Interested Article - Юткевич, Сергей Иосифович

Серге́й Ио́сифович Ютке́вич ( 15 [28] декабря 1904 , Санкт-Петербург 23 апреля 1985 , Москва ) — советский театральный и кинорежиссёр, художник, сценарист, педагог, теоретик кино. Доктор искусствоведения (1941). Герой Социалистического Труда (1974). Народный артист СССР (1962), лауреат двух Сталинских (1941, 1947) и двух Государственных премий СССР (1967, 1983). Кавалер трёх орденов Ленина (1964, 1967, 1974).

Биография

Иосиф и Наталия Юткевичи, родители режиссёра

Родился в Санкт-Петербурге в семье инженера-технолога караимского происхождения Иосифа Ивановича Юткевича (1877—1972) и Наталии Михайловны Юткевич (в девичестве Лавровой; 1880—1953) , дворянки , выпускницы историко-филологического отделения Высших бестужевских курсов , переехавших в столицу из Вильны . Отец работал инженером в Товариществе Балтийских судостроительных и механических заводов , а с 1903 года — на Петербургской казённой пробочной фабрике; семья жила на 4-й Рождественской улице , дом № 43 .

Октябрьская революция застала их на отдыхе в Славянске , откуда семья переехала в Харьков и позже — в Киев . В Харькове Юткевич учился живописи у Эдуарда Штейнберга , в Киеве сдружился с Григорием Козинцевым и Алексеем Каплером .

В годы Гражданской войны работал актёром, художником, ассистентом режиссёра в театрах Киева и Севастополя . В 1921—1923 годах учился в Государственных высших режиссёрских мастерских и ВХУТЕМАСе . Параллельно работал в Мастерской Фоггерта , где совместно с Сергеем Эйзенштейном оформил ряд спектаклей, включая «Вечер театральных пародий» и «Хорошее отношение к лошадям» Владимира Масса (1921), а также осуществил постановку «Спектакля шарлатанов» Г. С. Геллета (1922) .

В 1922 году вместе с Григорием Козинцевым, Леонидом Траубергом и Георгием Крыжицким выпустил манифест «Эксцентризм», ставший теоретической платформой для Фабрики эксцентрического актёра (ФЭКС) . В течение двух лет как художник и режиссёр ставил эстрадные номера и скетчи на злободневные политические и социальные темы в живых газетах «Смычка» и « Синяя блуза » .

С 1924 года работал в кино. Был художником на фильмах Абрама Роома « Предатель » (1926) и « Третья Мещанская » (1927), в 1926 году возглавил собственный Экспериментальный киноколлектив (ЭККЮ) . В 1928 году по завершении собственного фильма « » обвинён в формализме и изгнан с московской фабрики « Совкино ». Перебравшись в Ленинград, работал на ленинградской кинофабрике «Совкино» (впоследствии — « Ленфильм »). Один из тех, кто безоговорочно принял появление звука в начале 1930-х годов .

В конце 1934 года группой начинающих ленинградских кинематографистов, актёров и композиторов, среди которых были Арнштам , Гарин , Лок­шина , Тенин , Бернес , Шостакович , Гольц и многие другие, была создана «Первая художественная мастерская», возглавить которую предложили Юткевичу. По мнению киноведа Петра Багрова , мастерская стала «едва ли не самой привлекательной страницей советского кино второй половины 1930-х годов, возобновив под крышей мансарды атмосферу „студийности“ 1920-х» . Студия заявила о себе декларацией, вполне благонамеренной, однако «в ней провозглашалось некое „размежевание“ кинематографистов по творческим устремлениям. Для середины 30-х с их внедрением насильственного художественного единообразия — это почти революция!» . Под художественным руководством Юткевича силами мастерской были сняты: « Подруги » (1935), « Женитьба », « Тайга золотая » и « Шахтёры » (1937) .

В планах стояла экранизация « Поединка » Куприна, работы над фильмом «Клоп» были прерваны ещё в подготовительный период . И в 1938 году Юткевич обратился к теме « ленинианы », впоследствии ставшей ведущей в его творчестве.

