Interested Article - Ребиков, Владимир Иванович

Влади́мир Ива́нович Ре́биков ( 19 (31) мая 1866 , Красноярск 4 августа 1920 , Ялта ) — русский композитор , пианист, музыкальный реформатор, представитель русского и европейского музыкального модернизма, писатель.

Биография

Происходил из дворянской семьи. Отец Ребикова — горный инженер. В Москве семья проживала на улице Пречистенка с 1868 года. Первые уроки музыки получил от матери.

С 1878 года учился в Коммерческом училище , с 1880 — в реальном училище К. П. Воскресенского , продолжая музыкальные занятия. В 1885 году пытался поступить в Московскую консерваторию , но представив экзаменационной комиссии (во главе с С. И. Танеевым ) свои «модернистские диссонансные сочинения», был отвергнут и поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. Музыке обучался частным образом у Н. С. Кленовского . В 1891 году уехал за границу для получения музыкального образования в Берлине у К. Мейербергера и Г. Мюллера.

В 1893 году создал в Москве цикл романсов на слова Семёна Надсона , получивший поддержку и одобрение П. И. Чайковского . В 1893—1896 годах жил в Одессе , где была создана его первая опера «В грозу» (по повести « Лес шумит » В. Г. Короленко ); позже опера получила признание и была поставлена в Москве в театре «Аквариум».

Ребиков посещал литературно-художественные вечера в доме Валерия Брюсова . С 1893 года занимался преподаванием: в Москве , Киеве и Одессе . Поселившись в 1897 году в Кишинёве , добился открытия там отделения Русского музыкального общества и организовал музыкальную школу . В конце 1890-х посетил Вену и Мюнхен , где познакомился с новейшими течениями в европейском искусстве.

В 1898—1901 гг. стал инициатором и участвовал в организации первого в истории русской музыки официального творческого объединения — « ». С 1901 года выступал с концертами в России и за границей. На русской и зарубежной сценах с успехом ставилось лучшее произведение Ребикова — опера «Ёлка», о Ребикове писали газеты и журналы, но постепенно слава его угасла. К его последней опере «Дворянское гнездо» (по роману И. С. Тургенева ), ещё проявлял интерес В. И. Немирович-Данченко .

На революционные события 1905 года Ребиков откликнулся литературной поэмой «Альфа и Омега», «музыкально-психологической картиной „Кошмар“». С 1906 года находился за границей; с 1909 года вновь в Москве; опубликовал серию статей по проблемам музыкального искусства.

Ребиков часто бывал в Крыму . В юности он часто проводил лето в Феодосии , где у его родителей была небольшая дача. С 1910 года жил в Ялте , где был заметной эксцентрической фигурой (к примеру, его можно было встретить на улицах города, ходившим с двумя зонтиками — белым от солнца и черным от дождя). В 1913 году к 25-летию творческой деятельности Ребикова на сцене московского театра Г. Г. Солодовникова силами артистов «Оперы С. И. Зимина» была поставлена опера Ребикова «Ёлка».

В августе 1914 года композитор открыл в Ялте «Студию музыки композитора В. И. Ребикова», где обучал композиции, теории музыки, музыковедению и игре на рояле всех желающих .

Один из учредителей Ялтинского религиозно-философского общества (октябрь 1919) .

Скончался в Ялте 4 августа 1920 года ; был похоронен на Ауткинском кладбище . Позже его останки были перенесены на Поликуровский мемориал , где имеется посвящённая ему мемориальная доска.

Семья

Творчество

Творческие взгляды Ребикова перекликаются с современными ему направлениями в движении символизма и музыкального импрессионизма. Нередко в качестве сюжетов для своих сочинений композитор выбирал популярные в то время литературные и живописные произведения. Ряд фортепианных работ Ребикова, в частности «Эскизы-настроения», написан под влиянием живописи Арнольда Бёклина . Долгая дружба связывала композитора с поэтом Валерием Брюсовым , на стихи которого он написал несколько циклов романсов.

В своём творчестве Ребиков придерживался сформулированной им самим концепции «музыкальной психографии». Его стиль значительно отличался от установившихся норм композиции, и его эксперименты в области музыкального языка нередко встречали непонимание со стороны его современников. Однако, на творческий дебют Ребикова очень благожелательно отозвался П. И. Чайковский, нашедший в музыке молодого композитора «значительную талантливость… поэтичность, красивые гармонии и весьма недюжинную музыкальную изобретательность». В свою очередь Ребиков посвятил Чайковскому свой фортепианный цикл «Воспоминания осени».

