направлении от алтаря ко входу):

Северный неф

В северном нефе находятся (в направлении от алтаря ко входу):

Капелла Барончелли

Капелла Барончелли

Относится к числу капелл, примыкающих к правому рукаву трансепта .

Левая стена — фрески Таддео Гадди (1328—1338) со сценами из жития Марии .

Правая стена — фреска Себастьяно Майнарди (1490) «Мадонна с поясом» ( , , ).

Алтарный полиптих, так называемый (итал.) (ок. 1328—1334) ( , ), судя по надписи OPUS MAGISTRI JOCTI (над пределлой ) и свидетельствам Гиберти и Вазари — работа Джотто. Однако, на основе стилистического анализа исследователи выявляют в некоторых частях полиптиха работу учеников Джотто, в том числе Таддео Гадди. Некоторыми исследователями непосредственное участие самого Джотто вообще подвергается сомнению и работа целиком приписывается Таддео Гадди. Стилистически относится к кругу поздних работ Джотто и его учеников, в которых наблюдается нарастание готических тенденций, проявляющееся в более утонченных очертаниях фигур, усилении общей декоративности. Тем не менее, коленопреклоненные ангелы в нижней части центральной панели стилистически близки подобным в (англ.) Джотто. В целом центральная панель представляет коронование Марии . Боковые панели представляют хоры ангелов и святых, славящих Марию. В руках ангелов можно видеть музыкальные инструменты — виелы , органы-портативы , гитерн , псалтерий , трубы . Над музицирующими ангелами располагаются святые. Среди них идентифицируются на первой панели (слева направо) — Святая Клара и Святой Франциск; на второй — апостол Петр (с ключом), Моисей (со скрижалями Завета), Адам и Ева; на четвёртой — апостол Павел, Авраам и Иоанн Креститель; на пятой — святые Стефан и Лаврентий. Внизу, в пределле — маленькие изображения (слева направо) неидентифицированного святого епископа, Иоанна Крестителя, Христа, Святого Франциска и Святого Онуфрия. Существующее резное обрамление полиптиха является более поздним.

Витражи с изображением четырёх пророков — Таддео Гадди ( , ).

В стене справа от входа в капеллу находится усыпальница семейства Барончелли работы (итал.) (ок. 1328—1330) ( ). Он же является автором статуй архангела Гавриила ( , ) и Марии ( , ) по сторонам входа в капеллу.

Статуя Мадонны с Младенцем в капелле — Винченцо Данти (1568) ( , ).

Санта-Кроче как

В церкви похоронено около 300 знаменитых флорентийцев — деятелей культуры, науки и политиков. Типичная конструкция гробниц в церкви — мраморное ложе с фигурой усопшего поверх саркофага . Сооружение увенчано аркой на двух колоннах .

Гробницы великих людей Италии

В базилике находится множество захоронений и памятных досок известных людей Италии, среди них:

В культуре

Базилику Санта-Кроче можно увидеть в компьютерной игре Assassin's Creed II . По сюжету, в 1476 году главный герой проникает во двор церкви, чтобы убить гонфалоньера Уберто Альберти, пришедшего на выставку картин Андреа дель Верроккьо .

Примечания

  1. от 25 декабря 2016 на Wayback Machine — www.art-giotto.ru
  2. (недоступная ссылка) — www.art-giotto.ru
  3. от 11 февраля 2017 на Wayback Machine — Изобразительное искусство
  4. . Дата обращения: 7 февраля 2017. 11 февраля 2017 года.
  5. от 11 февраля 2017 на Wayback Machine — intoscana.it
  6. . Дата обращения: 8 февраля 2017. 13 февраля 2017 года.
  7. от 11 февраля 2017 на Wayback Machine — Web Gallery of Art
  8. от 14 февраля 2017 на Wayback Machine — www.travelingintuscany.com
  9. Federico Bonetti Amendola et al. от 14 февраля 2017 на Wayback Machine
  10. . Дата обращения: 15 февраля 2017. 16 февраля 2017 года.
  11. от 15 февраля 2017 на Wayback Machine — The Florentine (21/04/2011)
  12. от 15 февраля 2017 на Wayback Machine — www.daringtodo.com
  13. от 15 февраля 2017 на Wayback Machine — La Reppublica (Firenze, 13/04/2011)
  14. от 15 февраля 2017 на Wayback Machine — Opera di Santa Croce
  15. от 15 февраля 2017 на Wayback Machine — Opera di Santa Croce
  16. от 14 февраля 2017 на Wayback Machine (YouTube)
  17. от 19 февраля 2017 на Wayback Machine — Web Gallery of Art
  18. от 1 июня 2017 на Wayback Machine — Opera di Santa Croce
  19. — Wikipedia
  20. «В капелле Барончелли в названной церкви есть образ, написанный темперой рукой Джотто, где в Венчании Богородицы с большой тщательностью изображены и огромнейшее количество мелких фигур, и сонмы ангелов и святых, выполненные весьма тщательно»
  21. от 30 декабря 2016 на Wayback Machine — www.art-giotto.ru
  22. от 13 декабря 2013 на Wayback Machine (англ.)

См. также

Библиография

  • Великие соборы мира. Флоренция. М. 2004.
  • Флоренция. История. Архитектура. Искусство. М. 2005.

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме
  • (англ. яз.)
  • (англ. яз.)
  • Флоренция. История, искусство, фольклор. «Бекоччи Эдиторе», Флоренция, 2000.
Источник —

Same as Санта-Кроче (Флоренция)