Начал преподавать в 1929 году. В 1938—1941 годах, перебравшись в Москву, заведовал кафедрой актёрского мастерства ВГИКа (с 1940 года — профессор) . В дальнейшем, вплоть до конца 1960-х годов, неоднократно набирал режиссёрские мастерские.
В 1938—1944 годах был художественным руководителем киностудии « Союздетфильм » . В 1939—1946 годах занимал должность главного режиссёра Ансамбля песни и пляски НКВД . Благодаря этому именно с его подачи были возвращены в Москву ссыльные Михаил Вольпин и Николай Эрдман .

В 1949 году стал одной из жертв борьбы с космополитами .

Злостным формалистом и вождём антинародного космополитизма объявили и Юткевича — со своими модернистскими устремлениями и, главное, «подходящей» для антисемитских шабашей фамилией этот, в общем-то, потомок польских дворян был истинной находкой для громких проработок 1949-го года. Во время одной из них его довели до сердечного приступа… Олег Ковалов , «Формалист (К 105-летию со дня рождения Сергея Юткевича)» декабрь 2009

На одном из «проработочных» собраний в Доме кино Марк Донской , задыхаясь от гнева, кричал Юткевичу: «За паршивенькие статейки получил звание доктора? Отдай обратно!»

Как художник и режиссёр поставил около тридцати спектаклей на московских и ленинградских сценах. В 1960—1965 годах был главным режиссёром Студенческого театра МГУ .

В 1960—1970-е годы вновь обращался к творчеству Владимира Маяковского , совместно с Анатолием Карановичем поставив два экспериментальных мультфильма: « Баня » (1962) и « Маяковский смеётся » (1975). В них режиссёры использовали метод киноколлажа, совместив кукольную и рисованную мультипликацию с актёрской игрой, чтобы перенести на экран драматургию и киносценарий поэта «Позабудь про камни» . В 1967 году совместно с Н. И. Клейманом реконструировал в фотографиях фильм « Бежин луг » (1935) Сергея Эйзенштейна, а в 1968 году — фильм « Барышня и хулиган » (1918) с участием Маяковского .

Преподавал с первого набора на режиссёрском отделении Высших режиссёрских курсов в 1963 году . Председатель жюри V Московского международного кинофестиваля в 1967 году. Был изначально причастен к созданию Киноцентра с пространством музея кино внутри — «по образцу итальянского» .

Могила С. И. Юткевича на Новодевичьем кладбище

Работая в Институте истории искусств (1947—1949, 1956—1973) и ВНИИ киноискусства (1974—1985), написал ряд монографий на материале советского и зарубежного киноискусства («Контрапункт режиссёра», 1960; «Шекспир в кино», 1973; «Модели политического кино», 1978) . В качестве главного редактора участвовал в создании «Кинословаря в двух томах» (1966—1970), в 1987 году переизданного в виде однотомника « Кино. Энциклопедический словарь ».

Член ВКП(б) с 1939 года , член Союза кинематографистов СССР , Всероссийского театрального общества , Союза писателей СССР (1964—1981), Советского комитета защиты мира , член-корреспондент Академии искусств ГДР (1961) .

Сергей Юткевич скончался 23 апреля 1985 года в Москве . Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Семья

Глинищевский переулок , 5/7

Супруга — Елена Михайловна Ильющенко (1904—1987), балерина.

От актрисы Нины Яковлевны Шатерниковой (1902—1982) дочь Марианна Сергеевна Шатерникова (1934—2018) — киновед, кандидат искусствоведения, с 1964 года преподавала во ВГИКе. С 1990 года жила в Калифорнии ( США ) .

Адреса

Театральные работы

Режиссёр

Студенческий театр МГУ
Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского

Художник

Фильмография

Режиссёр

Сценарист

Художник

Участие в документальных фильмах

  • 1955 — 60-летний юбилей А. Довженко
  • 1955 — 30-летие фильма «Броненосец „Потёмкин“»
  • 1959 — Звёзды встречаются в Москве
  • 1965 — С. Юткевич и М. Штраух в Варшаве
  • 1970 — Один час с Козинцевым, или Семь мнений

Библиография

  • Контрапункт режиссёра, М., 1960;
  • Мы знали его таким (о С. М. Эйзенштейне), «Знамя», 1960, ј 10;
  • Работая над Маяковским, «Театр», 1955, № 4 (совместно с. В. Плучеком);
  • Доктор Дапертутто, или Сорок лет спустя, в сб.:Встречи с Мейерхольдом, М., 1967.
  • . — М. : Наука, 1973.
  • // Искусство кино : журнал. — 1982. — Март ( № 3 ). — С. 115—128 . — ISSN .