Ребиков был одним из пионеров целотоновой музыки в России, часто применял в своих сочинениях созвучия квартовой структуры и другие необычные для того времени приёмы. В поисках новых музыкальных форм и возможностей синтеза различных типов искусства композитор создал несколько произведений в жанрах ритмодекламации, «меломимики», «мелопластики». Так, например, известна «ритмодекламация» Ребикова на стихи К. Бальмонта «Как цветок» (1918). Современники считали Ребикова «музыкальным декадентом, не считающимся ни с какими музыкальными законами и формами» (Большой Брокгауз, 1903). Свои эстетические принципы Ребиков ясно сформулировал в статье-манифесте «Музыкальные записи чувств», опубликованной в «Русской музыкальной газете» (№48) в 1913, где призывал отказаться от определённости в музыкальной форме и гармонии, поскольку «наши чувства не имеют заранее установленных форм и окончаний».

Наиболее ярко почерк Ребикова проявился в его произведениях для музыкального театра. Отвергнув эстетику традиционной оперы , Ребиков в своих «музыкально-психологических драмах», таких как «Дворянское гнездо» 1916 , активно использовал аллегории и мистические символы («Теа», 1904 ; «Альфа и Омега», 1911 ).

В жанре меломимики Ребиков создал одноименный цикл, в предисловии к которому он поясняет: «Меломимики — сценический род, в котором мимика и музыка соединяются в неразрывном ансамбле. Они отличаются от балета, потому что танец не играет в них никакой роли, и от чистой пантомимы, потому что музыка играет роль по меньшей мере равную мимике» . Известны его «Вокальные меломимики».

В области инструментальной музыки Ребиков ограничивался простейшими малыми формами, создав несколько десятков фортепианных миниатюр лирического или жанрово-характеристического плана, объединенных в серии под названиями «Вокруг света», «Осенние листья», «По славянским странам», «Буколические сцены» и ряд других. В составе этих циклов можно найти привлекательные пьесы, отличающиеся изяществом, остроумием и образностью музыки, но технически несложные .

Работал в области духовной музыки. Известна его «Всенощная», по мнению композитора и дирижёра Александра Дмитриевича Кастальского «выдающаяся по смелости изложения».

Ребиков принимал активное участие в развитии музыкальной жизни в Кишинёве , где он создал не только отделение Русского музыкального общества , но и Музыкальное училище. За годы работы там он написал большое количество музыкальных произведений для детей — фортепианные, песенные и хоровые сборники «Детский мир», «Детский отдых», «Дни детства», «Школьные песни», музыкальные сценки «Басни в лицах» (по И. Крылову ), детские балеты «Музыкальная табакерка», «Белоснежка», «Принц Красавчик», большое количество фортепианных циклов.

Творческое наследие Ребикова включает в себя не только музыкальные произведения, но также ряд статей по вопросам музыкальной эстетики: «Музыкальные записи чувств», «Музыка через 50 лет», «Орфей и вакханки».

Оперы

Балеты

  • «Белоснежка» (по сказке «Снежная королева» Андерсена)
  • «Что случилось с балериной, китайцами и прыгунами». Одноактный балет. Москва, 1914. Постановка Б. Г. Романова .

Фортепианные циклы

  • «Осенние грезы»
  • «Эскизы настроений»
  • «Меломимики» op.11 (1898)
  • «Меломимики» op.17 (1903)
  • «10 звуковых поэм op. 13»
  • «Рабство и свобода», музыкально-психологическая картина (1903)
  • «Песни сердца», музыкально-психологическая картина (1903)
  • «Стремление и достижение», музыкально-психологическая картина
  • «В сумерках»
  • «Кошмар», музыкально-психологическая картина (для ф-но в четыре руки)
  • «На родине»
  • «Осенние листья» (1904)
  • «Из дневника», op. 33
  • «Мелопластики» (1910)
  • «Маленькая балетная сюита» (1906)
  • «Идиллии», op. 50 (1913)
  • «Пять танцев», op. 51 (1914)
  • «Они веселы», op. 54
  • «Музыкальная табакерка» (1902)
  • «Из забытой тетради»
  • Фортепианные произведения В.И.Ребикова на (8 часов записей)

Фортепианные циклы для детей

  • «Вокруг света»
  • «Силуэты»
  • «Из античного мира»
  • «Картинки прошлого»
  • «Альбом легких пьес для юношества»
  • «Игрушки на ёлке»
  • «Искорки»

