Interested Article - Спектакль

Спектакль ( фр. spectacle , из лат. spectaculum «зрелище») — театральное зрелище, представление , произведение театрального, сценического искусства ; может ставиться как на театральной, цирковой сцене , так и на радио ( ) и на телевидении (телевизионный спектакль, фильм-спектакль), в кинематографе (фильмы-спектакли, кинооперы и др.).

Театральный спектакль

Сцена из спектакля «Дни Турбиных» ( МХАТ , 1926)

Изначально спектаклем называлось произведение театрального искусства, в создании которого участвует театральный коллектив: актёры , художник-декоратор , композитор , гримёры , бутафоры и другие . В процессе эволюции спектакля как художественной формы, с одной стороны, происходило разделение творческих функций между его создателями, с другой — по мере роста сценической культуры постепенно утверждался принцип ансамблевости, предполагавший согласованность игры всех исполнителей и обдуманное использование выразительных средств . В современном драматическом театре созданием спектакля, в соответствии с собственным замыслом, руководит режиссёр-постановщик , объединяющий усилия всех участников постановки ; режиссёрский замысел конкретизируется в работе с художником и композитором. В музыкальном театре постановкой спектакля часто руководит дирижёр (в опере и оперетте) или балетмейстер (в балете) .

В основе спектакля в драматическом театре лежит литературное произведение — пьеса или сценарий , требующий импровизации , в музыкальном театре — сочинение музыкально-драматическое на основе либретто : опера , балет , оперетта , мюзикл .

Работа над созданием спектакля включает в себя: выбор и адаптацию пьесы или музыкально-драматического произведения; распределение ролей в труппе с учётом возможностей актёров и их амплуа ; определение мизансценического рисунка спектакля; работу режиссёров (дирижёра, балетмейстера) с актёрами в процессе репетиций ; подготовку декорационного оформления спектакля, костюмов, реквизита , грима; подготовку музыкального и светового сопровождения.

Завершающим этапом работы над созданием спектакля является генеральная репетиция, которая проводится с использованием полного декорационного, музыкального (шумового) и светового оформления, заготовленного реквизита, в костюмах и гриме и, в отличие от всех предшествующих репетиций, на публике. Генеральная репетиция позволяет участникам спектакля понять, насколько достигнуты поставленные ими цели .

Фильм-спектакль

Существует множество видеозаписей театральных постановок и фильмов, основанных на театральных спектаклях, к которым нередко применяется понятие «фильм-спектакль» . Согласно изданию « Кино: Энциклопедический словарь », фильм-спектакль является экранизацией своего театрального прототипа, при которой активно используются средства кино: в первую очередь монтаж , студийные и натурные съёмки. Фильм-спектакль при использовании монтажа и разбивки на планы требует иной техники актёрского исполнения, чем в театре . Так же называют фильмом-спектаклем театральный спектакль, снятый на видео- или киноплёнку многокамерным способом, независимо от того, присутствуют ли в нём монтаж и натурные съёмки . В каталоге Гостелерадиофонда «фильмами-спектаклями» именуются любые видеозаписи театральных постановок, включая записи по трансляции со сцены театра .

Первые фильмы-спектакли в России создавались ещё до революции. Это «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915 год), «Ревизор» (1916 год, спектакль московского Малого театра). Особыми видами фильма-спектакля являются киноопера и кинобалет .

В СССР в 50-е годы фильмы-спектакли, демонстрировавшиеся в кинотеатрах, не уступали бестселлерам кинопроката по количеству зрителей. Так, безусловными рекордсменами проката тех лет, считались фильмы, собравшие более 40 миллионов зрителей . Например широко известный художественный фильм « Весна » (1947 год, Л. Орлова, Ф. Раневская, Р. Плятт) собрал в прокате чуть больше 16 миллионов зрителей , а фильм-спектакль по Лопе де Вега « Учитель танцев » (1952 год) Татьяны Лукашевич собрал 27 миллионов 900 тысяч зрителей, фильм-спектакль по Льву Толстому « Живой труп » Владимира Венгерова (1952 год) 27 миллионов 500 тысяч , « Любовь Яровая » (1953 год) — 46 миллионов 400 тысяч зрителей, « Свадьба с приданым » (1953 год) — 45 миллионов 400 тысяч, « Анна Каренина » (1953 год) — 34 миллиона 700 тысяч зрителей .

Фильм-спектакль на телевидении

В СССР до начала 50-х годов театральные спектакли, как и отдельные сцены из них, разыгрывались непосредственно в телевизионной студии; 16 апреля 1951 года состоялась первая внестудийная трансляция — оперы А. Рубинштейна «Демон» из Большого театра . Тогда же, в начале 50-х, поскольку появилась возможность записывать театральные постановки с помощью кинорегистраторов , была разработана программа создания фонда снятых на киноплёнку и предназначенных для массового зрителя — для демонстрации по телевидению, а в 50-е годы, когда телевизор был ещё редкостью, и в кинотеатрах — лучших, по мнению инициаторов, спектаклей советских театров . Первыми этой чести удостоились спектакли Малого театра — «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского , «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Васса Железнова» А. М. Горького, спектакли МХАТа — « Анна Каренина » (по Л. Толстому) и «Школа злословия» Р. Шеридана и два спектакля Ленинградского Большого драматического театра — «Разлом» Б. Лавренёва и « Любовь Яровая » К. Тренёва .