Звания и награды

Номинации

Комментарии

  1. По распоряжению И. Г. Большакова , министра кинематографии СССР, отдавашего приказ о съёмках фильма «Памяти С. М. Эйзенштейна», имена обоих режиссёров не были включены в титры .

Примечания

  1. Anna Szpakowska. (польск.) // Awazymyz : Pismo Historyczno-Społeczno-Kulturalne Karaimów. — Wrocław, 2009. — Grudzień ( nr 3 (24) ). — S. 13—16 . — ISSN . 28 января 2019 года.
  2. . Дата обращения: 31 мая 2016. 4 августа 2016 года.
  3. Долинский М. З. Связь времен. — М. : Искусство, 1976. — С. 6—9. — 327 с.
  4. Молдавский Д. от 5 июня 2016 на Wayback Machine — М.: ВТО, 1975.
  5. . Дата обращения: 30 сентября 2017. 25 июня 2018 года.
  6. / под ред. П. А. Маркова. — М. : Советская энциклопедия, 1967. 29 сентября 2020 года.
  7. , с. 517.
  8. Багров Пётр. // Сеанс : журнал. — 2005. — № 21—22 . 28 ноября 2021 года.
  9. Ковалов Олег. . cinematheque.ru . Синематека (28 декабря 2009). Дата обращения: 28 ноября 2021. 28 ноября 2021 года.
  10. , с. 117.
  11. , с. 518.
  12. Юренев Р. Н. В оправдание этой жизни. – М.: Материк, 2007. – С. 412.
  13. Асенин С. В. . — М. : Искусство, 1986. — С. 63. — 306 с.
  14. . kinobraz.ru . Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Дата обращения: 27 ноября 2021. 30 ноября 2021 года.
  15. Таран Яна. . seance.ru . журнал «Сеанс» (10 марта 2006). Дата обращения: 28 ноября 2021. 28 ноября 2021 года.
  16. от 15 ноября 2016 на Wayback Machine // Герои страны
  17. . Дата обращения: 20 ноября 2019. 19 сентября 2020 года.
  18. Бэла Гершгорин. vechny.wordpress.com . Вечерний Нью-Йорк (22 ноября 2018). Дата обращения: 18 июня 2019. 24 ноября 2018 года.
  19. от 30 ноября 2021 на Wayback Machine // net-film
  20. от 30 ноября 2021 на Wayback Machine // net-film
  21. от 30 ноября 2021 на Wayback Machine // net-film
  22. . Музей ЦСДФ (26 декабря 2018). Дата обращения: 27 ноября 2021.
  23. . Синематека . Дата обращения: 27 ноября 2021. 30 ноября 2021 года.
  24. от 30 ноября 2021 на Wayback Machine // net-film
  25. // Советское искусство : газета. — 1939. — 2 февраля ( № 16 (596) ). — С. 3 . 4 октября 2021 года.
  26. (фр.) . Дата обращения: 2 августа 2012. Архивировано из 15 июля 2015 года.
  27. , с. 81.

Литература

  • Юткевич Сергей. // Искусство кино : журнал. — 1982. — Март ( № 3 ). — С. 115—128 . — ISSN .
  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — С. 90. — 640 с. — 100 000 экз.
  • Летописцы нашего времени // Режиссёры документального кино / Сост. Г. Прожико, Д. Фирсова. — М. : Искусство, 1987. — 351 с.
  • Режиссёры советского художественного кино // Биофильмографический справочник в 4-х томах / авт.-сост. Т. Сергеева и др.; руководитель авт. коллектива В. Антропов; ред.-сост. Н. Астахина и др. — М. : Госфильмофонд СССР, 1990. — Т. 4 (Часть 1: Т–Я). — 124 с. — 500 экз.
  • Гайдин Б. Н. // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2017. — № 6 . — С. 88—100 . — doi : . 4 февраля 2018 года.

Ссылки

  • Ханютин Ю. М., Туровская М. И. . Киноискусство. История кино . Дата обращения: 6 мая 2023.
  • Гайдин Б. Н. . Электронная энциклопедия «Мир Шекспира» (2017). Дата обращения: 6 декабря 2017. 6 декабря 2017 года.
Источник —

Same as Юткевич, Сергей Иосифович