Вокальные произведения

  • «Вокальные сцены», op. 1 (на тексты Майкова, Кольцова, Надсона, Фета)
  • Романсы, op. 4 (на тексты Надсона), op. 16 и 18 (на тексты Брюсова), op. 20 (на тексты Конфуция, Брюсова, Апухтина)
  • «Басни Крылова в лицах»
  • «Меломимика», op. 19 (для хора и ф-но на тексты Лермонтова)
  • «Мелодекламации», op. 32 (на тексты Апухтина и Гейне)
  • «Ритмодекломации», op. 52 (на тексты Апухтина, Бальмонта, Петрарки, Рукавишникова и других поэтов)
  • «Мелопоэза» (жанр, введенный Ребиковым) «Балкон осенью», op. 53 (на текст Звягинцевой)
  • Детский хор «Классное пение»
  • Хор «Детский мир»
  • Хор «Дни детства»

Оркестровые произведения

  • Оркестровая сюита «На Востоке»

Духовная музыка

Книги

  • Меломимика. Одесса, 1899

Статьи

  • Орфей и вакханки // РМГ, 1910, No 1
  • Через 50 лет // РМГ, 1911, No 1-3, 6-7, 13-14, 17-19, 22-25
  • Музыкальные записи чувств // РМГ, 1913, No 48.
  • (совместно с В. Г. Каратыгиным) За 7 дней // РМГ 1913, No 35

Переводы

  • Мейербергер К. «Гармония Вагнера», пер. с нем. яз.
  • Геварт Ф. «Методический курс оркестровки» (М., 1898) пер. с франц. (Ребиков перевел и дополнил текст русскими примерами).

Библиография

  • Павел Милюков . «Очерки по истории русской культуры». Часть 2. СПб 1897 Том 2
  • Суворовский Н. Чайковский и музыка будущего // Весы . — 1904. — Том I, № 8. — С. 18, 19—20.
  • Чешихин В . История русской оперы (с 1674 по 1903 г.) 2-е изд. и знач. доп. изд. Издательство: И. Юргенсон, Санкт-Петербург 1905.
  • В. И. Ребиков // Нива: Иллюстрированный журнал литературы и современной жизни. — СПб., 1913. — № 41. — С. 818, портр. на с 817.
  • Стремин М. , О Ребикове, «Художественная жизнь», 1922, № 2
  • Сабанеев Л. «История русской музыки». Изд. «Работник просвещения». Москва, 1924, 87 стр. (Небольшая заметка о Ребикове)
  • Новиков В. Российские пророчества: (В. И. Ребиков) // Новое русское слово. — Нью-Йорк, 1959. — 11 января (№ 16733). — С. 3, 7.
  • Берберов Р. , ( ), в изд.: Ребиков В., Пьесы для фортепиано, тетрадь 1, М., 1968.
  • Гольдштейн М . Достоевский и музыка // Новое русское слово. — Нью-Йорк, 1979. — 9 сентября (№ 24983). — С. 4.
  • Томпакова О. Владимир Иванович Ребиков: очерк жизни и творчества. — М., 1989.
  • Горский А. К. Ребиков; В. И. Ребиков // Горский А. К. Сочинения и письма. — М.: ИМЛИ РАН, 2018. — Кн. 1. — С. 203-230. — Коммент.: с. 868-889. ISBN 978-5-9208-0542-3

Примечания

  1. Священник Анатолий Трушин . от 6 июня 2021 на Wayback Machine // Московские Епархиальные Ведомости. — 2016. — № 5.
  2. Шинтяпина И. В. Незабываемые страницы забытого творчества (к 150-летию со дня рождения композитора В. И. Ребикова (1866—1920) // Наука. Искусство. Культура. — 2016. — №3 (11) (дата обращения: 06.06.2021).
  3. Ю. В. Келдыш. В. И. Ребиков // Москва «Музыка». — 1997.
  4. Гозенпуд А. А. Достоевский и музыка. — Л. : Музыка, 1971. — С. 149—150. — 175 с.

Ссылки

  • на интернет-портале «Belcanto.ru»
  • на интернет-портале «Classical Forum»
  • в проекте «Крымология»
  • Ребиков Владимир Иванович // Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия . — 1992. в энциклопедии «Москва»
  • в нотном архиве «Notoboz»
Источник —

Same as Ребиков, Владимир Иванович