Виды записи театральных постановок, пишет Б. С. Каплан, могли быть различными: «Это была трансляция из театрального зала со зрителями, или съёмка со сцены театра в пустом зале, или съёмка в телевизионной студии, естественно, без зрителей, но в декорациях театра. Были записи с подсъёмкой натуры или со вставками кинохроники» .

В конце 1970 года в Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения был создан отдел фондовых театральных спектаклей, с тем чтобы сохранить лучшие театральные работы . Спектакли снимали специальные телевизионные режиссёры, иногда при участии создателей театральных постановок . Отдел фондовых спектаклей за 20 лет своего существования запечатлел на киноплёнке около 200 спектаклей различных театров . Правда, делал это нередко для архива, по телевидению в 60—70-е годы спектакли ведущих московских и ленинградских театров демонстрировались редко: администраторы театров именно с расширением телевизионной аудитории и демонстрацией спектаклей по телевидению связывали падение кассовых сборов .

Фильмы-спектакли на телевидении ставили такие известные режиссёры, как Георгий Товстоногов , Анатолий Эфрос , Евгений Радомысленский , и многие другие .

В годы реформ отдел прекратил своё существование; но трансляции театральных постановок по телевидению (на телеканале «Культура» ) впоследствии возобновились; видеозаписи по трансляции создаются и в настоящее время .

Радиоспектакль

В СССР радиотрансляции театральных постановок, прежде всего оперных спектаклей Большого театра , начались ещё в 1920-х годах , и датой рождения радиотеатра считается 25 декабря 1925 года , когда в студии Московского радио состоялась премьера первой советской радиопьесы — «Вечер у Марии Волконской»; хотя тот радиотеатр, который любили в СССР в 1940—70-х годах, сформировался позже .

Один из самых известных в мире радиоспектаклей — «Война миров» Орсона Уэллса (по одноимённому роману Герберта Уэллса ): поставленный в форме репортажа и вышедший в эфир 30 октября 1938 года, спектакль вызвал панику в Соединённых Штатах .

Спектакли на радио ставили и театральные режиссёры, в том числе Всеволод Мейерхольд , и даже кинорежиссёры, как, например, Андрей Тарковский — « Полный поворот кругом » по новелле У. Фолкнера (1965) , но гораздо чаще — специальные радиорежиссёры, в совершенстве владевшие спецификой радиотеатра, как легендарная Роза Иоффе или Осип Абдулов , на счету которого более 200 режиссёрских работ на радио . Мейерхольд после первой попытки исполнить перед микрофоном фрагменты из спектаклей ГосТиМа признал: «Этому в день не научишься» . Чтобы адаптировать к радиовещанию спектакль «Дама с камелиями», начать пришлось с переработки самой пьесы. Радиоспектакль предъявлял особые требования и актёру, в распоряжении которого оставалось только одно средство выразительности — его голос, и режиссёру; как говорила Р. Иоффе, «слушатель должен увидеть то, что мы ему играем» .

Радиотеатр рождал свои шедевры, по большей части забытые в постсоветскую эпоху. Большой популярностью на протяжении нескольких десятилетий пользовались, в частности, радиосериалы « Клуб знаменитых капитанов », созданный ещё в 1945 году, и « КОАПП ».

Телевизионный спектакль

С развитием телевидения появился жанр телевизионного спектакля , или телеспектакля .

Редакция литературно-драматического вещания созданной в 1951 году Центральной студии телевидения знакомила зрителей со спектаклями, идущими на сценах известных театров . Некоторые из этих спектаклей шли в прямой трансляции со сцены или из телевизионной студии. Некоторые записывались и адаптировались в соответствии с телевизионной спецификой . Помимо них она и сама стала готовить спектакли-телепостановки, которые позже стали называться телеспектаклями . Сначала они шли в прямом эфире (иногда одновременно с эфиром велась запись с экрана кинескопа), а позднее стали преимущественно записываться на плёнку, монтироваться, озвучиваться.

