Interested Article - Маркевич, Игорь (композитор)

И́горь Бори́сович Марке́вич ( фр. Igor Markevitch ; 27 июля 1912 , Киев 7 марта 1983 , Антиб ) ― итальянский и французский дирижёр и композитор украинского происхождения.

Биография

Представитель казацкого дворянского рода . Родился в семье пианиста Бориса Маркевича и Зои Похитоновой, дочери художника Ивана Похитонова . Правнук Председателя Петербургской судебной палаты Андрея Николаевича Маркевича (1830—1907), праправнук историка Николая Андреевича Маркевича . Брат виолончелиста Димитрия Маркевича . Отец дирижёра (англ.) (.

В возрасте двух лет был вывезен родителями в Париж , в 1916 г. из-за болезни отца ( туберкулёз ) семья обосновалась в Швейцарии . Первые уроки музыки получил от отца, с раннего возраста начал сочинять. В возрасте тринадцати лет Маркевич исполнил свою фортепианную сюиту «Свадьба» в присутствии Альфреда Корто , который взялся его обучать и помог опубликовать сочинение. Через два года Маркевич поступил в Нормальную школу музыки в Париже, где занимался фортепиано с Корто и композицией с Надей Буланже .

В 1929 году юный музыкант был представлен Сергею Дягилеву и сыграл ему фрагмент из своей Симфониетты, над которой в то время работал. Дягилев одобрил музыку и заказал Маркевичу концерт для фортепиано с оркестром и музыку к балету . Несмотря на разницу в возрасте, они стали интимными друзьями и совершили вдвоём романтическое путешествие по берегам Рейна . Концерт был написан в том же году и исполнен на открытии Дягилевских сезонов в театре « Ковент-Гарден » (партию фортепиано исполнял автор), однако балетный проект не был осуществлён из-за смерти Дягилева.

В 1930 году в Париже с успехом исполняется кантата Маркевича, в которой он использовал материал неоконченного балета, а ещё через год не меньший успех имеет его Кончерто гроссо. Музыка Маркевича привлекает внимание Жана Кокто , Дариюса Мийо , Роже Дезормьера , издательство Schott предлагает ему контракт на издание его сочинений. Вместе с Сержем Лифарем Маркевич работает над двумя балетами ― «Ребус» и «Полёт Икара», и, несмотря на то, что они так и не были поставлены, музыка обоих была исполнена в концерте. «Полёт Икара», исполненный в 1933 году под управлением Дезормьера, произвёл сенсацию в музыкальном мире. Необычный композиторский почерк, введение новых оркестровых красок (в частности, применение четвертитоновых интервалов) заставили говорить о Маркевиче как об одной из значительных фигур европейского музыкального модерна. Критики называли его «Игорем Вторым» (под Первым подразумевая Стравинского ), Бела Барток говорил о влиянии музыки Маркевича на свои сочинения.

После нескольких лет жизни в Париже Маркевич уехал в Швейцарию и в апреле 1935 года женился на Кире Нижинской, дочери знаменитого танцовщика дягилевской труппы. Как и многие другие композиторы в 1930-е годы, он выступал в качестве дирижёра и пианиста. Дирижированием он ранее занимался частным образом у Пьера Монтё , успешно руководил голландской премьерой «Ребуса» и первым исполнением своей оратории «Потерянный рай» в Лондоне в 1935 году (заменив заболевшего Германа Шерхена , который должен был стоять за пультом). Как пианист в эти годы Маркевич совершенствуется у Альфредо Казеллы , и его творчество впоследствии окажет существенное влияние на развитие не только пианистического, но и композиторского искусства Маркевича. Он сближается с итальянским музыкальным авангардом и принимает участие в фестивалях «Музыкальный май» , а незадолго до начала войны женится на графине Донне Каэтани (1921—1990), наследнице старинного итальянского рода, восходящего в XIV век к папе Бонифацию VIII . В связи с женитьбой Маркевич переезжает во Флоренцию . В 1943 году он пишет новую редакцию «Падения Икара», из которой убраны все модернистские элементы, и в тот же год становится активным участником итальянского Движения Сопротивления (позднее ему будет присуждена золотая медаль «Партизан Северной Италии»).

С этого времени Маркевич жил также и в центре Рима , в палаццо Каэтани, доставшемся его жене по наследству. В 1956 году у супругов в Лозанне родился сын Олег, ныне итальянский композитор и дирижёр. В мае 1978 года напротив палаццо Каэтани террористы из « Красных бригад » оставили красный автомобиль «Рено», в багажнике которого полиция обнаружила тело убитого экс-премьера и лидера Христианско-демократической партии Италии Альдо Моро . В связи с этим международная пресса неоднократно муссировала тему возможной вовлечённости симпатизировавшего «бригадирам» Игоря Маркевича в это событие, однако значимых доказательств получено не было .

После войны Маркевич почти перестаёт сочинять и переключается на дирижёрскую деятельность. Он много гастролирует как приглашённый дирижёр (в 1955 дебютировал в США с Бостонским симфоническим оркестром ), становится главным дирижёром симфонических оркестров (1952―1955), Монреаля (1955―1960), Филармонического оркестра Гаваны (1957―1958), оркестра Ламурё в Париже (1957―1961).

В 1960 году впервые посетил с гастролями СССР. С 1948 года Маркевич даёт мастер-классы по всему миру, в том числе в Моцартовском университете Моцартеум ( Зальцбург ), в 1963 году проводит семинар по дирижированию в Московской консерватории . Познакомившись в Москве с художником Анатолием Зверевым , Маркевич приобрёл у «русского Ван Гога» несколько десятков работ и вывез их из СССР. Благодаря этому, в 1965 году в парижской галерее «Motte» по инициативе Маркевича состоялась первая зарубежная персональная выставка Анатолия Зверева.

Он впервые записал ряд сочинений современных композиторов ― Лили Буланже , Луиджи Даллапикколы , Дариюса Мийо , Фредерика Момпу , а также цикл из всех симфоний Чайковского с Лондонским симфоническим оркестром . В 1970-е годы начал работу над новой редакцией симфоний Бетховена и над автобиографией.

В течение долгого времени Маркевич избегал исполнения своей музыки, но когда в 1978 году получил предложение от Брюссельской филармонии продирижировать «Потерянным раем», согласился. Концерт имел большой успех, и, воодушевлённый положительными отзывами критики, Маркевич принял решение возродить собственные сочинения и заново их опубликовать. В его планах также была организация международных дирижёрских мастер-курсов и фестивалей. В 1982 году он вновь посетил с концертами СССР и наиболее восторженный приём получил в родном Киеве. Через год Маркевич умер от инфаркта, оставив планы неосуществлёнными.

Основные сочинения

Вокальные сочинения
  • Кантата для сопрано, мужского хора и оркестра, на слова Жана Кокто (1929―1930)
  • Псалом для сопрано и малого оркестра (1933)
  • «Потерянный рай», оратория на собственный текст для сопрано, меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра (1933―1935)
  • «Лоренцо Великолепный» концертная симфония для сопрано и оркестра, на слова Лоренцо Медичи (1940)
Оркестр
  • Симфониетта F-dur (1928―1929);
  • Концерт для фортепиано с оркестром (1929);
  • Кончерто гроссо (1930);
  • Партита для фортепиано и малого оркестра (1931);
  • Сюита из балета «Ребус» (1931);
  • Сюита из балета «Падение Икара» для двух фортепиано и ударных (1932; вторая оркестровая редакция ― 1943);
  • «Гимны» для малого оркестра (1936);
  • Маленькая сюита по мотивам Шумана для малого оркестра (1933);
  • «Песнь любви» (1936);
  • «Новый век» (1937);
  • «Голубой Дунай» (1944, по И. Штраусу)
Камерные сочинения
  • «Свадьба» для фортепиано (1929)
  • Серенада для скрипки, кларнета и фагота (1931)
  • Галоп для камерного ансамбля (1932)
  • «Стефан-поэт» для фортепиано (1939―1940)
  • Вариации, фуга и послание на тему Генделя для фортепиано (1941)
  • Оркестровки сочинений Мусоргского (песни), Глинки (Увертюра на русские темы), Баха («Музыкальное приношение»)
  • Новая редакция симфоний Бетховена (1982)

Некоторые литературные сочинения

  • «Введение в музыку» (Париж, 1940)
  • «Сделано в Италии» (Лондон, 1949)
  • «Органный пункт» (Париж, 1959)
  • «Être et avoir été» (Париж, 1980)
  • «Завещание Икара» (Париж, 1984)
  • Статьи в книгах и журналах

Примечания

  1. ↑ Igor Markevitch // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. ↑ Igor Markevitch // (кат.) — , 1968.
  3. Маркевич Игорь Борисович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. от 2 января 2008 на Wayback Machine / Пер. с украинского Д. Михаэля // Еврейская старина: Приложение к сетевому журналу «Заметки по еврейской истории». — Номер 1, 31 декабря 2002 года
  5. Sjeng Scheijen. Diaghilev: A Life . Oxford University Press, 2010. P. 431-439.
  6. Philip Willan. (англ.) . guardian.co.uk (9 мая 2003). Дата обращения: 8 декабря 2011. 4 февраля 2012 года.
  7. (неопр.) . NEWSru.com (11 ноября 2003). Дата обращения: 13 декабря 2015. 22 декабря 2015 года.
  8. Коммерсантъ » № 99 (1743) от 10.06.1999

Ссылки

Same as Маркевич, Игорь (композитор)