Примечания

  1. , с. 155—156.
  2. Виленкин В. Спектакль // Большая советская энциклопедия, изд. 1-е, в 66 т.. — М. : Полиграфкнига, 1947. — Т. 52 .
  3. Рудницкий К. Л. Спектакль // Большая советская энциклопедия, в 30 т.. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — Т. 24, кн. 1 .
  4. Рудницкий К. Л. Спектакль // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М. : Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4 . — С. 1058 .
  5. Немчинский М. . — М. : ГИТИС , 2001. — С. 50, 207, 399. — 462 с. 9 февраля 2021 года.
  6. Театр // Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова). — М. : Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 5 .
  7. Режиссёр // Театральная энциклопедия (под ред. П. А.. Маркова). — М. : Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4 .
  8. Рацер E. Я. Дирижирование // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М. : Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2 . — С. 251—256 .
  9. Балетмейстер // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М. : Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1 .
  10. Кисунько В. Г. Телевизионное искусство // Большая советская энциклопедия, в 30 т.. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — Т. 25 .
  11. Лапин С. Г. Телевидение // Большая советская энциклопедия, в 30 т.. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — Т. 25 .
  12. Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков , И. В. Вайсфельд и др.. — М. : Советская энциклопедия , 1986. — 100 000 экз.
  13. Кацев И. Г. . История . Музей телевидения и радио. Дата обращения: 27 октября 2016. 27 октября 2016 года.
  14. . Архивы . Музей телевидения и радио. Дата обращения: 25 октября 2016. 11 января 2019 года.
  15. , с. 83.
  16. , с. 93.
  17. , с. 86.
  18. , с. 98.
  19. / Лейтес Л. С.. — М. : ИД Святогор», 2005. — 224 с. 29 апреля 2017 года. . Дата обращения: 2 сентября 2015. 29 апреля 2017 года.
  20. Маркова М. . История . Музей телевидения и радио. Дата обращения: 23 октября 2016. 24 октября 2016 года.
  21. Каплан Б.С. . История . Музей телевидения и радио. Дата обращения: 23 октября 2016. 24 октября 2016 года.
  22. Маркова М. А. . История . Музей телевидения и радио. Дата обращения: 23 октября 2016. 4 марта 2016 года.
  23. Козловский В. Н. . История . Музей телевидения и радио. Дата обращения: 26 октября 2016. 3 апреля 2015 года.
  24. , с. 112.
  25. , с. 51-54.
  26. . Телевидение и радиовещание (1987). Дата обращения: 25 февраля 2017. 26 февраля 2017 года.
  27. . Новости . Телеканал «Культура» (официальный сайт) (30 декабря 2015). Дата обращения: 23 октября 2016. 24 октября 2016 года.
  28. Лапин С. Г. Радиовещание // Большая советская энциклопедия, в 30 т.. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — Т. 21 .
  29. Шерель А. А. В студии на телеграфе // : [ 4 февраля 2016 ]. — М. : Знание, 1978.
  30. Микрюков М. П. Радиоискусство // Большая советская энциклопедия , в 30 т.. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — Т. 21 .
  31. Bill Virgin. . Seattlepi (22 октября 2003). Дата обращения: 2 сентября 2015. 4 сентября 2015 года.
  32. . Старое радио. Дата обращения: 2 сентября 2015. 19 марта 2015 года.
  33. С 1957 г. — Главная редакция литературно-драматических программ в составе Центрального телевидения.
  34. Каплан Б.С. . История . Музей телевидения и радио. Дата обращения: 23 октября 2016. 24 октября 2016 года.
  35. , с. 36-39.

Литература

  • Барбой Ю. М. . — Л. , 1988. — 201 с.
  • Горчаков Н. М. Работа режиссёра над спектаклем. — М. , 1956.
  • Попов А. Д. Художественная целостность спектакля. — М. , 1959.
  • Юровский А. Специфика телевидения. — М. , 1960.
  • Тамарин Б. Показ театральных спектаклей из телевизионной студии. — М. , 1960.
  • Товстоногов Г. А. О профессии режиссёра. — М. : ВТО, 1967. — 360 с.
  • Коноплёв Б. Н. Многокамерные способы электронных съёмок // Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — М. : Искусство, 1975. — С. 180. — 448 с.
  • Новикова А. А. Телевидение и театр: пересечения закономерностей / предисловие А. А. Шереля. — 2-е изд. — М. : Едиториал УРСС, 2010. — 176 с. — ISBN 978-5-354-01257-2 .
  • Фёдор Раззаков. . — 2012. — 530 с. — ISBN 978-5-4438-0146-9 .
  • Е. П. Снегова. От позорища до перфоманса: Номинации со значением «представление развлекательного характера» в русском языке XVII-XXI вв. // Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова, Российская акад. наук Эволюция понятий в свете русской культуры : книга. — Москва: Языки славянских культу, 2012. — С. 151-167 . — ISBN 978-5-9551-0558-1 .
  • Липков А. Проблемы телефильма-спектакля // Поэтика телевизионного театра : Сборник статей / ВНИИ искусствознания; Отв. ред. Ю. Богомолов, Ан. Вартанов, А. Липков. — М. : Искусство, 1979. — С. 239 .
  • З. Люстрова, Л. Скворцов, В. Дерягин. // Наука и жизнь . — 1981. — Сентябрь ( № 9 ). — С. 88 .
Источник —

Same as Спектакль